Менахем Мендель Бейлис | |
---|---|
Портрет Бейлиса | |
Родился | 1874 г. ( 1874) Российская империя |
Умер | 7 июля 1934 г. (1934-07-07)(59–60 лет) Саратога-Спрингс, Нью-Йорк |
Место отдыха | Кладбище Маунт Кармель, Глендейл, Нью-Йорк |
Национальность | русский |
Уголовное обвинение (я) | Ритуальное убийство |
Менахем Мендель Бейлис (иногда пишется Бейлис ; идиш : מנחם מענדל בייליס, русский : Менахем Мендель Бейлис ; 1874 - 7 июля 1934) был российским евреем, обвиненным в ритуальном убийстве в Киеве в Российской империи на печально известном процессе 1913 года, известном как «Суд над Бейлисом» или «Дело Бейлиса». Хотя Бейлис был оправдан после длительного процесса всеславянским жюри, судебный процесс вызвал международную критику антисемитизма в Российской империи.
История Бейлиса была беллетризована в романе Бернарда Маламуда « Фиксатор» 1966 года, который получил Пулитцеровскую премию в области художественной литературы и Национальную книжную премию США в области художественной литературы.
Менахем Мендель Бейлис родился в хасидской семье, но был безразличен к религии и регулярно работал по субботам и, по крайней мере, в некоторые праздники. В 1911 году он был бывшим солдатом и отцом пятерых детей, работал смотрителем на Зайцевском кирпичном заводе в Киеве.
12 марта 1911 года (по старому русскому календарю) 13-летний украинский мальчик Андрей Ющинский пропал по дороге в школу. Через восемь дней его изуродованное тело было обнаружено в пещере возле Зайцевского кирпичного завода. Бейлис был арестован 21 июля 1911 года после того, как фонарщик показал, что мальчика похитил еврей. В рапорте, представленном царю судебной властью, Бейлис был признан убийцей Ющинского.
В ожидании суда Бейлис провел в тюрьме более двух лет. Тем временем в российской прессе развернулась антисемитская кампания против еврейской общины с обвинениями в ритуальном убийстве. Среди тех, кто писал или выступал против ложных обвинений евреев, были Максим Горький, Владимир Короленко, Александр Блок, Александр Куприн, Владимир Вернадский, Михаил Грушевский и Павел Милюков.
Когда Бейлис уже больше года сидел в тюрьме, к нему в камеру зашла делегация во главе с военным. Это могло быть уловкой, чтобы заставить Бейлиса оговорить себя или других евреев, офицер сообщил Бейлису, что он скоро будет освобожден из-за манифеста о помиловании всех каторжников (каторжников) на трехсотлетнем юбилее правления Романовых. династия. Как рассказывается в своих мемуарах, Бейлис отказался от этой увертюры:
Это один из многих эпизодов из мемуаров Бейлиса, которые Бернар Маламуд включил в свой роман «Фиксатор».
В досудебный период в 1911–1912 гг. Следствие вел Николай Александрович Красовский, передовой следователь Киевского УВД. Красовский отказался от каких-либо перспектив продвижения по службе и продолжил расследование, несмотря на сопротивление и саботаж со стороны кругов, заинтересованных в «железной дороге» Бейлиса; в конце концов он отказался участвовать в предполагаемой фальсификации дела и был уволен.
Красовский продолжил расследование в частном порядке, которому помогали его бывшие коллеги из Киевского ГУВД. В конце концов им удалось установить настоящих убийц Ющинского: профессиональных преступников по фамилии Рудзинский, Сингаевский, Латышев и Вера Чеберяк, чей сын Евгений был другом Ющинского.
30–31 мая 1912 г. репортажи публиковались в киевских газетах. Сразу после этого Красовский был арестован по обвинению в служебном злоупотреблении, совершенном в 1913 году, но оправдан судом.
Процесс над Бейлисом проходил в Киеве с 25 сентября по 28 октября 1913 года. Обвинение состояло из лучших адвокатов правительства. Профессор Киевского государственного университета Сикорский (отец Игоря Сикорского ), медицинский психолог, в качестве свидетеля-эксперта обвинения дал показания, что, по его мнению, это было дело о ритуальном убийстве.
У Бейлиса было прочное алиби, которое проистекало из его привычки работать в иудейскую субботу. Ющинский был похищен в субботу утром, а Бейлис тогда был на работе, что подтвердили его коллеги-неевреи в показаниях на суде. В качестве доказательства были предъявлены квитанции на партию кирпичей, подписанные Бейлисом тем утром. Обвинение было вынуждено возразить, что Бейлис мог на несколько минут уклониться, похитить Ющинского, а затем вернуться к работе.
Документы внутренней полиции от 1912 года впоследствии показали, что слабость дела была известна.
Одним из свидетелей обвинения, представленным в качестве религиозного эксперта по иудаистским ритуалам, был католический священник Юстинас Пранайтис из Ташкента, известный своей антисемитской работой 1892 года « Талмуд без маски». Пранайтис свидетельствовал, что убийство Ющинского было религиозным ритуалом, связывающим убийство Ющинского с кровавым наветом, легендой, в которую верили многие россияне в то время. Один сотрудник полицейского управления сказал:
Доверие к Пранайтису быстро испарилось, когда защита продемонстрировала его незнание некоторых простых талмудических концепций и определений, таких как хуллин, до такой степени, что «многие в аудитории иногда громко смеялись, когда он явно сбивался с толку и не мог даже внятно ответить на некоторые из них. вопросы, заданные моим адвокатом ". Цитируется агент царской тайной полиции, сообщающий о показаниях Пранайтиса:
Советник Комитета защиты Бейлиса, писатель по имени Бен-Цион Кац, предложил противопоставить отцу Пранайтису такие вопросы, как «Когда жила Баба Батра и чем занималась», которые он описал как эквивалент вопроса американцу «Кто жил в Геттисбергском обращении» ? " В суде было достаточно евреев, чтобы смех мог отрицать ценность Пранатиса для обвинения.
Бейлис был представлен наиболее способных замыслам в Москве, Санкт - Петербурге и Киеве баров : Василий Маклаков, Грузенберг, Н. Карабчевский, А. Зарудный, Д. Григорович-Барский. Два видных российских профессоров, Троицкое и Kokovtzov, выступил от имени защиты в похвале еврейских ценностей и разоблачил лживость обвинений, в то время как Александр Глаголев, философ и профессор Киевской духовной академии по православному христианину, подтвердил, что «в законе из Моисей, запрещает проливать человеческую кровь и использовать любую кровь вообще в пищу «. Известный и уважаемый раввин Москвы раввин Яаков Мазех произнес длинную и подробную речь, в которой цитировал отрывки из Торы, Талмуда и многих других книг, чтобы окончательно опровергнуть показания «экспертов», выдвинутых обвинением.
Фонарщик, на показаниях которого основывалось обвинение Бейлису, признался, что был сбит с толку тайной полицией.
Доводы обвинения были еще более подорваны после того, как оно приложило немало усилий, чтобы связать 13 ран, которые профессор Сикорский обнаружил на части тела убитого мальчика, с важностью числа тринадцать в «еврейском ритуале», только для того, чтобы получить его. Позже выяснилось, что на этой части тела на самом деле было 14 ран.
Главный прокурор А.И. Виппер в своем заключительном обращении сделал якобы антисемитские заявления. Существуют противоречивые сведения о двенадцати христианских присяжных : семеро были членами печально известного Союза русского народа, части движения, известного как черная сотня. В составе жюри не было представителя интеллигенции. Однако после нескольких часов раздумий присяжные оправдали Бейлиса.
За судом над Бейлисом следили во всем мире, и антисемитская политика Российской империи подверглась резкой критике. Арабская газета Filastin, издаваемая в Яффо, Палестина, освещала этот процесс в нескольких статьях. Ее редактор Юсеф Эль-Исса опубликовал редакционную статью под названием «Позор двадцатого века». Он писал 13 октября 1913 года:
Мы говорили в предыдущем выпуске и повторяем, что их обвинение евреев в пролитии крови для совершения религиозных ритуалов является выдумкой в отношении тех, кто в это верит; мерзость по отношению к тем, кто ее распространяет; и позор для двадцатого века, в течение которого, если умы не освободятся от оков невежества, Бог никогда не освободит их.
Дело Бейлиса сравнивали с делом Лео Франка, в котором американский еврей, менеджер карандашной фабрики в Атланте, штат Джорджия, был осужден за изнасилование и убийство 13-летней Мэри Фаган. Лео Франк был линчеван после того, как его приговор был заменен пожизненным заключением.
После оправдания Бейлис стал огромным героем и знаменитостью. Одним из свидетельств его известности является следующая цитата: «У любого, кто хотел увидеть главных звезд нью-йоркской идишской сцены в День Благодарения в 1913 году, было три выбора: Мендель Бейлис в Театре Дьюи Джейкоба Адлера, Мендель Бейлис в Национальном театре Бориса Томашевского. или Мендель Бейлис в Театре Дэвида Кесслера на Второй авеню ».
Благодаря своей большой известности и лести, которую он получал, Бейлис мог стать богатым благодаря коммерческим выступлениям и тому подобному. Отвергнув все подобные предложения, он и его семья уехали из России на ферму, купленную бароном Ротшильдом в Палестине, которая в то время была провинцией Османской империи.
Бейлису было трудно сводить концы с концами в Палестине, но годами он сопротивлялся отъезду. Когда друзья и доброжелатели умоляли его поехать в Америку, он отвечал: «Раньше, в России, когда слово« Палестина »ассоциировалось с пустыней и бесплодной землей, я даже тогда предпочел приехать сюда, чем другие страны.. Насколько же больше я стал бы настаивать на том, чтобы остаться здесь после того, как полюбил эту землю! »
В конце концов, однако, финансовое положение Бейлиса стало слишком безвыходным. В 1921 году он поселился в Соединенных Штатах, где в 1925 году он самостоятельно опубликовал отчет о своих переживаниях под названием «История моих страданий». Изначально изданная на идише (выпуски 1925 и 1931 гг.), Позже книга была переведена на английский (выпуски 1926, 1992 и 2011 гг.), А также на русский язык.
Памятник на могиле БейлисаБейлис неожиданно умер в отеле в Саратога - Спрингс, штат Нью - Йорк, 7 июля 1934 года и был похоронен через два дня на горе Кармель кладбище, Глендейл, Квинс, который является усыпальницей Лео Франка и Шолом - Алейхема. Хотя слава Бейлиса угасла после суда в 1913 году, она ненадолго вернулась после его смерти. На его похоронах присутствовало более 4000 человек. The New York Times отметила, что собратья-евреи Бейлиса «всегда считали, что его поведение [в сопротивлении всякому давлению с целью вовлечь себя или других евреев] спасло его соотечественников от погрома». История синагоги на Элдридж-стрит, где проходили похороны Бейлиса, описывает сцену его похорон следующим образом: «Толпа не могла удерживаться в святилище. Не удалось навести порядок на улицах с десяток милиционеров ».
Примерно за шесть месяцев до смерти Бейлис дал интервью англоязычной газете Jewish Daily Bulletin. На просьбу высказать «одно выдающееся впечатление» от процесса в Киеве он отдал последнюю дань уважения русским язычникам, которые помогли ему избежать кровавого навета, таким как сыщик Красовский и журналист Бразул-Брушковский: «Это был настоящий героизм, настоящая жертва. Они знали, что, защищая меня, их карьера будет разрушена, даже сама их жизнь будет небезопасной. Но они настаивали, потому что знали, что я невиновен ».
В то время как роман Бернарда Маламуда « Фиксатор» основан на жизни Менделя Бейлиса, Маламуд изменил характер Бейлиса и его жены способами, которые потомки Бейлиса сочли унизительными. Настоящий Мендель Бейлис якобы был «достойным, уважительным, любимым, довольно религиозным семьянином с верной женой Эстер и пятью детьми». Главный герой Маламуда Яков Бок - «злой, сквернословящий, рогоносец, бездельник, бездетный богохульник».
Когда «Фиксатор» был впервые опубликован, сын Бейлиса Давид Бейлис написал Маламуду, сетуя на то, что Маламуд заимствовал плагиат из мемуаров Бейлиса и что Маламуд исказил воспоминания Бейлиса и его жены через персонажей Якова Бока и его жены Райсл. Маламуд написал в ответ, пытаясь успокоить Давида Бейлиса, что The Fixer «не пытается изобразить Менделя Бейлиса или его жену. Яков и Раисл Бок, я уверен, вы согласитесь, ничем не похожи на своих родителей ».
Тем не менее, The Fixer вызвал серьезную путаницу в отношении Бейлиса. Некоторые приписывают Маламуду изобретение аспектов истории, взятых из мемуаров Бейлиса, в то время как другие путают характер Бейлиса с характером персонажа Маламуда Якова Бока. Как сетовал историк Альберт Линдеманн: «К концу двадцатого века память о деле Бейлиса стала неразрывно слиться (и смешаться) с... Фиксатором ».
В мартовском номере журнала « Персонал Плюс » (№ 9/160) Межрегиональной академии управления персоналом (сокращенно МАУП) за 2006 г. была опубликована статья « Убийство раскрыто, убийца неизвестен?». возродил ложные обвинения по делу Бейлиса, заявив, что присяжные признали это дело ритуальным убийством, совершенным неизвестными лицами, хотя и признали Бейлиса невиновным.
Специальный кабель в NEW YORK TIMES.NOV. 2, 1913 г. "
То есть изуверское убийство было совершено с ритуальной целью, но не Бейлисом, а кем-то другим. Кем?