Менассия Бен Исраэль | |
---|---|
Гравированный портрет работы Саломы Италия, 1642 г. | |
Родился | 1604 Остров Мадейра, Королевство Португалия |
Умер | 20 ноября 1657 г. (52–53 года) Мидделбург, Голландская Республика |
Место отдыха | Оудеркерк а / д Амстел |
Занятие | Раввин |
Подпись | |
Маноэль Диас Соейро (1604 - 20 ноября 1657), более известный под еврейским именем Менассех бен Исраэль ( מנשה בן ישראל), также Менашех бен Йосеф бен Исраэль, также известный под еврейской аббревиатурой MBY, был португальским раввином., каббалист, писатель, дипломат, печатник, издатель и основатель первой еврейской типографии (названной Emeth Meerets Titsma`h) в Амстердаме в 1626 году.
Менассе родился на острове Мадейра в 1604 году под именем Маноэль Диаш Соейро, через год после того, как его родители покинули материковую Португалию из-за инквизиции. Семья переехала в Нидерланды в 1610 году. Нидерланды были в центре процесса религиозного восстания против католического испанского правления на протяжении Восьмидесятилетней войны (1568–1648). В то время Амстердам был важным центром еврейской жизни в Европе. Прибытие семьи в 1610 г. произошло во время Двенадцатилетнего перемирия при посредничестве Франции и Англии в Гааге. В Амстердаме он учился у Моисея Рафаэля де Агилара.
Менассия прославился не только как раввин и писатель, но и как печатник. Он основал первую еврейскую прессу в Голландии. Одна из его самых ранних работ, « Эль Концилиадор», опубликованная в 1632 году, сразу же завоевала известность; это была попытка примирить очевидные несоответствия в различных частях еврейской Библии. Среди его корреспондентов были Герард Воссиус, Гуго Гроций, Петрус Серрариус, Антониу Виейра и Пьер Даниэль Юэ. В 1638 году он решил поселиться в Бразилии, так как ему все еще было трудно обеспечивать свою жену и семью в Амстердаме. Возможно, он посетил столицу голландской колонии Ресифи, но не переехал туда. Одной из причин улучшения его финансового положения в Амстердаме стал приезд двух португальских еврейских предпринимателей, братьев Авраама и Исаака Перейры. Они наняли раввина Манассию, чтобы тот руководил небольшим колледжем или академией ( иешиба на испанско-португальском языке того времени), которые они основали в городе.
В 1644 году Менассия встретил Антонио де Монтесиноса, португальского путешественника и маррано- сефардского еврея, побывавшего в Новом Свете. Монтесинос убедил его в своем выводе о том, что индейцы южноамериканских Анд были потомками потерянных десяти колен Израиля. Это предполагаемое открытие дало новый импульс мессианским надеждам Менассии, поскольку поселение евреев по всему миру должно было быть знаком того, что Мессия придет. Полненный этой идеей, он обратил свое внимание на Англию, откуда евреи были изгнаны с 1290 года. Он работал, чтобы добиться для них разрешения снова поселиться там и тем самым ускорить пришествие Мессии.
С началом создания Содружества вопрос о реадмиссии евреев нашел усиленную поддержку пуритан, но часто ставился под сомнение в связи с растущим стремлением к религиозной свободе. Вдобавок в Англии тогда существовали мессианские и другие мистические надежды. Его книга «Надежда Израиля» была впервые опубликована в Амстердаме на латыни ( Spes Israelis) и на испанском ( Esperança de Israel) в 1650 году. Книга была написана в ответ на письмо 1648 года Джона Дьюри, в котором он спрашивал о заявлениях Монтесиноса. В дополнение к описанию Монтесиноса евреев в Америке, книга также выражала надежду на то, что евреи вернутся в Англию, чтобы ускорить приход мессии. Менассия также подчеркивает свое родство с парламентом и объясняет, что его движет дружба с Англией, а не финансовая выгода.
В 1651 году он предложил служить Кристине, королеве Швеции, в качестве ее агента по продаже книг на иврите. В том же году он встретился с Оливером Сент-Джоном и его посланниками во время своей миссии по созданию англо-голландской коалиции (которая дала бы голландским гражданам, а значит, евреям, привилегии оставаться и работать в Англии). Англичане были впечатлены образованностью и манерами, и посоветовали ему официально подать заявление о реадмиссии евреев в Англию. В 1652 году «Надежда Израиля» была переведена с латыни на английский Джоном Дьюри или одним из его соратников и опубликована в Лондоне Уоллом Моисея с приставкой «Посвящение парламенту и Государственному совету» ; его рассказ о потомках Затерянных Племен, найденных в Новом Свете, произвел глубокое впечатление на общественное мнение и вызвал много полемики в английской литературе. Это включало дебаты между Эдвардом Спенсером и Моисеем Уоллом, депутатом парламента и ученым, соответственно, о притязаниях бен Израэля на тысячелетие и о способах обращения евреев. Письма Уолла и Спенсера были напечатаны в более поздних дополнениях к книге. Несмотря на свои исторические неудачи и движения, Менассия характеризует состояние еврейства в то время, говоря:
Оливер Кромвель симпатизировал еврейскому делу, отчасти из-за его терпимости, но главным образом потому, что он предвидел важность для английской торговли участия еврейских торговых принцев, некоторые из которых уже добрались до Лондона. В этот момент англичане предоставили евреям полные права в колонии Суринам, которую они контролировали с 1650 года. Среди историков ведутся споры относительно того, были ли мотивы Менассии для реадмиссии евреев Англией в первую очередь политическими или религиозными. Исмар Шорш, например, утверждал, что идея об Англии как последнем месте, где евреи могли бы поселиться, чтобы вызвать пришествие Мессии, вряд ли присутствовала в «Надежде Израиля» (1652 г.), а была развита Менассе позже. (1656-57, когда он был в Лондоне), чтобы обратиться к английским христианам с верованиями тысячелетия. С другой стороны, Генри Мешулан в своем более позднем подробном анализе книги попытался показать, что еврейская мессианская тема в ней также является фундаментальной для ее первоначальной концепции. Стивен Надлер в своей книге 2018 года, которая на самом деле является последним словом биографии Менассии, которое будет опубликовано на сегодняшний день, по-видимому, также закрыл дискуссию по этому вопросу о собственных мессианских убеждениях Менассии:
В ноябре 1655 года Менассия прибыл в Лондон. Во время его отсутствия в Нидерландах амстердамские раввины отлучили от церкви его ученика Баруха Спинозу. В Лондоне Menasseh опубликовал свой Humble Адрес в лорде - протектором, но эффект был ослаблен Уильям Принн публикации «s из короткого возражения. Кромвель созвал Уайтхоллскую конференцию в декабре того же года.
Некоторые из наиболее известных государственных деятелей, юристов и богословов того времени были вызваны на эту конференцию, чтобы обсудить, следует ли возвращать евреев в Англию. Главным практическим результатом было заявление судей Глинна и Стила о том, что «не существует закона, запрещающего евреям возвращаться в Англию» (поскольку они были изгнаны королевским указом короля Эдуарда I, а не формальным парламентским решением; евреи остались в Англии, однако, жили под постоянной угрозой изгнания). Хотя ничего не было сделано для упорядочения положения евреев, открылась дверь для их постепенного возвращения. 14 декабря 1655 года Джон Эвелин записал в своем дневнике : «Теперь евреи приняты». Когда Принн и другие напали на евреев, Менассия в ответ написал свой главный труд, Vindiciae judaeorum (1656).
Менассия бен Исраэль оставался в Англии почти два года после конференции в Уайтхолле. В это время он пытался получить письменное разрешение на переселение евреев в Англию. Несмотря на то, что он потерпел неудачу в этом начинании, во время своего пребывания он встретился с большим числом влиятельных деятелей эпохи, в том числе Кембриджского богослова Кедворт, Генри Ольденбург, Роберт Бойл и его сестры, Адам Борил, Джон Садлера, Джон Дьюри и Сэмюэль Хартлиба, а также более маргинальные пророческие фигуры, такие как Амвросий Барнс и Эрис Эванс. Пребывание Бен Израиля управлялись милленаристской philosemite баптистского священнослужителя Генри Джесси.
В феврале 1657 года Кромвель назначил бен Израилю государственную пенсию в размере 100 фунтов стерлингов, но он умер, не успев ею насладиться, в Мидделбурге в Нидерландах зимой 1657 года (14 кислева 5418). Он вез домой тело своего сына Самуила для погребения.
Его могила находится в Бет-Хаиме в Аудеркерк-ан-де-Амстел и остается нетронутой (надгробие и надгробие).
Менассия бен Исраэль был автором многих работ. Его главный труд « Нишмат Хаим» - это трактат на иврите о еврейской концепции реинкарнации душ, опубликованный его сыном Самуилом за шесть лет до их смерти. Некоторые ученые считают, что он изучал каббалу с Абрахамом Коэном де Эррера, учеником Исраэля Сарука. Это могло бы объяснить его знакомство с методом Исаака Лурии.
Как и выше, «Примиритель» был произведением, написанным для примирения очевидных противоречий в многочисленных отрывках Библии. Для достижения этой цели Бен Исраэль «использовал поразительный набор источников»; в первую очередь Талмуд и классические еврейские комментарии, но часто цитируются ранние христианские авторитеты, а также греческие и латинские авторы античности. Написанное на испанском языке в Амстердаме в 1632 году, оно было направлено прежде всего на укрепление веры марранов в правдивость Танаха согласно еврейской интерпретации. Он был переведен Элиасом Хаимом Линдо и опубликован Дунканом и Малькольмом в 1842 году, а затем в 1972 году, со сносками и вводным материалом издательством Sepher-Hermon Press.
Среди других его работ:
Другие работы можно найти в Национальной библиотеке Рио-де-Жанейро, Бразилия, например:
Жена Менассии, Рахиль, была потомком семьи Аварбанель. От нее у Менассии было трое детей. Согласно семейной легенде, Абарбанели были потомками царя Давида, и он гордился родословной своих детей Давида. Оба сына Менассии умерли раньше своего отца. Старшим сыном Менассии был Самуил Абарбанель Соейро, также известный как Самуэль Бен Исраэль, который работал типографом и помогал своему отцу в делах в Англии. Он умер в 1657 году. Младший сын Менассии, Иосиф, умер в возрасте 20 лет в 1650 году во время катастрофической командировки в Польшу. У Менассии также была дочь Грация, родившаяся в 1628 году, которая вышла замуж за Самуила Абарбанела Барбоза в 1646 году и умерла в 1690 году.
Моисей Иаков Иезекииль, американский скульптор, в своей автобиографии утверждал, что является потомком Менассии Бен Исраэль. Его претензия не подтверждена.
Исторические исследования:
Романы и другие философские очерки: