Менахем Мендель Римановский | |
---|---|
Надгробие раввина Менахема Менделя из Риманова. | |
Заголовок | Менахем Мендель Римановский |
Личное | |
Родился | 1745 Przytyk, Польша |
Умер | 29 мая 1815 г. Рыманув, Польша |
Религия | Иудаизм |
Супруг | Ривке |
Дети | Рабби Лейба Nosson, рабби Исраэль Яаков из Билого Kamin, Фейга, Chana |
Родители | |
Еврейский лидер | |
Преемник | Ребе Цви Герш ха-Кохен |
Основная работа | Менахем Сион |
Династия | Рименов |
Менахем Мендель Торем из Риманова, также известный как Менделе Римановер ( альтернативное написание: Риминов, Риманев) ( 1745–29 мая 1815 г.), был известным хасидским Ребе и одним из первых четырех распространителей хасидского движения в Польше и Галиции вместе с раввином. Яаков Ицхак из Люблина, раввин Исраэль Хопштейн и раввин Авраам Иегошуа Хешель.
Менахем Мендель родился в 1745 году в Нове Място в старинной раввинской польской семье, которая, как сообщается, происходила из Баал Ха-Турим. Согласно одному сообщению, он был представлен Хасиду в возрасте 11 лет, когда он встретил Дов Бер из Мезерича. В юности он учился у Шмельке из Никольсбурга в Рычиволе и у Йозефа бен Меира Теомима в Берлине. Его главным наставником был Элимелех Лиженский, и он был одним из его самых прославленных учеников. После кончины рава Элимелеха в 1786 году рабби Менахем Мендель занял свой пост главного хасидского учителя в Галиции.
Как один из четырех главных учеников рава Элимелеха из Лиженска, рабби Менахем Мендель был ключевой фигурой в развитии хасидского движения в Галиции. Изначально Ребе основал свой двор во Фристике, где он был Ав Бейт Дин. Его кружок привлек ряд престижных ученых. Он пользовался доверием и уважением Зуши из Ханиполя, Менахема Менделя Рубина из Лиски, Чозе из Люблина, Маггида из Кожница, Авраама Иегошуа Хешела из Опатова, Клонимуса Калмана Эпштейна («Маор Вашемеш») из Кракова, Моше из Пржалламурска, Мешалламорска. Фейвуш Хеллер, Ицхак Исаак Тауб, Ури из Стрелиска, Аарон Лейб из Перемышляна, Яаков Ицхак из Пешиша, Моше Хаим Эфраим из Судилкова и Борух из Меджибожа.
Ребе Менахем Мендель обучал многих будущих корифеев хасидского движения, в том числе Нафтали из Ропшица, Цви Элимелеха Спира из Динова, Цви Гирша из Зидихова, Моше из Самбора («Тефилас ЛеМош»), Йечезкеля Панета («Марех Йехезкель»), Мечезкель. («Ор ЛаШамайим»), Шимон из Ярослава, Шломо Лейб из Летчны, Ашер Йешаягу из Ропшица, Йехошуа из Динов, Авраам Мордехай из Добромила, Иегуда Цви из Роздола, Залке из Санза, Мендель из Стришова и Ялесовский ХаРоим »). Он призвал Моше Тейтельбаума (Уджеля) стать Ребе. Таким образом, многие хасидские династии берут свое начало при дворе Ребе Менахема Менделя.
В 1807 году рабби Менахем Мендель перенес свой двор в Риманов и проживал там до своей кончины. Его приезд значительно ускорил социально-экономическое развитие города. Многие хасиды теперь ездили к раввину и, нуждаясь в еде и жилье, обеспечивали местную еврейскую общину доходом. Суд Ребе также предлагал работу многим официантам, слугам, проводникам, носильщикам, обслуживающему персоналу и пьяным.
Образованный талмудист и каббалист Ребе Менахем Мендель был известен как примерный набожный и святой человек, который всю свою жизнь посвятил служению Богу, и многие были спасены по его молитвам. Многочисленные легенды рассказывают о его чудесном исцелении от больных, которое принесло ему известность среди неевреев и евреев, о его способности ясновидения, о его непрерывных занятиях Талмудом, которые редко прерывались сном, о его экстраординарных актах аскетизма и самобичевания. и его строгое религиозное руководство своим сообществом.
Римановский Ребе принимал активное участие в обеспечении благополучия евреев и щедро помогал сиротам и незнакомцам. Обеспокоенный надлежащим правосудием, он призвал общину поддержать школу для детей из бедных семей, в то же время запретив похоронным обществам завышать плату за обучение в богатых семьях. В последний день каждого месяца Ребе проверял весы в каждом магазине. Но социальные интересы Ребе не ограничивались Римановым. Он возглавлял организацию Kollel Meir Baal HaNes в Галисии, которая предоставляла средства борющимся еврейским общинам на Земле Израиля. Он наиболее известен тем, что в течение 22 лет читал проповеди в субботу на Паршат ха-Ман, в течение которых его ученики свидетельствовали, что он ниспослал благословения с Небес. Широко распространено мнение, что Ребе ввел сегулах для парнасса ( поддержки ) чтения Парашас Хамонн в форме Шнаим Микрах в'Эход Таргум ежегодно во вторник Парашас Бешалах.
Ребе Менахем Мендель был ярым противником современности и еврейской эмансипации, опасаясь, что это приведет к ассимиляции и разрушению еврейского образа жизни. Он считается одним из основателей ультраортодоксального иудаизма в Польше и Венгрии. Он выступал против заселения евреев в небольшие деревни вне организованной еврейской общины. Вдобавок Римановер ревностно требовал соблюдения законов еврейской скромности. Он настаивал на том, чтобы мужчины и женщины сохраняли традиционную еврейскую одежду и не подражали никаким современным стилям, особенно в отношении нарядной одежды. Строгие правила Ребе в конечном итоге стали стандартом хасидской одежды.
Ребе Менахем Мендель мучился изгнанием еврейского народа с его родины, утверждая, что он может полностью реализовать свой духовный потенциал только в Земле Израиля, и ожидал пришествия Мессии. К концу своей жизни Римановер связал Наполеона с Гогом и Магогом, и он молился о его победе, которая, как он считал, положит начало мессианской эпохе. Легенда гласит, что форма Ребе являлась Наполеону во сне, пока последний находился под защитой Бога.
Ребе Менахем Мендель женился на Ривке, дочери богатого купца из Фриштака. Их дети:
1. Раввин Носсон Лейб Торем (ум. 1846) из Риманова.
2. Раввин Исраэль Яаков Торем (ум. 1827), Ав Бейт Дин из Белого Камня.
3. Файги вышла замуж за Р 'Клонима из Ланкута.
4. Хана вышла замуж за Р 'Мордехая, Ав Бейт Дина из Риманова.
Ребе Менахем Мендель скончался 29 мая (19 числа ияра) 1815 года. Его сыновья отказались унаследовать его, и династия позже перешла к бывшему слуге Ребе, раву Цви Херш Хакохену из Риманова (1778-1846) по имени Реб Цви Херш Мешарес, автор Be'eros Hamayim.
Комментарий Ребе Менахема Менделя к Торе был впервые опубликован в « Менахем Цион» (Черновцы, 1851 г.) на основе заметок, сделанных его учеником равом Йехезкелем Панетом. Другие сборники Торы Ребе были опубликованы в Divrei Menachem (Львов, 1863), Ilana deChaye (Piotrków, 1908) и переиздавались. Комментарии были переведены на английский как «Беседы о Торе святого цадика Реба Менахема Менделя из Риманова» (Нью-Джерси, 1997).
Самые ранние рассказы о Римановском Ребе были впервые опубликованы в « Der Chassidismus» Арона Маркуса (Pleszew, 1901) и « Devarim Areivim Vol. 1 (Мункач, 1904). Первая официальная биография Ateres Менахем (Bilgoraj, 1910), опубликованные Цви Yechezkel Майкельсона, последовал Yekutiel Kamelhar в Бейс Менахем (Тарнув, 1927) и Арон Roth «s Менахем Цион (Satu Mare, 1935). Среди других биографий - Раби Мендель ми-Риманов Матитьяху Гуттмана (Тель-Авив, 1953), Die Chassidishe Velt Менаше Унгера (Нью-Йорк, 1955), Ребе Менахем Мендель Фан Риманов (Иерусалим, 1987) и Ребе Менделе Римановер Хаима Давида Бэкона (Нью-Йорк, 1988).
Есть несколько синагогах ( синагоги ) назвали Наримановский район, либо последователями Rimanover хасидов, или во главе с потомками Ребе Менахема Менделя и его преемнику Ребе Цви Герш.
Охель Ребе Менделе в Риманове является местом регулярного паломничества хасидов. Оригинальный Охель и надгробие были разрушены во время Холокоста и восстановлены после войны с надписью, основанной на тексте, сохранившемся в хасидской литературе.
Мендель Риманевский
Менахем Мендель... Риманевский
|website=
( помощь )Меорей Галисия: Энциклопедия галицких мудрецов, раввин Меир Вундер [иврит]
Энциклопедия хасидизма Ицхака Альфаси [иврит]
Энциклопедия хасидизма, Цви Рабинович
Запись YIVO Менахем Мендель из Риманова
Четыре хасидских мастера Авраам Дж. Тверски. Нью-Йорк: Artscroll, 2008.