Мезоамериканские кодексы

редактировать
Некоторые примеры факсимильных версий мезоамериканских кодексов

Мезоамериканские кодексы - это рукописи, которые представляют черты мезоамериканской изобразительной традиции коренных народов либо по содержанию, стилю, либо в отношении их символических условностей. Недвусмысленное присутствие мезоамериканских систем письма в некоторых из этих документов также является важной, но не определяющей характеристикой, поскольку мезоамериканские кодексы могут включать чистые графические изображения, местные картографии без следов глифов или колониальные алфавитные тексты с иллюстрациями коренных народов. Возможно, наиболее известные примеры среди таких документов ацтеки Кодексы, Кодексы майя, и Mixtec Кодексы, но и другие культуры, такие как тлашкальтеки, в Пурепеча, в отоми, в сапотеках, и Cuicatec, являются создателями одинаково соответствующих рукописей.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Форматы
  • 2 Классификация
    • 2.1 Традиционные мезоамериканские кодексы
    • 2.2 Картины из Relaciones Geográficas
    • 2.3 Техьялоянские рукописи
    • 2.4 Изобразительный катецизм
    • 2.5 Фальсифицированные кодексы
    • 2.6 Кодексы без иллюстраций
  • 3 Пиктография и письмо
  • 4 ссылки

Форматы

В 19 веке слово «кодекс» стало популярным для обозначения любой живописной рукописи в мезоамериканской традиции. В действительности доколумбовые рукописи, строго говоря, не являются кодексами, поскольку строгое использование этого слова библиотекарями означает рукописные книги, сделанные из пергамента, папируса и других материалов, помимо бумаги, которые были сшиты с одной стороны. Вместо этого доколумбовые изображения были сделаны в родных, некодических форматах, некоторые из них следующие:

  • Тира Рукопись, нарисованная или нарисованная на длинной и более или менее узкой полосе, состоящей из листов шкуры животных или бумаги. Это самый важный формат, поскольку многие из остальных основаны на нем. Хорошо известный пример - Кодекс Ботурини.
  • Screenfold Рукопись, написанная на тире и сложенная, как ширма, как гармошка. Классический пример - Кодекс Борджиа.
  • Ролл тир, который был прокатка. Примером может служить Selden Roll.
  • Лиенцо. Лист ткани, иногда большого формата. Лиенсо де Quauhquechollan является ярким примером.
  • Кодекс Ботурини, пример тира

  • Кодекс Бодли - это экран

  • Селден ролл, тира, которую свернули, а не сложили

  • Lienzo de Quauhquechollan, ткань большого формата

Классификация

По словам Дональда Робертсона и Джона Б. Гласса, первых ученых, предложивших всеобъемлющую перепись таких документов, среди них можно выделить пять категорий. Первый - это традиционные изображения (которые мы в этой статье назовем «традиционными кодексами»), имеющие номера 1-599 в своем каталоге. Второй - это картины и карты из Relaciones Geográficas, набора анкет, разработанных колониальной бюрократией Испанской империи во время правления Филиппа II (номера 601-699). Третья категория - это рукописи Техиалояна, ряд поздних колониальных рукописей, созданных в 17 веке с намерением служить в качестве юридических документов для коренных общин, которые демонстрируют заметное сходство по стилю и формату, а также имеют региональное происхождение ( номера 701-799). Четвертая категория - это живописные катецизмы, также известные как тестерианские катецизмы (номера 801-899). Пятая категория - фальсифицированные изображения. Наконец, категория не изобразительных текстов, которые описывают изобразительные изображения, рассматривается, но не используется Робертсоном и Глассом (номера 1000 и выше), но примеры таких документов тоже существуют.

Помимо этой первичной классификации, эти документы могут быть дополнительно классифицированы в соответствии с их происхождением, регионом и предметом. Таким образом, в отношении их происхождения рукописи могут быть разделены на доколумбовые (как и рукописи группы Борджиа ), созданные в Испанский патронаж (например, Codex Mendoza ), местное колониальное (например, Codex Xolotl ) и смешанное колониальное (например, Lienzo de Tlaxcala ). По тематике эти документы можно разделить на следующие темы: ритуально-календарные, исторические, генеалогические, картографические, картографо-исторические, экономические, этнографические и прочие.

Эти рукописи могут включать многие регионы: Западная Мексика (в основном Мичоакан ), Центральная Мексика ( Мехико и штат Мехико, Герреро, Идальго, Морелос, Пуэбла, Тласкала и Веракрус ), Оахака, Юго-Восточная Мексика ( Чьяпас и Юкатан ) и Гватемала. Определены региональные школы: классическое разделение в регионе Центральной Мексики было предложено Дональдом Робертсоном, который выделил среди них школы Теночтитлан, Тлателолко и Тескоко.

Традиционные мезоамериканские кодексы

Codex Borbonicus, традиционный мезоамериканский кодекс

Эта категория включает в себя большинство доколумбовых и колониальных мезоамериканских изображений, и на сегодняшний день является наиболее известной и изученной. Отдельных рукописей в этой категории много, всего 434 в оригинальной переписи Робертсона и Гласса, и их число продолжает расти благодаря открытию новых местных традиционных кодексов в мексиканских деревнях. Примером недавнего добавления может служить Codex Cuaxicala, графический документ XVI века, который в настоящее время хранится одноименной общиной Хуачинанго, Пуэбла. Список наиболее представительных рукописей из этой категории будет следующим:

Внутри этих категорий существуют некоторые подгруппы кодексов, которые тесно связаны по предмету или имеют общий прототип. Среди наиболее известных можно выделить следующие:

  • Группа Борджиа: Эта известная группа включает Кодекс Борджиа, Кодекс Коспи, Кодекс Феджервари-Майер, Кодекс Лауд и Кодекс Ватикан B,
  • Группа Уицилопочтли: Эта группа устанавливает отношения между Кодексом Теллериано Ременсис и Риос.
  • Группа Лиенцо де Тласкала: Эта группа включает в себя все версии графического описания испанского завоевания с точки зрения тлашкальтеков, вместе известных как Лиенцо де Тласкала. Он состоит из трех оригиналов, все неизвестные в настоящее время, и 11 копий, многие из которых являются незаконченными.
  • Майя screenfolds: Дрезденский кодекс, Кодекс Мадрид, Codex Париж и майя Кодекс Мексики
  • Группа Magliabechiano: эта группа была подробно изучена Хосе Баталла Росадо. К нему относятся иллюстрации Codex Tudela, Libro de Figuras, Códice Ritos y Costumbres (утерян), Codex Magliabechiano, Codex Ixtlilxochitl I, Codex Veytia и некоторые изображения из декад Антонио де Эрреры. Не иллюстрированные отчеты в этой группе включают: Códice Fiestas, Códice Cabezón и Хроники Новой Испании Салазара.
  • Группа Nutall: Codex Colombino, Codex Bodley, Codex Nuttall, Codex Selden и Codex Vindobonensis Mexicanus I.
  • Рисунки Сахагуна: Primeros Memoriales и Флорентийский кодекс.

Картины из Relaciones Geográficas

Карта Мецтитлана из Relación Geográfica de Metztitlán (1579 г.)

В эту группу входят все картины и иллюстрации из Relaciones Geográficas, серии документов, полученных в результате анкетирования, распространенного на территориях, находящихся под юрисдикцией Филиппа Второго, короля Испании, в 1579–1585 годах. Помимо бесценных этноисторических, этнологических и географических данных, Relaciones часто включает в себя серию картин и карт, некоторые из которых, как считается, отображают элементы местной картографической традиции.

Рукописи техиалоянов

Кодекс Техиалояна Куаджимальпы, пример рукописи Техиалояна

Рукописи Техиалояна - это группа рукописей коренных народов Мексики, названная в честь Кодекса Сан-Антонио Техиалояна. Эти документы были созданы в 18 веке и раскрывают ряд общих элементов, включая использование бумаги амате, наличие буквенных глоссей науатль, их художественный стиль, их юридическое предназначение и тот факт, что они были созданы в ряде деревень. в штате и его окрестностях и в долине Мексики. Впервые их классифицировал Роберт Барлоу. Некоторые из них были созданы местными художниками из числа коренных народов, чтобы быть признанными юридическими документами колониальной испанской администрации, но были сочтены подделками. Ярким примером этого класса является Кодекс Гарсиа Гранадоса.

Изобразительный катецизм

Иллюстрированный катецизм, также известный как тестерианские рукописи, представляет собой документы, содержащие молитвы, символы веры или любую часть католического катецизма, нарисованные или написанные с помощью мнемонических изображений или специальных иероглифов. Их называют «тестерианцами», потому что когда-то их учили быть изобретением францисканского монаха Якобо де Тестера ; однако большинство документов этой традиции не имеют отношения к Тестере, который даже не был первым монахом, который их использовал. По этой причине некоторые ученые считают их коренным, а не испанским творением. Поэтому в недавних академических работах избегали использования этого термина. Тем не менее, живописные катецизмы образуют четкую группу, характеризующуюся использованием нового иконографического и иероглифического репертуара, не связанного с репертуаром мезоамериканских культур. Из-за фрагментированного и разрозненного состояния рукописей, многие из которых до сих пор даже не имеют индивидуального названия, изучение этой группы все еще только начинается. Соответствующие работы включают работы Галарзы, Энн Уитед Норманн и Хилл-Бун.

Фальсифицированные кодексы

В эту категорию входят подделки, созданные в XIX и XX веках с целью обмануть учреждения и отдельных коллекционеров относительно их подлинности. Они заметно различаются по своему содержанию, материалам и технике. Некоторые из них чисто фантастические, в то время как другие сочетают в себе разрозненные родные стили и источники. Материалы варьируются от натуральной амате до волокон агавы, пергаментов, ткани, шкур животных и даже кокосового волокна. Яркими примерами в этой категории являются Кодекс Могунтиакус, Кодекс Либерека и Зал Кодекса. Наконец, некоторые недавно появившиеся документы, такие как Codex Cardona, все еще ждут подтверждения как подделки, документы Techialoyan или настоящие традиционные изображения.

Кодексы без иллюстраций

Не иллюстрированные рукописи, описывающие утерянные изображения коренных народов, встречаются редко; Эта категория изначально рассматривалась, но не использовалась Глассом и Робертсоном, но в последние годы появились такие документы. Одним из таких примеров является Códice Cabezón, текстовая копия Codex Tudela, которая никогда не иллюстрировалась, и Codex Fiestas, копия утерянной иллюстрированной Libro de Figuras, хотя первая содержит некоторые эскизы иллюстраций, которые так и не были завершены.

Пиктография и письмо

Список ацтекских письменных знаков в работе Дж. А. Обена (1885 г.).

Много споров было посвящено связи между изображениями и написанием в этих документах. В то время как полемика в отношении майя, чья система письма признана в настоящее время лого-слоговой, взаимосвязь между изображением и письмом в мезоамериканских рукописях, не относящихся к майя, которые составляют подавляющее большинство этих документов, не достигла академического консенсуса. на данный момент. Современные специалисты делятся на грамматологические точки зрения, которые рассматривают эти документы как смесь иконографии и собственно письменности, и семасиографические точки зрения, которые рассматривают их как систему графического общения, допускающую «глоттографию» или ограниченное представление языка. Что касается лингвистической принадлежности, проблема усугубляется тем фактом, что некоторые из основных среди этих документов в настоящее время невозможно отнести к какому-либо конкретному языку из-за отсутствия в них какого-либо заметного фонетизма (например, Кодекс Борджиа ), в то время как некоторые другие похоже, иллюстрирует испанские, а не родные счета (например, Codex Magliabechiano ), или представляет собой смесь испанских и местных алфавитных глосс с исконным иероглифическим письмом (например, Codex Mendoza). Таким образом, классификация этих документов Глассом и Робертсоном изначально была агностической в ​​отношении полемики пиктографии и иероглифического письма, а также лингвистической принадлежности этих документов.

использованная литература

Последняя правка сделана 2023-03-20 01:39:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте