Часть серии о |
Социология |
---|
Методы |
Подполя
|
Люди Восточная Азия
Южная Азия
Средний Восток
Европа
Северная Америка |
Перспективы |
Списки
|
|
|
Медицинская социология - это социологический анализ медицинских организаций и учреждений ; производство знаний и выбор методов, действия и взаимодействия медицинских работников, а также социальные или культурные (а не клинические или физические) эффекты медицинской практики. Эта область обычно взаимодействует с социологией знания, исследованиями науки и технологий и социальной эпистемологией. Медицинские социологи также заинтересованы в качественном опыте пациентов, часто работая на стыке общественного здравоохранения, социальной работы, демографии и геронтологии, чтобы исследовать явления на стыке социальных и клинических наук. Различия в состоянии здоровья обычно связаны с такими типичными категориями, как класс и раса. Объективные результаты социологических исследований быстро превратились в нормативную и политическую проблему.
Ранние работы в области медицинской социологии проводил Лоуренс Дж. Хендерсон, теоретические интересы которого в работе Вильфредо Парето вдохновили Талкотта Парсонса на интерес к теории социологических систем. Парсонс - один из отцов-основателей медицинской социологии, который применил теорию социальных ролей к взаимоотношениям между больными и другими людьми. Ключевыми участниками медицинской социологии с 1950-х годов являются Говард С. Беккер, Майк Бери, Питер Конрад, Джек Дуглас, Дэвид Сильверман, Фил Стронг, Бернис Песколидо, Карл Мэй, Энн Роджерс, Ансельм Штраус, Рене Фокс и Джозеф У. Шнайдер.
Медицинская социология обычно преподается в рамках более широкого курса социологии, клинической психологии или медицинских исследований или на специальных магистерских курсах, где она иногда сочетается с изучением медицинской этики и биоэтики. В Великобритании социология была введена в медицинскую программу после доклада Гуденаф в 1944 году: «В медицине« социальные объяснения »этиологии болезни означали для некоторых врачей перенаправление медицинской мысли от чисто клинических и психологических критериев болезни. Внедрение «социальных» факторов в медицинское объяснение наиболее ярко проявилось в отраслях медицины, тесно связанных с обществом - социальной медицине и, позднее, в общей практике »( Reid 1976).
Сэмюэл У. Блум утверждает, что изучение медицинской социологии имеет долгую историю, но, как правило, проводилось как защита в ответ на социальные события, а не как область исследования. Он цитирует публикацию 1842 г. о санитарных условиях трудящегося населения Великобритании как хороший пример такого исследования. Эта медицинская социология включала в себя элемент социальных наук, изучающих социальные структуры как причину или опосредующий фактор болезни, например, для общественного здравоохранения или социальной медицины.
Блум утверждает, что развитие медицинской социологии связано с развитием социологии в американских университетах. Он утверждает, что создание в 1865 году Американской ассоциации социальных наук (ASSA) было ключевым событием в этом развитии. Первоначальной целью ASSA была реформа политики на основе науки. Блум утверждает, что в течение следующих нескольких десятилетий роль ASSA перешла от пропаганды к академической дисциплине, отметив, что ряд академических профессиональных организаций оторвались от АССА в течение этого периода, начиная с Американской исторической ассоциацией в 1884. Американского социологического общества, образованной в 1905 г.
Фонд Рассела Сейджа, основанный в 1907 году, был крупной благотворительной организацией, тесно сотрудничавшей с Американским социологическим обществом, для которого медицинская социология была основным направлением предлагаемой реформы политики. Блум утверждает, что президентство Дональда Р Янга, профессора социологии, начавшееся в 1947 году, сыграло важную роль в развитии медицинской социологии. Янг, движимый желанием узаконить социологию, побудил Эстер Люсиль Браун, антрополога, изучающую эти профессии, сосредоточить свою работу на медицинских профессиях из-за статуса лекарств.
Гарри Стэк Салливан был психиатром, который исследовал лечение шизофрении, используя подходы межличностной психотерапии, работая с социологами и социологами, включая Лоуренса К. Фрэнка, В. И. Томаса, Рут Бенедикт, Гарольда Лассуэлла и Эдварда Сепира. Блум утверждает, что Салливанс работает, и его внимание к предполагаемым межличностным причинам и лечению шизофрении повлияло на этнографические исследования в условиях больницы.
Социальная медицина
Социальная медицина похожа на медицинскую социологию в том, что она пытается концептуализировать социальные взаимодействия, исследуя, как изучение социальных взаимодействий может быть использовано в медицине. Однако у этих двух областей разная подготовка, карьерный рост, титулы, финансирование и публикации. В 2010-х годах Роуз и Каллард утверждали, что это различие может быть произвольным.
В 1950-х годах Штраус утверждал, что важно сохранить независимость медицинской социологии от медицины, чтобы в социологии существовали другие взгляды, отличные от целей медицины. Штраус опасался, что, если медицинская социология начнет принимать цели, которых ожидает медицина, она рискует потерять свое внимание к анализу общества, опасения, которые с тех пор разделяют Рид, Голд и Тиммерманс. Розенфельд утверждает, что исследование социологии, сфокусированное исключительно на выработке рекомендаций для медицины, имеет ограниченное применение для построения теории, и его выводы перестают применяться в различных социальных ситуациях.
Ричард Бултон утверждает, что медицинская социология и социальная медицина «производятся совместно» в том смысле, что социальная медицина реагирует на концептуализацию медицинских практик медицинской социологией и в ответ меняет медицинскую практику и медицинское понимание, последствия этих изменений затем анализируются с помощью медицинская социология. Он утверждает, что тенденция рассматривать определенные теории, такие как научный метод ( позитивизм ), как основу всех знаний, и, наоборот, тенденция рассматривать все знания как связанные с некоторой деятельностью, рискуют подорвать область медицинской социологии.
Талкотт Парсонс ввел понятие больной роли в своей книге «Социальная система».
Парсонс утверждал, что роль больного - это социальная роль, одобренная и закрепленная социальными нормами и институциональным поведением, когда человек рассматривается как демонстрирующий определенное поведение, потому что он нуждается в поддержке.
Парсонс утверждает, что определяющие свойства заключаются в том, что больной освобожден от обычных социальных ролей, что он не несет «ответственности» за свое состояние, что он должен стараться выздороветь и что он должен искать технически компетентных людей, чтобы помочь ему.
Концепция роли больного подвергалась критике со стороны социологов с неомарксистской, феномонологической и социальной интеракционистской точки зрения, а также со стороны тех, кто придерживался точки зрения против истеблишмента. Бёрнем утверждает, что отчасти эта критика была неприятием функционализма из-за его ассоциации с консерватизмом. Больная роль вышла из моды в 1990-е годы.
Теория маркировки основана на работе Говарда С. Беккера, изучавшего социологию употребления марихуаны. Он утверждал, что нормы и девиантное поведение частично являются результатом определений, применяемых другими. Элиот Фрейдсон применил эти концепции к болезни.
Теория маркировки разделяет аспекты поведения индивидов, вызванные болезнью, и те, которые вызваны нанесением ярлыка. Фрейдсон различает ярлыки на основе легитимности и степени, в которой эта легитимность влияет на обязанности отдельных лиц.
Теория навешивания ярлыков подвергалась критике на том основании, что она не объясняет, какое поведение маркируется как девиантное и почему люди проявляют поведение, обозначенное как девиантное: теория навешивания ярлыков не является полной теорией девиантного поведения.
Отношения между врачом и пациентом, социальное взаимодействие между поставщиками медицинских услуг и теми, кто с ними взаимодействует, изучаются медицинской социологией. Существуют разные модели взаимодействия между пациентом и врачом, которые могли быть более или менее распространенными в разное время. Одна из таких моделей - медицинский консьюмеризм, который частично уступил место терпеливому консьюмеризму.
Медицинский патернализм - это точка зрения, согласно которой врачи хотят лучшего для пациента и должны принимать решения от имени пациента, потому что пациент не компетентен принимать свои собственные решения. Парсонс утверждал, что, несмотря на асимметрию знаний и власти во взаимоотношениях между врачом и пациентом, медицинская система обеспечивала достаточные гарантии для защиты пациента, оправдывая патерналистскую роль врача и медицинской системы.
Система медицинского патернализма была заметна после Второй мировой войны до середины 1960-х годов. В работах Фрейдсона 1970-х годов медицина описывалась как «профессиональное доминирование», определяющее ее работу и концептуализацию проблем, которые к ней приносят, и лучшие решения.
Йеунг О Нельсон утверждает, что эта система патернализма была частично подорвана организационными изменениями в США, произошедшими в последующие десятилетия, когда страховые компании, менеджеры и фармацевтическая промышленность начали соревноваться за роль концептуализации и предоставления медицинских услуг, отчасти из-за экономии средств..
Биоэтика изучает этические аспекты лечения и исследований. Многие ученые считают, что биоэтика возникла из-за предполагаемого отсутствия подотчетности медицинских работников, эта область получила широкое распространение в большинстве больниц США, предлагающих ту или иную форму этических консультаций. Социальные эффекты биоэтики изучались медицинскими социологами. Информированное согласие, уходящее своими корнями в биотетику, - это процесс, с помощью которого врач и пациент соглашаются на конкретное вмешательство и соглашаются. Медицинская социология изучает социальные процессы, которые влияют на согласие, а иногда и ограничивают его.
Рид, Маргарет (1976), «Развитие медицинской социологии в Великобритании», материалы для обсуждения в социальных исследованиях № 13, Университет Глазго, заархивировано из оригинала 30 сентября 2011 г., извлечено 11 марта 2011 г.
Bird, Chloe E.; Конрад, Питер; Фремонт, Аллен М. (2000). Справочник по медицинской социологии (5-е изд.). Река Аппер Сэдл, штат Нью-Джерси: Prentice Hall. ISBN 978-0-13-014456-0. OCLC 42862076.
Блум, Сэмюэл Уильям (2002). Слово как скальпель: история медицинской социологии. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-507232-7. OCLC 47056386.
Браун, Фил (2008). Перспективы в медицинской социологии (4-е изд.). Лонг-Гроув, Иллинойс: Waveland Press. ISBN 978-1-57766-518-2. OCLC 173976504.
Кокерхэм, Уильям К. (2001). Компаньон Блэквелла по медицинской социологии. Оксфорд, Великобритания; Мальден, Массачусетс: Блэквелл. ISBN 978-0-631-21703-9. OCLC 44039611.
Кокерхэм, Уильям С.; Ричи, Феррис Джозеф (1997). Словарь медицинской социологии. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-29269-9. OCLC 35637576.
Конрад, Питер (2007). Медикализация общества: трансформация человеческих состояний в излечимые заболевания. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN 978-0-8018-8584-6. OCLC 72774268.
Хелман, Сесил (2007). Культура, здоровье и болезни (5-е изд.). Лондон, Англия: Ходдер Арнольд. ISBN 978-0-340-91450-2. OCLC 74966843. Закон, Джеки (2006). Big Pharma: Exposing the Global Healthcare Agenda. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Кэрролл и Граф. ISBN 978-0-7867-1783-5. OCLC 64590433. Леви, Джудит А.; Песколидо, Бернис А. (2002). Социальные сети и здоровье (1-е изд.). Амстердам, Нидерланды; Бостон, Массачусетс: JAI. ISBN 978-0-7623-0881-1. OCLC 50494394.
Механик, Дэвид (1994). Неизбежные решения: императивы реформы здравоохранения. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. ISBN 978-1-56000-121-8. OCLC 28029448.
Роджерс, Энн; Пилигрим, Дэвид (2005). Социология психического здоровья и болезней (3-е изд.). Мейденхед, Англия: Издательство Открытого университета. ISBN 978-0-335-21584-3. OCLC 60320098.
Скамблер, Грэм; Хиггс, Пол (1998). Современность, Медицина и здоровье: Медицинская социология К 2000 году. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-14938-9. OCLC 37573644.
Тернер, Брайан М. (2004). Новая медицинская социология: социальные формы здоровья и болезни. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton. ISBN 978-0-393-97505-5. OCLC 54692993.