Messe de Nostre Dame ( Месса Богоматери) - это полифоническая месса, составленная до 1365 года французским поэтом и композитором Гийомом де Машо (ок. 1300–1377). Широко рассматриваемый как один из шедевров средневековой музыки и всей религиозной музыки, он исторически известен как самый ранний законченный сеттинг ординария мессы, приписываемый одному композитору (в отличие от более ранних компиляций, таких как месса Турне ).
Messe де Nostre Dame состоит из 5 движений, Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Agnus Dei, с последующим увольнением Ite, Мисса ЭСТ. Тон Kyrie основан на Ватикане Kyrie IV, Sanctus и Agnus соответствуют Ватиканской мессе XVII, а Ite - на Sanctus VIII. Gloria и Credo не имеют явной песенной основы, хотя стилистически связаны друг с другом.
« Messe de Nostre Dame» Машо рассчитана на четыре голоса, а не на более распространенные три. Махаут добавил голос контратенора, который двигался в том же низком диапазоне, что и тенор, иногда заменяя его самым низким голосом.
В литургии Мессы обряды не исполняются последовательно, а отделяются друг от друга молитвами и песнопениями. Объединение этих предметов в единое художественное целое Махаутом является самым ранним примером постановки « Обыкновенная месса», стилистически связной и задуманной как единое целое. Этот жест навязал Обыкновенному ранее не рассмотренную абстрактную художественную идею и потенциально повлиял на композиторов на протяжении веков, чтобы они продолжали настраивать Обыкновенный на стилистически связную музыку.
Машо написал свою Messe de Nostre Dame для собора в Реймсе, где он служил каноником, постоянным членом духовенства. Согласно рубрике, найденной в соборе, это, вероятно, должно было быть выполнено для субботней женской мессы. Некоторые ученые предполагают, что, вопреки распространенному мнению, Махо фактически не приходил работать в Реймский собор до конца 1350-х годов, сочиняя месса как акт преданности и посвящения, знаменующий его прибытие в участок. В соответствии с завещанием Гийома и его брата Жана, также каноника Собора, месса была преобразована в поминальную службу по ним после их смерти. Однако ни конкретный характер ее исполнения (если такое представление существует), ни служба, для которой была подготовлена месса, не были окончательно установлены.
Возможно, Махаут был знаком с Турнейской мессой, еще более ранней полифонической мессой XIV века, в которой каждое движение, как полагают, было написано независимо разными композиторами. Gloria и Credo Messe de Nostre Dame демонстрируют некоторые сходства с мессой Турне, такие как музыкальные интерлюдии без текста, синхронный стиль и долгие мелизматические аминь. Остальные четыре части мессы Махао составлены в стиле мотета с текстом мессы.
Часто утверждается, что Messe de Nostre Dame была впервые записана Саффорд Кейп в 1956 году для серии Deutsche Grammophon Archiv Produktion. Однако более ранние записи были сделаны хорами Dessoff под управлением Пола Боппла в 1951 году; и частичная запись Les Paraphonistes de Saint-Jean-des-Matines под управлением Гийома де Вана в 1936 году. Более свежие записи включают следующее: