Средней полосы или центральная оговорка является зарезервированной областью, которая отделяет противоположные полосы от трафика на разделенных выработках, например, разделенных шоссе, с двусторонним движением, автострадах и автомагистралях. Этот термин также применяется к разделенным дорогам, отличным от автомагистралей, например, к некоторым крупным улицам в городских или пригородных районах. Зарезервированная зона может быть просто заасфальтирована, но обычно она приспособлена для других функций; например, это может быть декоративный ландшафт, деревья, разделительный барьер или железная дорога, скоростной транспорт, легкорельсовый транспорт или трамвайные пути.
Для этого термина не существует международного стандарта английского языка. Медиана, медиана полоса, и средний остров делитель распространены в Северной Америке и антиподы английском. Варианты в североамериканском английском включают региональные термины, такие как нейтральная земля в употреблении Нового Орлеана.
В британском английском предпочтительнее использовать центральное резервирование ; это также широко встречается в официальных документах в некоторых небританских регионах, таких как Южная Африка, где есть и другие неофициальные региональные слова, например middelmannetjie, которое первоначально относилось к бугорку между колесными колеями на пыльной дороге. Среди других чеканок нейтральная часть и центральная природная полоса встречаются на австралийском английском.
Кроме того, для обозначения полос движения на многополосной дороге используется другая терминология. В Северной Америке полосы, расположенные ближе всего к центральной линии проезжей части, называются «внутренними» полосами, в то время как в Великобритании эти полосы называются «внешними». Таким образом, будет проще называть эти центральные полосы полосами "обгон", "скоростной" или "обгон" в международном контексте вместо использования двусмысленного различия между внутренним и внешним. Региональные различия между правосторонним и левосторонним движением могут вызвать дальнейшую путаницу.
Некоторые медианы служат во вторую очередь зелеными зонами и зелеными поясами для украшения проезжей части. Юрисдикции могут: сажать газонные травы при регулярном кошении ; гидропосев или разбрасывание семян полевых цветов для прорастания, цветения и повторного посева ежегодно; или создать обширные ландшафтные насаждения деревьев, кустарников, травянистых многолетников и декоративных трав. Там, где пространство ограничено, густые изгороди из кустарников фильтруют фары встречного транспорта и создают прочный барьер. В других областях медиана может быть занята полосой отчуждения для системы общественного транспорта, такой как линия скоростного трамвая или скоростного транспорта ; например, красные и голубые линии из «L» Чикаго частично работать в медианах Дэн Райана, Эйзенхауэр и Кеннеди скоростной.
Калифорнийская магистраль медиана с декоративным булыжником врезкойВ отличие от середины главной дороги, дороги в городских районах часто имеют форму центральных транспортных островков, которые возвышаются над проезжей частью. Они часто встречаются на городских магистралях. В простейшем виде это просто возвышающиеся бетонные бордюры, но их также можно оформить с помощью травы или деревьев или украсить кирпичом или камнем. Такие медианы также иногда встречаются на более второстепенных или жилых улицах, где они служат в первую очередь как успокаивающий или ландшафтный элемент, а не как средство повышения безопасности, ограничивая повороты и разделяя противоположные направления потока интенсивного движения.
В некоторых областях, таких как Калифорния, срединные участки шоссе иногда представляют собой не более чем разграниченный участок дороги с твердым покрытием, обозначенный пространством между двумя наборами двойных желтых линий. Такая двойная двойная желтая линия или окрашенная медиана юридически аналогична медиане острова: транспортным средствам не разрешается пересекать ее, в отличие от одиночной двойной желтой линии, которая в некоторых случаях может разрешать повороты через линию. Эта схема использовалась для снижения затрат, включая более узкие медианы, чем это возможно для посевной полосы, но исследования показывают, что такие узкие медианы могут иметь минимальное преимущество для безопасности по сравнению с отсутствием медианы вообще.
Медианы межштатных автомагистралей США разрываются только для полос движения аварийных служб, без таких ограничений на дорогах с более низкой классификацией. На британских автомагистралях медиана никогда не нарушается (за исключением приливного потока на скоростной автомагистрали Aston Expressway ), но на других дорогах с двусторонним движением таких ограничений нет.
Центральная резервация в Соединенном Королевстве и других густонаселенных европейских странах (где она известна под своими местными названиями) обычно не шире одной полосы движения. Однако в некоторых случаях он продлевается. Например, если дорога проходит по холмистой местности, проезжие части могут быть построены на разных уровнях склона. Примером этого является автострада M5, которая поднимается по склону долины Гордано к югу от Бристоля. В Бирмингеме и многих других городах пригородные дороги с двусторонним движением могут иметь деревья или велосипедные полосы посередине в качестве широкой центральной резервации.
Два примера дорожной сети Великобритании, где проезжие части расположены на расстоянии нескольких сотен ярдов / метров друг от друга, находятся на участке M6 между Шапом и Тебеем, который позволяет проложить между ними местную дорогу, и на M62, где самый высокий участок через Пеннины, как известно, разделяются достаточно широко, чтобы в них можно было разместить ферму. Другим важным исключением является скоростная автомагистраль A38 (M) Aston Expressway, которая представляет собой одну проезжую часть из семи полос, где средняя полоса движения перемещается с учетом транспортного потока (система, известная как приливный поток или обратная полоса ).
С января 2005 года и основанная, главным образом, на соображениях безопасности, политика Управления автомобильных дорог Великобритании заключается в том, что все новые схемы автомагистралей должны использовать бетонные ступенчатые барьеры с высокой степенью сдерживания в средней части (центральное резервирование). На всех существующих автомагистралях будут установлены бетонные заграждения в рамках текущих обновлений и путем их замены по мере того, как существующие системы достигнут конца своего срока службы. Это изменение политики распространяется только на препятствия, расположенные посредине высокоскоростных дорог, а не на боковые препятствия. На других маршрутах по-прежнему будут использоваться стальные заграждения.
В Северной Америке и некоторых других странах с большими малонаселенными территориями встречные полосы движения могут быть разделены несколькими сотнями метров полей или лесов за пределами густонаселенных районов (крайний пример - Трансканадское шоссе возле Эрнфолда, Саскачеван, Канада., где полосы движения в восточном и западном направлениях расходятся на расстояние 5 километров (3,1 мили) друг от друга), но сходятся на ширину разделения полос в пригородных районах и городах. В городских районах используются бетонные ограждения (например, барьеры из Джерси ) и ограждения (или направляющие ).
В Дедхэме, штат Массачусетс, исправительный центр графства Норфолк (государственная тюрьма) полностью расположен в пределах широкой середины шоссе 128 Массачусетса. Этот 502-местный комплекс был открыт в 1993 году в качестве застройки ранее неиспользуемой недвижимости, которая была изолирована разделенной автомагистралью в начале 1950-х годов. Яркий пример широкой медианы можно найти на межштатной автомагистрали 75 недалеко от Цинциннати, штат Огайо ; почти вся деревня Арлингтон-Хайтс, а также центральный район Локленда расположены между двумя направлениями автомагистрали I-75.
Срединная полоса шириной 50 метров в Инаги, Токио.Некоторые автострады в Северной Америке включают в себя «перевернутые» срединные значения, которые отделяют дороги, идущие в противоположном направлении от стандартного для страны, в которой они расположены. Дороги спроектированы таким образом по ряду причин, в том числе для экономии места или для создания проезжей части. непрерывные пересечения потоков.
В исследовании, проведенном в августе 1993 года Федеральным управлением шоссейных дорог США, была определена количественная корреляция между средней шириной и сокращением как лобовых аварий, так и тяжелых травм. Исследование показало, что медианы без барьеров должны быть построены шириной более 30 футов (9,1 м), чтобы иметь какое-либо влияние на безопасность, и что преимущества для безопасности более широких срединных значений продолжают увеличиваться до ширины от 60 до 80 футов (от 18,3 до 24,4 м). м).
Следствием этого открытия является то, что уменьшение размера медианы до 20 футов (6,1 м) с 30 футов (9,1 м) для добавления полос на шоссе может привести к менее безопасному шоссе. Статистические данные относительно медианы с барьерами в этом исследовании не рассчитывались.
Центральное резервирование также может использоваться для зарезервированных полос для автобусов, как в стамбульском метробусе, линии J Лос-Анджелеса и TransMilenio в Боготе. Средние полосы движения и островные платформы, установленные в средней части, уменьшают конфликты с остановившимися и припаркованными автомобилями, а также пешеходами у обочины, тем самым снижая скорость движения.
В некоторых случаях на средней полосе шоссе может проходить железнодорожная ветка, как правило, вокруг крупных городских центров. Это часто делается для разделения полосы отчуждения из- за затрат и сложности расчистки маршрута через густонаселенные городские районы. Зарезервированная полоса отвода отличается от уличного движения, при котором железнодорожные вагоны и автомобили занимают одни и те же полосы движения.
Линии поездов, которые проходят посредине автомагистралей, включают:
Градостроители также обычно используют полосы для печати для размещения городских трамвайных путей вдоль центрального отдельного пути, и примеры такой схемы можно найти по всей Европе. Некоторые из самых ранних практик включения центральных трамвайного Into дорожных конструкций были пионеры в Ливерпуле на Джоне Александр Броуди, а затем эмулировать в Манчестере, например, вдоль принцессой Parkway или Кингсуэй.