редактировать
Мегалитические храмы Мальты
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Храмы Джгантия, Ксагра, Гозо.jpg
Расположение Мальта
Включает
  1. Джгантия
  2. Чагар Ким
  3. Мнайдра
  4. Та Хаграт
  5. Скорба
  6. Тарксиен
Критерии Культурный: (iv)
Ссылка 132тер
Надпись 1980 (4 -я сессия )
Расширения 1992, 2015
Область 3,155 га (339 600 кв. Футов)
Буферная зона 167 га (0,64 квадратных миль)
Мегалитические храмы Мальты расположены на Мальте Борг ин-Надур Борг ин-Надур Буджибба Буджибба Джгантия Джгантия Чагар Ким Чагар Ким Кордин Кордин Мнайдра Мнайдра Санта-Верна Санта-Верна Скорба Скорба Та' Чаграт Та' Чаграт Тал-Кади Тал-Кади Тас-Силдж Тас-Силдж Тарксиен Тарксиен Xrobb l-Għaġin Xrobb l-Għaġin класс = нестраничное изображение | Расположение мегалитических храмов Мальты ( выделенные жирным шрифтом объекты всемирного наследия ЮНЕСКО)

Мегалитические храмы Мальты ( мальтийский : It-Tempji Megalitiċi ta' Malta) — это несколько доисторических храмов, некоторые из которых являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, построенных в течение трех различных периодов примерно между 3600 г. до н.э. и 2500 г. до н.э. на острове Мальта. Они считались старейшими отдельно стоящими сооружениями на Земле до открытия Гёбекли-Тепе. Археологи считают, что эти мегалитические комплексы являются результатом местных нововведений в процессе культурной эволюции. Это привело к строительству нескольких храмов эпохи Джгантия (3600–3000 гг. до н.э.), кульминацией которых стал большой Храмовый комплекс Тарксиен, который использовался до 2500 г. до н.э. После этой даты культура храмостроительства исчезла.

Храмы Джгантия были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1980 году. В 1992 году Комитет ЮНЕСКО расширил существующий список, включив в него пять других мегалитических храмов. Это Чагар КимКренди ), Мнайдра (в Кренди), Храмы Та’ Чаграт (в Мджарр), Храмы СкорбаЗеббиге ) и Храмы Тарксиен (в Тарксиен ). В настоящее время объекты находятся в ведении Heritage Malta, а право собственности на окружающие земли варьируется от участка к участку. Помимо них, на Мальте есть и другие мегалитические храмы, не включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

  • 1 этимология
  • 2 История
    • 2.1 Даты
    • 2.2 Храмовые фазы
      • 2.2.1 Фаза Джгантия (3600–3200 до н.э.)
      • 2.2.2 Фаза Сафлиени (3300–3000 гг. До н.э.)
      • 2.2.3 Фаза Тарксиена (3150–2500 гг. До н.э.)
  • 3 Архитектура и строительство
  • 4 объекта ЮНЕСКО
    • 4.1 Джгантия
    • 4.2 Та 'Чаграт
    • 4.3 Скорба
    • 4.4 Чагар Ким
    • 4.5 Мнайдра
    • 4.6 Тарксиен
  • 5 Другие сайты
  • 6 См. также
  • 7 ссылок
  • 8 Внешние ссылки

Этимология

Многие из названий, используемых для обозначения различных мест, связаны с камнями, из которых они были построены. Мальтийское слово, обозначающее валуны, « Чагар», является общим для Та' Чаграт и Чагар Ким. В то время как первый использует слово в сочетании с маркером владения, последний добавляет слово «Ким», которое является либо формой мальтийского слова «поклонение», либо архаичной формой слова, означающего «стоять».

