Средневековая охота

редактировать
Король Вильгельм I и король Гарольд II в Англии, Гобелен Байе.

На протяжении всей Западной Европе в средние века, люди охотились на диких животных. Хотя дичь иногда была важным источником пищи, редко она была основным источником питания. Все сословия занимались охотой, но к Средневековью необходимость охоты превратилась в стилизованное времяпрепровождение аристократии. Это было больше, чем просто времяпрепровождение, это была важная арена для социального взаимодействия, необходимая подготовка к войне, а также привилегия и мерило благородства.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Терминология
  • 3 Как проводились охоты
  • 4 Оборудование
    • 4.1 Лошадь
    • 4.2 Гончая
    • 4.3 Ястребы и соколы
  • 5 Карьер
    • 5.1 Харт
    • 5.2 Кабан
    • 5.3 Волк
    • 5.4 Другой карьер
  • 6 Королевских лесов
    • 6.1 Браконьерство
  • 7 Искусство и символика
  • 8 опасностей охоты
  • 9 Литература
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
  • 12 Источники
  • 13 Внешние ссылки

История

Иератическая формализованная развлекательная охота имела место с тех пор, как ассирийские цари охотились на львов с колесниц, демонстрируя свою царственную природу. В римском праве собственность включала право на охоту, концепция, которая продолжалась при франкских монархах Меровингов и Каролингов, которые считали все королевство своей собственностью, но также контролировали огромные королевские владения в качестве охотничьих заповедников ( лесов). Биография благородного Меровингов святого Хуберта (умер 727/728) рассказывает о том, как охота могла стать навязчивой идеей. Каролингский гражданин Карл Великий любил охотиться до своей смерти в возрасте семидесяти двух лет.

С распадом Каролингской империи местные лорды стремились сохранить и монополизировать резервы и добычу крупной дичи в лесных заповедниках и мелкой дичи в логовах. Наибольшего успеха они добились в Англии после норманнского завоевания и в Гаскони с 12 века. Это были большие лесные заповедники - королевский лес, где популяции охотничьих животных содержались под присмотром егерей. Здесь крестьянство не могло охотиться, браконьерство подвергалось суровому наказанию: несправедливость таких «закопченных» заповедников была частым поводом для жалоб в народнической народной литературе. Низшим классам в основном приходилось довольствоваться ловлей птиц и мелкой дичью за пределами лесных заповедников и логовищ.

К 16 веку участки земли, предназначенные для разведения и охоты на дичь, были трех видов, в зависимости от степени огражденности и соблюдения лесных законов: леса, большие открытые участки дикой природы, погони, которые обычно принадлежали дворянам, а точнее. чем корона и парки, которые были огорожены и не подпадали под действие лесных законов.

Терминология

Дополнительная информация: Livre de chasse и Книга Сент-Олбанс.

Одна из поразительных особенностей средневековой охоты - это ее приверженность терминологии. Все аспекты охоты - каждое отдельное животное, на которое нужно охотиться, в каждый год его развития, каждая часть его тела, каждый этап охоты, каждая особенность поведения гончих - имели свой отдельный термин. Знание и (отчасти причудливое) расширение этой терминологии стало придворной модой в XIV веке во Франции и Англии.

Средневековые книги об охоте подчеркивали важность правильной терминологии, традиция, которая получила дальнейшее развитие в период Возрождения.

Изобретение `` справедливых условий '' охоты Мэлори и другие приписывали рыцарю Артура сэру Тристраму, который рассматривается как модель благородного охотника и создатель его ритуала:

По мере того, как он (сэр Тристрам) набирал силу и силу, он трудился в охоте и соколинстве - никогда ни один джентльмен, о котором мы когда-либо слышали, не делал большего. И, как говорится в книге, он придумал хорошие фанфары для развратных зверей, охотников и всевозможных паразитов, а также всех тех терминов, которые у нас до сих пор существуют в области соколиной охоты и охоты. И поэтому книга похоти, соколинства и охоты называется книгой сэра Тристрама. Поэтому все джентльмены, которые носят старые ( гербы), должны чтить сэра Тристрама за те добрые слова, которые джентльмены имеют и используют до Судного дня, чтобы через них все уважаемые люди могли отличить джентльмена от йомена и йомена от йомена. виллен. ( Модернизированный)

