Mein Herze schwimmt im Blut BWV 199 | |
---|---|
Собственная церковь кантата автора Дж. С. Бах | |
Замок в Веймаре | |
Мероприятие | Одиннадцатое воскресенье после Троицы |
Совершено | 12 августа 1714 (1714-08-12) : Веймар |
Движения | восемь |
Текст кантаты | Георг Кристиан Лемс |
Хорал | "Wo soll ich fliehen hin "Автор Иоганн Хеерманн |
Вокал | сопрано |
Инструментальный |
|
Иоганн Себастьян Бах составил церковную кантату Mein Herze schwimmt im Blut (Мое сердце плывет в крови) BWV 199 в Веймаре между 1711 и 1714 годами, и исполнил его в одиннадцатое воскресенье после Тринити, 12 августа 1714 года. Это сольная кантата для сопрано.
Текст был написан Георгом Кристианом Лемсом и опубликован в Дармштадте в 1711 году в сборнике Gottgefälliges Kirchen-Opffer по общей теме искупления. либреттист написал: серия чередующиеся речитативы и арии, и включили в качестве шестой части (из восьми) третью строфу из Johann Heermann <244 Гимн "Wo soll ich fliehen hin ". Неизвестно, когда Бах сочинил это произведение, но он исполнил его в рамках своих ежемесячных постановок кантат в одиннадцатое воскресенье после Троицы, 12 августа 1714 года. Сольный голос сопровождается инструментальным ансамблем гобоя в стиле барокко., струнные и континуо. В стиле барочной оперы певец выражает драматический переход от ощущения «чудовище в глазах Бога» к прощению. Бах пересмотрел сочинение для более поздних выступлений, что привело к трем различным изданиям в Neue Bach-Ausgabe.
2 марта 1714 года Бах был назначен концертмейстером Веймарской придворный оркестр (Капелле) соправствующих герцогов Вильгельм Эрнст и Эрнст Август Саксен-Веймарский. Как концертмейстер он взял на себя основную ответственность за ежемесячное сочинение новых произведений, в частности кантат для Schlosskirche (дворцовой церкви). Он исполнил кантату в одиннадцатое воскресенье после Троицы в качестве пятой кантаты в серии, после Вайнена, Клагена, Соргена, Загена, BWV 12. Предписанные чтения для воскресенья были взяты из Первого послания к Коринфянам, посвященного Евангелию Христа и его (Павлу ) обязанности апостола (1 Коринфянам 15 : 1–10 ), и из Евангелия от Луки, притчи о фарисеях и мытарях (Луки 18: 9–14 ).
Георг Кристиан Лемс, гравюра на меди около 1713 годаТекст, который касается грешника, ищущего и обретающего искупление, был написан Георгом Кристианом Лемсом.>, и неизвестно, знал ли Бах его лично, но он вполне мог иметь доступ к публикации Лемса 1711 года Gottgefälliges Kirchen-Opffer, которая включает этот текст и текст другой сольной кантаты, Widerstehe doch der Sünde, BWV 54, исполненный месяцем ранее. Третья строфа из Иоганна Херманна гимна «Wo soll ich fliehen hin » - интегрировано как шестое движение. Текст от первого лица показывает драматическое изменение человека, который изначально ощущал себя «чудовищем в глазах Бога», в конце концов почувствовал себя принятым как дитя Бога. Текст кантаты положил на музыку в 1712 году Кристоф Граупнер в Дармштадте. Неизвестно, знал ли Бах о сочинении Граупнера. Текст не имеет особого отношения к предписанным прочтениям, поэтому возможно, что Бах, возможно, уже составил произведение до своего повышения до концертмейстера с регулярными воскресными службами, как и другие кантаты на текст Лемса.
Бах впервые исполнил кантату 12 августа 1714 года. Когда он снова исполнил ее в Лейпциге в одиннадцатое воскресенье после Троицы в 1723 году (8 августа), это была первая сольная кантата и самое оперное произведение, которое он представил конгрегации до того времени. точка. Он внес изменения в это исполнение, например, переместил из до минор в ре минор и изменил облигато альт на виолончель пикколо. На той же службе он также выполнил новую работу, Siehe zu, daß deine Gottesfurcht nicht Heuchelei sei, BWV 179 : одну до и одну после проповеди.
Neue Bach-Ausgabe распознает три различных версии: веймарскую версию, Köthen версию и лейпцигскую версию.
Кантата, состоящая из восьми частей, оценивается как камерная музыка для сольного сопрано голоса (S) и Барочный инструментальный ансамбль гобоя (Обь), скрипок (Vl), альта (Va) и бассо континуо (Bc), включая фагот (Fg) и виолончель (Vo). В веймарской версии это до минор, с альтом в качестве инструмента obbligato в движении 6. Титульный лист частей этой версии гласит: «Geistliche Cantate / Mein Herze schwimt im Blut / â / Soprano solo / 1 Hautb. / 2 Viol. / Viola / e / Basso / di / JSBach ». В лейпцигской версии это ре минор, с облигато виолончель пикколо вместо альта.
В следующей таблице движений подсчет очков следует Neue Bach-Ausgabe. Клавиши и тактовые размеры взяты из Альфреда Дюрра с использованием символа для общего времени (4/4). Континуо, играющее повсюду, не показано.
No. | Название | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Строки | Клавиша | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Mein Herze schwimmt im Blut | Lehms | Речитатив | S | Fg | 2Vl Va | до минор | |
2 | Stumme Seufzer, stille Klagen | Lehms | Aria | S | Ob | Vo | C minor | |
3 | Doch Gott muss mir genädig sein | Lehms | Речитатив | S | Fg | 2Vl Va Vo | ||
4 | Tief gebückt und voller Reue | Lehms | Aria | S | Fg | 2Vl Va Vo | ми-бемоль мажор | 3/4 |
5 | Auf diese Schmerzensreu | Lehms | Речитатив | S | Vo | |||
6 | Ich, dein betrübtes Kind | Heermann | Chorale | S | Va (соло) Vo | F major | ||
7 | Ich lege mich in diese Wunden | Lehms | Речитатив | S | Fg | 2Vl Va Vo | ||
8 | Wie freudig ist mein Herz | Lehms | Aria | S | Ob Fg | 2Vl Va | си-бемоль мажор | 6/8 . |
Несмотря на то, что он ограничен одним голосом сопрано, Бах достигает разнообразной музыкальной экспрессии в восьми частях. Все, кроме одного речитатива, сопровождаются струнами (acceptpagnato ), и только часть 5 - это secco, сопровождаемая только континуо. Голос соло обработан до драматической декламации, близкой к современной опере.
Речитатив устанавливает сцену "Mein Herze schwimmt im Blut" ("Мое сердце плывет в крови").
Mein Herze schwimmt im Blut,. Weil mich der Sünden Brut. In Gottes heilgen Augen. Zum Ungeheuer macht. | Мое сердце плывет в крови,. с тех пор, как потомство моих грехов. в святых очах Бога. сделало меня чудовищем. |
Музыковед Джулиан Минчем объясняет, что оно "капает с собой" - одержимые агонией греха, боли и покинутости... с муками покинутой души, погрязшей в собственном грехе и печали. Его тонко проработанные контуры драматически изображают колеблющиеся эмоции, варьирующиеся от ужаса и ужаса до одиночества и подавленности смирения ".
Первая ария, a da capo aria, «Stumme Seufzer, stille Klagen» (Беззвучные вздохи, беззвучные крики) сопровождается гобоем. Тема ritornello присутствует во всем движении. Средняя часть начинается с диссонанса, подчеркивающего печальный образ «Und ihr nassen Tränenquellen» («А ты, влажные источники слез»). Он заканчивается отрывком, оформленным как секко-речитатив, описанным Минчамом: «Кажется, что время почти остановилось с этим последним выражением страдания».
Следующий речитатив «Doch Gott muss mir genädig sein» («Но Бог должен будь милостив ко мне »), заканчивается заявлением о покаянии.
Во второй арии« Tief gebückt und voller Reue »(« Глубоко склоненный и исполненный сожаления ») преобладает насыщенное звучание струн. Отрывок адажио ведет к да капо. Ария выражает раскаяние в «цивилизованном и утонченном менуэте ".
В коротком секко-речитативе« Auf diese Schmerzensreu »(« После мучительного покаяния ») вводится следующая строфа гимна. Она начинается с« музыкального эха муки сердца, плывущие в крови ».
Единственная хоральная строфа произведения -« Ich, dein betrübtes Kind »(« Я, твой беспокойный ребенок »), третья строфа из «Wo soll ich fliehen hin» Иоганна Хермана («Куда мне бежать»), опубликованной в 1630 году. Термин «беспокойный ребенок» является хорошим обобщением положения человека по отношению к Богу. его заключения: «In deine tiefen Wunden, da ich stets Heil gefunden» («В Твои глубокие раны, где я всегда находил спасение») приводит к следующему речитативу. Голос сопровождается альтом obbligato (виолончель пикколо в Лейпцигская версия) в живой фигурации.
Бах использовал довольно необычную мелодию, а в основу своего более позднего припева эль кантата на этот гимн на мелодию Джейкоба Регнарта. Гимн трактуется как хоральная фантазия, со строкой ritornellos между стихами.
Последний речитатив «Ich lege mich in diese Wunden» («Я лежу на эти раны »), привносит другое настроение; заключительные такты - «парящая мелизма», «радостная приподнятая прелюдия» к последней части.
Заключительная ария «Wie freudig ist mein Herz» («Как радостно мое сердце») выражает радость как веселый gigue, с длинным coloratura на "fröhlich" (радостный). Это сравнимо с выступлениями в «207>Французских сюитах Баха. Минчам заключает:
Эта кантата, выраженная от первого лица, очень личная. Он совершает ясный и драматический путь от выгребных ям греховных страданий к эйфории искупления и спасения. У него нет труб, рожков или барабанов, чтобы донести свое послание до дома; они не нужны в этом сугубо личном контексте ".
Произведение часто записывалось как специалистами по Баху, так и другими. Список взят из выборки на веб-сайте кантат Баха, где перечислены 58 записей по состоянию на 2017 год. Ансамбли, играющие на исторических инструментах в исторически обоснованном исполнении, отмечены зеленым фоном.
Название | Дирижер / Хор / Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Тип оркестра |
---|---|---|---|---|---|
Элизабет Шварцкопф: Неопубликованные записи EMI 1955–1958 - Бах и Моцарт | Терстон Дарт Филармонический оркестр | Элизабет Шварцкопф | EMI | 1968 (1968) | |
Кантаты Баха, том 4 - Воскресенье после Троицы I | Карл Рихтер Мюнхенский оркестр Баха | Эдит Матис | Archiv Produktion | 1972 (1972) | |
Die Bach Kantate Vol. 48 | Helmuth Rilling Bach-Collegium Stuttgart | Арлин Аугер | Hänssler | 1976 (1976) | |
Дж. С. Бах: Cantatas BWV 202 · 82a · 199 | Dominique Debart L'Ensemble de Basse-Normandie | Тереза Жилис-Гара | Рудольф | 1986 (1986) | |
Дж. С. Бах: Das Kantatenwerk · Полные кантаты · Les Cantates, Folge / Vol. 45 | Николаус Харнонкур Concentus Musicus Wien | Барбара Бонни | Тельдек | 1989 (1989) | Период |
Дж. С. Бах: Полные кантаты Vol. 2 | Тон Купман Амстердамский оркестр барокко | Барбара Шлик | Антуан Маршан | 1995 | Период |
Дж. С. Бах: Cantata BWV 199 Mein Herze schwimmt in Blut | Бруно Вейль Фестиваль Кармель Баха Оркестр | Роза Ламоро | Джонатан Вентворт | 1998 | |
Bach Edition Vol. 5 - Cantatas Vol. 3 | Питер Ян Леусинк Нидерланды Коллегия Баха | Рут Холтон | Блестящая классика | 1999 (1999) | Период |
Кантаты Баха | Джон Элиот Гардинер Солисты английского барокко | Магдалена Козена | Archiv Produktion | 2000 (2000) | Период |
Бах: Кантаты BWV 82 и 199 | Крейг Смит Эммануэль Музыка | Лоррейн Хант Либерсон | Nonesuch | 2003 | . |
.