Люди меланау

редактировать
Не следует путать с людьми Маранао или меланезийцами.

Меланау люди Оранг Меланау / А-лику
Schädelverunstaltng bei einem Milanaukind.jpg Когда ребенку Меланау исполняется около месяца, его голову помещают в деревянное приспособление под названием Тадал, цель которого состоит в том, чтобы придать лбу плоскую форму и таким образом сделать лицо максимально приближенным к форме полной луны. Давление применяется только тогда, когда ребенок спит. 1912 г.
Всего населения
132 600 (2014)
Регионы со значительной численностью населения
  Малайзия ( Саравак )
Языки
Меланау, малайский
Религия
Ислам 73,14%, христианство 18,99%
Родственные этнические группы
Даяки, Брунейцы, Оранг Улу

Меланау или А-Ликоу (что на диалекте муках означает «речные люди») - это коренная этническая группа, проживающая в Сараваке, Малайзия. Они являются одними из первых поселенцев Саравака. Они говорят на языке меланау, который является частью североборнейской ветви малайско-полинезийских языков.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Происхождение
  • 2 История
    • 2,1 7 век
    • 2.2 12-13 века
    • 2.3 14 век
    • 2,4 17 века
    • 2,5 19 век
  • 3 дивизиона
  • 4 Население
  • 5 Культура, религия и экономика
    • 5.1 Религия
    • 5.2 Еда
  • 6 Календарь Меланау
  • 7 выдающихся людей Меланау
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Происхождение

Традиционный высокий дом Меланау. В мире осталось мало выживших.

В 19 веке меланаи поселились в рассеянных общинах вдоль основных притоков реки Раджанг в Центральном Сараваке. им нравится, когда их называют Меланау или А-Лико. Для большинства Меланау слово «даяк» не подходит для них, поскольку это слово использовалось западными жителями для обозначения жителей Борнео, потому что люди Меланау уже имеют свою собственную идентичность и культуру как A-Llikou (Меланау). Меланау или проблемные племена, говорящие на каджанге, такие как секапан, раджанг, танджунг и кановит, постепенно перемещались и ассимилировались с миграциями даяков, осевшими в раджанге. Люди Меланау рассматривались как подгруппа предполагаемого народа Клемантан.

Сегодня народ Пунан (или Пунан Бах ) также тесно связан с последними прибрежными поселениями Меланау, ранее населявшими средний и верхний притоки Реджанга. Каджангский язык поддерживается относительно живым благодаря изолированным общинам Секапан, подразделению Капитала Саравака.

Меланау считаются одними из первых поселенцев Саравака. Имя Меланау не использовалось Меланау для обозначения себя до недавнего времени. Они называют себя а-ликоу, что означает «люди реки». Легенда гласит, что название Меланау было дано малайцами Брунея жителям прибрежных болот и берегов центрального Саравака, что могло означать «прибрежный житель».

Эта легенда не может рассматриваться как жизнеспособное происхождение названия, поскольку название Малано использовалось для обозначения региона в исторических записях и картах западных, китайских и яванских источников еще до основания Королевства Бруней.

Эда Грин, писавшая в 1909 году, говорила о «... миланах, чьи девушки так же прекрасны, как европейцы и красавицы Борнео».

История

На протяжении всей истории места, где традиционные районы Меланауса описывались либо как их местные места, такие как Муках, Иган и т. Д., Либо как более широкое название штата или региона Малано.

7 век

Самым ранним государством, существовавшим в устье реки Реджанг, является Кин-ли-фо-че (сокращенно Кин-фо) в китайских записях И Цзин, который был известен уже в 7 веке. Эта империя Маланау охватывает Северный Борнео (Сабах), Саравак и Бруней. Дж. Л. Моенс упомянул, что Фо-че-пу-ло находится в том же месте. На карте Меркатора 1587 года также указаны главные порты на западном побережье Борнео (Бруней), Малано и Пучаварао (Fo-che-pou-lo).

12-13 века

Чжао Жуко или Чау Цзюй Куа написал « Чжу Фань Чжи», сборник описаний стран и различных продуктов из-за пределов Китая, и он считается важным источником информации о людях, обычаях и, в частности, о товарах, которыми торгуют во многих странах Юго-Востока. Азия и вокруг Индийского океана во время династии Сун, которую он закончил около 1225 года. Одна из наций - Ша Хуа Кунг, похожая на Саваку, имя, которое Маджапахит использовал для описания Саравака в Какавин Негаракертагама.

«… снова в юго-восточном направлении (из этой страны?) есть некие острова, населенные дикими разбойниками, называемыми Ма-ло-ну…»

Кроме того, переводчик / автор Фридрих Хирт и У. В. Рокхилл также предполагают, что это относится либо к Борнео, либо к Суматре. Это описание требует дальнейшего изучения. Чжао не выезжал за пределы Китая, поэтому во многих статьях Чжу Фань Чжи была взята информация из более ранней работы 1178 года «Лингвай Дайда» другого географа, Чжоу Цуфея.

Среди самых ранних исторических записей о Меланау можно найти китайские записи Даде Наньхай Чжи между 12 и 13 веками. В нем упоминаются места под королевством Фу Ни, которое охватывает области Меланау Иган, Тутонг и Бинтулу;

«Территория Сяо Дун Яна, находящаяся под властью государства Фу Ни, включает Ма Ли Лу (Манила), Ма Е (Лусон), Мэй Кун, Пу Дуан (Панай), Су Лу (Сулу), Ша Ху Чжун (Маруду), Я Чен (Иган), Оджутон (Тутонг) и Вен Ду Лин (Бинтулу) ".

Maragtas кодекс, документ, якобы основывается на письменных и устных источников из которых ни одна копия не выжила на Филиппинах, рассказывает История Панай из первых жителей и Борнео иммигрантов. В нем рассказывается о перемещении десяти дат с Борнео в Панай из-за удушающего и деспотичного правления Дату Макатунао. Они нашли убежище в Мадиаасе, населенном негритосами, в которых Дату Пути купил остров на острове Панай на Филиппинах сегодня. Считается, что описанный Макатунао - это Раджа Тугау, известный король в устной литературе Меланау и также в брунейской литературе Syair Awang Semaun. Качество злой король упорствовал и документ датирован в 1225 году в соответствии с профессором Генри Отли Бейер, но такие сроки, оспариваются другими учеными в области истории до сегодняшнего дня, люди Панай отмечают Ати-Atihan, фестиваль отслеживании назад его исторический след этих 10 дат.

14 век

Малано был также одним из вассальных государств королевства Маджапахит, как описано Мпу Прапанкой в ​​Какавин Негаракертагама (пупух 14) в 1365 году;

"Каданданган, Ланда Самаданг дан Тирем так терлупакан, Седу, Баруне (нг), Калка, Салудунг, Солот дан джуга Пасир, Барито, Саваку, Табалунг, икут джуга Танджунг Кутей, Малано тетап янь терпентинг ди пулау".

После смерти Хаяма Вурука в 1389 году власть Маджапахита вступила в период упадка с конфликтом из-за престолонаследия. Это окно возможностей дает процветание местным королевствам.

Сяир Аванг Семаун, повествующий об основании Королевства Бруней, - это эпическая поэма, передаваемая из поколения в поколение. Существует множество версий рукописей по крайней мере шести, которые, как считается, были написаны в рукописи 19 века. В стихотворении говорится о завоевании 14 братьев, основавших королевство. Их территориальная экспансия начинается с завоевания областей Меланау, которые находились под властью Тугау и его союзников, охватывающих от Самбаса до Хулу Сунгай Бруней.

17-го века

В голландском отчете Бломмарта в 1609 году упоминается, что королевства, перешедшие из рук в руки под властью империи Джохор, которая ранее находилась под империей Брунея:

«Тейен на реке Лауве, Садонг в собственном Борнео (восточная граница Саравака), Мампава и Борнео были лучшими местами для торговли. В Самбасе была получена весть о том, что люди Калка, Серибас и Мелануг отпали от Борнео и подчинились власти короля Джохора. Это были места большой торговли, где было найдено много золота, бензоара, жемчуга и других редких предметов ».

Предполагается, что около 1730 года при султане Брунея Камалуддине восстановился контроль над странами из Саравака из Самбаса, включая районы Меланау.

19 век

Когда Джеймс Брук получил титул раджи Саравака в 1841 году, территории народа меланау от реки Реджанг до Бинтулу все еще находились под королевством Бруней. Когда длительный конфликт между Пангиран Дипа и Пангеран Матусин в Муках достиг своего пика, он привел к кризисной точке для Джеймса Брука. Такие события, как блокирование поставок саго из регионов Меланау на фабрики в Кучинге и убийство Чарльза Фокса и Генри Стила, стали для сэра Джеймса Брука поводом для получения от султана Абдула Момина разрешения на вмешательство в 1857 году. Районы Меланау, занятые Сакарангом и Сарибасом, уменьшали средства к существованию Меланауса, а также других местных сообществ. В отчете Спенсера Сент-Джеймса о пиратской деятельности;

"Из остатков заброшенных городов и деревень, которые мы видели в их районах, очевидно, что раньше население было намного больше, чем мы обнаружили во время наших экспедиций по защите их трудолюбивых людей. Мы слышали о почти ежемесячных нападениях на одного или другие их деревни, и прошло несколько недель, а Милановы не добавили многих в список своих убитых родственников ".

Наконец, в 1861 году султан сдал в аренду Джеймсу Бруку территории между рекой Самарахан и Танджунг Кидуронг.

Начиная с 14 века, Меланаи никогда не были объединены под своей расовой политической структурой и не контролировались Брунеем в течение примерно 500 лет и Белыми раджами в течение примерно 100 лет. Это способствовало неравенству в языковых различиях между людьми меланау, которые были широко распространены вдоль побережья Северо-Западного Борнео. Тем не менее, язык меланау сохранил большую часть своей аутентичности, что делает его отличным от малайского языка, несмотря на сильное влияние самого малайского языка.

Подразделения

С точки зрения группировки Меланаусов можно разделить на следующие:

Самая большая группа - Мату-Даро. Каждая группа имеет свой характерный диалект, но все они имеют одинаковую культурную и языковую основу. Исключением является диалект меланау бинтулу, который трудно понять носителям других диалектов и который, по мнению многих лингвистов, вряд ли вписывается в языковую группу меланау. Это племя также известно как «вайе», чей язык очень похож на пунан ловук пандан и пунан бах. Их первые поселенцы были из прибрежных районов Лаванг и Сеган.

Языки меланау были разделены на следующие пять групп

  • Центральный, состоит из диалектов от муках-ойя, далат, балингиан, бруит, иган, сегаланг, сегахан, ситенг и прехан.
  • Мату-Даро
  • Кановит - Сунгай Танджонг
  • Сибу состоит из диалектов седуанского и баньокского языков.
  • Серу ( вымершие)
  • Kapit

Еще одна группа Меланау, которую стоит упомянуть и включить, - это Меланау Иган. Они живут в кампунгах на берегу реки Иган, например, Кампунг Скранг, Кампунг Тенгах, Кампунг Хилир, которые граничат с районом Муках (Мату-Даро). Основной язык - меланау. Однако некоторые говорят на местном малайском диалекте. Эта группа Меланау, вероятно, все мусульмане. В основном они переняли малайскую культуру, сохранив при этом некоторые аспекты культуры Меланау. Считается, что изначально эта группа была малайцами, поселившимися в этом районе. Однако смешанные браки с Меланаусом на протяжении многих поколений породили новые поколения, которые считали себя Меланау.

Подобно истокам предков Игана Меланауса, многие Меланаи, которые мигрировали в разные области Саравака, испытали ту же трансформацию. Группа Мату Меланаусов поселилась в районе Бинтава в Кучинге после Второй мировой войны. Однако их потомки, хотя в основном это меланаи по крови, обычно не говорят на этом языке и считаются малайцами. Однако интересно отметить, что новая средняя школа, построенная в Бинтаве, Кучинг в 2007 году, носит название SMK Matu Baru. Во многих районах Большого Кучинга, особенно в районах Петра-Джая, Лунду, Самарахан и Сантубонг, действительно проживает значительное население меланау. Кроме того, Сибу, Мири и Бинтулу также являются местами или городами, где проживает значительная часть населения Меланау.

Однако «Бин», что означает «сын», и «Бинти», что означает «дочь», как указано во всех их именах (будь то мусульмане, христиане или «Ликоу»), вероятно, сбили с толку переписчиков (прочтите следующий абзац). Одна из причин, по которой мусульманин Меланау «мигрировал», чтобы стать малайцем, заключается в том, что во время регистрации рождения новорожденных они автоматически считаются малайцами, если родители не сообщают регистратору о своих расовых предпочтениях.

численность населения

Согласно статистике государственного статистического управления, в 2014 году насчитывалось 132 600 человек, считающих себя меланау, что делает его пятой по величине этнической группой в Сараваке (после ибана, китайцев, малайцев и бидаю ).

Несмотря на то, что Меланау составляет меньшинство в Сараваке, он составляет значительную часть политической сферы Саравака, 5 из 6 Ян ди-Пертуа Негери из Саравака принадлежат к этнической группе Меланау, в том числе нынешний Ян ди-Пертуа Тун Пехин Шри Абдул Тайб Махмуд и 2 из Шесть главных министров Саравака - этнические меланау.

Динамика численности населения меланау выглядит следующим образом:

Год 1876 ​​г. 1939 г. 1947 г. 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1991 г. 2000 г. 2010 г.
численность населения 30 000 36 772 35 560 44 661 53 234 75 126 96 000 109 882 123 410

Культура, религия и экономика

Меланау традиционно были рыбаками, а также земледельцами пади и саго. Меланаи из Палоха были описаны Спенсером Сент-Джоном как производители соли в 19 веке. Некоторые были опытными строителями лодок. Раньше они жили в высоких сваях и длинных домах, но в настоящее время они живут в малазийских домах в стиле кампунг (отдельные и отдельные дома). Из-за религиозного сходства большинство меланаусов живут в социальном и культурном отношении, как и остальные малайцы в Малайзии.

Меланау - одна из редких этнических групп в Малайзии, численность населения которых остается более или менее постоянной. Это связано с тем, что мусульманские меланаи, которые мигрировали в более крупные города Саравака, «автоматически» стали «малайцами», особенно во время национальной переписи населения, поскольку их имена (и часто язык, на котором старшие разговаривают со своими детьми дома) неотличимы от те из местных саравакских малайцев. Это помогло малайскому населению Саравака значительно увеличиться по данным переписи.

У большинства Меланаусов есть «Бин» (сын) и «Бинти» (дочь) в своих именах, похожих на имена малайцев, и также вероятно, что христианский Меланаус также был обозначен в переписи как малайцы.

Перепись населения Малайзии 2010 года показала, что численность меланауса в Сараваке, Малайзия, составляла около 123 410 человек. Они составляют 5-ю по численности этническую группу в Сараваке после ибанцев, китайцев, малайцев и бидаю. Постоянные смешанные браки между меланау и другими расами в Малайзии также привели к исчезновению идентичности меланау. По данным некоторых частных исследований, фактическое население Меланау (в Малайзии и за пределами Малайзии) намного выше.

Будучи в первые дни мигрантами, Меланаи можно найти почти повсюду в Сараваке. К сожалению, хотя их дети знают свои корни, многие из них не могут говорить или даже понимать свой язык меланау. Умышленно или непреднамеренно многие из них зарегистрировались как другие расы, в основном как малайцы. В некоторых случаях их родители, оба Меланаи, предпочитают говорить со своими детьми на малайском или английском языках. Эта языковая тенденция в основном встречается в городах Саравака. Было приложено мало усилий для сохранения диалектов меланау и обучения нынешнему поколению меланау постоянному использованию их диалектов.

Постепенное исчезновение культур и диалектов меланау еще больше усугубляется отсутствием квалифицированных сотрудников меланау, занимающихся документацией по культуре и истории меланау в отделении «Меджлис Адат Истиадат» в Сараваке. Этот отдел занимается сохранением и документированием культур и историй различных этнических групп Саравака. Меланау постепенно поглощаются другими культурными группами. Фестиваль Меланау Кауль будет служить лишь напоминанием о языческом ритуале Меланау.

Религия

Религии Меланауса
Религия Процентов
ислам 73,14%
христианство 18,99%
Народная религия 6,24%
Другие религии 0,2%
Нет религии / Неизвестно 1,43%

Будучи первоначально анимистами, большинство Меланаусов сейчас являются мусульманами, хотя некоторые из них, особенно среди Меланау Мука и Далата, являются христианами. Тем не менее, многие до сих пор отмечают традиционные обряды, такие как ежегодный фестиваль Кауль. Несмотря на свои разные верования и религии, меланаи, как и другие восточно-малайзийцы (Сабах и Саравак), очень терпимы друг к другу и гордятся своей терпимостью. Все еще можно встретить семью Меланау, в которой разные дети в семье исповедуют христианство и ислам, в то время как их родители все еще имеют сильные анимистические убеждения.

Еда

У Меланау есть уникальная пища, такая как папоротники джунглей, умай, свежие рыбные продукты и диета (съедобная личинка долгоносика саговой пальмы ). Существует множество блюд на основе саго, таких как льняной орех, шарики саго и знаменитый тебалои, также известный как саго и кокосовое печенье.

  • Умай, блюдо из нарезанной сырой рыбы со смесью лука, перца чили, соли и сока лайма.

  • Линут - липкая смесь из крахмала саго.

Календарь Меланау

Основная статья: Календарь Меланау

У Меланау есть свой календарь, который начинается в марте. Новый год отмечают во время праздника Каул.

Известные люди Меланау

Основная статья: Список выдающихся Меланау

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-02 05:39:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте