Медаль Иоанна VIII Палеолога

редактировать
Медаль Иоанна VIII Палеолога
Пизанелло, medaglia di giovanni paleologo, I esemplare del bargello.JPG
Художник Пизанелло
Год 1438
Тип литая бронза и другие металлы
Размеры 10,3 см (4,1 дюйма)

Медаль Джона VIII Палеолога портрет медаль художника итальянского Возрождения Пизанелло. Считается, что это первая портретная медаль эпохи Возрождения. На аверсе медали - профильный портрет предпоследнего византийского императора Иоанна VIII Палеолога ; на реверсе - изображение императора на коне перед придорожным крестом. Хотя дата работы не ясна, вероятно, это было где-то между 1438 и 1439 годами, когда Иоанн находился в Италии, участвуя в Совете Феррары (позже переехал во Флоренцию ). Неизвестно, поручил ли Пизанелло изготовить медаль сам император или его итальянские хозяева, но Леонелло д'Эсте, наследник маркизата Феррарского, был предложен в качестве наиболее вероятного кандидата. Несколько рисунков Пизанелло тесно связаны с медалью, в том числе эскизы, которые сейчас хранятся в Париже и Чикаго.

Его влияние на искусство было значительным: оно вышло за рамки нумизматики и распространения выдающихся медалей эпохи Возрождения, оказавших влияние на скульптуру и живопись. Художники эпохи Возрождения впоследствии использовали портрет Иоанна Пизанелло почти как стандартный тип для изображения экзотических или античных фигур. Это можно увидеть в работе Пьеро делла Франческа, который использовал образ Иоанна в своих фресках « Бичевание Христа» и Ареццо.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Описание
  • 2 Исторический контекст
    • 2.1 Совет Феррары
  • 3 рисунка
  • 4 Влияния на создание медали Пизанелло
    • 4.1 Гуманизм и Древний Рим
    • 4.2 Франко-бургундская культура
    • 4.3 Константин и Ираклий медали
  • 5 Влияние на искусство
  • 6 Примечания
  • 7 ссылки
  • 8 Дальнейшее чтение
  • 9 Внешние ссылки

Описание

Медаль Иоанна VIII Палеолога (реверс)

Существует ряд экземпляров медали Пизанелло за Иоанна; большинство из них - отливки из бронзы или свинца. Медали эпохи Возрождения часто изготавливались из различных металлов, иногда из нескольких золотых или серебряных. Бронзовый экземпляр в Британском музее имеет диаметр 10,3 сантиметра. На аверсе работы изображен бюст императора, смотрящего вправо. Его волосы свешиваются в завитки штопора, у него есть усы и остроконечная борода. Спина императора изогнута, что создает впечатление легкого сутулости. Он одет в рубашку с высоким воротом и открытый пиджак с заметными пуговицами на обоих предметах одежды. Самым ярким аспектом портрета является шляпа императора: эта большая одежда занимает примерно половину живописного пространства лицевой стороны. Шляпа остроконечная, тулья высокая, выпуклая и вертикально ребристая. Экстравагантные шляпы были типичными для византийского чиновничества, и многие из них были нарисованы Пизанелло. На вершине шляпы находится драгоценный камень, который вторгается в пространство греческой надписи, окружающей портрет. Надпись гласит: Ἰωάννης Βασιλεύς καί Αὑτοκρἀτωρ Ῥωμαἰων ό Παλαιολόγός («Иоанн, император и самодержец римлян, Палеолог»). Этот стиль шляпы похож на тот, который часто использовался для изображения монголов в более ранней европейской живописи.

В отличие от некоторых других портретных медалей Пизанелло, таких как медали Леонелло д'Эсте, реверс медали Иоанна не представляет иконографических или аллегорических загадок. На нем изображен император верхом в профиль справа. Позади него сидит на другой лошади паж или оруженосец, если смотреть сзади в укороченном виде. Император носит свою отличительную шляпу и держит лук на левом боку и колчан со стрелами над правой ногой. Видны двойные поводья императорской лошади, и обе лошади имеют замысловатые ремни на задних конечностях. На иллюстрации изображена остановка охотничьей экспедиции, вызванная столкновением Джона с придорожным крестом, установленным на пьедестале. Жест поднятой правой руки императора указывает на то, что он в акте благочестия признал крест перед ним. Мероприятие происходит в скалистом ландшафте и обрамлено в нижней части греческой надписью: Ἕργον του Πισἀνου Ζωγρἀφου («Работа художника Пизано»). Эта надпись повторяется на латыни в верхней части сцены: OPVS • PISANI • PICTORIS.

Исторический контекст

Совет Феррары

Основная статья: Совет Флоренции Пример отливки из позолоченной бронзы.

Медаль Пизанелло была создана в ответ на визит Иоанна в Италию. Император был приглашен на собор в Ферраре папой Евгением IV для решения вопроса об объединении латинской и греческой церквей. Одним из главных мотивов объединения Иоанна было заручиться помощью западных держав, чтобы противостоять постоянной угрозе его разрушающейся империи со стороны турок. Император прибыл в Венецию в феврале 1438 года, где его встретил Никколо III д'Эсте, маркиз Феррарский. Никколо со своими сыновьями Леонелло и Борсо сопровождали императора, когда они въехали в Феррару 4 марта. После своего первого великолепного открытия публичного заседания 9 апреля 1438 года собор неоднократно откладывался до 8 октября, чтобы позволить прибыть разным представителям европейских правителей.

В течение этого длительного периода ожидания представителей император переехал за пределы Феррары из-за вспышки чумы в городе. Он занимался охотой: его энтузиазм к спорту был настолько велик, что Никколо дважды был вынужден сделать неудачные заявления императору с просьбой ограничить его охоту из-за ущерба, нанесенного местному охотничьему населению и окружающей собственности. Иоанна также критиковал современный греческий летописец Сиропулос (который, возможно, был патриархом Константинопольским Софронием I, когда был молодым священнослужителем) за то, что он проводил «все свое время на охоте, ни в малейшей степени не заботясь о церковных делах».

Другая версия, доработанная. Вероятно, копия другого художника. Лувр

Чтобы поощрить Иоанна присутствовать на соборе, папа предложил оплатить расходы греческой делегации. Евгений счел это предложение чрезвычайно трудным для исполнения, особенно с учетом того, что свита Иоанна насчитывала около семисот человек. Однако в январе 1439 года Собор переехал во Флоренцию по приглашению Козимо Медичи, которому папа был в большом долгу. Во Флоренции были разрешены спорные вопросы богословия, в частности Filioque, который внес значительный вклад в Великий раскол. Указ об унии был подписан во Флоренции в июле 1439 года. Однако, когда Иоанн и его делегация вернулись в Константинополь, он был решительно отвергнут там духовенством и мирским населением и так и не вступил в силу.

Хотя точная дата медали Пизанелло неизвестна, большинство авторов считают, что она, скорее всего, была сделана в Ферраре, а не во Флоренции. Одной из причин этого является наличие письма от 12 мая 1439 года, в котором Пизанелло обещает оплату от церкви в Мантуе, недалеко от Феррары.

Рисунки

Некоторые примечательные рисунки и эскизы связаны с медалью Пизанелло. Один из них представляет собой тщательно обработанный пером, изображающий оседланную и запряженную лошадь спереди и сзади ( Лувр, Валларди, 2468, л. 277). Лошадь сзади явно такая же, как у оруженосца императора на реверсе медали. Лошадь, скорее всего, прибыла из византийской конюшни из-за ее разрезанных ноздрей. В некоторых странах Востока считалось, что перерезание ноздрей лошадям позволяет им легче дышать от напряжения. Так же жестоко обращенная лошадь изображена в центре парижского листа зарисовок Джона и членов его свиты.

Эскизы Иоанна VIII Палеолога и членов его свиты (Лувр, MI 1062)

Наброски Джона на листах, хранящихся в Париже и Чикаго, - единственные рисунки Пизанелло, которые можно надежно датировать и которые являются твердым доказательством его присутствия в Ферраре. Фигура на лошади на лицевой стороне парижского листа (Louvre MI 1062), несомненно, является императором из-за итальянской надписи над фигурой, часть которой гласит: «Шляпа Императора должна быть белой сверху и красной снизу, профиль черный со всех сторон. Дублет из зеленого дамаста и верхняя малиновая накидка. Черная борода на бледном лице, волосы и брови одинаковы ». Ссылки Пизанелло на цвета на этом листе предполагают, что художник намеревался нарисовать императора.

Ученые расходятся во мнениях относительно обстоятельств изготовления листов Парижа и Чикаго и того, что на них изображено. Утверждалось, что Пизанелло сделал свои рисунки на открытии первой догматической сессии 8 октября 1438 года, когда император, с характерной настойчивостью в punctilio, потребовал, чтобы ему разрешили проехать верхом на его трон в зале совета. Пока император и его свита ждали снаружи выполнения этого невыполнимого требования, Пизанелло имел возможность нарисовать императора и членов его делегации, включая, возможно, Иосифа II. Однако в противоположность этой позиции утверждается, что каждая фигура (за исключением стоящей в центре лицевой стороны Чикаго) является изображением императора. Эта точка зрения утверждает, что листья Парижа и Чикаго показывают раннюю попытку Пизанелло сформулировать композицию медали, изображая императора в разных позах в разных шляпах и мантиях.

Влияния на создание медали Пизанелло

Гуманизм и Древний Рим

Мемориальная доска с автопортретом Альберти, 1430-45 ( Париж, Кабинет Медалей )

Вероятно, портретные медали Пизанелло были отлиты с намерением возродить форму старинных монет. Медаль Пизанелло, посвященная Иоанну, может быть твердо найдена в период, когда суд в Ферраре наблюдал эскалацию признания классического образования. Никколо III д'Эсте был первым лордом Феррары, получившим образование у гуманиста эпохи Возрождения, и в 1429 году он пригласил ученого-гуманиста Гуарино да Верона наставником своего сына Леонелло. Леонелло питал сильное восхищение такими писателями, как Цицерон. Во время своего правления в 1440-х годах он решил возродить Studium of Ferrara, наняв больше ученых-гуманистов для работы там. Частично это признание привело к изучению древних монет: это были самые долговечные и богатые артефакты древности, а сам Леонелло был увлеченным нумизматом. Собственный личный интерес Пизанелло к римским монетам ярко проявляется в его рисунках на них, и его успешное развитие портретной медали как средства скульптуры можно частично объяснить ее сходством с монетами. Медаль вызвала сильную связь с древностью, что сделало ее очень привлекательной для покровителей.

Было высказано предположение, что Леон Баттиста Альберти, возможно, сыграл значительную роль в концепции Пизанелло медали Иоанна. Альберти присутствовал на Соборе в Ферраре как член папской курии и поэтому мог встретиться с Пизанелло. Между 1430 и 1435 годами Альберти отлил бронзовую мемориальную доску с автопортретом в стиле, явно находящемся под влиянием римских имперских портретов. Мемориальная доска Альберти была первым автопортретом художника с надписью.

Франко-бургундская культура

В городах-государствах Северной Италии, таких как Феррара, литературная культура высшего общества в начале пятнадцатого века была больше французской, чем итальянской, поэтому в этих областях была сильная рыцарская культура. Медаль Пизанелло отражает эту культуру в изображении Джона как охотника. Охота в Италии считалась благородным занятием и занимала центральное место в средневековой романской литературе. Франко-бургундское искусство, в частности, отмечается, что охота и некоторые образами животных Пизанелло, как полагают, происходят от миниатюр из канонической версии Livre де Шассе по Гастон Феб.

Видение святого Евстаса.

Реверс медали во многих отношениях похож на « Видение святого Юстаса» Пизанелло. На этой картине также изображен егерь верхом на лошади, застигнутый врасплох при виде креста, и на ней изображены животные, которые, кажется, произошли от иллюминаций во французских охотничьих трактатах.

Сходство между Иоанном и Святым Евстасом в соответствующих изображениях Пизанелло могло означать попытку художника представить Иоанна как современного Святого Юстаса.

Константин и Ираклий медали

Двумя важными прототипами портретной медали Пизанелло были копии медалей императоров Константина и Ираклия. Считается, что Жан, герцог Берри, поручил скопировать медали с оригиналов, ныне утерянных в период 1402–1413 годов. Оригинальная медаль Константина была куплена герцогом у флорентийского купца в 1402 году, что тесно связывает медали с визитом отца Иоанна, Мануила II Палеолога, в Париж с 1400 по 1402 год. то же время. Приобретение Жаном медалей могло быть предназначено в качестве подарка византийскому императору в ответ на группу реликвий, которую Жан получил от Мануэля. Таким образом, политический контекст, в котором были приобретены медали Жана де Берри, был аналогичен тому, в котором Пизанелло отлил свою медаль Иоанна: Мануил II, как и его сын после него, также посетил запад, пытаясь обеспечить защиту Константинополя от османов. Контекст их покупки и отсутствие каких-либо нумизматических прецедентов для медалей предполагает, что оригиналы вполне могли иметь в качестве модели византийскую энколпию : это были священные предметы, «носимые на шее и наделенные духовной силой».

Портретная медаль императора Константина (аверс)

Медали Константина и Ираклия были широко распространены в Италии, а медаль Ираклия была внесена в список сокровищ Никколо д'Эсте в 1432 году. Знакомство Пизанелло с обеими медалями кажется несомненным из-за их сходства по размеру и дизайну с медалью Иоанна VIII. Пизанелло, похоже, объединил различные элементы обеих медалей, чтобы создать единое произведение. На лицевой стороне медали Константина, например, изображен конный портрет, а на медали Ираклия - портрет в профиль. Как и медаль Пизанелло, аверс медали Ираклия изображает императора со слугой и содержит текст на греческом и латинском языках. Оба императора были связаны с Истинным Крестом, который изображен на их аверсах. Владение реликвией Истинного Креста было чем-то, чем династия Палеологов очень гордилась, делая эти модели очень подходящими для использования Пизанелло. Неизвестно, считал ли Пизанелло, что медали пришли из древности, или он знал об их недавнем французском происхождении. Безусловно правдоподобно, что он заметил их сходство стиля со стилем французских иллюминированных рукописей и, следовательно, надеялся обуздать с помощью своей медали их ассоциации с культурой рыцарства, а не с древностью. Смелая, но изысканная техника и стиль медали Пизанелло, тем не менее, явно отличается от более сложных медалей Константина и Ираклия.

Влияние на искусство

Flagellation Христа по Пьеро делла Франческа

Успех медали Пизанелло очевиден из потока заказов, которые художник получил от покровителей, включая Филиппо Мария Висконти и Франческо Сфорца. Он положил начало созданию нового вида искусства, в котором Пизанелло установил самые высокие стандарты, с которыми позже медалистам было трудно равняться.

Успех медали также очевиден по количеству скульпторов, иллюминаторов и художников эпохи Возрождения, которые использовали портрет Иоанна Пизанелло почти как образец для фигурок из далеких стран или времен. Пьеро делла Франческа, пожалуй, самый знаменитый художник в этом отношении. На его фреске Константина, ведущего свои войска в битву у Мильвийского моста в серии фресок «История Истинного Креста » в Ареццо, портрет и головной убор Константина явно скопированы с медали Пизанелло. Пьеро также использовал портрет Иоанна Пизанелло, чтобы изобразить Понтия Пилата в его бичевании Христа.

Другие известные художники, которые были прямо или косвенно знакомы с изображением Иоанна Пизанелло, включают Филарета, чьи бронзовые двери для церкви Святого Петра в Риме с 1445 года изображают путь домой Иоанна из Флорентийского собора, и Гоццоли, который использовал изображение Иоанна в качестве модель для изображения одного из волхвов в его Часовне волхвов. Профиль Иоанна также можно ясно различить в произведении Карпаччо « Святой Стефан - посвященный диакон» 1511 года.

Примечания

Рекомендации

  • Фазанелли, Дж. А., (1965) «Некоторые заметки о Пизанелло и Флорентийском соборе», Основные рисунки, том 3, № 1, стр. 36–47
  • Гилл, Дж. (1964) Личности Совета Флоренции и другие очерки. Оксфорд, Бэзил Блэквелл.
  • Гордон, Д., Сисон, Л. (2001) Пизанелло: Художник двора эпохи Возрождения, Лондон, Национальная галерея.
  • Gundersheimer, WL (1973) Феррара; Стиль деспотизма эпохи Возрождения, Принстон, штат Нью-Джерси, Princeton University Press.
  • Хилл, GF (1965) Рисунки Пизанелло, Нью-Йорк, Дувр.
  • Хилл, Г. Ф., (1905) Пизанелло, Лондон, Дакворт и Ко.
  • Джардин, Л., Броттон, Дж. (2000) Глобальные интересы: искусство эпохи Возрождения между Востоком и Западом, Лондон, Reaktion.
  • Джонс, М. (1979) Искусство медали, Британский музей, Лондон
  • Джонс, Т.Л. (2010) «Медальоны Константина и Ираклия: подвески между Востоком и Западом», Медаль, № 56, стр. 5–13.
  • Фебус, Г. (1998) Охотничья книга Гастона Фебуса: manuscrit francais 616, Париж, Национальная библиотека, введение. Марсель Томас и Франсуа Аврил, Лондон, Харви Миллер
  • Шер, СК (1994) Валюта славы: Портретные медали Возрождения, Лондон, Темза и Гудзон.
  • Викерс М. (1978) «Некоторые подготовительные рисунки для медальона Иоанна VIII Палеолога Пизанелло», The Art Bulletin, vol. 60, № 3. С. 417–424.
  • Вайс, Р. (1966) Медальон Пизанелло императора Иоанна VIII Палеолога, Британский музей, Оксфорд.
  • Вудс-Марсден, Дж. (1985) «Французский рыцарский миф и мантуанская политическая реальность в Зале Пизанелло», История искусства, том 8, № 4, 1985, стр. 397–412.

дальнейшее чтение

  • Lazaris, S. "L'empereur Jean VIII Paléologue vu par Pisanello lors du concile de Ferrare - Florence", Byzantinische Forschungen, 29, 2007, p. 293-324 [1]

внешняя ссылка

Последняя правка сделана 2024-01-02 04:26:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте