Мельчор Окампо (5 января 1814 - 3 июня 1861) был мексиканским юристом, ученым и политиком. Метисы по происхождению, и радикальным либералом, он яростно антиклерикальной, возможно, атеист, и его ранние работы против Римско - католической церкви в Мексике принесли ему репутацию суставной либерального идеолога. Окампо считался наследником Хосе Марии Луиса Моры, ведущего либерального интеллектуала ранней республики. Он служил в администрации Бенито Хуарес и переговоры спорное соглашение с Соединенными Штатами, Договора Маклейн-Окампо. Мексиканский штат, где сейчас находится его родной город Мараватио, был намного позже переименован в Мичоакан де Окампо в его честь.
Мельчор Окампо, возможно, был сиротой и брошен у ворот асиенды богатой женщины, доньи Франциски Ксавиеры Тапиа, которая вырастила его как своего собственного и завещала ему свою собственность.
Окампо учился в римско-католической семинарии в Морелии, штат Мичоакан, а затем в юридической школе Colegio Seminario de México (Universidad Pontificia). Он начал работать в адвокатской конторе в 1833 году. По неизвестным причинам он оставил юридическую практику и вернулся в свою гасиенду, возможно, из-за ее неизбежного банкротства. В 1840 году он отправился во Францию, где он находился под влиянием либеральных и антиклерикальные идеи в Просвещения и после Французской революции. Через год он вернулся в Мичоакан, чтобы работать на своих землях, заниматься юридической практикой, исследовать флору и фауну региона и изучать местные языки коренных народов. Что еще более важно, он занялся политикой в Мичоакане, в противовес Антонио Лопесу де Санта-Анне.
Окампо был избран в Палату депутатов в 1842 году. В 1844 году Мануэль Гомес Педраса стал президентом Мексики и назначил Окампо губернатором штата Мичоакан. во время вторжения США (1846–48). Он был губернатором-активистом, реорганизовывал государственную казну, строил дороги, предлагал основать школы и улучшал условия национальной гвардии в Мичоакане. Во время американо-мексиканской войны он набирал войска без призыва или повышенных налогов, но исключительно путем убеждения. Окампо призвал отклонить договор Гваделупе-Идальго, положивший конец американо-мексиканской войне. В качестве губернатора Окампо назначил Сантоса Деголладо ректором Колледжа Сан-Николас-де-Идальго, где революционер Мигель Идальго-и-Костилья служил до своего изгнания в деревню Долорес. Позже Деголладо был убит в поисках убийц своего покровителя Окампо.
Убеждения Окампо были яростно антиклерикальными и бросали вызов власти Римско-католической церкви в Мексике. Он считал, что церковь высасывает богатство у коренных жителей с высокими гонорарами священнослужителей за церковные услуги и препятствует прогрессу. Он указывал на высокие гонорары церковных служителей и увеличение количества праздников, которые поощряли праздность и пьянство. Они приносили доход местным священникам, а также еще больше обнищали коренное население, которое покупало свечи, благовония и фейерверки. Гонорары священнослужителей за христианские таинства означали, что рождение, брак и смерть приносили доход священникам, которые взимали плату за крещение, святое супружество и погребение. Яркая история, которую он рассказал об этой практике, касалась крестьянина, который не мог позволить себе плату за похороны своего сына и попросил его бесплатно. Священник отказался, заявив, что «это то, чем он жил». Бедный человек спросил: «Сэр, что мне делать с моим мертвым сыном?» и священник сказал ему: «Посоли его и съешь его». Церковь отвечала за образование в Мексике, и, как и другие аспекты роли церкви в Мексике, доступ был основан на платежеспособности. Окампо выступал за бесплатное государственное светское образование в Мексике. Он считал, что образование должно основываться на основных постулатах либерализма, демократии, уважения и терпимости к различным убеждениям, равенства перед законом, отмены привилегий и верховенства гражданской власти. Многие из этих идей позже были кодифицированы в законах о реформе и либеральной конституции 1857 года.
Он начал опубликованную полемическую дискуссию со священником или группой священников в Мичоакане о реформе гонорара священнослужителей. Историк Энрике Краузе предполагает, что священником, вероятно, был Клементе де Хесус Мунгия, епископ Морелии, столицы штата. Впоследствии Окампо был свергнут с поста губернатора и был вынужден бежать из страны президентом Антонио Лопесом де Санта-Анна, укрывшись сначала на Кубе, а затем в американском городе Новый Орлеан, штат Луизиана. В Новом Орлеане он встретил группу друзей-либералов, в том числе Бенито Хуареса. Окампо начал публиковать брошюры для продвижения политических изменений в Мексике. Он вернулся в Мексику в 1855 году после успешного изгнания Санта-Анны по плану Аютла. План призывал к свержению Санта-Анны и назначению либерального генерала Хуана Альвареса президентом Мексики. С победой Альвареса Окампо недолго проработал в его кабинете в качестве министра иностранных дел, но когда Альварес ушел в отставку и Игнасио Комонфорт стал президентом, Окампо вернулся в Мичоакан. Затем он был избран в Конституционный съезд, который разработал либеральную конституцию 1857 года, которая включала строгие положения об отделении церкви от государства.
Во время правления Бенито Хуареса во время гражданской войны между либералами и консерваторами, известной как Война за реформы, Окампо занимал различные высокие посты, включая министра внутренних дел, а также отвечал за иностранные дела, оборону и казначейство. Окампо оказался втянутым в ожесточенный спор о применении закона Лердо, который предусматривал продажу собственности корпораций, то есть Римско-католической церкви и местных общин, что было направлено на подрыв экономической мощи церкви и создание йомского крестьянства. мелкие землевладельцы. Окампо заявил, что закон является контрпродуктивным, усиливая власть церкви и препятствуя приобретению земли людьми со скромным достатком.
Самым спорным актом Окампо были переговоры по соглашению Маклейна-Окампо в 1859 году, когда он служил либеральному правительству Бенито Хуареса. У режима не было денег, чтобы продолжить войну за реформы против консерваторов. В порту Веракруса 14 декабря 1859 года, действуя по приказу Хуареса, он и посол США Роберт Миллиган Маклейн подписали договор. Этот противоречивый договор предоставил бы Соединенным Штатам право на бессрочный транзит их армий и товаров через три зоны территории Мексики: перешеек Теуантепек ; коридор, ведущий из Гуаймаса, Сонора, в Ногалес, Аризона ; и второй трансокеанский маршрут из Масатлана, Синалоа, на Тихом океане, в Браунсвилл, штат Техас, в Мексиканском заливе. Соглашение было направлено на то, чтобы добиться признания правительства Хуареса в США и получить для режима два миллиона долларов столь необходимого финансирования. Окампо приложил приложение, пытаясь защитить суверенитет Мексики. Хотя президенты Хуарес и Бьюкенен оба были в пользу соглашения, Сенат США отклонил его 31 мая 1860 года из-за надвигающейся гражданской войны в Соединенных Штатах. Окампо поехал в США, чтобы убедиться, поддержат ли они либеральное дело, если они не смогут победить консерваторов на поле боя. Договор обострил вражду между Окампо и Мигелем Лердо де Техада, и Окампо ушел из кабинета Хуареса в январе 1860 года. Хуарес отклонил договор в ноябре 1860 года.
После поражения консерваторов в Войне за реформы в 1860 году были проведены президентские выборы в Мексике. Окампо мог быть кандидатом, но поддержал Хуареса против своего соперника Мигеля Лердо. «Хуарес, возможно, нуждался в такой помощи, потому что, несмотря на то, что он был президентом, многие считали его второсортным по сравнению с Окампо и Лердо». К 1861 году и Мигель Лердо, и Окампо были мертвы, а Окампо был убит консервативными партизанами после того, как вернулся к гражданской жизни.
Через несколько месяцев после ухода с государственной службы Мельчор Окампо был похищен со своей гасиенды в Мичоакане консервативными партизанами по приказу либо Леонардо Маркеса, либо Феликса Марии Сулоаги, либо обоих (сообщения расходятся). Историк Энрике Краузе дает яркий отчет о последних днях Окампо, говоря, что похитители Окампо позволили ему написать завещание, в котором он узнал своих родных дочерей и опознал их мать, информация, которую дети не знали. Окампо был расстрелян 3 июня 1861 года в Гасиенде Тлалтенго, Тепеджи- дель-Рио, на территории современного штата Идальго. После расстрела его казнь включала «добивающую пулю в голову, [и] они повесили тело Мельчора Окампо на дереве». Его верный последователь, Сантос Деголладо, преследовал палачей Окампо и « сам попал в засаду, был схвачен и казнен консерваторами. Убийство Окампо стало скандалом, и правительство Хуареса приняло« более крайние меры »для подавления консерваторов. Останки Окампо захоронены в Rotonda de los Hombres Ilustres в Мехико.
Он участвовал в написании новых гражданских законов, которые в конце концов придали бы смысл либеральной политике и в конечном итоге внесут поправки в Конституцию 1857 года, чтобы сделать гражданские и политические вопросы независимыми от церковных. 23 июля 1859 г. исполняющий обязанности президента Д. Бенито Хуарес издает в порту Веракруса «Закон о гражданском браке», содержащий 31 статью. В статью 15, как способ церемониального оформления, было включено знаменитое послание, приписываемое Мельчору Окампо; и который гласит:
(Перевод: TRANSFLO )
Это самое известное наследие Окампо 1859 года, известное как послание о браке, которое до сих пор зачитывается судьями, председательствующими на гражданских свадьбах во многих штатах.
Эпистола де Мельчор Окампо (на испанском языке)