Как проводились охоты

Английские и французские отчеты сходятся в общих чертах в плане охоты - они были хорошо спланированы, так что каждый знал свою роль перед выходом на улицу. Номинальная сила охоты требовала от каждого участника определенной роли. Если кто-то ошибается в своей роли, он не только легко может потеряться, но и подвергает остальную группу опасности из-за разоблачения. Многие дворяне охотились с номинальной силой по множеству причин, но прежде всего потому, что это считалось чистейшей и благороднейшей формой охоты. Ритуал охоты был призван усилить опасность в контролируемом контексте. Гастон, герцог Орлеанский, возражал против того, чтобы охотники ловили дичь более эффективными способами, такими как использование лука и стрел или установка ловушек, говоря: «Я говорю об этом против своей воли, потому что я должен только научить ловить животных благородно и осторожно» («mes de ce parle je mal voulentiers, quare je ne devroye enseigner a prendre les bestes si n'est par noblesce et gentillesce»). Охотники, подобные Гастону, охотились не для того, чтобы убить самую крупную дичь, а ради процесса охоты, предпочитая ритуал эффективности. Этот способ охоты имел важное значение и в воспитании знатной юноши. Мальчики в возрасте 7-8 лет начали учиться обращаться с лошадью, путешествовать с компанией в лесах и владеть оружием, отрабатывая эти навыки в охотничьих группах. В результате молодые люди из знати и королевской семьи смогли перенести приобретенные навыки, такие как верховая езда, управление оружием, обработка дерева, оценка местности и формирование стратегии, с охотничьих угодий на поле битвы во время войн. Охота также способствовала их образованию и научила их важности ритуалов и благородных поступков.

Оборудование

Средневековые женщины на охоте, иллюстрация из старинной рукописи.

Оружие, используемое для охоты, в основном было таким же, как и на войне: лук, арбалет, копье или копье, нож и меч. Луки были наиболее распространенным оружием. Хотя арбалет появился примерно во времена Первого крестового похода (1100 г.), в основном он не использовался для охоты до второй половины 15 века. Дубины (дубинки) использовались для забивания мелкой дичи, в частности, женщинами, присоединившимися к охоте. Использовались также «кабаньи копья». С появлением ручного огнестрельного оружия в охоте в 16 веке традиционная средневековая охота претерпела изменения.

Охотнику также понадобится рог для общения с другими охотниками. Вдобавок к этому охотник зависел от помощи некоторых домашних животных. В частности, три животных были незаменимыми инструментами для средневекового охотника: лошадь, собака и ястреб или сокол.

Лошадь

Основная статья: Средневековые лошади

Лошадь была самым важным животным в большом средневековом доме. В конюшнях, также называемый «Marshalsea» будет отделен от остальной части семьи, а его голова офицера- маршалом -would быть один из старших офицеров домохозяйства. У маршала будут пажи и конюхи, которые будут ухаживать за лошадьми.

В большом доме будет множество лошадей для разных целей. Были телеги и вьючные лошади, используемые для повседневной работы по дому, палфреи, используемые для перевозки людей, и кони, или боевые кони, мощное и дорогое животное, которое в позднесредневековой Англии могло продаваться по цене до 80 фунтов стерлингов. Несмотря на наличие необходимых качеств, конь не использовался для охоты из-за его ценности. Вместо этого будет использоваться особая порода, называемая скакун. Бегущий, хотя и уступал коню и был намного меньше нынешних лошадей, все же должен был быть достаточно мощным, чтобы нести всадника на высоких скоростях на большие расстояния, маневренным, чтобы без труда маневрировать на труднопроходимой местности, и достаточно бесстрашным, чтобы не бояться. при встрече с дикими зверями.

Гончая

Разные породы средневековых собак

Собака была необходима для нескольких целей. Его хорошее обоняние сделало его бесценным при поиске карьера. Затем он помогал управлять преследуемым животным, и, когда животное, наконец, было в страхе, собака либо была орудием нападения, либо отвлекала добычу, пока охотник приближался для убийства. Разные породы использовались бы для разных задач и для разных видов дичи, и хотя некоторые из этих пород известны нам сегодня, собаки, тем не менее, несколько отличались от современных пород.

Первой среди охотничьих пород была борзая. Эта порода ценилась прежде всего за ее скорость, но также за способность атаковать и уничтожать дичь. Поскольку борзая не отличалась особой выносливостью, было важно, чтобы ее не выпускали до того, как добыча окажется в поле зрения, ближе к концу охоты. Кроме того, борзые, хотя и агрессивные охотники, ценились дома за покладистый нрав и часто допускались внутрь в качестве домашних животных.

Alaunt или alant, был несколько более надежным, чем животное борзой, и, следовательно, используется против большей игры, например, медведей или кабанов. Алаунт считался безрассудным животным и, как известно, нападал на домашних животных или даже на своего хозяина. Мастиф был еще более прочная порода, и, хотя и используется в большей игре, в основном считается полезным в качестве сторожевой собаки.

Чего не хватало всем этим собакам, так это способности следить за запахом карьера и преследовать его. Для этого использовалась гончая. Обкатка гончей был несколько похож на сегодняшний Фоксхаунд. Эта собака имела, как следует из названия, отличную выносливость, а также хороший нос. Еще одна собака, которую ценили за свои нюхательные способности, - это лаймер, предшественник современной ищейки. На длинном поводке лаймер можно было использовать, чтобы найти исходную игру еще до начала охоты, и поэтому было важно, чтобы он не только обладал хорошим носом, но и оставался тихим. Тишина в лаймере была достигнута путем разведения и обучения. Другими собаками, использовавшимися для охоты, были кеннет (маленькая охотничья собака, от ONF «кенет», уменьшительное от «чиен»), терьер, лунь и спаниель.

Гончих содержали в питомнике, внутри или отдельно от основного жилища. Здесь собаки могли спать на дубовых кроватях, а часто и на втором уровне, куда собаки могли уйти, когда на уровне земли становилось слишком жарко или слишком холодно. За пределами конуры собакам давали траву, чтобы они их ели, когда у них были проблемы с пищеварением. Для ухода за собаками потребуется иерархия слуг, таких как пажи, твари, помощники и фанаты; паж был самым низким, часто это был мальчик. Пажи часто спали в вольерах с собаками, чтобы уберечь их от драки и заботиться о них, если они заболеют. Хотя это может показаться суровым по современным меркам, теплая собачья будка часто могла быть намного удобнее, чем спальные помещения других средневековых слуг.

Ястребы и соколы

Портрет Конрадина, ястреба, из Codex Manesse (Folio 7r).

Средневековая терминология говорила о ястребах башни и ястребах в кулаке, что примерно соответствует соколам и ястребам соответственно. Самка ястреба была предпочтительнее, так как она была крупнее самца и ее легче было дрессировать. Самец балобана весит примерно две трети от веса самки; Сокольники называют самцов сапсанов tiercels, производными от латинского слова «третий». Ястребов ловили по всей Европе, но птиц из Норвегии или Исландии считали особенно хорошими.

Соколиная охота, обычное занятие в средние века, представляла собой дрессировку соколов и ястребов для личного пользования, в том числе для охоты. У соколов и ястребов разное физическое состояние, что влияет на их режим охоты. Утки, цапли и журавли были обычной дичью, на которую охотились соколы и ястребы. Основные различия между двумя видами птиц заключаются в их крыльях и хвостах. У соколов длинные узкие крылья с длинным заостренным хвостом. В результате они летают на невероятно высоких уровнях. Чтобы убить дичь, они поднимаются высоко в небо, а затем ныряют в свою цель. Их погружения могут достигать 200 миль в час. Они использовали свои когти при нырянии вниз, чтобы рубить дичь. Обычно их удары убивают игру с первого удара. У ястребов, однако, более короткие и округлые крылья и более длинные хвосты. Они скользят на более низких высотах. Чтобы убить свою дичь, они скользят к своей цели, а затем приближаются к ней на большой скорости. Они используют свои когти, чтобы вцепиться в свою дичь, пока она не погибнет. В результате их макияжа соколы и ястребы использовались владельцами для различных ландшафтов. Соколов использовали в открытых полях, а ястребов - в болотах и ​​лесах.

Дрессировка ястреба была кропотливым процессом. Сначала было нормально «увидеть» птичьи веки - зашить их, - чтобы она не испугалась и не отвлеклась. Затем дрессировщик несколько дней носил ястреба на руке, чтобы он привык к человеческому присутствию. Глаза постепенно станут невидимыми, и начнется тренировка. (Селлинг больше не практикуется в соколиной охоте и является незаконным в большинстве стран). Птицу поощряли перелететь со своего насеста на руку сокольника на постепенно большее расстояние. Для поощрения охоты использовалось сначала мясо, затем приманка и, в конечном итоге, живая добыча. В число таких жертв входили цапли, иногда со сломанными ногами, чтобы облегчить добычу.

Ястребов будут размещать в конюшнях, специальном здании, которое можно найти в большинстве крупных средневековых домов, в основном на определенном расстоянии от основного жилища, чтобы ястребы не беспокоили. Конюшни могли быть довольно сложными сооружениями. В стене будут окна, а землю содержать в чистоте, чтобы можно было обнаружить и проанализировать отрыгивание птиц.

Среди используемых видов были:

Из всех соколов лучшим считался кречет. Когда белые были импортированы из Гренландии, их считали высочайшим качеством. Король Фридрих II считал их лучшими «из уважения к их размеру, силе, смелости и быстроте». Из ястребов наиболее ценился тетеревятник. Они были дороже и приносили больше денег на обучение. В частности, большим спросом пользовались ястребы-тетеревятники из Скандинавии.

Карьер

На большинство крупных диких млекопитающих можно было охотиться. Разных животных ценили за разные качества; как в самой охоте, так и в добыче мяса и меха.

Харт

Охота на оленей

Королем всех диких животных был олень, а точнее олень, взрослый самец благородного оленя. Оленя классифицировали по количеству зубцов или заострений на его рогах. У животного должно быть не менее десяти зубцов, чтобы считаться достойным охоты; это называлось «оленем из десяти». На оленей можно было охотиться двумя разными способами: номинальной силой («силой» и соответственно par force de chiens («силой собаки»)) и луком и конюшней.

Самым благородным видом охоты считалась охота с номинальной силой. В этом процессе игра была истощена собаками до того, как было совершено убийство. Форсированная охота состояла из восьми частей: поиски, сборка, реле, перемещение или снятие укрытия, погоня, лай, разрушение и кюре.

  • Задание: Перед началом охоты опытный охотник в сопровождении лаймера должен был найти карьер. С помощью следов, сломанных веток и помета он пытался определить местонахождение оленя как можно точнее; в идеале он бы это увидел.
Картина из Ливра де ла Шасс, показывающая эстафету бегущих собак, установленных на тропе оленя.
  • Сборка: Затем, в начале дня охоты, охотничий отряд встречался, изучал информацию охотника и помет оленей и договаривался о том, как лучше всего вести охоту. Это также будет общественное мероприятие с поданным завтраком.
  • Эстафеты: Когда путь оленя был предсказан, вдоль него были размещены ретрансляторы с собаками. Таким образом было гарантировано, что собаки не изнашивались перед оленями.
  • Перемещение: Также называется финалом. Здесь лаймер использовался, чтобы выследить оленя.
  • Чейз: Это была настоящая охота; здесь было важно не пропустить собак по следу выбранного карьера.
  • Лай: когда олень больше не мог бежать, он поворачивался и пытался защитить себя. Было сказано, что это «в страхе». Теперь гончих следует удерживать от нападения, и самый выдающийся человек в охотничьем отряде убивает мечом или копьем.
  • Разрушение: олень был наконец рассечен осторожным ритуальным способом.
  • Кюре: Наконец, собак нужно было вознаградить кусками туши таким образом, чтобы они связали свои усилия с наградой.

Охота «с луком и конюшней» имела меньший престиж, но могла дать более высокие результаты. Карьер, часто целое стадо, гоняли гончие в заранее определенное место. Здесь лучники будут готовы убить животных из лука и стрел. Самый тонкий вид охоты, а также самый производительный по отношению к применяемым силам, описал немецкий рыцарь Гисеннас. Это была группа из двух или трех человек, идущих пешком медленно и тихо, частично укрываясь от лошадей (буквально «преследующих лошадей» - потому что олени относительно не встревожены четвероногими), чтобы побудить оленей передвигаться без излишней тревоги в пределах досягаемости. скрытые лучники. Это требовало терпения, сдержанного отношения и глубокого понимания психологии животных.

Олень был очень уважаемым животным и имел большое символическое и мифологическое значение. Его часто сравнивали со Христом за его страдания; хорошо известная история рассказывает о том, как святой Евстасий обратился в христианство, увидев во время охоты распятие между рогами оленя. Похожая история приписывается святому Юберту. В других рассказах рассказывалось о том, как оленю могло дожить несколько сотен лет и как кость в середине его сердца не позволила ему умереть от страха.

Кабан

Разрушение кабана из Très Riches Heures Основная статья: Охота на кабана

В отличие от римлян, для которых охота на кабана считалась простым времяпрепровождением, охота на кабанов в средневековой Европе в основном проводилась дворянами с целью оттачивать боевые навыки. Для знатных людей было традицией спешиваться с лошади, как только кабан загнан в угол, и добивать его кинжалом. Чтобы усложнить задачу, некоторые охотники начинали заниматься спортом в период спаривания, когда животные были более агрессивными. Записи показывают, что в средневековой Европе было много кабанов; Это подтверждается документами из дворянских семей и духовенства, требующих от простолюдинов дани в виде кабаньих туш или частей тел. Например, в 1015 году дож Оттоне Орсеоло потребовал для себя и своих преемников голову и ноги каждого кабана, убитого в его зоне влияния. Кабан был очень опасным животным для охоты; он яростно сражался, когда был атакован, и мог легко убить собаку, лошадь или человека. На него охотились с номинальной силой, и когда он был в страхе, собака вроде мастифа могла быть достаточно безрассудной, чтобы напасть на нее, но в идеале ее должен убить всадник с копьем. Кабана иногда считали злобным животным, и у него даже возникали сатанинские ассоциации. Он также пользовался уважением за его стойкость и часто фигурировал как геральдический знак.

Волк

Основная статья: Охота на волков Охота на волков, изображенная в бестиарии XIV века

На волков охотились в основном из-за шкуры, для защиты домашнего скота, а в некоторых редких случаях - для защиты людей. Шкуры были единственным практическим применением для волков, и их обычно делали в плащи или рукавицы, хотя и не без колебаний, из-за неприятного запаха волка. Обычно не существовало никаких ограничений или наказаний в гражданской охоте на волков, за исключением королевских охотничьих заповедников, по той причине, что соблазн вторгшегося простолюдинца застрелить там оленя был слишком велик. Во Франции 9-го века Карл Великий основал элитный корпус финансируемых короной чиновников под названием « Лупарии », целью которых было контролировать популяции волков во Франции в средние века. В Англии в 950 году король Ательстан наложил ежегодную дань в размере 300 волчьих шкур валлийскому королю Хиуелу Дда, и это требование сохранялось до норманнского завоевания Англии. В нормандских королях (царящие от 1066 до 1152 г. н.э.), используемые в качестве слуг волчьих охотников и многих принадлежащих ему земель, предоставленных при условии, что они выполнили свой долг. Король Эдуард I, правивший с 1272 по 1307 год, приказал полностью истребить всех волков в графствах Глостершир, Херефордшир, Вустершир, Шропшир и Стаффордшир, где волки были более распространены, чем в южных районах Англии. Яков I из Шотландии издал в 1427 году закон, требующий 3 охоты на волков в год в период с 25 апреля по 1 августа, что совпадает с сезоном охоты на волков. Волк вымер в Англии во время правления Генриха VII (1485–1509). До своего исчезновения на Британских островах волк считался английской знатью одним из пяти так называемых «королевских зверей погони».

Другой карьер

Охота на медведя, особенно на Пиренейском полуострове, была популярна из-за выносливости и силы животных, а также опасности охоты. Популярным занятием была охота на зайцев с использованием борзых или гончих.

Некоторые животные считались несъедобными, но все еще использовались для этого вида спорта, например, лисы, выдры или барсуки.

Королевские леса

Королевский лес был землей, предназначенной королю для охоты и лесного хозяйства; он включал леса, пустоши и сельскохозяйственные угодья. В XII веке почти треть территории Англии была отведена под королевский лес. Только королю и другим разрешенным представителям знати было разрешено охотиться на дичь в назначенной области. Чтобы сохранить это ограничение, был введен лесной закон для обеспечения соблюдения границ. Специальные должностные лица, известные как лесники, отвечали за соблюдение лесного законодательства. Лесники были одними из самых ненавистных королевских чиновников, поскольку они часто были коррумпированы, имея репутацию незаконных побочных доходов на королевской лесной собственности путем земледелия, добычи природных ресурсов и браконьерства. Они ввели много наказаний за браконьерство, сельское хозяйство и другие незаконные действия в королевском лесу. Обычной дисциплиной были большие штрафы и тюремное заключение. В то время как лесники несли ответственность за соблюдение лесного законодательства, иногда король нанимал местного шерифа, чтобы вмешаться. Однако охота была не единственной функцией королевского леса. Короли также использовали эти территории для выращивания скота, земледелия и добычи земельных ресурсов. Они также служили заповедниками для всех видов диких животных. Король Англии Генрих I был известен своим увлечением домашними животными. В его парках были дикие животные, такие как львы и леопарды. Лесные законы в отношении охоты создали классовые различия. В 1390 году король Англии Ричард II издал первый закон об охоте. В нем содержалось требование определенной стоимости владения охотничьими собаками или другим охотничьим снаряжением.

Браконьерство

В средние века браконьерство было обычным преступлением. Это был поступок, который поддерживало все общество и которое широко терпело. Этим незаконным актом занимались всевозможные браконьеры, но иногда это была высокоорганизованная деятельность. Браконьеры работали кольцами для достижения своих целей. Они переманивали дичь в королевских лесах и продавали их простолюдинам с целью получения прибыли. Иногда эти кольца работали на других лордов и даже монахов, чтобы снабжать их. Лорды и монахи, в свою очередь, либо сохраняли игру для собственного потребления, либо продавали ее на общем рынке с целью получения прибыли. Игра - не единственный предмет, добытый браконьерами из королевских лесов. Многие искали его ресурсы с древесиной, в частности, очень востребованным товаром. Часто аресты браконьеров не заканчивались чисто. Браконьеры сопротивлялись аресту, иногда прибегая к нападениям и расстрелам лесников, чтобы спастись. Есть зарегистрированный случай, когда святой Томас Бекет совершил чудо, исцелив лесничего, выстрелившего в горло браконьерами. Иногда дворяне занимались браконьерством, забирая больше дичи, чем разрешено, или охотясь в закрытой зоне.

Искусство и символизм

Средневековая напольная плитка из Ладлоу, Англия, часть набора с изображением охотничьей собаки и оленя.

Как и все остальное в средние века, охота была полна символизма. Религиозный символизм был обычным явлением; олень или единорог часто ассоциировались со Христом, но саму охоту в равной степени можно было рассматривать как поиски христианина истины и спасения. В более светской литературе, например, в романах, охотник, преследующий свою добычу, часто использовался как символ борьбы рыцаря за благосклонность своей леди.

Житие, в частности, жизнь святого Евстафия, Сент - Юбер и Сент - Джулиан предоставили много возможностей для средневековых художников выразить охоты в манускриптов и витражей. Такие "второстепенные искусства", как деревянные сундуки, гобелены и настенные росписи, также изображают такие сцены. В 14-15 вв. Наиболее подробные изображения охоты встречаются в иллюминированных рукописях.

Опасности охоты

Охота могла быть чрезвычайно опасной, и серьезные травмы и смерти среди охотников были обычным делом. Даже короли и императоры не были застрахованы от несчастных случаев на охоте. Среди убитых во время охоты:

Литература

Охота считалась предметом, заслуживающим внимания величайших людей, и несколько выдающихся пэров, королей и императоров написали книги на эту тему. Среди наиболее известных источников средневековой охоты, которые у нас есть сегодня, от дворян и других людей, являются:

Смотрите также

использованная литература

Источники

  • Средневековая охота Городской совет Бакингемшира.
  • Ричард Алмонд (2003). Средневековая охота. ISBN   0-7509-2162-5
  • Жерар Браулт (1985). «Охота и дичь западноевропейские». Словарь средневековья, том 6, стр. 356–363. ISBN   0-684-18168-1
  • Джон Камминс (1988, новое издание в мягкой обложке 2001). Собака и Ястреб: Искусство средневековой охоты. ISBN   1-84212-097-2
  • Дэвид Долби, Лексикон средневековой немецкой охоты: Лексикон средневерхненемецких терминов (1050–1500), связанных с погоней, охотой с луками, соколиной охотой, отловом и ловлей птиц, Вальтер де Грюйтер, 1965, ISBN   9783110818604.
  • Эмма Гриффин (2009). Кровавый спорт: охота в Британии с 1066 года. ISBN   0-300-11628-4
  • CM Woolgar. Великий дом в позднесредневековой Англии. ISBN   0-300-07687-8

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-02 04:46:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте