Нищенские ордена - это, в первую очередь, определенные христианские религиозные ордена, которые приняли образ жизни бедности, путешествий и проживания в городских районах с целью проповеди, евангелизации и служения, особенно бедным. В своем основании эти ордена отказались от ранее установленной монашеской модели. Эта модель предписывала проживание в одном стабильном изолированном сообществе, члены которого работали в торговле и совместно владели недвижимостью, включая землю, здания и другое имущество. Напротив, нищие вообще избегали владения собственностью, не работали в торговле и вели бедный, часто странствующий образ жизни. Их выживание зависело от доброй воли людей, которым они проповедовали.
Термин « нищий » также используется в отношении некоторых нехристианских религий для обозначения святых людей, приверженных аскетическому образу жизни, которые могут включать членов религиозных орденов и отдельных святых.
То, что в истории Церкви называется нищенским движением, возникло в основном в XIII веке в Западной Европе. До этого времени монахи Европы работали в своем монастыре. Отказавшись от личной собственности, они владели всем общим как сообщество по примеру глав 2 и 4 Деяния Апостолов.
С ростом западного монашества монастыри привлекали не только людей, стремившихся стать монахами и монахинями, но и собственность, здания и, следовательно, богатство. По мнению некоторых, идея о том, что Христос сошел на землю бедным и что истинная Церковь должна быть церковью для бедных, противоречит этому явлению. Таким образом, некоторые считали, что стремление к истинной христианской подлинности противоречит эмпирической реальности Церкви.
В XII веке в Западной Европе произошли большие изменения. По мере возрождения торговли возникли городские центры, а вместе с ними и городской средний класс. Требовались новые направления в духовности. Церковная реформа стала главной темой культурного возрождения этой эпохи. В ответ на это возникли новые нищенствующие ордена, основанные Франциском Ассизским (ок. 1181–1226) и Домиником Гусманом (ок. 1170–1221).
Нищие монахи были связаны обетом бедности и посвятили себя аскетическому образу жизни, отказываясь от собственности и путешествуя по миру с проповедью. Их выживание зависело от доброй воли и материальной поддержки слушателей. Именно такой образ жизни дал им название «нищий», происходящее от латинского mendicare, что означает «просить милостыню».
Движение нищенствующих началось во Франции и Италии и стало популярным в более бедных городах Европы в начале тринадцатого века. Отказ нищих владеть собственностью - и, следовательно, платить налоги - рассматривался как угроза стабильности установленной церкви, которая тогда планировала крестовый поход, который должен был финансироваться за счет десятины. По этой и другим причинам некоторые нищенствующие ордена были официально подавлены папой Григорием X на Втором Лионском соборе в 1274 году, а другие были реформированы, чтобы иметь возможность выделять средства или людей для поддержки военных действий.
Во время своего визита в южную Францию святой Доминик познакомился с альбигойцами, религиозной сектой, которая имела большую популярность отчасти из-за экономической ситуации того времени. Доминик, который начинал как светский каноник, ответил на отчаянную потребность в информированной проповеди, основав Орден проповедников и, таким образом, начал новую форму религиозной жизни - жизнь монаха. До этого времени религиозная жизнь была монашеской, но с Домиником уединенный монастырь уступил место монастырям в городах. К моменту его смерти в 1221 году Орден распространился по Западной Европе, к нему присоединились сотни молодых людей, и присутствие Ордена проповедников ощущалось в крупнейших университетах того времени.
Франциск пришел к такому образу жизни в период личного обращения. Францисканцы повсюду распространили преданность человечеству Христа, взяв на себя обязательство подражать Господу. Многие из них были священниками и учеными, чей вклад был заметен в быстрой эволюции и актуальности движения в настоящее время. Известные францисканцы включают Антония Падуанского, который вдохновил формирование христианских традиций нищенствующего населения.
Францисканцы и доминиканцы применяли пастырскую стратегию, приспособленную к социальным изменениям. Возникновение городских центров означало концентрацию бездомных и больных. Это создало проблемы для приходских церквей, которые оказались не в состоянии решить эти проблемы. Поскольку многие люди переезжали из сельской местности в города, они больше не строили свои монастыри в сельских районах, а скорее в городских зонах.
В другом нововведении нищенствующие ордена отказались от своего принципа стабильности, классического принципа древнего монашества, избрав другой подход. В отличие от монахов- бенедиктинцев, нищие не были постоянно прикреплены к какому-либо конкретному монастырю и его настоятелю. Поскольку основной целью орденов была евангелизация масс, церковь предоставила им свободу от юрисдикции епископов, и они путешествовали, чтобы обратить или укрепить веру. Свобода нищенства позволила францисканцам и доминиканцам передвигаться. Поскольку они не были связаны с монастырями или территориальными приходами, они могли свободно распространять Евангелие на улицах, проповедовать, выслушивать исповедь и служить людям, где бы они ни находились. Младшие братья и проповедники с миссионерским рвением путешествовали из одного места в другое.
Следовательно, они организовывались иначе по сравнению с большинством монашеских орденов. Вместо традиционной автономии, которой пользовался каждый монастырь, они придавали большее значение ордену как таковому и Генеральному настоятелю, а также структуре орденских провинций. Их гибкость позволила им посылать наиболее подходящих монахов с конкретными миссиями, и нищенствующие ордена достигли Северной Африки, Ближнего Востока и Северной Европы.
Когда студенты и профессора, братья-младшие и братья-проповедники, францисканцы и доминиканцы поступали в ведущие университеты того времени, создавали учебные центры, создавали ценные тексты и были главными действующими лицами схоластического богословия в его лучший период и оказали важное влияние на развитие мысли. Великие мыслители святой Фома Аквинский и святой Бонавентура были нищими.
Во всех крупных городах Западной Европы были созданы монастыри, а в университетах кафедры богословия возглавляли доминиканцы и францисканцы. Позже в 13 веке к ним присоединились нищенствующие ордена кармелитов, августинских отшельников и сервитов.
Они пользовались большим покровительством как горожан, так и аристократов. Их деятельность быстро сосредоточилась на городах, где рост населения исторически опережал рост числа сельских приходов. В большинстве средневековых городов Западной Европы любого размера приходилось владеть домами одного или нескольких крупных монахов. Некоторые из их церквей были построены в больших масштабах с большими помещениями, предназначенными для проповеди, что было чем-то особенным среди нищенствующих орденов.
Несмотря на то, что они соответствовали узнаваемой модели, нищенствующие монахи имели происхождение, как правило, очень разное. Первоначально нищенствующие монахи в церкви в средние века были
Второй Лионский собор (1274) признал их в качестве четырех «основных» нищенствующих орденов, и подавляются некоторые другие. Тридентские ослаблены ограничения на их владении собственности. Впоследствии, за исключением францисканцев и их ответвлений капуцинов, членам орденов было разрешено владеть собственностью коллективно, как и монахам.
Другими нищенскими орденами, признанными Святым Престолом сегодня, являются
Подобно монашеским орденам, многие нищенствующие ордена, особенно крупные, подверглись расколу и усилиям по реформированию, образовав ответвления, постоянные или иные, некоторые из которых упомянуты в приведенных выше списках.
Нищенские ордена, которые раньше существовали, но теперь вымерли, и ордена, которые какое-то время считались нищенскими орденами, но теперь их нет.