Свобода СМИ в Европейском Союзе

редактировать

Индекс свободы прессы 2021 г.   Хорошая ситуация   Удовлетворительная ситуация   Заметные проблемы   Сложная ситуация   Очень серьезная ситуация   Не классифицировано / Нет данных

Свобода СМИ в Европейском Союзе является фундаментальным правом, которое применяется ко всем государствам - членам Организации Европейского союза и его граждан, как это определено в Хартии ЕС об основных правах, а также Европейской конвенции о правах человека. В рамках процесса расширения ЕС гарантия свободы СМИ названа «ключевым показателем готовности страны стать частью ЕС».

Свобода СМИ, включая свободу прессы, является основной платформой для обеспечения свободы выражения мнений и свободы информации, имея в виду право выражать оценочные суждения и право утверждать факты, соответственно. В то время как термин «свобода СМИ» относится к отсутствию государственной монополии или чрезмерному вмешательству государства, плюрализм СМИ понимается как отсутствие частного контроля над СМИ, что означает отказ от концентрированной частной собственности на СМИ.

Ежегодный Всемирный день свободы печати отмечается 3 мая.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Свобода прессы и демократия
  • 2 Законодательная база и правоохранительные органы
    • 2.1 Положения международного права и правоприменение
    • 2.2 Законодательство и правоохранительные органы Европейского Союза
  • 3 Мониторинг свободы СМИ в ЕС
    • 3.1 Государственные организации
    • 3.2 Неправительственные организации
      • 3.2.1 Международный
      • 3.2.2 Европейский / региональный
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки

Свобода прессы и демократия

Свобода СМИ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в хорошо функционирующей демократии, позволяя гражданам делать свой политический выбор на основе независимой и плюралистической информации и, таким образом, является важным инструментом формирования общественного мнения. Выражение разнообразных мнений необходимо в публичных дебатах, чтобы дать гражданам возможность оценивать и выбирать среди широкого спектра мнений. Чем более плюралистичны и сформулированы мнения, тем больший легитимизирующий эффект оказывают СМИ на более широкий демократический политический процесс. Свободу прессы часто называют сторожевым псом государственной власти, подчеркивая ее важную роль в качестве наблюдателя и информатора общественного мнения о действиях правительства.

Свобода выражения мнения относится к правам отдельных журналистов, а также к правам органов печати. Другими словами, его значение охватывает как индивидуальное право каждого журналиста выражать свое мнение, так и право прессы как института информировать людей. Чтобы гарантировать защиту свободных СМИ, государственные органы не только лежат в основе негативного обязательства воздерживаться от вторжения, но также и позитивного обязательства продвигать свободу СМИ и выступать в качестве гаранта против вторжения как государственных, так и частных субъектов.

Законодательная база и правоохранительные органы

Положения международного права и правоприменение

В статье 19 Всеобщей декларации прав человека, а также в статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах свобода выражения мнения и свобода информации признаются в качестве основных прав человека. Несмотря на то, что эти документы признаны повсеместно, их исполнение во многом зависит от желания государства адаптировать меры по их осуществлению.

На европейском уровне Совет Европы обеспечивает правовую основу через Европейскую конвенцию о правах человека (ЕКПЧ), исполнение которой обеспечивается юрисдикцией Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Статья 10 ЕКПЧ о свободе выражения мнения гласит:

" 1. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствам требовать лицензирования вещания., телевизионные или кинематографические предприятия.

2. Осуществление этих свобод, поскольку оно влечет за собой обязанности и ответственность, может подлежать таким формальностям, условиям, ограничениям или штрафам, которые предписаны законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной безопасности. добросовестности или общественной безопасности, для предотвращения беспорядков или преступлений, для защиты здоровья или нравственности, для защиты репутации или прав других, для предотвращения раскрытия информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности судебная власть ".

Как видно из цитаты, в ЕКПЧ свобода выражения мнения не признается как абсолютное право, что означает, что оно может быть ограничено, если существуют другие конкурирующие фундаментальные права или законные цели, необходимые для демократического общества. Это может быть защита данных, право на неприкосновенность частной жизни, репутацию или уголовное правосудие. Однако ограничение должно быть пропорциональным достижению конкурирующей цели и свободы прессы и требует «очень высоких требований, прежде чем государственные власти могут наложить какие-либо ограничения на свободу прессы». Даже если свобода прессы берет на себя функцию гаранта демократии, она не только защищает материалы, касающиеся политических вопросов, но также применяется к бульварной журналистике. Однако чем важнее конкретная журналистская тема для формирования общественного мнения, тем больший приоритет следует отдавать свободе прессы, когда она сопоставляется с другими законными интересами.

Постановление ЕСПЧ опирается на долгую историю судебной практики в отношении нарушений статьи 10, начиная с конца 1970-х годов. В частности, ЕСПЧ защищает журналистские расследования, журналистские источники информации и информаторов и подчеркивает негативное влияние санкций на журналистскую деятельность, поскольку они ведут к автоцензуре и тем самым препятствуют цели журналистики информировать людей. С другой стороны, суд усилил защиту права на неприкосновенность частной жизни от сообщений, единственная цель которых - воспитать любопытство людей.

Законодательство и правоохранительные органы Европейского Союза

В Европейском союзе государства- члены обязались соблюдать Хартию основных прав ЕС (права по статье 11 Хартии ЕС соответствуют правам, предоставленным ЕКПЧ в соответствии со статьей 10), которая вступила в силу с Лиссабонским договором в 2009 году как Статья 6 (1) TEU. Однако задолго до вступления договора в силу Суд Европейского Союза (CJEU) признал основные права ЕС в качестве общих принципов права ЕС и рассмотрел их как часть правовой базы, на которой он основывает свою судебную практику.

На практике влияние основных законов и ценностей ЕС на поведение стран-членов ЕС часто ограничено. Указывая на свободу выражения мнения как на «ключевой показатель готовности страны стать частью ЕС», после вступления страны в Союз институты ЕС имеют ограниченную возможность обеспечить соблюдение основных прав и ценностей, в том числе свобода слова и информации. Это явление также известно как Копенгагенская дилемма, проблема, рассматриваемая, среди прочего, в резолюции Европейского парламента, озаглавленной « Хартия ЕС: стандартные параметры свободы СМИ в ЕС», принятой в мае 2013 года. В документе подчеркивается важность мониторинга и контроля разработка национального законодательства о свободе СМИ в государствах-членах ЕС и предлагает возложить эту задачу на Агентство ЕС по основным правам (FRA).

В частности, что касается телевизионных услуг, Директива об аудиовизуальных услугах СМИ 2010 г. устанавливает, что ненавистнические высказывания и высказывания, наносящие вред несовершеннолетним, должны быть запрещены во всех государствах-членах. Более того, Директива об аудиовизуальных медиауслугах 2018 года устанавливает следующую позицию в отношении свободы СМИ: «Чтобы укрепить свободу выражения мнений и, в более широком смысле, содействовать плюрализму СМИ и избежать конфликта интересов, члену важно Государства должны гарантировать, что пользователи имеют простой и прямой доступ в любое время к информации о поставщиках медиауслуг. Каждое государство-член принимает решение, в частности, в отношении информации, которая может быть предоставлена ​​о структуре собственности и бенефициарных владельцах ». Этот текст был принят Европейским парламентом 2 октября 2018 года.

Мониторинг свободы СМИ в ЕС

Существует широкий спектр международных правительственных и неправительственных организаций (НПО), которые выступают за свободу СМИ в ЕС и странах-кандидатах, потенциальных кандидатах в ЕС, а также в странах Восточного партнерства. Работа организаций включает теоретическую деятельность, такую ​​как подготовка отчетов о состоянии свободы СМИ в разных странах, а также оказание практической помощи, такой как финансовая или юридическая поддержка, людям, активно работающим в журналистике.

Правительственные организации

Неправительственные организации

Международный

Европейский / региональный

Смотрите также

Рекомендации

Последняя правка сделана 2024-01-02 04:33:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте