Удлинитель McDonnell Douglas KC-10

редактировать

KC-10 расширитель
Большой трехмоторный самолет заправляет реактивный истребитель, а еще два летят вдалеке.
ВВС США KC-10 Extender дозаправки в F-16 Fighting Falcon
Роль Дозаправка танкер, многоцелевой самолет (пассажирский и грузовой)
национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Макдоннелл Дуглас
Первый полет 12 июля 1980 г. ; 41 год назад ( 1980-07-12)
Вступление 1 марта 1981 г. ; 40 лет назад ( 1981-03-01)
Положение дел В сервисе
Основные пользователи ВВС США Королевские ВВС Нидерландов
Произведено KC-10: 1979–1987
Количество построенных КС-10: 60; KDC-10: 2
Разработано из Макдоннелл Дуглас DC-10

McDonnell Douglas KC-10 Extender американского самолет танкера дозаправки в воздухе в ведении ВВС США (USAF). Военная версия трехмоторного авиалайнера DC-10, KC-10 была разработана в рамках программы Advanced Tanker Cargo Aircraft Program. Он включает в себя специальное военное оборудование для выполнения своих основных задач по транспортировке и дозаправке в воздухе. Он был разработан в качестве дополнения к Stratotanker KC-135 после опыта в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. KC-10 был вторым транспортным самолетом McDonnell Douglas, выбранным ВВС после C-9. Всего для ВВС США было произведено 60 самолетов KC-10. Royal ВВС Нидерландов работают два аналогичных танкеров, назначенных KDC-10, которые были преобразованы из DC-10s.

KC-10 играет ключевую роль в мобилизации военных средств США, принимая участие в зарубежных операциях вдали от дома. Эти самолеты выполняли воздушные перевозки и дозаправку в воздухе во время бомбардировки Ливии в 1986 году (операция «Каньон Эльдорадо»), войны в Персидском заливе с Ираком в 1990–91 годах (операции «Щит в пустыне» и «Буря в пустыне»), бомбардировки Югославии НАТО (операция «Союзные силы»), войны в Афганистане. ( Операция "Несокрушимая свобода" ) и Война в Ираке (Операции "Свобода Ирака" и "Новый рассвет").

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Дизайн и разработка
    • 1.1 Усовершенствованная программа для грузовых самолетов-цистерн
    • 1.2 Удлинитель KC-10
    • 1.3 Дальнейшие разработки
  • 2 Эксплуатационная история
    • 2,1 США
    • 2.2 Нидерланды
    • 2.3 Гражданские операторы
  • 3 оператора
  • 4 инцидента
  • 5 Технические характеристики (KC-10A)
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Дизайн и развитие

Программа Advanced Tanker Cargo Aircraft

Во время войны во Вьетнаме начали формироваться сомнения относительно способности флота Stratotanker Boeing KC-135 удовлетворить потребности Соединенных Штатов в глобальных обязательствах. Флот дозаправки в воздухе был развернут в Юго-Восточной Азии для поддержки тактических самолетов и стратегических бомбардировщиков, при этом поддерживая базирующуюся в США поддержку флота ядерных бомбардировщиков. Следовательно, ВВС искали воздушный заправщик с большими возможностями, чем KC-135. В 1972 году два DC-10 прошли испытания на базе ВВС Эдвардс, имитируя дозаправку в воздухе для проверки возможных проблем со спутным следом. Компания Boeing провела аналогичные испытания с Боингом 747.

Во время войны Судного дня 1973 года военно-воздушные силы начали операцию «Никель-Грасс» для снабжения Израиля оружием и припасами. Операция продемонстрировала необходимость адекватных возможностей дозаправки в воздухе; лишенные права на посадку в Европе, транспорты C-5 Galaxy были вынуждены нести часть своей максимальной полезной нагрузки на прямых рейсах из континентальных Соединенных Штатов в Израиль. Чтобы устранить этот недостаток мобильности, в 1975 году в рамках программы Advanced Tanker Cargo Aircraft Program были оценены четыре самолета - Lockheed C-5, Boeing 747, McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011. Единственными серьезными соперниками были Boeing и McDonnell Douglas. 19 декабря 1977 года был выбран DC-10 Макдоннелла Дугласа. Основной причиной этого выбора была способность KC-10 работать с более коротких взлетно-посадочных полос. Первоначально была заказана партия из 12 самолетов, но позже ее увеличили до 60.

KC-10 расширитель

KC-10 Extender впервые поднялся в воздух 12 июля 1980 года, но только в октябре того же года был осуществлен первый вылет с дозаправкой в ​​воздухе. Конструкция KC-10 включала модификации конструкции DC-10-30CF. Ненужные функции авиакомпании были заменены улучшенной системой обработки грузов и военной авионикой. Между тем, KC-10 сохраняет 88% общности со своими коммерческими аналогами, что дает ему больший доступ к всемирной системе коммерческой поддержки. Другие изменения от DC-10-30CF включают удаление большинства окон и нижних грузовых дверей. Ранние самолеты имели характерную светло-серую, бело-синюю окраску, но на более поздних танкерах использовалась серо-зеленая камуфляжная схема. К концу 1990-х годов цветовая гамма была изменена на средне-серый.

Реактивный самолет заправляется из серого трехмоторного заправщика через длинную стрелу, расположенную под кормовым фюзеляжем заправщика. Смешанная система дозаправки KC-10, состоящая из шлангового тормоза и летающей стрелы, позволяет дозаправлять самолеты ВВС США, ВМС США, Корпуса морской пехоты США и союзных войск.

Наиболее заметными изменениями стали добавление усовершенствованной воздушной заправочной стрелы McDonnell Douglas и дополнительных топливных баков, расположенных в багажных отсеках под главной палубой. Дополнительные баки увеличивают запас топлива KC-10 до 356 000 фунтов (161 478 кг), что почти вдвое превышает вместимость KC-135. У KC-10 есть как заправочная стрела по средней линии - уникальная тем, что она оснащена системой управления на кормовом конце, которая отличается от конструкции с V-образным хвостовым оперением, использовавшейся на предыдущих танкерах, - так и систему тормозных шлангов на правом борту. хвостовая часть фюзеляжа. Оператор стрелы KC-10 расположен в задней части самолета с широким окном для наблюдения за дозаправкой. Оператор управляет операциями по заправке топливом через цифровую проводную систему.

В отличие от KC-135, система шлангов и тормозов KC-10 позволяет заправлять топливом ВМФ, Корпус морской пехоты и большинство союзных самолетов за одну операцию. Последние двадцать выпущенных KC-10 включали в себя крылатые контейнеры для дополнительных мест дозаправки. KC-10 может также перевозить до 75 человек с грузом 146 000 фунтов (66 225 кг) или 170 000 фунтов (77 110 кг) в полностью грузовой конфигурации. KC-10 имеет боковую грузовую дверь для погрузки и разгрузки груза. Подъемно-транспортное оборудование требуется для подъема и опускания груза к грузовому отверстию. Он может перевозить грузы и использоваться в качестве танкера в зарубежных миссиях.

Дальнейшее развитие

Удлинитель ВВС США KC-10 после заправки другим KC-10

Потребность в новых транспортных самолетах для Королевских ВВС Нидерландов ( Koninklijke Luchtmacht) была впервые выявлена ​​в 1984 году. Война в Персидском заливе 1991 года высветила недостатки в мобильности европейских сил. В 1991 году были установлены четыре категории транспортных требований. Категория А требовала большого грузового самолета с дальностью полета не менее 4500 км и способностью дозаправлять F-16. В 1992 году два DC-10-30CFs были приобретены у Мартинэйр в покупку / возвратного лизинга контракта. Когда один из двух самолетов был потерян в авиакатастрофе рейса 495 Martinair, третий самолет был куплен у Martinair.

Конверсия была произведена через программу зарубежных продаж вооружений США, которая, в свою очередь, заключила контракт с McDonnell Douglas. Стоимость переоборудования первоначально оценивалась в 89,5 миллионов долларов (1994 финансовый год). Самолет должен был быть оборудован стрелой и зондовой тормозной системой. Однако, поскольку у McDonnell Douglas не было опыта работы с запрошенной системой дистанционного дозаправки в воздухе (RARO), и поскольку третий самолет отличался от двух исходных, программа не могла быть завершена в рамках бюджета. За счет исключения зонда и тормозной системы и неподвижной перегородки между грузом и пассажиром стоимость может быть ограничена 96 миллионами долларов. Чтобы компенсировать увеличение затрат, Макдоннелл Дуглас нанял голландские компании для выполнения части работы. Фактическая переоборудование самолета была произведена компанией KLM. Переоборудование самолета производилось с октября 1994 г. по сентябрь 1995 г. для первого самолета и с февраля по декабрь 1995 г. для второго. Это было намного дольше, чем планировалось, в основном потому, что McDonnell Douglas доставил детали с опозданием. Это снова увеличило бы стоимость, но в контракте на AH-64 Apache, который Королевские ВВС Нидерландов также купили у McDonnell Douglas, цена была согласована на уровне 96 миллионов долларов.

Для модернизации KC-10 ВВС США заключили контракт с Boeing в 2010 году на обновление парка из 59 самолетов новой системой связи, навигации, наблюдения и управления воздушным движением (CNS / ATM). Это было сделано для того, чтобы самолет мог летать в гражданском воздушном пространстве, поскольку в 2015 году вступили в силу новые стандарты ИКАО и FAA. В 2011 году Rockwell Collins также получила контракт на интеграцию авионики и систем для программы модернизации кабины экипажа.

История эксплуатации

Соединенные Штаты

Первый KC-10 был доставлен Стратегическому авиационному командованию (SAC) ВВС в марте 1981 года на авиабазу Барксдейл. В 1982 году недавно переименованное 22-е авиационное заправочное крыло (бывшее 22-е бомбардировочное крыло) было переоборудовано удлинителями KC-10A и стало 2-м подразделением ВВС, которое будет управлять новыми заправщиками. 60-й и последний KC-10 был доставлен 29 ноября 1988 года. KC-10 служили в SAC до 1992 года, когда они были переведены в недавно созданное командование воздушной мобильности. В качестве дозаправки в воздухе KC-10 использовались в основном для стратегической дозаправки большого количества тактических самолетов на паромных рейсах и для дозаправки других стратегических транспортных самолетов. И наоборот, флот KC-135 в основном выполнял тактическую роль на театре военных действий. По состоянию на 2010 год на вооружении ВВС США находилось 59 удлинителей KC-10. В основном самолеты KC-10 дислоцируются на авиабазе Трэвис, Калифорния, и авиабазе Макгуайр, которая теперь является частью совместной базы МакГуайр-Дикс-Лейкхерст в Нью-Джерси.

F-14D ВМС США и два F / A-18C готовятся к дозаправке от KC-10 в 2005 году над Персидским заливом. Дозаправка самолета F / A-18 ВВС США из KC-10 в Афганистане, 2005 г.

Столкнувшись с отказами в праве на базирование и пролет со стороны стран континентальной Европы во время операции «Каньон Эльдорадо», США были вынуждены использовать базирующиеся в Великобритании F-111 во время воздушных ударов по Ливии в 1986 году. KC-10 и KC-135 позволили 29 F-111, а также другим самолетам ВВС и ВМС достичь своих целей. KC-10 снова сыграл ключевую роль во время операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» в 1991 году; KC-10 способствовали развертыванию тактических, стратегических и транспортных самолетов в Саудовской Аравии. На ранних этапах операции «Щит пустыни» дозаправка в воздухе была ключом к быстрой доставке материальных средств и войск по воздуху. Помимо заправки самолетов по воздуху, KC-10 вместе с меньшим KC-135 перевез тысячи тонн грузов и тысячи военнослужащих в поддержку массового скопления войск. KC-10 и KC-135 провели около 51 700 отдельных операций по заправке и доставили 125 миллионов галлонов (475 миллионов литров) топлива, не пропустив ни одной запланированной встречи.

Удлинитель KC-10 базы Travis AFB приближается ко второму KC-10 для дозаправки над Тихим океаном, 2017 г.

С тех пор KC-10 участвовал в других меньших конфликтах. В марте 1999 года НАТО начала операцию Allied Force против правительства Югославии. Операция по мобильности началась в феврале и сильно зависела от танкистов. К началу мая 1999 года около 150 KC-10 и KC-135 были отправлены в Европу, где они заправляли бомбардировщики, истребители и самолеты поддержки, участвовавшие в конфликте. KC-10 совершил 409 вылетов на протяжении всей кампании Союзных сил и продолжал операции поддержки в Косово. С 11 сентября 2001 года KC-10 также выполнили более 350 вылетов, охраняя небо США в рамках операции «Благородный орел». Во время операций «Несокрушимая свобода» и «Свобода Ирака» самолеты KC-10 выполнили более 1390 вылетов, оказывая критически важную поддержку для дозаправки в воздухе многочисленных совместных самолетов и самолетов-приемников Коалиции. По состоянию на 2004 год предполагалось, что KC-10 будут служить до 2043 года.

Военно-воздушные силы рассматривали возможность вывода своего флота танкеров KC-10 в ответ на сокращение бюджета на секвестр в рамках бюджета службы на 2015 финансовый год. Было предложено «вертикальное разделение» для продажи всех KC-10, потому что KC-10 меньше, чем KC-135, имея на вооружении три разные модели цистерн (после введения KC-46 ), было бы дорого, а «горизонтальный» разрезать "дозаправочный флот" можно было бы с небольшой эффективностью. Некоторые полагали, что вывод KC-10 на пенсию не принесет пользы ВВС, учитывая, что он оснащен системами дозаправки как стрелой, так и шлангом, а также относительно молодым возрастом флота. Сначала официальные лица утверждали, что первоначальное внимание к выводу из эксплуатации KC-10 в сентябре 2013 года было «пробным шаром», чтобы привлечь внимание к вопросам эксплуатационных расходов ВВС; по состоянию на начало 2013 года стоимость полета KC-10 составляла 21 170 долларов в час, а коэффициент полезного действия - 87 процентов. Бюджетный план на 2015 финансовый год не включал сокращения KC-10. 13 июля 2020 года первый американский KC-10 с бортовым номером 86-0036 был списан и переведен на базу ВВС Дэвис-Монтан в Аризоне - кладбище самолетов, известное как «Могильник».

Нидерланды

Второй KDC-10 Королевских ВВС Нидерландов с опущенным шасси

Два голландских KDC-10 используются как для дозаправки, так и для транспортировки. Они дислоцируются в аэропорту Эйндховена в составе 334-й транспортной эскадрильи. Из 5 500 часов налета за первые 3 года эксплуатации самолет использовался в качестве заправщика 50% времени. Помимо использования ВВС и союзников по НАТО, KDC-10 также используются для поддержки миротворческих операций и операций по оказанию гуманитарной помощи. Из первых трех лет 32% летных часов было использовано на поддержание мира и оказание гуманитарной помощи.

В рамках этой функции самолеты были развернуты в Косово для эвакуации беженцев, в Карибский бассейн и Центральную Америку для оказания гуманитарной помощи после ураганов Луис, Джордж и Митч, а также в различные страны Африки и Азии для оказания помощи в целях развития. В 1998 году самолет также использовался для эвакуации голландских граждан из Индонезии во время падения Сухарто. Голландские KDC-10 действовали с базы « Манас» для поддержки союзных сил во время операции «Несокрушимая свобода» и для поддержки союзных ВВС над Ираком и Сирией.

Третий DC-10, зарегистрированный T-255, был приобретен и служил в течение трех лет, прежде чем был снят с вооружения в апреле 2014 года из-за сокращения обороны Нидерландов и отправлен в аэропорт Ньюквей на слом. Находящиеся в эксплуатации в Нидерландах KDC-10 находятся в процессе замены на Airbus A330 MRTT. Первый самолет, зарегистрированный T-264 / «Принс Бернхард» и подлежавший крупному обслуживанию, был выведен из эксплуатации 1 ноября 2019 года перед передачей его новому владельцу, Omega Aerial Refueling Services. Последний KDC-10, зарегистрированный T-235 / «Ян Шеффер», должен оставаться на вооружении Голландии до конца 2021 года, когда он будет передан компании Omega.

Гражданские операторы

Танкер Омеги KDC-10 в марте 2009 г.

Коммерческие заправочные компании Omega Aerial Refueling Services и Global Airtanker Service арендуют два танкера KDC-10 (N974VV и N852V соответственно). Они были переоборудованы из DC-10-40 и обеспечивают возможность дозаправки зондов и тормозов из подкрылков, аналогичных KC-10.

В июне и июле 2011 года, KDC-10 Omega Air поддержали 3 из ВВС Австралии «s F / A-18 Шершни, следовавший в Red Flag - Аляску.

В 2019 году Omega согласилась приобрести в Нидерландах два KDC-10, один из которых будет получен в конце 2019 года, а второй должен быть поставлен в 2021 году.

Операторы
Два больших серых реактивных самолета на просторном пандусе в окружении травы, оба отклонены от взлетно-посадочной полосы. Тот, что ближе к камере, - трехмоторный, а тот, что на заднем плане, - четырехмоторный. KC-10 (справа на переднем плане) и C-17 (на левом фоне) в аэропорту Авалон, Австралия, для Австралийского международного авиасалона 2005 года. Большой реактивный самолет серого цвета с тремя двигателями (два под крыльями и один под вертикальным стабилизатором). Самолет только что оторвался от взлетно-посадочной полосы с полностью выпущенным шасси. KC-10 с авиабазы ​​Трэвис взлетает с авиабазы Милденхолл
  Соединенные Штаты
  Нидерланды
Инциденты

17 сентября 1987 года KC-10A с серийным номером 82-0190 проходил техническое обслуживание на территории авиабазы ​​Барксдейл, штат Луизиана, и пострадал от взрыва и последующего пожара. KC-10 был значительно поврежден и списан. Один член наземного экипажа погиб в огне.

Технические характеристики (KC-10A)

Данные из информационного бюллетеня USAF, Штеффен

Общие характеристики

  • Экипаж: 4 человека (командир воздушного судна, второй пилот, бортинженер и машинист стрелы)
  • Вместимость: 170000 фунтов груза, 25 поддонов и 16 пассажиров или 17 поддонов и 75 пассажиров.
  • Длина: 181 футов 7 дюймов (55,35 м)
  • Размах крыла: 165 футов 4,5 дюйма (50,406 м)
  • Высота: 58 футов 1 дюйм (17,70 м)
  • Площадь крыла: 3958 кв.м (367,7 м 2)
  • Профиль : корень: DSMA-496 / -521 / -522; подсказка: DSMA-519 / -520
  • Пустой вес: 241 027 фунтов (109 328 кг)
  • Полная масса: 590 000 фунтов (267 619 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 590 000 фунтов (267 619 кг)
  • Запас топлива: 365000 фунтов (165,561 кг)
  • Силовая установка: 3 турбовентиляторных двигателя General Electric F103 (GE CF6-50C2) с тягой 52 500 фунтов силы (234 кН) каждый

Представление

  • Максимальная скорость: 538 миль / ч (866 км / ч, 468 узлов)
  • Максимальная скорость: 0,89 Маха
  • Диапазон: 7100 км (4 400 миль) с максимальной пассажировместимостью; 3800 миль (7038 км; 4373 миль) с максимальной грузоподъемностью.
  • Перегоночная дальность: 11 500 миль (18 500 км, 10 000 морских миль)
  • Практический потолок: 42000 футов (13000 м)
  • Скорость подъема: 6870 фут / мин (34,9 м / с)
Смотрите также

Связанная разработка

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

использованная литература
Примечания
Цитаты
Библиография
  • Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современной военной авиации. Лондон: Янтарные книги. ISBN   978-1-904687-84-9.
  • Эндрес, Гюнтер (1998). Макдоннелл Дуглас DC-10, Том 10. Гранд-Рапидс, Мичиган: Отпечаток Zenith. ISBN   978-0-7603-0617-8.
  • Фроули, Джерард (2002). Международный справочник военных самолетов, 2002–2003 гг. Фишвик, Австралия: Аэрокосмические публикации. ISBN   978-1-875671-55-7.
  • Штеффен, Артур AC (1998). McDonnell Douglas DC-10 и удлинитель KC-10. Хинкли, Лестер, Великобритания: Midland Publishing. ISBN   978-1-85780-051-7.
  • ван дер Марк, Кес (декабрь 2019 г.). «Первый голландский KDC-10 выведен из эксплуатации». Air International. Vol. 97 нет. 6. п. 7. ISSN   0306-5634.
  • Веронико, Ник; Данн, Джим (2004). ВВС США 21-го века. Гранд-Рапидс, Мичиган: Отпечаток Zenith. ISBN   978-0-7603-2014-3.
  • Уоддингтон, Терри (2000). Макдоннелл Дуглас DC-10. Майами, Флорида: World Transport Press. ISBN   978-1-892437-04-4.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-02 03:48:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте