Поволжские финны (иногда называемые восточными финнами ) - историческая группа коренных народов России, проживающих в окрестностях Волги, говорящие на уральских языках. Их современные представители - марийцы, эрзя и мокша мордвы, а также вымершие меря, муромцы и Мещера человек. Пермяне иногда также причисляют к волжским финнам.
Современные представители волжских финнов обитают в бассейнах рек Сура и Мокша, а также (в меньшем количестве) в междуречье Волги и реки. реки Белой. марийский язык имеет два диалекта, луговый марийский и холмийский.
, традиционно марийский и мордовский язык (эрзянский и мокша ) считались образующими волго-финскую или волжскую группу в пределах уральской языковой семьи, принятой лингвистами, такими как Роберт Аустерлиц (1968), Орелиен Соважот и Карл Генрих Менгес (1973) и Харальд Хаарманн (1974), но отвергнуты другими, такими как Бьёрн Коллиндер (1965) и Роберт Томас Хармс (1974). Эта группировка также подвергалась критике Салминеном (2002), который предполагает, что это может быть просто географическая, а не филогенетическая группа. С 2009 года в 16-м издании Этнолога : Языки мира принята классификация, в которой марийский и мордовский языки классифицируются как отдельные ветви уральской языковой семьи.
Волжских финнов не следует путать с финнами. Этот термин является производным от лингвистического термина «волжско-финский», который, в свою очередь, отражает более старое использование термина «финский», применимое к большей части или ко всей финно-пермской группе, в то время как группа, ныне известная как финн, называлась «прибалтийско-финнской».
марийцы или черемисы (русский : черемисы, татарский irmeş) традиционно жили вдоль Реки Волга и Кама в России. Большинство марийцев сегодня проживает в республике Марий Эл, при этом значительная часть населения проживает в республиках Татарстан и Башкортостан. Марийцы состоят из трех разных групп: луговых марийцев, проживающих на левом берегу Волги, горных марийцев, проживающих на правом берегу Волги, и восточных марийцев, проживающих в республике Башкортостан. По данным российской переписи 2002 года, 604 298 человек назвали себя марийцами, из них 18 515 указали, что они горные мари, а 56 119 - восточные марийцы. Почти 60% марийцев проживали в сельской местности.
Народ меря (русский : меря; также меря) населял территорию, соответствующую примерно до современной территории Золотого кольца или Залесья регионов России, включая современную Москву, Ярославль, Кострома, Иваново и Владимир областы.
В VI веке Иордан упоминается их кратко (как Меренс ); позже Первичная летопись описала их более подробно. Советские археологи считали, что столицей Мерьи было Сарское городище у берега озера Неро южнее Ростова. Считается, что они были мирно ассимилированы восточными славянами после того, как их территория стала частью Киевской Руси в X веке.
Согласно одной из гипотез, Мерия считается западная ветвь марийского народа, а не как отдельное племя. Их этнонимы в основном идентичны, Merya - это русский транскрипция самоназвания марийцев, Мäрӹ (Märӛ).
Традиционно считается, что неустановленный язык мерья имеет был участником волго-финской группы. Эта точка зрения подверглась сомнению: Евгений Хелимский предполагает, что язык мерья был ближе к «северо-западной» группе финно-угорских (балто-финских и Саамский ), и предполагает, что мерянский язык был частью балто-финской группы.
Некоторые из жителей нескольких районов Костромы и Ярославля представляют себя Мерьян, хотя в недавних переписях числились русскими. Современные мерянцы имеют свои собственные веб-сайты, на которых изображены их флаг, герб и государственный гимн, и участвуют в обсуждениях на эту тему в финно-угорских сетях.
В 2010 году вышел на экраны фильм Овсянки (дословный перевод: «The Овсянки », английское название: Silent Souls) по одноименному роману., посвященный воображаемой жизни современных мерянцев.
В последние годы возник новый тип общественного движения, так называемый «этнофутуризм Мерьи». Распространен в центральных регионах России, например, в Москва, Переславль-Залесский, Кострома, Плес. В В октябре 2014 года принята 50-минутная презентация «Мерянский язык» III Фестиваля языков в Новгородском университете. В мае 2014 года в «Новой галерее» в городе Иваново во время «Ночи музеев» открылся арт-проект mater «Волга, Крестец».
Мещера (русский : Мещёра, Мещёра ) проживал на территории между рекой Окой и Клязьмой река. Это был край лесов, болот и озер. Местность до сих пор называется Мещерской низменностью.
. Первый русский письменный источник, упоминающий о них, датируется 13 веком. Они также упоминаются в нескольких более поздних русских летописях периода до XVI века. Это резко контрастирует с родственными племенами меря и мурома, которые, по всей видимости, были ассимилированы восточными славянами к X и XI векам. Иван II, князь Московский, в своем завещании 1358 г. писал о селе Мещерка, которое он купил у туземного мещерского вождя. Деревня, судя по всему, была обращена в православную веру и была вассалом Московии.
Мескьера (вместе с Мордуа, Сибирью и несколько других групп, которые труднее интерпретировать) упомянуты в «Области России» на венецианской карте фра Мауро (ок. 1450).
В нескольких документах упоминается Мещера относительно Казанского похода Ивана Грозного в XVI веке. Эти рассказы касаются государства Мещера (известное под предварительным названием по имени своего центрального города Темников ), которое было ассимилировано мордва и татарами. Князь А. М. Курбский писал, что на мордовском языке говорили на землях Мещеры.
В селе (Егорьевский район, Московская область ) в 1870 году были обнаружены мещерские захоронения. Женские бронзовые украшения идентифицированы как финно-угорские были найдены и датированы 5-8 веками. Очень похожие находки вскоре появились в Рязанской области и Владимирской области, что позволило археологам установить, что характеризовало материальную культуру Мещеры. 12 таких стоянок найдено от Москвы-реки, вдоль реки Оки до города Касимов. В настоящее время бытует мнение, что окско-рязанская культура идентична мещерской. В могилах женщин были обнаружены предметы, характерные для волжских финнов IV - VII веков, состоящие из колец, звенящих подвесок, пряжек и торс. Отличительной особенностью были круглые нагрудные пластины с характерным орнаментом. В некоторых могилах обнаружены хорошо сохранившиеся оксиды меди украшения с длинными черными волосами, запертыми в маленькие колокольчики, в которые вплетены подвески.
В долине реки Оки Мещерская культура исчезла к XI веку. На болотистом севере они, кажется, остались и обратились в православную веру. Мещерская знать, похоже, была обращена и ассимилирована к XIII веку, но обычные мещерские егеря и рыбаки, возможно, сохранили элементы своего языка и верований в течение более длительного периода. В 16 веке был основан Свято-Николаевский монастырь для обращения оставшихся мещерских язычников. Княжеский род Местчерских в России получил свое благородство от того, что изначально были коренными правителями некоторых из этих финских племен.
язык Мещеры не подтвержден, и теории о его принадлежности остаются спекулятивными. Некоторые лингвисты полагают, что это мог быть диалект мордовского, в то время как Паули Рахконен предположил на основании топонимических свидетельств, что это был пермский или близкородственный язык. Предположение Рахконена подверглось критике со стороны других ученых, например, русского уралиста Владимира Напольских. В настоящее время мишарский татарский диалект - тюркский язык.
мордва (также мордва, мордва) остаются одним из крупных коренных народов России. Они состоят из двух основных подгрупп, Эрзя и Мокша, помимо более мелких подгрупп Каратай, Терюхана и Тенгушева (или Шокша).) Мордвы, полностью русифицированные или тюркизированные в течение 19-20 вв. Менее трети мордвинов проживает в автономной республике Мордовия, Российская Федерация, в бассейне Волги.
Эрзянские мордвины (Erzya : эрзят, эрзят; также эрзя, эрза), говорящие на эрзянском, и мокшанские мордвы (мокшан : мокшет, мокшет), говорящие на мокшанском, это две основные группы. Каратайские мордвы живут в Кама-Тамагинском районе Татарстана и перешли на говорение татарский, хотя и с большой долей мордовской лексики (субстрат ). Терюхан, живший в Нижегородской области России, перешел на русский в 19 веке. Терюханы признают термин мордва как относящийся к себе, тогда как каратайцы также называют себя мукшей. Тенгушевские мордвины живут на юге Мордовии и представляют собой переходную группу между мокшанскими и эрзянскими. Западных эрзян еще называют шокша (или шокшо). Они изолированы от основной массы эрзян, и на их диалект / язык повлияли мокшанские диалекты.
муромцы (древневосточнославянские : Мурома) жили в бассейне Оки. Они упоминаются в Первой летописи. Старый город Мурома до сих пор носит их имя. Муромцы платили дань князьям русов и, как и соседнее племя меря, были ассимилированы восточными славянами в XI в. до 12 века, поскольку их территория была включена в Киевскую Русь.
Муромский язык не подтвержден, но предполагается, что он был уральским и часто относился к волго-финской категории А. К. Матвеев выделил топонимический ареал на Нижней Оке и Нижней Клязьме, что соответствует Муроме. По топонимии муромский язык был близок к мерянскому языку.
удмурты, хотя и входили в пермцы, носители пермских языков, иногда считаются принадлежащими к поволжской финской группе народов, потому что их родина находится в северной части бассейна реки Волги.
Эта статья содержит контент из издания Owl Edition Nordisk familjebok, шведской энциклопедии, опубликованной между 1904 и 1926 годами, теперь находящейся в общественном достоянии.