Метафилософия

редактировать
Эта статья о философском термине. Для журнала см. Метафилософия (журнал).

Метафилософия, которую иногда называют философией философии, - это «исследование природы философии ». Его предмет включает цели философии, границы философии и ее методы. Таким образом, в то время как философия обычно исследует природу бытия, реальность объектов, возможность познания, природу истины и т. Д., Метафилософия - это саморефлексивное исследование природы, целей и методов деятельности, которая задает вопросы такого рода, задавая вопросы, что такое сама философия, какие вопросы она должна задавать, как она могла бы их ставить и отвечать на них, и чего она могла бы этим достичь. Одни считают его предметом, предшествующим философии и подготовительным для нее, в то время как другие рассматривают его как неотъемлемую часть философии или автоматически как часть философии, в то время как другие принимают некоторую комбинацию этих взглядов.

Интерес к метафилософии привел к созданию журнала « Метафилософия» в январе 1970 года.

Многие суб-дисциплины философии имеют свою собственную ветвь «метафилософии», примерами которой являются метаэстетика, метаэпистемология, метаэтика и метаметафизика ( мета-онтология ).

Хотя термин метафилософия и явное внимание к метафилософии как особой области философии возник в 20-м веке, эта тема, вероятно, так же стара, как и сама философия, и ее можно проследить, по крайней мере, до работ древних греков и древнеиндийской Ньяи..

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Отношение к философии
  • 2 Терминология
  • 3 сочинения
  • 4 темы
    • 4.1 Цели
    • 4.2 Границы
    • 4.3 Методы
    • 4.4 Прогресс
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 Внешние ссылки
Отношение к философии

Некоторые философы рассматривают метафилософию как предмет отдельно от философии, выше или выше нее, в то время как другие возражают против этой идеи. Тимоти Уильямсон утверждает, что философия философии «автоматически является частью философии», как и философия всего остального. Николас Баннин и Цзиюань Ю пишут, что разделение исследований первого и второго порядка потеряло популярность, поскольку философам трудно заметить это различие. Как свидетельствуют эти противоположные мнения, продолжаются споры о том, является ли оценка природы философии «философией второго порядка» или просто «простой философией».

Многие философы сомневаются в ценности метафилософии. Среди них Гилберт Райл : «Озабоченность вопросами о методах обычно отвлекает нас от преследования самих методов. Как правило, мы бежим, хуже, не лучше, если мы много думаем о своих ногах. Так что давайте... не будем говорить. всего этого, но просто сделай это. "

Терминология

Обозначения « метафилософия» и « философия философии» имеют множество значений, иногда воспринимаемых как синонимы, а иногда как отдельные.

Моррис Лазеровиц утверждает, что придумал термин «метафилософия» около 1940 года и использовал его в печати в 1942 году. Лазеровиц предположил, что метафилософия - это «исследование природы философии». Более раннее использование было найдено в переводах с французского. Термин происходит от греческого слова meta μετά («после», «за пределами», «с») и философии φιλοσοφία («любовь к мудрости»).

Термин «метафилософия» используется Полом Мозером в смысле «второстепенного» или более фундаментального начинания, чем сама философия, в манере, предложенной Чарльзом Грисволдом:

«Различие между философией и метафилософией имеет аналог в известном различии между математикой и метаматематикой».

-  Пол К. Мозер, Метафилософия, с. 562

Людвиг Витгенштейн счел это употребление бессмысленным, отвергнув аналогию между метаязыком и метафилософией. По словам Мартина Хайдеггера:

«Когда мы спрашиваем:« Что такое философия? «тогда мы говорим о философии. Задавая таким образом, мы, очевидно, занимаем позицию выше и, следовательно, вне философии. Но цель нашего вопроса - войти в философию, задержаться в ней, вести себя в ее Таким образом, путь нашего обсуждения должен иметь не только четкое направление, но в то же время это направление должно давать нам гарантию того, что мы движемся в рамках философии, а не вне ее, и вокруг него."

-  Мартин Хайдеггер, « Был ли Ist Das - die Philosophie?» п. 21 год

Некоторые другие философы трактуют приставку « мета» просто как означающую « примерно... », а не как относящуюся к метатеоретической форме философии «второго порядка», среди них Решер и Дубль. Другие, такие как Уильямсон, предпочитают термин «философия философии» вместо «метафилософия», поскольку он избегает коннотации дисциплины «второго порядка», которая смотрит на философию свысока, и вместо этого обозначает то, что является ее частью. Джолл предполагает, что рассматривать метафилософию как «применение методов философии к самой философии» слишком расплывчато, в то время как точка зрения, которая рассматривает метафилософию как дисциплину «второго порядка» или более абстрактную, вне философии, «узка и тенденциозна»..

В аналитической традиции термин «метафилософия» в основном используется для обозначения комментариев и исследований предыдущих работ, в отличие от оригинальных вкладов в решение философских проблем.

Сочинения

Людвиг Витгенштейн писал о природе философских загадок и философского понимания. Он предположил, что философские ошибки возникли из-за заблуждений относительно природы философского исследования. В « Философских исследованиях» Витгенштейн писал, что не существует метафилософии в смысле метатеории философии.

К.Д. Броуд отличал критическую философию от умозрительной в своем «Предмете философии и его отношении к специальным наукам» во « Введение в научную мысль», 1923. Курт Дюкасс в своей книге « Философия как наука» исследует несколько взглядов на природу философии. философия, и заключает, что у философии есть отдельный предмет: оценки. Взгляды Дюкасса были одними из первых, кто был назван «метафилософией».

Анри Лефевр в « Метафилософии» (1965) утверждал, с марксистской точки зрения, в пользу «онтологического разрыва» как необходимого методологического подхода для критической социальной теории (одновременно критикуя «эпистемологический разрыв» Луи Альтюссера с субъективным марксизмом, который представлял собой фундаментальный теоретический инструмент школы марксистского структурализма).

Пол Мозер пишет, что типичная метафилософская дискуссия включает определение условий, при которых утверждение может считаться философским. Он рассматривает метаэтику, изучение этики, как форму метафилософии, а также метаэпистемологию, изучение эпистемологии.

Темы

Многие суб-дисциплины философии имеют свою собственную ветвь «метафилософии». Однако некоторые темы в рамках «метафилософии» пересекаются с различными подразделами философии, чтобы рассматривать основы, важные для всех ее суб-дисциплин. Некоторые из них упомянуты ниже.

  • Когнитивность
  • Системность
  • Методология
  • Историчность
  • Самостоятельная ссылка и самонастройка
  • Имманентность и неимманентность
  • Несогласие и разнообразие
  • Приоритет практического
  • Философия хорошая и плохая
  • Философия и экспертиза
  • Конец философии
  • Смерть философии
  • Антифилософии
  • Философия и утверждение
  • Философия и экспозиция
  • Философия и стиль
  • Философия как литература
  • Литература как философия
  • Философская красота
  • Философия как наука
  • Философия и смежные области и виды деятельности
  • Философия и аргумент
  • Философия и мудрость
  • Философия и метафилософия
  • Философия и народ
  • Философия и «примитивная» жизнь
  • Философия и философы
  • Философия и педагогика

Цели

Некоторые философы (например, экзистенциалисты, прагматики ) считают, что философия - это, в конечном счете, практическая дисциплина, которая должна помочь нам вести осмысленную жизнь, показывая нам, кто мы есть, как мы относимся к окружающему миру и что мы должны делать. Другие (например, философы-аналитики ) рассматривают философию как техническую, формальную и полностью теоретическую дисциплину с такими целями, как «бескорыстное стремление к знанию ради самого знания». Другие предлагаемые цели философии включают обнаружение абсолютно фундаментальной причины всего, что она исследует, раскрытие природы и значения обычных и научных верований, а также объединение и преодоление идей, данных наукой и религией. Другие предположили, что философия - сложная дисциплина, потому что она имеет 4 или 6 различных измерений.

Границы

Определение философии и ее границ само по себе проблематично; Найджел Уорбертон назвал это «заведомо трудным». Прямого определения не существует, а наиболее интересные определения противоречивы. Как писал Бертран Рассел :

«Мы можем отметить одну особенность философии. Если кто-то задаст вопрос, что такое математика, мы можем дать ему словарное определение, скажем, наука о числах, ради аргументации. Утверждение... Таким образом могут быть даны определения любой области, в которой существует совокупность определенных знаний. Но философию нельзя определить таким образом. Любое определение противоречиво и уже воплощает в себе философское отношение. Единственный способ узнать, что такое философия, это заниматься философией ".

-  Бертран Рассел, Мудрость Запада, стр. 7

Хотя есть определенное согласие с тем, что философия затрагивает общие или фундаментальные темы, нет четкого согласия по ряду демаркационных вопросов, включая:

  • это между исследованиями первого и второго порядка. Некоторые авторы говорят, что философское исследование является второстепенным, поскольку предметом его изучения являются концепции, теории и предпосылки; что это «размышления о мышлении», «в целом второстепенного характера»; что философы изучают, а не используют концепции, которые структурируют наше мышление. Однако Оксфордский философский словарь предупреждает, что «граница между такой рефлексией« второго порядка »и способами практики самой дисциплины первого порядка не всегда ясна: философские проблемы могут быть решены развитием дисциплины, и философское размышление может повлиять на поведение в дисциплине ".
  • что между философией и эмпирической наукой. Некоторые утверждают, что философия отличается от науки тем, что на ее вопросы нельзя ответить эмпирически, то есть путем наблюдения или эксперимента. Некоторые философы-аналитики утверждают, что на все значимые эмпирические вопросы должна отвечать наука, а не философия. Однако некоторые школы современной философии, такие как прагматики и натуралисты-эпистемологи, утверждают, что философия должна быть связана с наукой и должна быть научной в широком смысле этого термина, «предпочитая рассматривать философское размышление как продолжение передовой практики любой области науки. интеллектуальный запрос ».
  • что между философией и религией. Некоторые утверждают, что философия отличается от религии тем, что в ней нет места для веры или откровений : что философия не пытается отвечать на вопросы, апеллируя к откровениям, мифам или религиозным знаниям любого рода, а использует разум, без ссылки на разумное наблюдение и эксперименты ». Однако философы и теологи, такие как Фома Аквинский и Питер Дамиан, утверждали, что философия является« служанкой богословия »( ancilla theologiae).

Методы

Основная статья: Философский метод

Философский метод (или философская методология) - это изучение того, как заниматься философией. Среди философов распространено мнение, что философия отличается тем, как философы решают философские вопросы. Философы используют не один метод для ответа на философские вопросы.

В последнее время некоторые философы ставят под сомнение интуицию как основной инструмент философского исследования, от Сократа до современной философии языка. В « Переосмыслении интуиции» различные мыслители отвергают интуицию как достоверный источник знания и тем самым ставят под сомнение «априорную» философию. Экспериментальная философия - это форма философского исследования, в которой хотя бы частично используются эмпирические исследования, особенно опросы общественного мнения, для решения постоянных философских вопросов. Это контрастирует с методами аналитической философии, согласно которым, по мнению некоторых, философ иногда начинает с апелляции к своей интуиции по вопросу, а затем вступает в спор, используя эти интуиции в качестве предпосылок. Однако разногласия по поводу того, чего может достичь экспериментальная философия, широко распространены, и некоторые философы выступили с критикой. Одно из утверждений состоит в том, что эмпирические данные, собранные философами-экспериментаторами, могут иметь косвенное влияние на философские вопросы, позволяя лучше понять лежащие в основе психологические процессы, ведущие к философским интуициям. Некоторые философы-аналитики, такие как Тимоти Уильямсон, отвергли такой шаг против философии «кресла», т. Е. Философского исследования, основанного на интуиции, истолковав «интуицию» (которую они считают неправильным термином) просто как относящуюся к общим когнитивным способностям: если кто-то ставит под сомнение «интуицию», кто-то, как они сказали бы, питает скептическое отношение к общим когнитивным способностям - следствие, которое кажется философски непривлекательным. Для Уильямсона примеры интуиции - это примеры того, как наши когнитивные способности обрабатывают контрфактуальные выражения (или сослагательные условные выражения), которые характерны для рассматриваемого мысленного эксперимента или примера.

Прогресс

Важный вопрос в метафилософии - это вопрос о том, имеет ли место философский прогресс, и, более того, возможен ли такой прогресс в философии. Это даже оспаривалось, особенно Людвигом Витгенштейном, действительно ли существуют настоящие философские проблемы. Противоположное утверждение также утверждалось, например, Карлом Поппером, который считал, что такие проблемы действительно существуют, что они разрешимы, и что он действительно нашел определенные решения для некоторых из них.

Дэвид Чалмерс разделяет исследование философского прогресса в метафилософии на три вопроса.

  1. Вопрос о существовании: есть ли прогресс в философии?
  2. Вопрос для сравнения: есть ли такой же прогресс в философии, как и в науке?
  3. Объясняющий вопрос: почему в философии нет большего прогресса?
Смотрите также
использованная литература
дальнейшее чтение
  • Двойник Р., (1996) Метафилософия и свобода воли, Oxford University Press, США, ISBN   0-19-510762-4, ISBN   978-0-19-510762-3
  • Дюкасс, К.Дж., (1941) Философия как наука: ее сущность и метод
  • Лазеровиц М. (1964) Исследования в области метафилосфии, Лондон: Routledge
  • Овергаард, С., Гилберт, П., Бурвуд, С. (2013), Введение в метафилософию, Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Решер Н., (2006), Философская диалектика, эссе по метафилософии, Олбани: State University of New York Press
  • Решер, Николас (2001). Философское рассуждение. Исследование по методологии философствования. Блэквелл.
  • Уильямсон Т. (2007) Философия философии, Лондон: Блэквелл
  • Витгенштейн Людвиг, Tractatus Logico-Philosophicus, пер. Дэвид Пирс и Брайан МакГиннесс (1961), Рутледж, твердый переплет: ISBN   0-7100-3004-5, 1974 г. в мягкой обложке: ISBN   0-415-02825-6, 2001 г. в твердой обложке: ISBN   0-415-25562-7, 2001 г. в мягкой обложке: ISBN   0-415-25408-6 ; ** Philosophische Untersuchungen (1953) или Философские исследования, переведенные GEM Anscombe (1953)
  • Витгенштейн, Людвиг (2001). Философские исследования. Блэквелл Паблишинг. ISBN   978-0-631-23127-1.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-02 08:32:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте