Комиссия по реке Меконг

редактировать
Комиссия по реке Меконг
Комиссия по реке Меконг logo.svg
Сокращенное название MRC
Предшественник Комитет Меконга, Временный комитет Меконга
Формирование 5 апреля 1995 г. ; 26 лет назад ( 1995-04-05)
Легальное положение Соглашение по Меконгу 1995 г.
Штаб-квартира Вьентьян, Лаос
Обслуживаемый регион Юго-Восточная Азия
Членство Камбоджа, Лаос, Таиланд, Вьетнам
Главный орган Совет, Объединенный комитет и Секретариат MRC
Сотрудники 64
Веб-сайт www.mrcmekong.org

Комиссия по реке Меконг (MRC) - это «... межправительственная организация, которая работает напрямую с правительствами Камбоджи, Лаоса, Таиланда и Вьетнама для совместного управления общими водными ресурсами и устойчивого развития реки Меконг». Его миссия - «Продвигать и координировать устойчивое управление и развитие водных и связанных с ними ресурсов для взаимной выгоды стран и благосостояния людей».

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Комитет Меконга (1957–1978)
    • 1.2 Временный комитет Меконга (1978–1995)
    • 1.3 Комиссия по реке Меконг (1995-настоящее время)
  • 2 Управление
    • 2.1 Лидерство
  • 3 Отношения с Китайской Народной Республикой и Бирмой
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Библиография

История

Комитет Меконга (1957–1978)

Истоки Комитета Меконга связаны с наследием (де) колониализма в Индокитае и последующими геополитическими событиями. Политические, социальные и экономические условия в странах бассейна реки Меконг резко изменились с 1950-х годов, когда Меконг представлял собой «единственную оставшуюся большую реку в мире, помимо Амазонки, которая оставалась практически неосвоенной». Импульс к созданию кооперативного режима Меконга прогрессировал в тандеме со стремлением к развитию нижнего Меконга после Женевской конференции 1954 года, которая предоставила Камбодже, Лаосу и Вьетнаму независимость от Франции. В отчете Экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Азии и Дальнего Востока (ECAFE) за 1957 год « Развитие водных ресурсов в бассейне нижнего Меконга» рекомендовалось освоить 90 000 км 2 ирригационных систем и 13,7 гигаватт (ГВт) за счет пяти плотин. Основанный в основном на рекомендациях ECAFE, «Комитет по координации в бассейне нижнего Меконга» (известный как Комитет Меконга) был учрежден в сентябре 1957 года с принятием Положения о Комитете по координации расследований в бассейне нижнего Меконга. Бюро по борьбе с наводнениями ECAFE сделало приоритетным Меконг - из 18 международных водных путей, находящихся под его юрисдикцией - в надежде создать прецедент для сотрудничества в других местах. и «одно из первых дочерних предприятий ООН», поскольку организация функционировала под эгидой ООН, а ее исполнительный агент (ИА) выбирался из карьерного персонала Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).

Правительство США, опасавшееся, что бедность в бассейне будет способствовать усилению коммунистических движений, оказалось одним из самых активных международных сторонников комитета, при этом Бюро мелиорации США провело в 1956 году плодотворное исследование потенциала бассейна. Другое исследование американского географа Гилберта Ф. Уайта, проведенное в 1962 году, « Экономические и социальные аспекты развития нижнего Меконга», оказалось чрезвычайно влиятельным, что привело к отложению (по собственной оценке Уайта) строительства (все еще нереализованной) основной плотины Па Монг, которая могла бы переместили четверть миллиона человек. Влияние Соединенных Штатов на формирование комитета можно также увидеть в исследованиях развития генерала Раймонда Уиллера, бывшего начальника инженерного корпуса армии, роли К. Харта Шаафа в качестве исполнительного агента Комитета Меконга с 1959 по 1969 год. и продвижение президентом Линдоном Джонсоном комитета как имеющего потенциал «затмить даже нашу собственную TVA ». Однако финансовая поддержка США была прекращена в 1975 году и не возобновлялась в течение десятилетий из-за эмбарго против Камбоджи (до 1992 года) и Вьетнама (до 1994 года), за которым последовали периоды торговых ограничений. Однако Маким утверждает, что на комитет «в значительной степени не повлияли формальные или неформальные предпочтения США», учитывая неоднозначное отношение некоторых прибрежных государств к технической поддержке США, в частности, отказ Камбоджи от некоторых конкретных видов помощи. Однако факт остается фактом: «агентства международного развития всегда оплачивали счета за режим Меконга», причем европейские (особенно скандинавские) страны компенсировали слабость, оставленную США, а затем (в меньшей степени) Японией.

Комитет Меконга был решительным сторонником крупномасштабных плотин и других проектов, в первую очередь озабоченных содействием проектам. Например, Индикативный бассейновый план 1970 г. предусматривал орошение 30 000 км 2 к 2000 г. (по сравнению с 2 130 км 2), а также 87 краткосрочных проектов развития притоков и 17 долгосрочных проектов развития в основном русле. Индикативный бассейновый план был разработан в основном в ответ на критику «фрагментарного» подхода комитета и снижение политической поддержки организации; например, в течение 1970 финансового года Комитет не получал средств от Таиланда, который обычно вносил наибольший вклад. Завершение всех 17 проектов не предполагалось; скорее, список должен был служить «меню» для международных доноров, которые должны были выбрать 9 или 10 проектов. Хотя несколько краткосрочных проектов были реализованы, ни один из долгосрочных проектов не превалировал в политическом климате следующего десятилетия, которое включало окончание войны во Вьетнаме в 1975 году. Было построено несколько притоковых дамб, но только одна - Nam Нгум плотины (завершено 1971), в Лаосе- за пределами Таиланда, чье электричество было продано в Таиланд. По словам Макима, Нам Нгум был «единственным действительно межправительственным проектом, реализованным» комитетом.

Этот период также был отмечен усилиями по расширению юрисдикции и мандата комитета в период с 1958 по 1975 год, которые не получили согласия всех четырех прибрежных государств. Однако эти усилия завершились в январе 1975 года принятием на шестьдесят восьмой сессии Комитета по Меконгу Совместной декларации принципов использования вод бассейна реки Меконг из 35 статей, запрещающей "одностороннее присвоение" без " предварительное одобрение »и« отвод за пределы бассейна »без единодушного согласия. Однако ни в 1976, ни в 1977 году сессий комитетов не проводилось, поскольку ни Камбоджа, ни Лаос, ни Вьетнам не назначили полномочных членов - все они пережили смену режима в 1975 году.

Временный комитет Меконга (1978–1995)

Река Меконг

Рост ксенофобного и параноидального правительства красных кхмеров в Камбодже сделал дальнейшее участие Камбоджи неустойчивым, поэтому в апреле 1977 года три других прибрежных государства согласились с Декларацией о Временном комитете по Меконгу, в результате чего в январе 1978 года был создан Временный комитет по Меконгу. Ослабленная временная организация смогла изучить крупномасштабные проекты и реализовать несколько небольших проектов в Таиланде и Лаосе, где правительство Нидерландов через IMC финансировало проекты развития рыболовства и сельского хозяйства вдоль реки Нам Нгум, а также портовые сооружения в Кенг Кабао возле Саваннакхета; Тем не менее институциональная роль организации в основном перешла к сбору данных. Пересмотренный ориентировочный бассейновый план 1987 года - высшая точка деятельности Временного комитета - снизил амбиции плана 1970 года, предусматривая каскад небольших плотин вдоль основного течения Меконга, разделенных на 29 проектов, 26 из которых были строго общенациональными. сфера. Пересмотренный ориентировочный бассейновый план также можно рассматривать как закладку основы для реадмиссии Камбоджи. Высший национальный совет Камбоджи сделал запрос о реадмиссии в июне 1991 года.

Реадмиссия Камбоджи была в значительной степени второстепенным шоу, которое замаскировало истинную проблему, с которой столкнулись прибрежные государства: быстрый экономический рост, наблюдавшийся в Таиланде по сравнению с его соседями, сделал даже скромные ограничения суверенитета, наложенные соглашениями Меконга, нежелательными в Бангкоке. Таиланд и три других прибрежных государства (во главе с Вьетнамом, самым могущественным из трех оставшихся государств) были заблокированы в разногласиях по поводу того, следует ли возвращать Камбоджу в соответствии с положениями Статута 1957 года (и, что более важно, Совместной декларации 1975 года), с Таиландом. предпочитая вести переговоры о совершенно новой структуре, чтобы разрешить реализацию запланированного проекта Kong-Chi-Moon (и других) без вето Вьетнама. Статья 10 Совместной декларации, требующая единодушного согласия на все основные направления развития и межбассейнового перераспределения, оказалась основным камнем преткновения при реадмиссии Камбоджи, и Таиланд, возможно, был готов полностью уйти от режима. Конфликт достиг апогея в апреле 1992 года, когда Таиланд вынудил исполнительного агента Комитета Чака Ланкестера уйти в отставку и покинуть страну после того, как секретариат не участвовал в совещании в марте 1992 года. Это вызвало серию встреч, организованных ПРООН (которая была напугана тем, что режим, в который она так много инвестировала, может исчезнуть), кульминацией которых стало подписанное Камбоджей Соглашение о сотрудничестве в целях устойчивого развития бассейна реки Меконг в апреле 1995 года. Лаос, Таиланд и Вьетнам в Чианграе, Таиланд, создают Комиссию по реке Меконг (MRC).

После драматического противостояния 1992 года, были созданы несколько, казалось бы, перекрывающие организации, в том числе Азиатского банк развитие «s субрегион Большого Меконга (ADB-GMS, 1992), Япония Форум комплексного развития Индокитая (FCDI, 1993), в Quadripite экономического сотрудничества ( QEC, 1993 г.), Ассоциация государств Юго - Восточной Азии и Японии Министерство международной торговли и промышленности «s Рабочая группа по экономическому сотрудничеству в Индокитае и Бирме (AEM-MITI, 1994), и (почти завершена) Мьянмы и Сингапура АСЕАН-Меконг Сотрудничество в области развития бассейнов (ASEAN-ME, 1996).

Комиссия по реке Меконг (1995-настоящее время)

Комиссия по реке Меконг banderole au Laos.jpg

MRC развивается с 1995 года. Некоторые из «острых вопросов», отложенных во время переговоров по соглашению, были, по крайней мере, частично решены путем реализации последующих программ, таких как Программа водопользования (WUP), согласованная в 1999 году и обязанная к реализации. к 2005 г. Иерархическая структура комиссии неоднократно менялась, как, например, в июле 2000 г., когда был реорганизован Секретариат MRC. Рабочую программу на 2001 г. в значительной степени стали рассматривать как переход от «проектно-ориентированного фокуса к упору на лучшее управление и сохранение существующих ресурсов». На бумаге Рабочая программа представляет собой отказ от амбициозных схем развития, воплощенных в Индикативных бассейновых планах 1970 и 1987 годов (предусматривающих отказ от основных плотин), и переход к целостному, а не программному подходу. Частично эти изменения представляют собой ответ на критику неспособности MRC предпринять «проект регионального масштаба» или даже сосредоточить внимание на региональном уровне.

В 2001 году также произошел серьезный сдвиг в MRC - по крайней мере, на бумаге - когда он взял на себя роль «обучающейся организации» с упором на «средства к существованию людей в регионе Меконга». В том же году в ее годовом отчете подчеркивалась важность «снизу вверх» решений и «голоса людей, которых это напрямую касается». Точно так же в Стратегии развития гидроэнергетики MRC 2001 г. прямо отвергалось «продвижение конкретных проектов» в пользу «общекорпоративных вопросов». Отчасти эти сдвиги знаменуют собой отход от прошлых неудач проектов и признание того, что MRC сталкивается с множеством и зачастую более прибыльных конкурентов на проектной арене.

Управление

MRC управляется четырьмя странами-членами через Объединенный комитет и Совет. Членами Объединенного комитета обычно являются высокопоставленные государственные служащие, возглавляющие государственные ведомства. По одному участнику от каждой страны. Объединенный комитет собирается два-три раза в год для утверждения бюджетов и стратегических планов. Члены Совета - члены кабинета министров. Совет собирается один раз в год.

Техническую и административную поддержку оказывает Секретариат РЦМ. Секретариат находится во Вьентьяне, Лаос, в нем работает более 120 сотрудников, включая ученых, администраторов и технический персонал. Главный исполнительный директор управляет секретариатом.

В апреле 2010 года Комиссия по реке Меконг созвала саммит в Хуахине, Таиланд. Присутствовали все шесть прибрежных стран, в том числе Китай, Бирма (Мьянма), Лаос, Таиланд, Камбоджа и Вьетнам.

Лидерство

С момента создания до 1995 года организация находилась под руководством «исполнительного агента». С тех пор у него были генеральные директора.

  • К. Харт Шааф, исполнительный агент, 1959 - ноябрь 1969 г.
  • Виллем ван дер Оорд, исполнительный агент, декабрь 1969 - июнь 1980
  • Бернт Бернандер, исполнительный агент, июль 1980 - 1983 гг.
  • Галал Магди, исполнительный агент, 1983 - 1987 гг.
  • Чак Ланкестер, исполнительный агент, 1988 - 1990 гг.
  • Ян Камп, исполнительный агент, 1990 - 1995 гг.
  • Ясунобу Матоба, генеральный директор, 1995 г. - август 1999 г.
  • Йорн Кристенсен, генеральный директор, октябрь 1999 - 2004 гг.
  • Оливье Когельс, генеральный директор, июль 2004 - 2007 гг.
  • Джереми Берд, генеральный директор, 2008 - 2010 гг.
  • Ханс Гуттман, генеральный директор, 2011 г.
  • Фам Туан Фан, генеральный директор, 2016-2018 гг.
  • Ан Пич Хатда, генеральный директор, 2019 -

Отношения с Китайской Народной Республикой и Бирмой

Комиссия по реке Меконг и ее предшественники никогда не включали КНР (которая не была членом Организации Объединенных Наций в 1957 году) или Бирму (которая в значительной степени не зависит от Меконга и не использует его), территория которых включает верхнюю часть бассейна Меконга. Часть совместной инициативы Агентства США по международному развитию ( USAID ) и НАСА, проекта SERVIR Mekong, с пятью странами, Таиландом, Камбоджей, Лаосом и Вьетнамом, включая Мьянму, которая направлена ​​на использование новейших технологий для помощи региону реки Меконг. защитить свою жизненно важную экосистему. Хотя на долю Китая приходится только 16–18 процентов общего объема воды в Меконге, ледниковые талые воды Тибетского плато приобретают все большее значение в сухой сезон. Способность стран, расположенных выше по течению, подорвать сотрудничество в нижнем течении, возможно, лучше всего проиллюстрировала церемониальная поездка на лодке из Таиланда во Вьетнам в апреле 1995 года - в ознаменование подписания Соглашения 1995 года - которая села на мель посреди реки в результате того, что Китай заполнил водохранилище реки. Плотина Манван. Хотя Китай и Бирма стали «партнерами по диалогу» MRC в 1996 году и медленно, но неуклонно расширяли свое (необязательное) участие в различных форумах, в настоящее время немыслимо, чтобы они присоединились к MRC в ближайшем будущем.

В апреле 2002 года Китай начал предоставлять ежедневные данные об уровне воды в MRC во время сезона паводков. Критики отметили, что упор на «борьбу с наводнениями», а не на сток засушливого сезона, представляет собой важное упущение, учитывая озабоченность, придаваемую режимом Меконга приоритетом. В июле 2003 г. генеральный директор MRC Джерн Кристенсен сообщил, что Китай согласился сократить свои планы по взрывным порогам, реализовав только первую фазу (из трех) своего Проекта улучшения навигации в Верхнем Меконге ; однако дальнейшие намерения Китая в этой области далеко не ясны. Одна из областей, в которой Китай проявляет особую сдержанность, - это предоставление информации о работе своих плотин, а не просто данных о потоках, включая отказ участвовать в чрезвычайных совещаниях в 2004 году. Только в 2005 году Китай согласился провести технические обсуждения напрямую с MRC. 2 июня 2005 г. по приглашению Министерства иностранных дел Китая и Министерства водных ресурсов генеральный директор MRC д-р Оливье Когельс и делегация высокопоставленных сотрудников секретариата совершили первый официальный визит в Пекин для проведения технических консультаций в рамках этой программы. сотрудничества между Китаем и MRC в рамках Программы Меконга. Делегация определила ряд потенциальных направлений сотрудничества с Министерством иностранных дел, Министерством водных ресурсов и Министерством связи, информации и транспорта. Эти обсуждения привели к тому, что Китай предоставил MRC (начиная с 2007 г.) 24-часовые данные об уровне воды и 12-часовые данные об осадках для прогнозов паводков в обмен на ежемесячные данные о стоках от Секретариата MRC. Стимулы для Китая вступить в кооперативные режимы на Меконге существенно уменьшаются из-за альтернативы реки Салуин в качестве коммерческого выхода для китайской провинции Юньнань, которая стала значительно более привлекательной , поскольку требует переговоров только с Бирмой, а не с четырьмя различными прибрежными государствами. Средства массовой информации и официальные источники часто изображают присоединение Китая к комиссии как панацею для решения проблемы чрезмерного освоения реки Меконг. Однако нет никаких указаний на то, что присоединение Китая к MRC предоставит прибрежным странам, расположенным ниже по течению, реальную возможность бросить вызов планам развития Китая, учитывая драматический дисбаланс сил, демонстрируемый отношениями этих стран с Китаем.

MRC не решается полностью регистрировать озабоченность по поводу развития гидроэнергетики в Китае. Например, в письме в Bangkok Post генеральный директор MRC доктор Оливье Когельс фактически утверждал, что китайские плотины увеличат объем реки в засушливый период, поскольку их целью было производство электроэнергии, а не орошение. Хотя такие плотины, безусловно, могут увеличить сток в сухой сезон, единственная уверенность в будущей политике Китая в отношении водохранилищ, похоже, заключается в том, что они будут построены вне режимов сотрудничества в нижнем течении. Публичные заявления руководителей MRC в том же духе, что и комментарии Когельса, для некоторых заработали репутацию MRC как соучастника, позволившего «китайской машине по строительству плотин плыть вниз по течению».

Смотрите также

использованная литература

Библиография

  • Поддерживающая, Эллен Брузелиус. 2007. «Комиссия по реке Меконг: работает ли она и как география бассейна реки Меконг влияет на ее эффективность?» Südostasien aktuell: Журнал текущих дел Юго-Восточной Азии, стр. 31–55.
  • Бейкер, Крис. 2007, 24 февраля. "Что такое Вьентьян?" Бангкокская почта.
  • Баккер, Карен. 1999. "Политика гидроэнергетики: развитие Меконга". Политическая география, 18: 209–232.
  • Браудер, Грег (февраль 2000 г.). «Анализ переговоров по соглашению по Меконгу 1995 года». Международные переговоры. 5 (2): 237–261. DOI : 10.1163 / 15718060020848758.
  • Когельс, Оливье. 2007, 9 января. «Развитие гидроэнергетики Меконга идет хорошо». Бангкокская почта.
  • Доре, Джон. 2003. «Управление ростом регионализма Меконга». В социальных проблемах для региона Меконг. Ред. Мингсарн Коаса-ард и Джон Дор. Бангкок: Университет Чиангмая.
  • Гош, Нирмал. 2007, 15 ноября. «Плотины Меконга« вытеснят 75 000 человек »; экологические группы призывают международных доноров пересмотреть свою поддержку проекта». Straits Times.
  • Хирш, П. 2003. « Политика знаний о рыболовстве в бассейне реки Меконг ». Новый Южный Уэльс 2006 Ресурсный центр Австралийского Меконга.
  • Джейкобс, Джеффри В. 1995. «История комитета Меконга и уроки по развитию речного бассейна». Географический журнал, 161 (2): 135–148.
  • Джейкобс, Джеффри В. 1998. «Соединенные Штаты и проект Меконга». Водная политика (1): 587–603.
  • Japan Times. 2007, 15 марта. «Темные тучи над Шангри-Ла».
  • Канванич, Супрандит. 2002, 6 октября. «Во власти Меконга». Бангкокская почта.
  • Кристенсен, Джорн. 2002. «Продовольственная безопасность и развитие в бассейне нижнего течения реки Меконг и необходимость регионального сотрудничества: вызов Комиссии по реке Меконг». Определение повестки дня по сокращению бедности: материалы Первого Азиатско-Тихоокеанского форума по бедности, том 1. Манила: Азиатский банк развития.
  • Лебель, Луи, Гарден, По, и Имамура, Масао. 2005. «Политика масштаба, положения и места в управлении водными ресурсами в регионе Меконга». Экология и общество, 10 (2): 18.
  • Маким, Абигайль. 2002. «Ресурсы для безопасности и стабильности? Политика регионального сотрудничества на Меконге, 1957–2001». Журнал «Окружающая среда и развитие», 11 (1): 5–52.
  • Комиссия по реке Меконг. 1975. Совместная декларация принципов использования вод бассейна Меконга. Бангкок: Комитет Меконга.
  • Комиссия по реке Меконг. 1995. Соглашение о сотрудничестве в целях устойчивого развития бассейна реки Меконг.
  • Комиссия по реке Меконг. 2001a. Годовой отчет за 2000 год. Пномпень: Комиссия по реке Меконг.
  • Комиссия по реке Меконг. 2001b. «Новости Меконга: информационный бюллетень Комиссии по реке Меконг, октябрь – декабрь 2001 г.».
  • Комиссия по реке Меконг. 2007, 24 октября. «Приграничное сотрудничество». Гидроэнергетика и строительство плотин.
  • Накаяма, Микасу. 2002. «Международное сотрудничество по водным системам в Азиатско-Тихоокеанском регионе: пример переходного периода». Международный обзор экологических исследований, 3 (2): 274–282.
  • Пол, Делия. 2003, 17 ноября. «Правила водопользования действуют». Бангкокская почта.
  • Пирс, Фред. 2004 г., 3 апреля. «Китай высасывает жизнь из реки Меконг». New Scientist, 182: 14.
  • Пинёрат, Рунграви С. 2003 г., 13 июня. «Китай клянется ограничить взрывные работы на порогах». Нация (Таиланд).
  • Радосевич, Джордж Э. и Олсон, Дуглас К. 1999. «Существующие и возникающие бассейновые структуры в Азии». Всемирный банк: Третий семинар по речным бассейнам и институциональному развитию.
  • Робертсон, Бенджамин. 2006, 19 октября. «Пойманный отливом». Южно-Китайская утренняя почта.
  • Самабуддхи, Култида. 2002, 11 ноября. «Роль посредника в комиссии подверглась нападению». Бангкокская почта.
  • Шерман, Том. 2004, 12 мая. «Комиссия Меконга, похоже, не заботится о людях, затронутых ее проектами». Нация (Таиланд).
  • Снеддон, Крис. 2002. «Водные конфликты и речные бассейны: противоречия управления и масштабов в северо-восточном Таиланде». Общество и природные ресурсы, 15: 725–741.
  • Снеддон, Крис. 2003. «Изменение масштаба и мощности: проект Кхонг-Чи-Мун на северо-востоке Таиланда». Окружающая среда и планирование, 35: 2229–2250.
  • Снеддон, Крис, и Фокс, Колин. 2005. «Импульсы паводков, международный закон о водотоках и общие ресурсы бассейна: пример низменности Меконга». Исследовательский доклад Экспертной группы по вопросам развития № 2005/20.
  • Снеддон, Крис, и Фокс, Колин. 2006. «Переосмысление трансграничных вод: критическая гидрополитика бассейна Меконга». Политическая география, 25: 181–202.
  • Снеддон, Крис, и Фокс, Колин. 2007a. «Власть, развитие и институциональные изменения: совместное управление в бассейне нижнего Меконга». Мировое развитие, 35 (12): 2161–2181.
  • Снеддон, Крис, и Фокс, Колин. 2007b. «Соглашения о трансграничных речных бассейнах в бассейнах Меконга и Замбези: повышение экологической безопасности или защита окружающей среды?» Международные экологические соглашения, 7: 237–261.
  • Straits Times. 2006, 11 июля. «Когда глобальная групповая терапия приносит результат».
  • Тайские новости. 2007, 19 ноября. «Юго-Восточная Азия: Активисты призывают MRC прекратить строительство плотин на реке Меконг».
  • Экономист. 1995, 18 ноября. «Меконг: Проклят, если ты этого не сделаешь». 337 (7941): 38.
  • Нация (Таиланд). 2004, 10 мая. «Сенатор: местные знают лучше».
  • Теравит, Хиен. 2003. «Отношения внутри и между регионом Меконг в контексте глобализации». В социальных проблемах для региона Меконг. Ред. Мингсарн Коаса-ард и Джон Дор. Бангкок: Университет Чиангмая.
  • Уэйн, Барри. 2004, 26 августа. «Река Меконг: Река в опасности - Беззубый страж Меконга». Дальневосточное экономическое обозрение.
Последняя правка сделана 2024-01-02 05:32:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте