Мелькарт

редактировать
Тирский шекель

Melqart (также Мелькарта или Melicarthus) был охраняющий бог из финикийского города-государства Тир и главное божество в пантеонов финикийских и карфагенских. Часто называемый «Владыкой Тира» ( Баал Тир), он также был известен как Сын Ваала или Эля (Правитель Вселенной), Король Преисподней и Защитник Вселенной. Он символизировал годовой цикл растительности и был связан с финикийской богиней по материнской линии Астартой.

Мелькарт обычно изображался в виде бородатой фигуры, одетой только в округлую шляпу и набедренную повязку. Отражая его двойную роль как защитника мира и правителя подземного мира, его часто изображали с египетским анкхом или цветком лотоса как символом жизни и топором с отверстиями как символом смерти.

По мере расширения тирской торговли и поселений Мелькарт стал почитаем в финикийской и пунической культурах по всему Средиземноморью, особенно в его колониях Карфаген и Кадис. В период расцвета финикийской цивилизации между 1000 и 500 годами до нашей эры Мелькарт был связан с другими пантеонами и часто почитался соответственно. В частности, он был отождествлен с греческим Гераклом (Геркулесом), по крайней мере, с шестого века до нашей эры, и в конечном итоге стал взаимозаменяемым со своим греческим аналогом.

Бюст из Национального музея Дании

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Этимология
  • 2 Культ
  • 3 Археологические свидетельства
    • 3.1 Храмовые места
  • 4 Ганнибал и Мелькарт
  • 5 греко-римских традиций
  • 6 попыток синтеза
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
    • 8.1 Цитаты
    • 8.2 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Этимология

Melqart была написана в финикийской абджад как MLQRT ( финикийский : 𐤌𐤋𐤒𐤓𐤕), что означает «Король Земли», в качестве альтернативы Эдвард Липинский теоретизирует, что он был получен из MLK QRT ( 𐤌𐤋𐤊 𐤒𐤓𐤕), что означает «царь города». Название иногда транскрибируются в Мелькартах, Мелькарту или Melgart. На аккадском языке его имя было написано Милкарту.

Греки и римляне, отождествлявшие Мелькарта с Гераклом, часто называли его тирским Гераклом.

Культ

" Стела Мелькарт " «Моция эфеба» - Мелькарт (?)

Мелькарт, вероятно, был конкретным Баалом, найденным в Танахе (еврейская Библия, в частности, в 3 Царств 16.31–10.26), чье поклонение было широко представлено Израилю царем Ахавом и в значительной степени искоренено царем Ииу. В 3 Царств 18.27, возможно, есть насмешливая ссылка на легендарные Гераклейские путешествия, совершенные богом, и на ежегодное эгерсис («пробуждение») бога:

И было в полдень, что Илия издевался над ними и сказал: "Кричите громко, потому что он бог; либо он задумался, либо он заблудился, либо он в пути, либо, возможно, он спит. и должен быть разбужен ".

Эллинистический беллетрист, Илиодор Емес, в его Aethiopica, относится к танцам моряков в честь тирского Геракла: «Теперь они прыгают задорно в воздух, теперь они сгибать колени на землю и вращаются на них, как обладали лица».

Историк Геродот записал (2.44):

Желая получить как можно более полную информацию по этим вопросам, я совершил путешествие в Тир в Финикии и услышал, что в этом месте находится храм Геракла, очень почитаемый. Я посетил храм и обнаружил, что он богато украшен множеством подношений, среди которых были две колонны, одна из чистого золота, а другая - из смарагдоса, сиявшая ночью с огромным блеском. В разговоре со священниками я спросил, сколько времени был построен их храм, и по их ответу обнаружил, что они тоже отличаются от эллинов. Они сказали, что храм был построен одновременно с основанием города, и что город был основан 2300 лет назад. В Тире я заметил еще один храм, где поклонялись тому же богу, что и Фасийскому Гераклу. Итак, я отправился на Тасос, где нашел храм Геракла, построенный финикийцами, колонизировавшими этот остров во время плавания на поиски Европы. Даже это было на пять поколений раньше того времени, когда в Элладе родился Геракл, сын Амфитриона. Эти исследования ясно показывают, что существует древний бог Геракл; и мое собственное мнение таково, что наиболее мудро поступают те эллины, которые строят и поддерживают два храма Геракла, в одном из которых поклонялся Гераклу, известный под именем Олимпиец, и ему приносили жертву как бессмертному, а в другом выплаченные почести такие же, как у героя.

Иосиф пишет (« Древности, 8.5.3»), вслед за историком Менандром, о царе Хираме I из Тира (ок. 965–935 до н. Э.):

Он также пошел и вырубил древесину на горе, называемой Ливан, для кровли храмов; и когда он разрушил древние храмы, он построил храмы Геракла и Аштарта ; и он был первым, кто праздновал пробуждение ( egersis) Геракла в месяце Периций.

Ежегодное празднование возрождения «пробуждения» Мелькарта может идентифицировать Мелькарта как божество жизни-смерти-возрождения.

Римский император Септимий Северус был уроженцем Лепцис Магны в Африке, первоначально финикийского города, где поклонение Мелькарту было широко распространено. Известно, что он построил в Риме храм, посвященный « Либер и Геракл», и предполагается, что император, стремясь почтить бога своего родного города, отождествил Мелькарт с римским богом Либером.

Археологические свидетельства

Стела с Мелькартом на льве из Амрита в Сирии, ок. 550 г. до н.э.

Первое упоминание этого имени относится к IX веку до нашей эры, в надписи «Бен-Хадад», найденной в 1939 году к северу от Алеппо в современной северной Сирии; он был воздвигнут сыном царя Арама «для своего господина Мелькарта, в котором он поклялся ему и услышал его голос».

Археологические свидетельства культа Мелькарта были найдены раньше в Тире и, по-видимому, распространились на запад с финикийскими колониями, основанными Тиром, а также в конечном итоге затмили поклонение Эшмуну на Сидоне. По словам доктора Обе, имя Мелькарта использовалось в клятвах, санкционирующих контракты, поэтому в каждой новой финикийской колонии было принято строить храм Мелькарту как защитнику тирских торговцев: в Кадисе храм Мелькарта находится еще в раннем возрасте. как самые ранние пережитки финикийской оккупации. (Греки следовали аналогичной практике в отношении Геракла.) Карфаген даже посылал ежегодную дань в размере 10% государственной казны богу в Тире вплоть до эллинистического периода.

В Тире первосвященник Мелькарта занимал второе место после короля. Многие имена в Карфагене отражали важность Мелькарта, например, имена Гамилькар и Бомилькар; но Ба'л "Господь" как элемент имени в карфагенских именах, таких как Гасдрубал и Ганнибал, почти наверняка не относится к Мелькарту, а вместо этого относится к Баал-Хаммону, главному богу Карфагена, богу, отождествляемому греками с Кроносом и Римлянам с Сатурном, или просто используется как титул.

Мелькарт защищал пунические районы Сицилии, такие как Чефалу, который был известен под карфагенским правлением как «мыс Мелькарт» ( пунический : 𐤓𐤔 𐤌𐤋𐤒𐤓𐤕, RŠ MLQRT). Голова Мелькарта, неотличимая от Геракла, изображена на его монетах IV века до нашей эры.

Cippi из Melqart, найденный на Мальте и посвящен богу как бывший Вото предложения, при условии, что ключ к пониманию финикийского языка, так как надписи на cippi были написаны как финикийский и греческий.

Храмовые сайты

Вотивные статуи из храма Мелькарт в Кадисе

Храмы Мелькарта находятся по крайней мере в трех финикийских / пунических местах в Испании: Кадис, Ибица на Балеарских островах и Картахена. Недалеко от Гадеса / Гадейры (современный Кадис ) был самый западный храм Тирского Геракла, недалеко от восточного берега острова ( Страбон 3.5.2–3). Страбон отмечает (3.5.5–6), что две бронзовые колонны в храме, каждая высотой в 8 локтей, были широко провозглашены многими, кто посещал это место и приносил там жертвы Гераклу, как истинные колонны Геракла. Страбон считает это сообщение мошенничеством, отчасти отмечая, что надписи на этих столбах ничего не упоминают о Геракле, а говорят только о расходах, понесенных финикийцами при их создании.

Еще один храм Мелькарта находился в Эбисе ( Ибица ), в одном из четырех финикийских поселений на южном побережье острова. В 2004 году дорожная бригада на авеню Испании (один из основных маршрутов на Ибицу) обнаружила еще один Пунический храм в раскопанном дорожном полотне. В найденных текстах упоминается Мелькарт среди других пунических богов Эшмуна, Астарты и Бала.

Еще один иберийский храм Мелькарта был обнаружен в Карфаген-Нова ( Картахена ). Защита тирского бога распространилась на священный мыс ( мыс Сент-Винсент ) Пиренейского полуострова, самую западную точку известного мира, землю настолько священную, что было запрещено даже ночевать.

Другой храм Melqart был Ыхиз, на атлантическом побережье Марокко.

Ганнибал и Мелькарт

Ганнибал был верным поклонником Мелькарта: римский историк Ливий записал легенду о том, что незадолго до своего похода в Италию он совершил паломничество в Гадес, самое древнее место финикийского культа на западе. Ганнибал укрепил себя духовно молитвой и жертвоприношением у алтаря Мелькарта. Он вернулся в Новый Карфаген, сосредоточив свои мысли на боге, и накануне отъезда в Италию увидел странное видение, которое, как он считал, было послано Мелькартом.

Ночью Ганнибалу явился юноша божественной красоты. Юноша сказал Ганнибалу, что он был послан верховным божеством Юпитером, чтобы вести сына Гамилькара в Италию. «Следуй за мной, - сказал призрачный посетитель, - и смотри, не смотри назад». Ганнибал последовал инструкциям посетителя. Его любопытство, однако, пересилило его, и когда он повернул голову, Ганнибал увидел змея, пробивающуюся сквозь лес и чащу, вызывая разрушения повсюду. Он двигался как черная буря с раскатами грома и вспышками молний, ​​собранными позади змея. Когда Ганнибал спросил, что означает видение, существо ответил: «То, что ты видишь, - это запустение Италии. Следуй за своей звездой и не врывайся дальше в темные замыслы небес ».

Греко-римские традиции

Некоторые писатели высказали предположение, что финикийский Мелицерт, сын Ино, обнаруженный в греческой мифологии, по происхождению был отражением Мелькарта. Хотя ни один классический источник явно не связывает их, Ино - дочь Кадма Тирского. Льюис Фарнелл не думал, ссылаясь в 1916 году на «случайное сходство в звучании Меликертеса и Мелькарта, видя, что Мелькарт, бородатый бог, не имел ничего общего ни по форме, ни по мифу с детским или юношеским божеством и, более того, всегда отождествлялся с Геракл: мы также не знаем ничего о Мелькарте, что могло бы объяснить фигуру Ино, которая изначально неотделима от Меликертеса ».

Афиней (392d) резюмирует историю Евдокса Книдского (ок. 355 г. до н. Э.), Рассказывающую, как Геракл, сын Зевса от Астерии (= «Аштарт?») Был убит Тифоном в Ливии. Спутник Геракла Иолай принес мертвому богу перепела (предположительно, жареного перепела), и его восхитительный аромат вернул Геракла к жизни. Это призвано объяснить, почему финикийцы приносят в жертву перепелов Гераклу. Похоже, что у Мелькарта был компаньон, похожий на эллинского Иолая, который сам был уроженцем тирской колонии Фивы. Санчуниатон также делает Мелькарта под именем Малкартос или Мелькатрос, сын Хадада, которого обычно отождествляют с Зевсом.

В « Псевдо-Клементиновских признаниях» (10.24) говорится о гробницах различных богов, включая «гробницы Геракла в Тире, где он был сожжен в огне». Греческий Геракл также умер на костре, но событие произошло на горе Оэта в Трахисе. Похожая традиция записана Дио Златоустом ( Ор.  33.47 ), который упоминает красивый костер, который тарсы строили для своего Геракла, имея в виду киликийского бога Сандона.

В « Дионисии» Нонна (40.366–580) Тирийский Геракл во многом является богом Солнца. Однако в более поздний эллинистический и римский периоды почти у всех богов проявляются солнечные атрибуты, а почти все восточные боги отождествляются с Солнцем. Нонн дает Тириану Гераклу титул Astrochiton «Звездный облик», а его Дионис декламирует гимн этому Гераклу, приветствуя его как «сына Времени, того, кто создает тройное изображение Луны, всесияющего Ока небес».. Дождь приписывают сотрясению из головы воды его ванны в восточном океане. Его солнечный диск восхваляют как причину роста растений. Затем, в кульминационном порыве синкретизма, Дионис отождествляет Тирского Геракла с Белом на Евфрате, Амоном в Ливии, Аписом у Нила, Арабским Кроносом, Ассирийским Зевсом, Сераписом, Зевсом Египетским, Кроносом, Фаэтон, Митрой, Дельфийским Аполлоном, Гамос «Женитьба» и Пеон «Целитель».

Тирийский Геракл отвечает, явившись Дионису. Красный свет в огненных глазах этого сияющего бога, одетого в одежду, расшитую, как небо (предположительно, с различными созвездиями). У него желтые, блестящие щеки и звездная борода. Бог рассказывает, как он учил первобытных землян Финикии строить первую лодку и велел им плыть к паре плавучих скалистых островов. На одном из островов росло оливковое дерево со змеей у подножия и орлом на вершине, которое светилось посередине огнем, который горел, но не гас. Следуя указаниям бога, эти первобытные люди принесли орла в жертву Посейдону, Зевсу и другим богам. После этого острова приросли ко дну моря. На этих островах был основан город Тир.

Григорий Назианзин ( Oratio 4.108) и Кассиодор ( Variae 1.2) рассказывают, как Тириан Геракл и нимфа Тир гуляли по пляжу, когда сопровождавшая их собака Геракла съела улитку-мурекс и приобрела красивый фиолетовый цвет вокруг рта. Тайрус сказал Гераклу, что она никогда не примет его как своего любовника, пока он не подарит ей одежду того же цвета. Итак, Геракл собрал множество раковин мурекса, извлек из них краситель и покрасил первую одежду в цвет, который позже был назван тирским пурпуром. Оболочка из мурекса появляется на самых ранних тирских монетах, а затем снова появляется на монетах времен Имперской Римской империи.

С шестого века до нашей эры. Впоследствии на Кипре, где было сильное влияние финикийской культуры на западную часть острова, Мелкват часто изображался с традиционными символами Геракла - львиной шкурой и дубиной, хотя неясно, насколько сильна эта связь между фигурами была на всем остальном. финикийской культуры.

Попытки синтеза

Скудность свидетельств о Мелькарте привела к спорам о природе его культа и его месте в финикийском пантеоне. Уильям Ф. Олбрайт предположил, что он был богом подземного мира отчасти потому, что бог Малку, который может быть Мелькартом, иногда приравнивается к месопотамскому богу Нергалу, богу подземного мира, имя которого также означает «король города». Другие считают это совпадением, поскольку то, что известно о Мелькарте из других источников, не предполагает существования бога подземного мира, и рассматриваемый город мог быть Тиром. Было высказано предположение, что Мелькарт начинал как морской бог, которому позже были даны солнечные атрибуты, или, альтернативно, он начинал как солнечный бог, который позже получил атрибуты морского бога.

Смотрите также

  • Для получения информации о титуле Баал, который применялся ко многим богам, которые обычно не отождествлялись бы с Мелькартом, см. Баал.
  • Чтобы узнать, связан ли Мелькарт с библейскими ссылками на Молоха, и как, см. Молох.
  • Чтобы узнать, связан ли Мелькарт с именами Бога в исламе и каким образом, см. Малек.

Рекомендации

Цитаты

Библиография

  • Бонне, Корин, Мелькарт: Cultes et mythes de l'Héraclès tyrien en Méditerranée (Leuven and Namur) 1988. Стандартное резюме свидетельств.
  • Голова, Барклай; и другие. (1911), "Zeugitana", Historia Numorum (2-е изд.), Oxford: Clarendon Press, стр. 877–882.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-02 06:12:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте