Средневековая архитектура - это архитектура, распространенная в средние века и включающая религиозные, гражданские и военные здания. Стили включают доманский, романский и готический. В то время как большая часть сохранившейся средневековой архитектуры можно увидеть в церквях и замках, образцы гражданской и домашней архитектуры можно найти по всей Европе, в усадьбах, ратушах, богадельнях, мостах и жилых домах.
План латинского креста, распространенный в средневековой церковной архитектуре, берет римскую базилику в качестве основной модели с последующими разработками. Он состоит из нефа, трансептов и алтаря в восточной части (см. Схему собора ). Кроме того, соборы под влиянием или по заказу Юстиниана использовали византийский стиль куполов и греческий крест (напоминающий знак плюса), с алтарем, расположенным в святилище на восточной стороне церкви.
Сохранившиеся образцы средневековой светской архитектуры в основном служили оборонным. Замки и крепостные стены являются наиболее заметными оставшимися нерелигиозными образцами средневековой архитектуры. Окна приобрели крестообразную форму не только для украшения, они идеально подходили арбалетчику, чтобы безопасно стрелять по захватчикам изнутри. Зубчатые стены ( зубчатые стены ) служили укрытием для лучников на крышах, чтобы они могли прятаться за ними, когда не стреляли в захватчиков.
Хотя большая часть сохранившейся средневековой архитектуры является религиозной или военной, образцы гражданской и даже домашней архитектуры можно найти по всей Европе. Примеры включают усадьбы, ратуши, богадельни и мосты, а также жилые дома.
Европейская архитектура в раннем средневековье может быть разделена на раннехристианскую, романскую архитектуру, русскую церковную архитектуру, скандинавскую архитектуру, предроманскую, включая Меровингов, Каролингов, Оттонов и Астурию. Хотя эти термины проблематичны, они тем не менее служат в качестве вступлений в эпоху. Соображения, которые входят в историю каждого периода, включают «историзирующие» и «модернизирующие» элементы Трахтенберга, итальянские и северные, испанские и византийские элементы, и особенно религиозные и политические маневры между королями, папами и различными церковными чиновниками.
Романский стиль, преобладавший в средневековой Европе в XI и XII веках, был первым общеевропейским стилем со времен римско-имперской архитектуры, и его образцы можно найти во всех частях континента. Этот термин не был современником искусства, которое он описывает, а, скорее, является изобретением современной науки, основанным на его сходстве с римской архитектурой в формах и материалах. Романский стиль характеризуется использованием круглых или слегка заостренных арок, цилиндрических сводов и крестообразных опор, поддерживающих своды. Романские постройки широко известны по всей Европе.
Распространение романской архитектуры по Европе было описано как «революционное». Этот стиль иногда называют англо-нормандским, хотя он продолжается и при правителях Анжуйского и Плантагенетского. Мотивы римского происхождения были общими для нормандских и англосаксонских архитектурных стилей и обычно широко классифицировались как «романские», но теперь их можно разделить на две фазы. Первая фаза с 1070 по 1100 год имеет примеры великих церквей, соборов и монастырей, которые были перестроены в те годы (сохранившиеся примеры включают Даремский собор, Норвичский собор и собор Питерборо ). Второй этап длится с 1100 по 1170 год, когда строились или ремонтировались небольшие церкви, а стиль стал более детализированным и орнаментальным. Выявление этих меньших церквей сталкивается с проблемой, называемой саксо-нормандским наложением, когда многие англосаксонские аспекты присутствуют в кладке. Церковь в Килпеке определяется как XII век по ее неглубоким и плоским контрфорсам, выразительному столу на выступе и апсиде.
Различные элементы готической архитектуры проявились в ряде строительных проектов 11-го и 12-го веков, особенно в районе Иль-де-Франс, но сначала были объединены, чтобы сформировать то, что мы теперь узнаем как отчетливо готический стиль в церкви аббатства Св. -Дени в Сен-Дени, недалеко от Парижа. Вертикальность подчеркивается в готической архитектуре, которая представляет собой почти скелетные каменные конструкции с большими стеклянными пространствами, урезанные поверхности стен, поддерживаемые внешними аркбутанами, заостренные арки, использующие оживленную форму, ребристые каменные своды, сгруппированные колонны, вершины и остроконечные шпили. Окна украшены витражами, на которых изображены библейские истории и жития святых. Такой прогресс в дизайне позволил соборам подняться выше, чем когда-либо.