Мальтийский фольклор описывает великанов как построивших храмы, что привело к названию Джгантия, что означает «Башня великанов». Мальтийский лингвист Джозеф Акилина считал, что Мнайдра ( арабский : منيدرة) был уменьшительным от « мандра » ( арабский : مندرة), что означает участок земли, засаженный культурными деревьями (то же самое использование сегодня используется в Египте в разговорной речи); однако он также назвал произвольное происхождение от арабского корня «манзара» ( арабский : منظرة), что означает «место с великолепным видом». Храмы Tarxien обязаны своим названием местности, где они были найдены (от Tirix, что означает большой камень), как и останки, раскопанные в Скорбе.

История

Основные статьи: История Мальты и Хронология мальтийской истории

Даты

Древесный уголь, найденный на территории Скорбы, сыграл решающую роль в датировании фаз мальтийского храма.

Храмы были результатом нескольких этапов строительства с 5000 по 2200 г. до н.э. Есть свидетельства человеческой деятельности на островах с периода раннего неолита (около 5000 г. до н.э.); свидетельствуют черепки глиняной посуды, обугленные остатки костров и кости. Датировка и понимание различных фаз деятельности в храмах непросты. Основная обнаруженная проблема заключается в том, что сами памятники носят эволюционный характер, поскольку каждый последующий храм приносил с собой дальнейшее усовершенствование архитектурного развития.

Кроме того, в некоторых случаях люди более позднего бронзового века строили свои собственные стоянки над неолитическими храмами, тем самым добавляя элемент путаницы ранним исследователям, не имевшим современных технологий датирования. Сэр Теми Заммит, выдающийся мальтийский археолог конца девятнадцатого века, датировал неолитические храмы 2800 г. до н.э., а культуру тарксиенского бронзового века – 2000 г. до н.э. Ученые сочли эти даты «значительно завышенными», предложив сократить каждую на полтысячелетия. Однако радиоуглеродное тестирование подтвердило датировку Заммита. Теория о том, что храмовое искусство было связано с эгейской культурой, рухнула с этим доказательством древнего происхождения храмов.

Храмовые фазы

э   ч Мальтийская доисторическая хронология (на основе перекалиброванного радиоуглеродного датирования)
Период Фаза Даты до н.э.
Неолит (5000-4100 до н.э.) Гар Далам 5000-4500 лет до н.э.
Серая Скорба 4500-4400 до н.э.
Красная Скорба 4400-4100 до н.э.
Храмовый период (4100–2500 гг. до н.э.) Зеббудж 4100–3800 гг. до н.э.
Мчарр 3800-3600 до н.э.
Джгантия 3600-3000 лет до н.э.
Сафлиени 3300-3000 лет до н.э.
Тарксиен 3000-2500 лет до н.э.
Бронзовый век (2500–700 гг. до н.э.) Тарксьенское кладбище 2500–1500 гг. до н.э.
Борг ин-Надур 1500–700 гг. до н.э.
Багрия 900–700 гг. до н.э.

Развитие хронологических фаз, основанное на повторной калибровке радиоуглеродного датирования, разделило период до бронзового века на Мальте на несколько фаз. Первые свидетельства проживания людей в эпоху неолита относятся к фазе Гхар Далам, ок. 5000 г. до н.э. Период Храма, с ок. С 4100 г. до н.э. до примерно 2500 г. до н.э. остались самые заметные монументальные останки. Этот период разделен на пять этапов; однако первые два из них оставили в основном черепки глиняной посуды. Следующие три фазы, начиная с фазы Джгантия, начинаются в ок. 3600 г. до н.э., а последняя, ​​фаза Тарксиена, заканчивается в ок. 2500 г. до н.э.

Фаза Джгантия (3600–3200 до н.э.)

Фаза Джгантия названа в честь стоянки Джгантия на Гозо. Это представляет собой важное событие в культурной эволюции неолитического человека на островах. К этой дате относятся самые ранние датируемые храмы и первые две, если не три стадии развития их плана: лопастной или почковидный план, найденный на востоке Мчарра, план трилистника, очевидный в Скорбе, Кордине и различных второстепенных планах. памятники и пятиапсидный план Джгантия Юг, Тарксиен Восток.

Фаза Сафлиени (3300–3000 до н.э.)

Фаза Saflieni представляет собой переходную фазу между двумя основными периодами развития. Его название происходит от места, где находился Гипогей Чал-Сафлиени. Этот период сохранил те же характеристики форм глиняной посуды Джгантия, но также ввел новые биконические чаши.

Фаза Тарксиена (3150–2500 до н.э.)

Алтарь в храмовом комплексе Тарксиен

Фаза Tarxien знаменует собой пик храмовой цивилизации. Эта фаза названа в честь храмового комплекса в Таршине, в паре километров от Большой Гавани. К ней относятся последние два этапа в развитии плана храма. Западный храм в Джгантии представляет собой, наряду с другими подразделениями в Тарксиен, Хаджар Ким и Л-Имнайдра, предпоследнюю стадию развития, то есть введение неглубокой ниши вместо апсиды в дальнем конце храма. Заключительный этап засвидетельствован только в одном храме, центральном блоке в Тарксиене, с его тремя симметричными парами апсид. Храмовая культура достигла своего апогея в этот период, как в плане гончарного мастерства, так и в скульптурном убранстве, как отдельно стоящем, так и рельефном.

Спиральные рельефы, напоминающие те, что в Тарксиене, когда-то украшали храмы Джгантия, но выцвели до уровня, на котором их можно четко распознать только на серии рисунков, сделанных художником Чарльзом Фредериком де Брокторфом в 1829 году, сразу после раскопок храмов. Фаза Tarxien характеризуется богатым разнообразием гончарных форм и декоративных техник. Большинство форм имеет тенденцию быть угловатыми, почти без ручек или выступов. Глина, как правило, хорошо подготовлена ​​и очень сильно обожжена, а поверхность поцарапанной посуды также хорошо отполирована. Этот нацарапанный орнамент остается стандартным, но становится более сложным и элегантным, а самым популярным мотивом является своего рода завиток.

Архитектура и строительство

Часть территории храма Кордина III с двухапсидной конструкцией.

Мальтийские храмовые комплексы строились в разных местах и ​​на протяжении многих лет; хотя каждый отдельный сайт имеет свои уникальные характеристики, все они имеют общую архитектуру. Подход к храмам лежит на овальном дворе, выровненном террасами, если местность наклонная. Передний двор ограничен с одной стороны собственными фасадами храмов, обращенными на юг или юго-восток. Фасады памятников и внутренние стены состоят из ортостатов, ряда больших каменных плит, уложенных дыбом.

Центр фасадов обычно прерывается входным дверным проемом, образующим трилитон, пару ортостатов, увенчанных массивной перемычкой. Далее трилитоны образуют проход, который всегда вымощен камнем. Это, в свою очередь, выходит на открытое пространство, которое затем уступает место следующему элементу, паре D-образных камер, обычно называемых « апсидами », открывающихся с обеих сторон прохода. Пространство между стенами апсиды и внешней ограждающей стеной обычно заполнено рыхлыми камнями и землей, иногда содержащими культурные остатки, в том числе черепки глиняной посуды.

Основное различие в храмах заключается в количестве найденных апсид; это может варьироваться до трех, четырех, пяти или шести. Если три, они открываются прямо из центрального двора в виде трилистника. В случае более сложных храмов строится второй осевой проход с использованием той же конструкции трилита, ведущий из первого набора апсид в другую более позднюю пару, и либо пятый центральный, либо ниша, придающая четырех- или пятиапсидную форму. В одном случае, в центральном храме Тарксиена, пятая апсида или ниша заменяется еще одним проходом, ведущим к последней паре апсид, всего шесть апсид. При стандартном плане храма, найденном примерно в тридцати храмах на островах, есть определенные различия как в количестве апсид, так и в общей длине — от 6,5 м в восточном храме Мнайдра до 23 м в шестиэтажном храме. апсида центрального храма Тарксиена.

Внешние стены обычно строились из кораллинового известняка, который тверже, чем глобигериновый известняк, используемый во внутренних частях храмов. Более мягкая глобигерина использовалась для декоративных элементов внутри храмов, обычно для резьбы. Эти черты обычно вылеплены рельефом, и они демонстрируют множество рисунков, связанных с растительной или животной символикой. Обычно они изображают движущиеся спиральные мотивы, деревья и растения, а также животных. Хотя в их нынешнем виде храмы не имеют крыши, в течение нескольких лет обсуждался ряд недоказанных теорий относительно возможных конструкций потолка и крыши.

Объекты ЮНЕСКО

Джгантия

Основная статья: Джгантия Мегалитические останки в Джгантии

Храмы Джгантия стоят в конце плато Хагра, обращены на юго-восток. О его существовании было известно очень давно, и еще до того, как были проведены какие-либо раскопки, в конце восемнадцатого века Жан-Пьер Уэль нарисовал в значительной степени правильный план его расположения. В 1827 году это место было очищено от мусора - почва и останки были потеряны без надлежащего изучения. Убытки, возникшие в результате этой расчистки, были частично компенсированы немецким художником Брохторфом, который нарисовал это место в течение года или двух после удаления обломков. Это единственная практическая запись о зазоре.

Пограничная стена окружает храмы. Южный более старый и лучше сохранился. План храма включает пять больших апсид со следами штукатурки, которая когда-то покрывала неровную стену, все еще цепляющейся между блоками.

Та' Чаграт

Основная статья: Храмы Та'Чаграт Та' Чаграт

Храм Та'Чарат в Мджарре находится на восточной окраине деревни, примерно в одном километре от храмов Та'Скорба. Остатки состоят из двойного храма, состоящего из двух смежных комплексов, оба в форме трилистника. Обе части менее регулярно спланированы и меньше по размеру, чем многие другие неолитические храмы на Мальте, и блоки не украшены. Сэр Теми Заммит раскопал это место в 1925–1927 годах. Деревня на этом месте, которая на несколько столетий старше храмов, дала множество примеров того, что сейчас известно как керамика фазы Мджарр.

Скорба

Основная статья: Храмы Скорбы Скорба

Важность этого места заключается не столько в останках, сколько в информации, полученной в результате их раскопок. Этот памятник имеет типичную трехапсидную форму эпохи Джгантия, из которых большая часть первых двух апсид и весь фасад разрушены до уровня земли. Что осталось, так это каменное мощение входного прохода с его перфорацией, полы торбы и большая вертикальная плита из кораллового известняка. Северная стена в лучшей форме; Первоначально вход открывался во двор, но позже дверной проем был закрыт на этапе Тарксиена, а алтари были установлены в углах, образованных закрытием. К востоку от этого храма на этапе Тарксиена был добавлен второй памятник с четырьмя апсидами и центральной нишей. До того, как были построены храмы, этот район поддерживал деревню в течение примерно двенадцати столетий.

Самым старым сооружением является прямая стена одиннадцатиметровой длины к западу от первого входа в храмы. Залежи на нем содержали материалы, относящиеся к первому известному заселению острова людьми, этапу Гхар Далам. Среди обнаруженных в этом материале бытовых отложений, в состав которых входили древесный уголь и обугленное зерно, было несколько случайно обожженных фрагментов мазни. Затем фрагменты древесного угля были датированы радиоуглеродом, и их возраст составил 4850 г. до н.э.

Чагар Ким

Основная статья: Чагар Ким Внешний двор храма Чагар Ким

Чагар Ким стоит на хребте примерно в двух километрах от деревень Кренди и Сиджиеви. Его строители использовали мягкий глобигериновый известняк, покрывающий хребет, для строительства храма. Можно ясно увидеть последствия этого выбора на внешней южной стене, где большие ортостаты подвергаются воздействию морских ветров. Здесь храм на протяжении веков страдал от сильного выветривания и отслаивания поверхности.

Фасад храма типичен, с трилитным входом, скамейкой и ортостатами. Он имеет широкий передний двор с подпорной стеной, через которую проходит проход через середину здания. Этот входной проход и первый двор соответствуют общему, хотя и значительно измененному, мальтийскому мегалитическому дизайну. Отдельный вход дает доступ к четырем оградам, независимым друг от друга и заменяющим северо-западную апсиду.

Мнайдра

Основная статья: Мнайдра Трилитон в Мнайдре

Храмы Л-Имнайдра находятся в лощине в 500 метрах от Чачар Ким. Это еще одно сложное место само по себе, и оно сосредоточено на почти круглом переднем дворе. С одной стороны на него возвышаются три соседних храма, а с другой терраса отделяет его от крутого склона, спускающегося к морю. Первые постройки справа представляют собой небольшие помещения неправильной формы, похожие на ограждения в Чагар-Киме. Затем есть небольшой храм-трилистник, датируемый фазой Джгантия, с ямчатыми украшениями. Его необычный тройной вход был скопирован во втором храме в большем масштабе. Средний храм на самом деле был построен последним, он был вставлен между другими на этапе Тарксиена после 3100 г. до н.э. Он имеет четыре апсиды и нишу.

Третий храм, построенный в начале фазы Тарксиен и, таким образом, второй по времени, открывается во дворе на более низком уровне. Он имеет заметно вогнутый фасад со скамейкой, ортостатами и входом в трилитон. Южный храм ориентирован астрономически по восходу солнца во время солнцестояний и равноденствий ; во время летнего солнцестояния первые лучи солнечного света освещают край украшенного мегалита между первыми апсидами, а во время зимнего солнцестояния такой же эффект возникает на мегалите в противоположной апсиде. Во время равноденствия лучи восходящего солнца проходят прямо через главный дверной проем и достигают самой внутренней центральной ниши.

Тарксиен

Основная статья: Храмы Тарксиен

Храмовый комплекс Тарксиен находится примерно в 400 метрах к востоку от Гипогея Аль-Сафлиени. Три найденных здесь храма были серьезно раскопаны в начале двадцатого века Теми Жаммитом. В отличие от других памятников, этот храм со всех сторон ограничен современной городской застройкой; однако это не умаляет его ценности. Вы входите в первый большой передний двор южного храма, отмеченный его закругленным фасадом и цистерной, которая приписывается храму. Самый ранний храм на северо-востоке был построен между 3600 и 3200 г. до н.э.; он состоял из двух параллельных наборов полукруглых апсид с проходом посередине.

Резной рельеф в храмах Тарксиен

Южный и восточный храмы были построены в фазу Тарксиен, между 3150 и 2500 годами до нашей эры. Второй имеет три параллельные полукруглые апсиды, соединенные большим переходом; третий имеет два параллельных набора апсид с проходом в направлении, параллельном направлению первого храма. Первый храм прочно сложен из крупных камней, некоторые из которых грубо обработаны. Стены выложены с большой точностью и очень внушительны своей простотой. Второй храм построен более искусно, стены отделаны с большей тщательностью, некоторые стоячие плиты украшены плоскими приподнятыми спиралями. В одной из камер на одной из стен барельефно вырезаны два быка и свиноматка. Третий храм имеет небрежно сложенный каркас, но большая часть его стоящих камней богато украшена резными узорами.

Другие сайты

Борг ин-Надур Буджибба Тал-Кади Шемсия

На Мальте есть множество других мегалитических храмов и связанных с ними объектов, помимо тех, которые включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это включает:

Некоторые из этих мест были раскопаны, но впоследствии перезахоронены, например, место Дебдиба. Другие, такие как Кордин I и II, были уничтожены. Другие храмы обычно состоят из нескольких разрозненных мегалитов или остатков, но некоторые из них, такие как храм Буджибба (который сейчас находится на территории отеля), находятся в лучшем состоянии. Некоторые памятники, такие как Та Марзиена, никогда не раскапывались. Тас-Силч содержит несколько мегалитических останков, но гораздо больше останков бронзового века и более поздних времен, поскольку это место использовалось по крайней мере до девятого века нашей эры.

Помимо этого, в Мисрах Гхар иль-Кбир были найдены колеи для телег, но они могут относиться к храмовому периоду, а могут и не относиться к нему. Затопленное место, известное как Гебель-Гол-Бахар, возможно, существует у побережья Мальты, но не доказано, что это мегалитический храм.

Смотрите также

использованная литература

Заметки
  • Abela, Ġ.F., 1647, Della Descrittione di Malta, Мальта.
  • Агиус де Солданис, кан. GPF, 1739, Гозо, Древний и современный, Религиозный и светский, Мальта.
  • Agius, AJ, 1959, The Hal Saflieni Hypogeum, Union Press, Мальта.
  • Аквилина, Дж., 1990, мальтийско-английский словарь, Мальта.
  • Эшби, Т., Заммит, Т., Деспот, Г., 1916, Раскопки на Мальте в 1914 году, в Man, 1916, 1:14. Королевский антропологический институт, Лондон.
  • Беззина, Дж., 1990, Храмы Джгантия, Гозо.
  • Бонанно, А., 1986, Иллюстрированный путеводитель по доисторическому Гозо. Гозо Пресс, Мальта.
  • Бонанно, А., 1990, Мальта, археологический рай, Мальта.
  • Каруана, А.А., 1882 г., Финикийские и римские древности, Мальта.
  • Эллул, Дж. С., 1988, Допотопная культура Мальты в храмах каменного века, Мальта.
  • Эванс, Д. Д., 1971, Доисторические древности Мальтийских островов, Лондон.
  • Эванс, Д.Д., 1959, Мальта. Серия XI «Древние люди и места», Темза и Гудзон, Лондон.
  • «Аль-Сафлиени Гипогей (1982) Мальта». Энн Метте Хайндорф. Архивировано из оригинала 5 ноября 2005 года. Проверено 16 сентября 2008 г.
  • Уэль, JP, 1787, Питторескское путешествие по островам Сицилии, де Мальт и Липари, Париж.
  • Микаллеф, П.И., 1990, Доисторический храм Мнайдра и календарь в камне, Мальта.
  • Мифсуд, А., Мифсуд, С., 1997, Досье Мальта. Доказательства Магдалины, Proprint Company Limited, Мальта.
  • Трамп, Д., Силия, Д., 2002, Мальта: предыстория и храмы, Midsea Books Ltd., Мальта. ISBN   99909-93-94-7
  • Ренфрю, К., 1977, Древняя Европа старше, чем мы думали, в National Geographic 152, (5): 614–623.
  • Заммит, сэр Т., 1929, Доисторические храмы Чал Тарксиен, Мальта.
  • Заммит, сэр Т., 1929, Мальта: острова и их история, Мальта.
  • Заммит, сэр Т., 1931, Западная группа мегалитических руин на Мальте, Мальта.
  • Заммит, сэр Т., 1931, Доисторические телеги на Мальте, Мальта.
  • Заммит, сэр Т., 1931, Неолитический гипогей Аль Сафлиени, Мальта.
  • Заммит, сэр Т., Майрхофер К., 1995, Доисторические храмы Мальты и Гозо, Мальта.

внешние ссылки

Координаты : 36°02′50″ с.ш., 14°16′09″ в.д. / 36,04722° с.ш. 14,26917° в.д. / 36.04722; 14.26917

Последняя правка сделана 2024-01-02 05:07:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте