DC-9 | |
---|---|
A Northwest Airlines DC-9-31 | |
Роль | Узкофюзеляжный реактивный авиалайнер |
Производитель | Douglas Aircraft Company McDonnell Douglas |
Первый полет | 25 февраля 1965 г. |
Вступление | 8 декабря 1965 г., авиакомпания Delta Air Lines |
Положение дел | В ограниченном обслуживании |
Основные пользователи | USA Jet Airlines Aeronaves TSM Northwest Airlines (исторический) Delta Air Lines (исторический) |
Произведено | 1965–1982 |
Количество построенных | 976 |
Варианты | Макдоннелл Дуглас C-9 |
Разработана в | Макдоннелл Дуглас MD-80 Макдоннелл Дуглас MD-90 Боинг 717 |
McDonnell Douglas DC-9 (первоначально Douglas DC-9) является узкофюзеляжным авиалайнером разработан Douglas Aircraft Company. После представления своего тяжелого DC-8 в 1959 году, Douglas одобрил новый DC-9 меньшего размера для более коротких полетов 8 апреля 1963 года. DC-9-10 впервые поднялся в воздух 25 февраля 1965 года и получил сертификат типа в ноябре. 23, он будет введен в эксплуатацию с Delta Air Lines 8 декабря. Имея пять кресел в экономическом классе, он имел два установленных сзади ТРДД Pratt amp; Whitney JT8D с малым байпасом под Т-образным хвостовым оперением для более чистого крыла, кабины экипажа для двух человек. и встроенная лестница.
Серия 10 имеет длину 104 фута (32 м) и обычно рассчитана на 90 посадочных мест. Series 30, растянутый на 15 футов (4,5 м) до 115 в экономичном классе, имеет более крупное крыло и более мощные двигатели для увеличения максимальной взлетной массы ( MTOW ); он впервые поднялся в воздух в августе 1966 года и вступил в строй в феврале 1967 года. Серия 20 имеет фюзеляж Series 10, более мощные двигатели и улучшенные крылья -30; он впервые поднялся в воздух в сентябре 1968 года и вступил в строй в январе 1969 года. Серия 40 была дополнительно удлинена на 6 футов (2 м) для 125 пассажиров, а последняя серия DC-9-50 совершила первый полет в 1974 году, снова растянувшись на 8 футов ( 2,5 м) на 135 пассажиров. Когда поставки закончились в октябре 1982 года, было построено 976 машин. Меньшие варианты конкурировали с BAC One-Eleven, Fokker F28 и Sud Aviation Caravelle, а более крупные - с оригинальным Boeing 737.
За DC-9 последовала серия MD-80 в 1980 году, удлиненный DC-9-50 с большим крылом и увеличенной взлетной массой. Это было развито в MD-90 в начале 1990-х, когда корпус был снова растянут, с добавлением ТРДД V2500 и обновленной кабиной экипажа. Более короткая, окончательная версия, MD-95, была переименована в Boeing 717 после слияния McDonnell Douglas с Boeing в 1997 году, оснащенная двигателями Rolls-Royce BR715.
В 1950-х годах компания Douglas Aircraft изучала авиалайнер малой и средней дальности, чтобы дополнить их более вместительный самолет DC-8 с большой дальностью полета. (DC расшифровывается как Douglas Commercial.) Модель 2067 с четырьмя двигателями средней дальности была изучена, но она не вызвала достаточного интереса со стороны авиакомпаний, и от нее отказались. В 1960 году Дуглас подписал двухлетний контракт с Sud Aviation на техническое сотрудничество. Дуглас будет продавать и поддерживать Sud Aviation Caravelle и выпускать лицензионную версию, если авиакомпании заказывают большое количество. Ни одного заказа не было, и Дуглас вернулся к своим проектным исследованиям после истечения срока соглашения о сотрудничестве.
Двухместная кабина пилота DC-9 Четыре места в бизнес-классе и пять в эконом-классе на DC-9В 1962 году велись проектные исследования. Первая версия вмещала 63 пассажира и имела полную массу 69 000 фунтов (31 300 кг). Этот дизайн был изменен на первоначальный вариант DC-9. Дуглас дал разрешение на производство DC-9 8 апреля 1963 года. В отличие от конкурирующего, но более крупного трехдвигательного самолета Boeing 727, в котором использовалось как можно больше компонентов 707, DC-9 был полностью новой конструкцией. DC-9 имеет два установленных сзади турбовентиляторных двигателя Pratt amp; Whitney JT8D, относительно небольшие, эффективные крылья и Т-образный хвост. В то время взлетный вес DC-9 был ограничен до 80 000 фунтов (36 300 кг) для экипажа из двух человек в соответствии с правилами Федерального авиационного агентства. Самолет DC-9 имеет пять кресел эконом-класса. Самолет вмещает от 80 до 135 пассажиров в зависимости от исполнения и расстановки кресел.
DC-9 был разработан для коротких и средних маршрутов, часто для небольших аэропортов с более короткими взлетно-посадочными полосами и меньшей наземной инфраструктурой, чем в крупных аэропортах, обслуживаемых более крупными проектами, такими как Boeing 707 и Douglas DC-8. Требовались доступность и короткие характеристики поля. Обороты были упрощены за счет встроенных трапов, в том числе в хвостовой части, что сократило время посадки и высадки.
Хвостовая установка двигателя позволила получить чистое крыло без отсеков двигателя, что имело ряд преимуществ. Например, закрылки могут быть длиннее, им не будут мешать гондолы на передней кромке и проблемы с взрывом двигателя на задней кромке. Эта упрощенная конструкция улучшила воздушный поток на низких скоростях и позволила снизить скорость взлета и захода на посадку, тем самым снизив требования к длине поля и сохранив легкую конструкцию крыла. Вторым преимуществом хвостовых двигателей было уменьшение повреждений посторонними предметами от попадания мусора с взлетно-посадочных полос и перронов. Однако в этом положении двигатели могли поглощать лед, стекающий с корней крыла. В-третьих, отсутствие двигателей в подвесных отсеках позволило уменьшить дорожный просвет фюзеляжа, что сделало самолет более доступным для грузчиков и пассажиров.
Проблема глубокого сваливания, обнаруженная в результате потери прототипа BAC One-Eleven в 1963 году, была преодолена за счет различных изменений, включая введение вихрей, небольших поверхностей под передней кромкой крыла, используемых для управления воздушным потоком и увеличения подъемной силы на малых скоростях.
Первый DC-9, серийная модель, поднялся в воздух 25 февраля 1965 года. Второй DC-9 поднялся в воздух несколькими неделями позже, а испытательный флот из пяти самолетов вылетел к июлю. Это позволило первой серии 10 получить сертификат летной годности 23 ноября 1965 г. и поступить на вооружение Delta Air Lines 8 декабря. Предполагалось, что DC-9 всегда будет доступен в нескольких версиях, чтобы удовлетворить требованиям клиентов; первая удлиненная версия, Series 30, с более длинным фюзеляжем и удлиненными законцовками крыла, взлетела 1 августа 1966 года и поступила на вооружение Eastern Air Lines в 1967 году. За первой Series 10 последуют улучшенные -20, -30, и -40 вариантов. Последней серией DC-9 был -50, первый полет на котором состоялся в 1974 году.
DC-9 имел коммерческий успех: к моменту окончания производства в 1982 году было построено 976 самолетов. DC-9 - один из самых долгоживущих самолетов в эксплуатации. Его последний преемник - Боинг 717 - выпускался до 2006 года.
Семейство DC-9 было произведено в количестве 2441 единицы: 976 DC-9, 1191 MD-80, 116 MD-90 и 155 Boeing 717. Для сравнения: по состоянию на февраль 2018 года было поставлено 8000 самолетов Airbus A320, а по состоянию на март 2018 года было поставлено 10 000 самолетов Boeing 737.
McDonnell Douglas провел исследования, направленные на дальнейшее повышение топливной экономичности DC-9 с помощью модифицированных законцовок крыла различных типов. Однако они не продемонстрировали значительных преимуществ, особенно с учетом сокращения существующих парков. Конструкция крыла затрудняет дооснащение.
Вслед за DC-9 в 1980 году была представлена серия MD-80. Первоначально она называлась серией DC-9-80. Это был удлиненный DC-9-50 с увеличенным максимальным взлетным весом (MTOW), большим крылом, новым основным шасси и увеличенным запасом топлива. Серия MD-80 имеет ряд вариантов Pratt amp; Whitney JT8D турбореактивный двигатель, имеющий более высокие оценки тяги, чем те, которые доступны на DC-9. В серию входят МД-81, МД-82, МД-83, МД-88 и укороченный фюзеляж МД-87.
Серия MD-80 была далее развита в McDonnell Douglas MD-90 в начале 1990-х годов. У него есть еще один участок фюзеляжа, электронная система пилотажных приборов (впервые представленная на MD-88) и совершенно новые двухконтурные двухконтурные двухконтурные двигатели International Aero V2500. По сравнению с очень успешным MD-80 было построено относительно немного MD-90.
Последним вариантом стал MD-95, который был переименован в Boeing 717-200 после слияния McDonnell Douglas с Boeing в 1997 году и до начала поставок самолетов. Длина фюзеляжа и крыло очень схожи с таковыми у DC-9-30, но при этом использовались более легкие современные материалы. Питание осуществляется двумя двухконтурными двухконтурными двухконтурными двухконтурными двигателями BMW / Rolls-Royce BR715.
Китайский Comac ARJ21 является производным от семейства DC-9. ARJ21 построен с использованием производственного оборудования из программы MD-90 Trunkliner. Как следствие, он имеет такое же поперечное сечение фюзеляжа, профиль носа и оперения.
Первоначальный DC-9 (позже обозначенный как Series 10) был самым маленьким вариантом DC-9. -10 был 104,4 фута (31,8 м) в длину и имел максимальный вес 82000 фунтов (37000 кг). Series 10 был аналогичен по размеру и конфигурации BAC One-Eleven и отличался Т-образным хвостовым оперением и расположенными сзади двигателями. Мощность была представлена парой 12500 фунт - сила (56 кН ) Pratt amp; Whitney JT8D-5 или 14000 фунт - сила (62 кН) JT8D-7 двигателей. Всего было построено 137. Первоначальным оператором была Delta Air Lines.
Серия 10 производилась в двух основных подвариантах, Серии 14 и 15, хотя из первых четырех самолетов три были построены как Серии 11, а один - как Серии 12. Позже они были преобразованы в стандарт Серии 14. Серии 13 не выпускались. Пассажирско-грузовая версия самолета с боковой грузовой дверью размером 136 на 81 дюйм (3,5 на 2,1 м) перед крылом и усиленным полом кабины была сертифицирована 1 марта 1967 года. Грузовые версии включали серию 15MC (Minimum Change) со складными сиденьями, которые можно переносить в задней части самолета, и Series 15RC (Rapid Change) со съемными сиденьями на поддонах. Эти различия исчезли с годами, когда были установлены новые интерьеры.
Серия 10 была уникальной в семействе DC-9 тем, что не имела передних планок. Серия 10 была разработана с расчетом на короткие взлетно-посадочные дистанции без использования передовых подъемных устройств. Поэтому конструкция крыла Series 10 имела аэродинамические поверхности с чрезвычайно высокой максимальной подъемной способностью, чтобы получить низкие скорости сваливания, необходимые для работы в условиях короткого поля.
Series 10 имеет общую длину 104,4 фута (31,82 м), длину фюзеляжа 92,1 фута (28,07 м), длину пассажирского салона 60 футов (18,29 м) и размах крыла 89,4 фута (27,25 м).
Серия 10 предлагалась с тягой 14000 фунтов (62 кН) JT8D-1 и JT8D-7. Все версии DC-9 оснащены ВСУ AlliedSignal (Garrett) GTCP85, расположенной в кормовой части фюзеляжа. Серия 10, как и все более поздние версии DC-9, оснащена аналоговой кабиной экипажа для двух человек.
Серия 14 изначально была сертифицирована с максимальной взлетной массой 85 700 фунтов (38 900 кг), но в последующих вариантах предлагалось увеличение до 86 300 и 90 700 фунтов (41 100 кг). MLW самолета во всех случаях составляет 81700 фунтов (37100 кг). У Series 14 есть запас топлива 3693 галлона США (с топливом центральной секции 907 галлонов США). Series 15, сертифицированный 21 января 1966 года, физически идентичен Series 14, но имеет увеличенную максимальную взлетную массу 90 700 фунтов (41 100 кг). Типичная дальность полета с 50 пассажирами и багажом составляет 950 миль (1760 км), увеличиваясь до 1278 миль (2367 км) в дальнем круизе. Дальность полета с максимальной полезной нагрузкой составляет 600 миль (1100 км), увеличиваясь до 1450 миль (2690 км) с полным топливом.
Самолет оборудован пассажирской дверью в носовой части фюзеляжа левого борта, а напротив - служебной дверью / аварийным выходом. Трап, установленный под дверью переднего пассажира, был доступен в качестве опции, как и трап в хвостовом конусе. Это также служило запасным выходом. DC-9-10, доступный с двумя или четырьмя выходами через крыло, может вместить до 109 пассажиров. Типичная компоновка полностью экономичного класса составляет 90 пассажиров и 72 пассажира в более типичной компоновке смешанного класса с 12 пассажирами первого и 60 пассажирами экономического класса.
Все версии DC-9 оснащены трехколесной ходовой частью, включающей сдвоенный носовой агрегат и сдвоенные основные агрегаты.
Серия 20 была разработана, чтобы удовлетворить запрос Скандинавских авиалиний на улучшенные характеристики ближнего действия за счет использования более мощных двигателей и улучшенных крыльев у -30 в сочетании с более коротким фюзеляжем, используемым в -10. Было выпущено десять самолетов Серии 20, все как Модель -21. У -21 были предкрылки и трапы в корме самолета.
В 1969 году самолет DC-9 Series 20 в Лонг-Бич был оснащен проекционным дисплеем Elliott Flight Automation от McDonnell Douglas и использовался для успешных трехмесячных испытаний с пилотами различных авиакомпаний, Федерального управления гражданской авиации и США. ВВС.
Series 20 имеет общую длину 104,4 фута (31,82 м), длину фюзеляжа 92,1 фута (28,07 м), длину пассажирского салона 60 футов (18,29 м) и размах крыла 93,3 фута (28,44 м). DC-9 Series 20 приводится в движение двигателем JT8D-11 с тягой 67 кН.
Серия 20 изначально была сертифицирована с максимальной взлетной массой 94 500 фунтов (42 900 кг), но она была увеличена до 98 000 фунтов (44 000 кг), что на восемь процентов больше, чем у моделей Series 14 и 15 с большим весом. MLW самолета составляет 95 300 фунтов (43 200 кг), а MZFW - 84 000 фунтов (38 000 кг). Типичная дальность полета с максимальной полезной нагрузкой составляет 1000 морских миль (1900 км), увеличиваясь до 1450 морских миль (2690 км) с максимальным запасом топлива. Series 20, использующий то же крыло, что и Series 30, 40 и 50, имеет немного меньший базовый запас топлива, чем Series 10 (3679 галлонов США).
Серия 30 была произведена для противодействия двухдвигательному самолету Boeing 737; Было построено 662, около 60% от общего количества. -30 поступил на вооружение Eastern Airlines в феврале 1967 года с удлинением фюзеляжа 14 футов 9 дюймов (4,50 м), размахом крыла, увеличенным чуть более чем на 3 фута (0,9 м), и предкрылками передней кромки с полным размахом, что улучшило взлетно-посадочные характеристики. Максимальный взлетный вес обычно составлял 110 000 фунтов (50 000 кг). Двигатели для моделей -31, -32, -33 и -34 включали Pamp;W JT8D-7 и JT8D-9 с тягой 14 500 фунтов-силы (64 кН) или JT8D-11 с 15 000 фунт-сил (67 кН).
В отличие от Series 10, у Series 30 были передовые устройства для снижения посадочной скорости при более высоких посадочных весах; полнопролетные предкрылки снизили скорость подхода на шесть узлов, несмотря на больший вес на 5000 фунтов. Предкрылки были легче, чем закрылки Крюгера с прорезями, поскольку конструкция, связанная с предкрылком, является более эффективной коробкой крутящего момента, чем структура, связанная с щелевыми закрылками Крюгера. Крыло имело шесть процентов увеличенной хорды, все перед передним лонжероном, что позволяло установить хордовый предкрылок на 15 процентов.
Серия 30 была построена в четырех основных подвариантах.
DC-9-30 предлагался с выбором вариантов JT8D, включая -1, -7, -9, -11, -15. и -17. Наиболее распространенным на Series 31 является JT8D-7 (тяга 14 000 фунтов-силы (62 кН)), хотя он также был доступен с двигателями -9 и -17. На Series 32 JT8D-9 (тяга 14 500 фунтов силы (64 кН)) был стандартным, с -11 также предлагался. Серия 33 предлагалась с двигателями JT8D-9 или -11 (тяга 15000 фунтов-силы (67 кН)) и тяжелым -34 с двигателями JT8D-9, -15 (тяга 15000 фунтов (67 кН)) или -17 (16000 фунтов). фунт-сила (71 кН) тяги) двигателей.
DC-9-40 - это еще более удлиненная версия. С более длинным фюзеляжем на 6 футов 6 дюймов (2 м) вмещал до 125 пассажиров. Серия 40 оснащалась двигателями Pratt amp; Whitney с тягой от 14 500 до 16 000 фунтов силы (от 64 до 71 кН). Всего было произведено 71 штука. Вариант впервые поступил на вооружение Scandinavian Airlines System (SAS) в марте 1968 года.
Series 50 был самой большой версией DC-9, поступившей на вооружение авиакомпаний. Он имеет удлиненный фюзеляж 8 футов 2 дюйма (2,49 м) и вмещает до 139 пассажиров. Он поступил на службу в августе 1975 года в авиакомпанию Eastern Airlines и включал в себя ряд усовершенствований, новый интерьер кабины и более мощные двигатели JT8D-15 или -17 в классе 16 000 и 16 500 фунтов силы (71 и 73 кН). McDonnell Douglas поставил 96, все как Модель -51. Некоторые визуальные признаки, позволяющие отличить эту версию от других вариантов DC-9, включают боковые накладки или стабилизаторы под боковыми окнами кабины, аэрозольные дефлекторы на переднем шасси и реверсоры тяги, расположенные под углом внутрь 17 градусов по сравнению с исходной конфигурацией. Модификация реверсора тяги была разработана Air Canada для ее более ранних самолетов и принята McDonnell Douglas в качестве стандартной функции для серии 50. Она также применялась ко многим более ранним DC-9 в ходе регулярного технического обслуживания.
Более поздние варианты и производные DC-9 см. В McDonnell Douglas MD-80, McDonnell Douglas MD-90 и Boeing 717.По состоянию на июль 2018 года в коммерческой эксплуатации находилось в общей сложности 30 самолетов DC-9 (все варианты). Операторы включают Aeronaves TSM (8), USA Jet Airlines (6), Everts Air Cargo (4), Ameristar Charters (4) и другие. операторы с меньшим количеством самолетов.
Delta Air Lines с момента приобретения Northwest Airlines эксплуатирует парк самолетов DC-9, возраст большинства из которых превышает 30 лет. В связи с резким повышением цен на топливо летом 2008 года Northwest Airlines начала выводить из эксплуатации свои DC-9, переходя на Airbus A319, которые на 27% более экономичны. По мере того, как слияние компаний Northwest и Delta продолжалось, Delta вернула в эксплуатацию несколько сохраненных DC-9. Delta Air Lines совершила последний коммерческий рейс DC-9 из Миннеаполиса / Сент. Пола в Атланту 6 января 2014 г., рейс номер DL2014.
Учитывая сокращение существующего парка самолетов DC-9, модификации маловероятны, особенно потому, что конструкция крыла затрудняет модернизацию. Поэтому DC-9, вероятно, в дальнейшем будут заменены более новыми авиалайнерами, такими как Boeing 737, Airbus A320, Embraer E-Jets и Bombardier CSeries.
Один из бывших самолетов SAS DC-9-21 используется в качестве прыжковой платформы для прыжков с парашютом в аэропорту Перрис-Вэлли в Перрисе, штат Калифорния. После удаления ступенек на нижней лестнице это единственный самолет транспортного класса, сертифицированный FAA для прыжков с парашютом по состоянию на 2016 год.
Тип | Общий | 1982 г. | 1981 г. | 1980 г. | 1979 г. | 1978 г. | 1977 г. | 1976 г. | 1975 г. | 1974 г. | 1973 | 1972 г. | 1971 г. | 1970 г. | 1969 г. | 1968 г. | 1967 | 1966 г. | 1965 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
DC-9-10 | 113 | 10 | 29 | 69 | 5 | ||||||||||||||
DC-9-10C | 24 | 4 | 20 | ||||||||||||||||
DC-9-20 | 10 | 9 | 1 | ||||||||||||||||
DC-9-30 | 585 | 8 | 10 | 13 | 24 | 1 | 12 | 16 | 21 год | 21 год | 17 | 42 | 41 год | 97 | 161 | 101 | |||
DC-9-30C | 30 | 1 | 6 | 4 | 1 | 3 | 5 | 7 | 3 | ||||||||||
DC-9-30F | 6 | 4 | 2 | ||||||||||||||||
DC-9-40 | 71 | 5 | 6 | 3 | 2 | 4 | 27 | 3 | 2 | 7 | 2 | 10 | |||||||
DC-9-50 | 96 | 5 | 5 | 10 | 15 | 18 | 28 год | 15 | |||||||||||
C-9A | 21 год | 8 | 1 | 5 | 7 | ||||||||||||||
C-9B | 17 | 2 | 1 | 2 | 4 | 8 | |||||||||||||
ВК-9С | 3 | 3 | |||||||||||||||||
Общий | 976 | 10 | 16 | 18 | 39 | 22 | 22 | 50 | 42 | 48 | 29 | 32 | 46 | 51 | 122 | 202 | 153 | 69 | 5 |
По состоянию на июнь 2018 года DC-9 был задействован в 276 авиационных происшествиях, в том числе в 145 авариях с повреждением корпуса и 3697 погибших.
Вариант | -15 | -21 | -32 | -41 | -51 |
---|---|---|---|---|---|
Экипаж кабины | Два | ||||
1-классная рассадка | 90Y @ 31–32 " | 115Y @ 31-33 " | 125 @ 31-34 " | 135 @ 32-33 " | |
Предел выхода | 109 | 127 | 128 | 139 | |
Груз | 600 фут3 / 17,0 м3 | 895 фут³ / 25,3 м³ | 1,019 фут3 / 28,9 м3 | 1,174 фут3 / 33,2 м3 | |
Длина | 104 футов 4,8 дюйма / 31,82 м | 119 футов 3,6 дюйма / 36,36 м | 125 футов 7,2 дюйма / 38,28 м | 133 фута 7 дюймов / 40,72 м | |
Размах крыльев | 89 футов 4,8 дюйма / 27,25 м | 93 фута 3,6 дюйма / 28,44 м | 93 фута 4,2 дюйма / 28,45 м | ||
Рост | 27 футов 7 дюймов / 8,4 м | 27 футов 9 дюймов / 8,5 м | 28 футов 5 дюймов / 8,7 м | 28 футов 9 дюймов / 8,8 м | |
Ширина | 131,6 дюйма / 334,3 см фюзеляж, 122,4 дюйма / 311 см кабина | ||||
Максимум. взлетная масса | 90700 фунтов / 41141 кг | 98000 фунтов / 45359 кг | 108000 фунтов / 48988 кг | 114000 фунтов / 51,710 кг | 121000 фунтов / 54885 кг |
Пустой | 49162 фунтов / 22300 кг | 52644 фунта / 23879 кг | 56,855 фунтов / 25,789 кг | 61,335 фунтов / 27,821 кг | 64675 фунтов / 29336 кг |
Топливо | 24,743 фунтов / 11,223 кг | 24 649 фунтов / 11 181 кг | |||
Двигатель (2 ×) | JT8D -1/5/7/9/11/15/17 | -9/11 | -1/5/7/9/11/15/17 | -9.11.15.17 | -15/17 |
Тяга (2 ×) | -1/7: 14 000 фунтов (62 кН), -5 / -9: 12 250 фунтов (54,5 кН), -11: 15 000 фунтов (67 кН), -15: 15 500 фунтов (69 кН), -17: 16 000 фунтов-силы (71 кН) | ||||
Потолок | 35000 футов (11000 м) | ||||
MMo | 0,84 Маха (484 кН; 897 км / ч) | ||||
Диапазон | 1300 миль (2400 км) | 1500 миль (2800 км) | 1500 миль (2800 км) | 1200 миль (2200 км) | 1300 миль (2400 км) |
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1950-е годы | 1960-е | 1970-е | 1980-е годы | 1990-е годы | 2000-е | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Дуглас DC-6 | Макдоннелл Дуглас DC-9 | MD-95 / B717 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DC-7 | Макдоннелл Дуглас MD-80 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дуглас DC-8 | МДД МД-90 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Макдоннелл Дуглас DC-10 | MD-11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
= С поршневым двигателем | = Узкая форсунка | = Широкофюзеляжная струя |