В греческой мифологии, Мемнон ( / м ɛ м п ə п / ; древнегреческий : Μέμνων означает «решительными») был царем Эфиопии и сын Тифона и Эос. Как воин он считался почти равным Ахиллу по мастерству. Во время Троянской войны он привел армию на защиту Трои и убил Антилоха в жестоком сражении. Смерть Мемнона перекликается со смертью Гектора, другого защитника Трои, которого Ахиллес также убил из мести за павшего товарища Патрокла.
После смерти Мемнона Зевс был тронут слезами Эос и даровал ему бессмертие. Смерть Мемнона подробно описана в утерянном эпосе « Этиоп», составленном по «Илиаде» примерно в VII веке до нашей эры. Квинт Смирнский записывает смерть Мемнона в Постгомерике. Его смерть также описана в « Воображениях Филострата».
Диктис Кретенсис, автор псевдохроники Троянской войны, пишет, что «Мемнон, сын Титона и Авроры, прибыл с большой армией индейцев и эфиопов, поистине замечательной армией, которая состояла из тысяч и тысяч мужчин с различными видов оружия и превзошли даже надежды и молитвы Приама ».
Мемнон, возглавляющий свою армию эфиопов, прибывает в Трою сразу после спора между Полидамом, Еленой и Приамом, который сосредоточен на том, появится ли Эфиопский царь вообще. Армия Мемнона описывается как слишком большая, чтобы ее можно было сосчитать, и его прибытие положило начало огромному банкету в его честь. Как обычно, два лидера (Мемнон и, в данном случае, Приам ) завершают обед, обмениваясь славными военными историями, и рассказы Мемнона побуждают Приама объявить, что царь Эфиопии будет спасителем Трои. Несмотря на это, Мемнон очень скромен и предупреждает, что его сила, как он надеется, проявится в бою, хотя он считает, что хвастаться за обедом неразумно.
Бой между Ахиллом (слева) и Мемноном (справа). Могильная амфора. Южная Италия, 330 г. до н.э.Перед битвой следующего дня божественная любовь к Мемнону настолько велика, что Зевс заставляет всех остальных олимпийцев пообещать не вмешиваться в битву. В бою Мемнон убивает сына Нестора, Антилоха, после того, как Антилохос убил дорогого товарища Мемнона, Эзопа. Стремясь отомстить и, несмотря на свой возраст, Нестор пытается сразиться с Мемноном, но эфиопский воин настаивает, что это было бы не просто сражаться с таким стариком, и настолько уважает Нестора, что он отказывается сражаться. Таким образом, Мемнон очень похож на Ахилла - оба они обладают сильными наборами ценностей, которые благоприятно воспринимаются воинской культурой того времени.
Когда Мемнон достигает греческих кораблей, Нестор умоляет Ахилла сразиться с ним и отомстить за Антилоха, что приводит к столкновению двух мужчин, в то время как оба носят божественные доспехи, сделанные Гефестом, что делает еще одну параллель между двумя воинами. Зевс благоволит им обоим и делает каждого неутомимым и огромным, чтобы все поле битвы могло наблюдать, как они сражаются как полубоги. В конце концов, Ахиллес пронзает Мемнона сердце, заставляя всю его армию бежать в ужасе.
В честь Мемнона боги собирают все капли крови, которые падают с него, и используют их, чтобы сформировать огромную реку, которая в каждую годовщину его смерти будет нести вонь человеческой плоти. Эфиопы, которые оставались рядом с Мемноном, чтобы похоронить своего лидера, превратились в птиц (которых мы теперь называем Мемнонидом), и они остаются у его гробницы, чтобы удалить пыль, которая собирается на ней.
Римские писатели и более поздние классические греческие писатели, такие как Диодор Сицилийский, считали, что Мемнон был родом из Эфиопии, географической области в Африке, обычно к югу от Египта. Поскольку оригинальная историческая работа Арктина Милетского сохранилась лишь фрагментарно, большая часть того, что известно о Мемноне, принадлежит постгомеровским греческим и римским писателям. Гомер лишь вскользь упоминает Мемнона в « Одиссее».
Геродот называл Сузы «городом Мемнона», Геродот описывает две высокие статуи в египетской и эфиопской одежде, которые некоторые, по его словам, идентифицируют как Мемнон; он не согласен, ранее заявив, что он считает, что это Сесострис. Одна из статуй стояла на дороге из Смирны в Сарды. Геродот описал резную фигуру, соответствующую этому описанию, возле старой дороги из Смирны в Сарды.
Павсаний описывает, как он восхищался колоссальной статуей в Египте, когда ему сказали, что Мемнон начал свое путешествие в Африке:
В египетских Фивах, переходя Нил к так называемым Трубам, я увидел статую, которая все еще сидела и издавала звук. Многие называют его Мемноном, который, как говорят, из Эфиопии захватил Египет и до Суз. Однако фиванцы говорят, что это статуя не Мемнона, а туземца по имени Фаменоф, и я слышал, что некоторые говорят, что это Сесострис. Эта статуя была сломана Камбизом надвое, и в настоящее время она брошена с головы до середины; а остальные сидят, и каждый день с восходом солнца он издает шум, и этот звук лучше всего можно сравнить со звуком арфы или лиры, когда оборвалась струна.
Филострат из Лемноса в своей работе « Воображает» описывает художественное оформление сцены, изображающей Мемнона:
Такова сцена у Гомера, но события, изображенные художником, следующие: Мемнон, прибывший из Эфиопии, убивает Антилоха, который бросился перед этим отцом, и он, кажется, наводит ужас среди ахейцев - до времен Мемнона черные люди были всего лишь предметом рассказа - и ахейцы, завладев телом, оплакивали Антилоха, сыновей Атрея и Итакана, сына Тидея и двух одноименных героев.
Согласно Манефону, Мемнон и 8-й фараон 18-й династии Аменофис были одним и тем же царем.
Согласно древнегреческим поэтам, отец Мемнона Тифон был похищен из Трои богиней рассвета Эос и доставлен на край земли на побережье Океана.
Согласно Гесиоду, Эос принес Тифону в бронзу вооруженного Мемнона, царя эфиопов и великого Эматиона. Зефир, бог западного ветра, как и Мемнон, был также первенцем Эоса от другого отца Астрея, что сделало его сводным братом Мемнона. Согласно Квинту Смирнею, Мемнон сам сказал, что он был воспитан Гесперидами на побережье Океана. Мемнон, живущий в западном океане, и его отец, изгнанный туда, сделали бы его сыном рассвета (востока), как в сыне Трои, а не сыном Восточной Азии, как предполагали более ранние ученые, основанные на их мнении.
Есть статуи Аменхотепа III в фиванском некрополе в Египте, которые были известны римлянам как колоссы Мемнона. По словам Плиния Старшего и других, одна статуя издала звук в утреннее время.