Грамотность в области психического здоровья определяется как "знания и убеждения о психических расстройствах, которые помогают их распознавать, лечить или предотвращать. Грамотность в области психического здоровья включает способность распознавать конкретные расстройства; знание того, как искать информацию о психическом здоровье; знание факторов и причин риска, а также самолечение и доступная профессиональная помощь, а также отношение, способствующее признанию и надлежащему обращению за помощью ". Концепция грамотности в области психического здоровья была выведена из санитарной грамотности, которая направлена на расширение знаний пациентов о физическом здоровье, болезнях и методах лечения.
Грамотность в области психического здоровья состоит из трех основных компонентов: признание, знания и отношение. Концептуальная основа грамотности в области психического здоровья иллюстрирует связи между компонентами, и каждый из них концептуализируется как область, на которую следует ориентироваться для измерения или вмешательства. В то время как некоторые исследователи сосредоточились на одном компоненте, другие сосредоточились на нескольких компонентах и / или на связи между ними. Например, исследователь может сосредоточиться исключительно на улучшении распознавания расстройств с помощью образовательной программы, тогда как другой исследователь может сосредоточиться на интеграции всех трех компонентов в одну программу.
Распознавание можно разделить на распознавание симптомов или болезней. Распознавание симптомов - это способность обнаруживать убеждения, поведение и другие физические проявления психического заболевания, не зная явно, с каким расстройством они связаны. Распознавание конкретного заболевания - это способность идентифицировать проявления расстройства, например большого депрессивного расстройства.
Признание разницы между знаниями и отношениями является важной частью системы грамотности в области психического здоровья. В то время как некоторые усилия были сосредоточены на продвижении знаний, другие исследователи утверждали, что изменение отношения за счет снижения стигмы - более эффективный способ добиться значимых изменений в использовании психиатрической помощи. В целом, оба подхода имеют преимущества для улучшения результатов.
Знания - важнейший компонент грамотности в области психического здоровья, и важные темы психического здоровья включают:
Отношение изучается по двум подкомпонентам: отношение к психическим расстройствам или лицам с психическими расстройствами и отношение к обращению за профессиональной помощью или лечением. Отношение может сильно различаться у разных людей, и часто бывает трудно измерить или нацелить вмешательство. Тем не менее, существует большой объем исследовательской литературы по обоим подкомпонентам, хотя и не всегда явно привязанной к грамотности в области психического здоровья.
Недавние исследования признают различное отношение специалистов в области психического здоровья к прогнозу, долгосрочным результатам и вероятности дискриминации как более негативное, чем у общества. Отношение специалистов в области психического здоровья к вмешательствам также различается, но это различие обычно связано с профессиональной ориентацией.
В ряде стран были проведены опросы населения для изучения грамотности в области психического здоровья. Эти опросы демонстрируют отсутствие признания психических расстройств и выявляют негативные представления о некоторых стандартных психиатрических методах лечения, особенно о лекарствах. С другой стороны, психологические, дополнительные методы и методы самопомощи рассматриваются гораздо более позитивно. Общественность, как правило, предпочитает самопомощь и меры по изменению образа жизни, а не медицинские и психофармакологические вмешательства.
Последствия, окружающие отношение общества к психическим расстройствам, включают негативные стереотипы, предубеждения или стигму. В результате это может повлиять на обращение за помощью или отказ от обращения за лечением. В Канаде национальное обследование показало, что молодые взрослые мужчины склонны решать свои проблемы индивидуально и реже обращаются за официальной помощью. Влияние СМИ играет огромную роль в сохранении негативного отношения к психическим заболеваниям, например, в прописывании угрожающих качеств. Недавнее исследование показывает, как большинство участников считают СМИ основным источником своих убеждений о том, что психические заболевания связаны с насилием, и почему такое отношение более распространено по отношению к серьезным психическим заболеваниям. Страх и восприятие опасности, связанной с психическим заболеванием, возросли за последние несколько десятилетий, в основном из-за серьезного психического заболевания, такого как шизофрения, которое ассоциируется с потенциально жестоким и вредным для других. Эти убеждения и отношения являются потенциальными препятствиями для поиска индивидуальной профессиональной помощи и поддержки других.
Исследователи измерили аспекты грамотности в области психического здоровья несколькими способами. Популярные методики включают исследования виньеток и тесты достижений. Виньетные исследования позволяют измерить грамотность в области психического здоровья, предоставляя краткую, подробную историю человека (или отдельных лиц) с проблемой психического здоровья, и задают участникам вопросы, чтобы определить, с какой проблемой сталкивается человек, а иногда и дополнительные вопросы о том, как этот человек может помочь себе.
Тесты достижений измеряют грамотность в области психического здоровья в непрерывном режиме, так что более высокие баллы за тест указывают на более широкие общие знания или понимание концепции. Тесты достижений могут быть отформатированы с использованием множественного выбора, истинно / ложно или других количественных шкал.
Были созданы различные шкалы для измерения различных компонентов грамотности в области психического здоровья, но не все они прошли валидацию. Грамотность в области психического здоровья измерялась среди нескольких групп населения, различающихся по возрасту, культуре и профессии. Большинство исследований было сосредоточено на взрослом и молодом взрослом населении, хотя повышение грамотности детей было в центре внимания профилактических усилий.
Низкая грамотность среди населения вызывает серьезную озабоченность, поскольку на самом базовом уровне грамотность в области психического здоровья связана с общей грамотностью. Без этой основы благотворное влияние грамотности в области психического здоровья затруднительно для тех, кто сталкивается с трудностями при чтении и письме. Необходимо принять более активные меры по повышению уровня грамотности для расширения возможностей и поощрения компонентов самопомощи в грамотности в области психического здоровья.
Население может быть разнообразным, а это значит, что необходимо устранять препятствия, такие как культурный и социальный контекст. Внутри культур и в разных культурах социальные, экономические и политические факторы глубоко влияют на психическое здоровье. Существует множество социально-экономических и экологических детерминант психического здоровья и психических заболеваний, равно как и физического здоровья и физических заболеваний. Социальные детерминанты физического здоровья, включая бедность, образование и социальную поддержку, также оказывают влияние. Чтобы охватить грамотность в области психического здоровья и различные точки зрения, необходимы дальнейшие исследования в этих областях.
Распознавание необычных психических расстройств - еще одно препятствие, которое может нарушить грамотность населения в области психического здоровья. Недавние исследования показывают, что большинство исследований ограничиваются выявлением депрессии, генерализованной тревоги и шизофрении. В недавнем канадском исследовании большинство участников продемонстрировали хорошую грамотность в области психического здоровья в отношении большинства психических расстройств, но плохое понимание панического расстройства. Повышение осведомленности о недостаточно представленных или более необычных психических расстройствах необходимо для расширения знаний общественности.
Заключительным ограничением является отсутствие исследований по детской грамотности в области психического здоровья, поскольку большинство исследований сосредоточено на взрослых и подростках. Если опекуны не обучены распознавать и поддерживать психические расстройства, это может создать путаницу и привести к отсрочке лечения или ошибочному прогнозу для иждивенцев. Инициатива по повышению грамотности в области психического здоровья детей (CMHL) может быть реализована для всех взрослых в общей популяции, а также родителей, учителей, медицинских работников и / или самих детей.
Для повышения грамотности в области психического здоровья был опробован и предложен ряд подходов, многие из которых доказали свою эффективность. Это включает: