Народы майя

редактировать
Эта статья об этносе. О цивилизации см. Цивилизация майя. «Майя» перенаправляются сюда. Для телесериала см Майя MC
майя
Jeunes femmes mayas.jpg Молодые женщины майя в традиционной одежде, Антигуа, департамент Сакатепекес, Гватемала
Mayamap.png Район майя в Мезоамерике
Всего населения
c.8 миллионов + (2018) Доколумбовые : 5–10 миллионов
Регионы со значительной численностью населения
Части современных стран Гватемалы, Мексики, Белиза, Гондураса и Сальвадора.
  Гватемала 7 140 503 (2018)
  Мексика 1 475 575 (2000)
  Белиз 30 107 (2010)
Языки
Языки майя, английский, испанский и криол
Религия
Христианство и религия майя

Эти народы майя ( / м aɪ ə / ) являются этнолингвистическая группа из коренных народов в Месоамерике. Древняя цивилизация майя была сформирована членами этой группы, и сегодняшние майя, как правило, происходят от людей, которые жили в рамках этой исторической цивилизации. Сегодня они населяют юг Мексики, Гватемалу, Белиз, Сальвадор и Гондурас. «Майя» - это современный собирательный термин для народов региона, однако этот термин исторически не использовался самими коренными народами. Среди отдельных групп населения, обществ и этнических групп не было здравого смысла идентичности или политического единства, потому что каждая из них имела свои собственные традиции, культуры и историческую идентичность.

По оценкам, в начале 21 века в этом районе проживало семь миллионов майя. Гватемала, южная Мексика и полуостров Юкатан, Белиз, Сальвадор и западный Гондурас сумели сохранить многочисленные остатки своего древнего культурного наследия. Некоторые из них вполне интегрированы в большинстве hispanicized метисов культур народов, в которых они проживают, в то время как другие продолжают более традиционную, культурно отчетливую жизнь, часто говоря один из языков майя в качестве основного языка.

Наиболее крупные популяции современных майя живут в Гватемалу, Белиз, и западные части Гондураса и Сальвадора, а также широких слоев населения в пределах мексиканских штатов в Юкатан, Кампече, Кинтана - Роо, Табаско и Чьяпас.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 народ майя полуострова Юкатан
  • 2 Чьяпас
  • 3 Белиз
  • 4 Табаско
  • 5 Гватемала
    • 5.1 Геноцид в Гватемале
    • 5.2 Наследие майя
    • 5.3 Первая волна миграции
    • 5.4 Вторая волна миграции
  • 6 Майя туризм культурного наследия
  • 7 известных людей майя
  • 8 цитат
  • 9 Фильмы и телевидение
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
  • 12 Библиография
  • 13 Дальнейшее чтение
  • 14 Внешние ссылки

Народ майя полуострова Юкатан

Карта языкового распространения майя

Одна из крупнейших групп майя проживает на полуострове Юкатан, который включает мексиканские штаты Юкатан, Кампече и Кинтана-Роо, а также нацию Белиз. Эти люди идентифицируют себя как «майя» без каких-либо дополнительных этнических подразделений (в отличие от горных районов Западной Гватемалы). Они говорят на языке, который антропологи называют « юкатекскими майя », но носители языка и юкатекос называют их просто «майя». Среди носителей майя испанский обычно считается вторым или первым языком. Существует значительная путаница в отношении правильной терминологии - майя или майя - и значения этих слов применительно к современным или доколумбовским народам, народам майя в различных частях Мексики, Гватемалы, Белиза и других странах. языков или народов.

окслахун ахау у катунил у 13 хе christiano u kabaob "Ахау был катуном, когда они основали ках Майяпан; их [так] называли людьми майя. В 8 Ахау их земли были разрушены, и они были рассеяны по всему полуострову. Шесть катунов после того, как они были разрушены, перестали существовать. называли майей; 11 Ахау было именем катуна, когда люди майя перестали называться майя [и] стали называться христианами ».

Чилам Балам Чумаэль

Лингвисты называют язык майя юкатекским или юкатекским, чтобы отличить его от других языков майя. Эту норму часто неверно истолковывали как то, что людей также называют юкатекскими майя; этот термин относится только к языку, и правильное название людей - просто майя (а не майя). Майя - это один из языков в языковой семье майя. Таким образом, называть майя майя было бы похоже на обращение к испанцам как к романтикам, потому что они говорят на языке, принадлежащем к семье романских языков. Путаница с термином майя / майя как этническим ярлыком происходит из-за того, что женщины майя, носящие традиционную одежду, идентифицируют себя этническим термином метис, а не майя.

Люди используют стратегию этнической идентификации, которую Хуан Кастильо Коком называет «этноэкзодусом» - это означает, что этническая самоидентификация как майя весьма вариабельна, ситуативна и связана не с процессами формирования групповой идентичности, а с уходом от дискриминационных процессов социокультурной среды. маргинализация.

Коренное население Юкатана впервые столкнулось с европейцами после того, как в 1511 году группа испанских выживших после кораблекрушения вышла на берег. Сообщается, что один из моряков, Гонсало Герреро, встретился с местной женщиной и создал семью; он стал военным капитаном в постклассическом штате майя Четумаль. Позднее испанские экспедиции в этот регион возглавили Кордова в 1517 году, Грихальва в 1518 году и Кортес в 1519 году. С 1528 по 1540 год несколько попыток Франсиско Монтехо завоевать Юкатан потерпели неудачу. Его сын, Франсиско де Монтехо Младший, был почти так же плохо, когда он впервые вступил во владение: во время вторжения в Чичен-Ицу он потерял 150 человек за один день. Европейские болезни, массовая вербовка местных воинов из Кампече и Чампотон и внутренняя ненависть между Сю Майя и лордами Кокома в конечном итоге переломили ситуацию для Монтехо Младшего. Чичен-Ица был завоеван к 1570 году. В 1542 году западный полуостров Юкатан также сдался ему.

Эль-Кастильо в Чичен-Ице

Исторически сложилось так, что население восточной части полуострова менее подвержено влиянию испанской культуры и менее интегрировано с ней, чем население западной части. В 21 веке на полуострове Юкатан (мексиканские штаты Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо) от 750 000 до 1 200 000 человек говорят на языке майя. Однако в три раза больше людей имеют происхождение майя, носят древние фамилии майя и не говорят на языках майя в качестве своего первого языка.

Мэтью Рестолл в своей книге «Майя-конкистадор» упоминает серию писем, отправленных королю Испании в 16-17 веках. В то время знатные семьи майя подписали документы испанской королевской семье; фамилии, упомянутые в этих письмах, среди прочих - Печ, Камал, Сю, Укан, Канул, Коком и Тун.

Юкатекен

Крупное восстание 19-го века коренного народа майя Юкатана (Мексика), известное как Война каст Юкатана, было одним из самых успешных современных восстаний коренных американцев. В течение некоторого времени государство майя Чан Санта-Крус было признано Британской империей независимым государством, особенно с точки зрения торговли с Британским Гондурасом.

Бывший губернатор Юкатана Франсиско Луна Кан - майя с очень распространенной фамилией Кан.

Франсиско Луна-Кан был избран губернатором штата Юкатан с 1976 по 1982 год. Луна-Кан родился в Мериде, Юкатан, и он был доктором медицины, а затем профессором медицины до своей политической должности. Сначала он был назначен куратором системы сельской медицины штата. Он был первым губернатором современного полуострова Юкатан, который имел полное происхождение майя. В начале 21 века десятки политиков, в том числе депутатов, мэров и сенаторов, имеют полное или смешанное наследие майя с полуострова Юкатан.

По данным Национального института географии и информатики ( INEGI Мексики), в штате Юкатан в 2009 году проживало 1,2 миллиона человек, говорящих на языке майя, что составляет 59,5% населения. В связи с этим культурный отдел правительства Юкатана начал онлайн-классы по грамматике и правильному произношению майя.

Люди майя с полуострова Юкатан, проживающие в Соединенных Штатах Америки, с 2003 года проводят уроки языка майя и кулинарные курсы майя в Калифорнии и других штатах: клубы Yucatec Maya зарегистрированы в Далласе и Ирвинге, штат Техас ; Солт-Лейк-Сити в Юте; Лас-Вегас, Невада ; и Калифорния, с группами в Сан-Франциско, Сан-Рафаэль, Чино, Пасадена, Санта-Ана, Гарден-Гроув, Инглвуд, Лос-Анджелес, Таузенд-Оукс, Окснард, Сан-Фернандо-Вэлли и Уиттиер. Язык майя преподается в колледжах и на уровне выпускников; начальные, промежуточные и продвинутые курсы майя преподаются в Университете Индианы с 2010 года . Открытая школа этнографии и антропологии предлагает курсы майя с погружением в шестинедельную интенсивную летнюю программу.

Чьяпас

Популяции майя в Чьяпасе. Площадь официально назначен Лакандонское сообщество является Монтес Azules биосферного заповедником, который частично совпадает с цельталью, тохолабальской и Ch'ol областей

Чьяпас в течение многих лет был одним из регионов Мексики, наименее затронутых мексиканской революцией. Сапатистская Армия национального освобождения, начала восстание против мексиканского штата Чьяпас в январе 1994 года объявила себя как коренное движение и обратила свою самую сильную и скорейшую поддержку от Chiapan майя. Сегодня количество его сторонников актуально. (см. также EZLN и конфликт в Чьяпасе )

К группам майя в Чьяпасе относятся цоцил и целталь, расположенные в высокогорье штата, тохолабали, сосредоточенные в низинах вокруг Лас-Маргаритас, и чёол в джунглях. (см. карту)

Самыми традиционными из групп майя являются лакандон, небольшое население, избегающее контактов с посторонними до конца 20 века, живя небольшими группами в джунглях Лакандона. Эти лакандонские майя прибыли из области Кампече / Петен (к северо-востоку от Чьяпаса ) и перебрались в тропический лес Лакандон в конце 18 века.

В течение 20-го века, и все чаще в 1950-х и 1960-х годах, другие люди (в основном майя и горные крестьяне, ведущие натуральное хозяйство), также вторгались в регион Лакандон; изначально поощряется правительством. Эта иммиграция привела к конфликтам, связанным с землей, и усилению давления на тропические леса. Чтобы остановить миграцию, в 1971 году правительство решило объявить большую часть леса (614 000 га, или 6140 км 2) охраняемой территорией: биосферным заповедником Монтес Азулес. Они назначили только одну небольшую группу населения (66 семей Лакандон) в качестве арендаторов (таким образом, создав сообщество Лакандон), тем самым вытеснив 2000 семей целталь и чёол из 26 общин и оставив общины, не относящиеся к Лакандону, в зависимости от правительства в предоставлении им прав на землю.. В последующие десятилетия правительство реализовало многочисленные программы, чтобы держать проблемы в регионе под контролем, используя распределение земли в качестве политического инструмента; как способ обеспечить лояльность со стороны различных кампесино-групп. Эта стратегия « разделяй и властвуй» вызвала большое недовольство и напряженность среди групп населения в регионе. (см. также конфликт в Чьяпасе и джунгли Лакандона ).

Белиз

Население майя в Белизе сконцентрировано в районах Коросаль, Кайо, Толедо и Оранж-Уолк, но они разбросаны по всей стране. Считается, что майя жили в Белизе и регионе Юкатан со второго тысячелетия до нашей эры. Большая часть первоначального населения Белиза майя умерла в результате новых инфекционных заболеваний и конфликтов между племенами и европейцами. Они делятся на Юкатек, Кекчи и Мопан. Эти три группы майя теперь населяют страну.

Юкатекские майя (многие из которых приехали из Юкатана, Мексика, спасаясь от войны каст 1840-х годов), есть свидетельства того, что несколько групп юкатекских майя жили в районе Ялбак в Белизе и в районе Орандж-Уолк недалеко от современного Ламанаи в время британцы достигают. Мопан (коренные жители Белиза, но были изгнаны британцами; они вернулись из Гватемалы, чтобы избежать рабства в 19 веке) и кекчи (также бежали из рабства в Гватемале в 19 веке). Более поздние группы в основном находятся в районе Толедо.

Табаско

Мексиканский штат Табаско является домом для чонтальских майя. Табаско - мексиканский штат с северной береговой линией, окаймляющей Мексиканский залив. В его столице, Вильяэрмосе, находится парк Museo la Venta, известный своим зоопарком и колоссальными каменными скульптурами, относящимися к цивилизации ольмеков. Великий Museo de Historia de Tabasco ведет хронику этого района с доисторических времен, а в Museo Regional de Antropología есть экспонаты, посвященные коренным цивилизациям майя и ольмеков.

Гватемала

Иксильские женщины в Небаже, Гватемала.

В Гватемале коренные жители майя составляют около 42% населения. Самые большие и самые традиционные народы майя проживают в западных высокогорьях в департаментах Баха-Верапас, Киче, Тотоникапан, Уэуэтенанго, Кесальтенанго и Сан-Маркос ; их жители в основном майя.

Майя люди высокогорий Гватемалы включают ACHI, Akatek, чухи, Ixil, Jakaltek, какчикель, K'iche', Мама, Poqomam, Poqomchi', Q'anjob'al, Q'eqchi', Tz'utujil и Uspantek.

Qʼeqchiʼ живут в низменных районах Альта-Вера-Пас, Петена и Западного Белиза. В течение последующих столетий серия перемещений земель, переселений, преследований и миграций привела к более широкому расселению общин Кэкчи в других регионах Гватемалы (Исабаль, Петен, Эль-Киче). Это вторая по величине этническая группа майя в Гватемале (после кичеу) и одна из самых крупных и распространенных в Центральной Америке.

В Гватемале испанская колониальная модель сохранения коренного населения юридически отделенным и подчиненным продолжалась и в 20 веке. Это привело к тому, что многие традиционные обычаи были сохранены, поскольку единственный вариант, кроме традиционной жизни майя, доступный для большинства майя, заключался в том, чтобы войти в латиноамериканскую культуру на самой нижней ступеньке. Из-за этого многие гватемальские майя, особенно женщины, продолжают носить традиционную одежду, которая варьируется в зависимости от их конкретной местной идентичности.

Юго-восточный регион Гватемалы (граничащий с Гондурасом ) включает такие группы, как Chorti. Северный низменный регион Петен включает Ицу, язык которой находится на грани исчезновения, но методы агролесоводства, включая использование диетических и лекарственных растений, могут многое рассказать нам о доколониальном управлении низменностями майя.

Геноцид в Гватемале

Основная статья: Гватемальский геноцид Лауреат Нобелевской премии мира Ригоберта Менчу Тум в Акайе, провинция Лечче (Италия), на пресс-конференции, посвященной открытию Международного форума мира.

В результате 36-летней гражданской войны в Гватемале более 200 000 человек погибли, полмиллиона были изгнаны из своих домов и по меньшей мере 100 000 женщин были изнасилованы; большинство жертв были Майя.

Геноцид против народа майя происходил на протяжении всей гражданской войны, потому что коренные народы рассматривались как поддерживающие левых партизан, но большинство действий против человечества произошло во время президентства Эфраина Риоса Монтта (1982–1983). Риос Монтт развернул кампанию государственного террора, направленную на уничтожение майя во имя противодействия «коммунистической подрывной деятельности» и избавления страны от местной культуры. Это было также известно как операция «София». В рамках операции «София» военные реализовали «политику выжженной земли», которая позволила им уничтожать целые деревни, в том числе убивать скот, уничтожать культурные символы, уничтожать посевы и убивать мирных жителей. В некоторых районах правительственные силы убили около 40% всего населения; кампания уничтожила по меньшей мере 626 деревень майя.

26 января 2012 года бывшему президенту Риосу Монтту было предъявлено официальное обвинение в Гватемале за то, что он руководил массовым убийством 1771 мирного жителя группы Иксиль Майя, и он предстал перед судом за геноцид и преступления против человечности, за которые в мае был приговорен к 80 годам тюремного заключения. 10, 2013. Это решение было отменено Конституционным судом 20 мая 2013 года в связи с предполагаемыми нарушениями в рассмотрении дела. Экс-президент снова предстал перед судом 5 января 2015 года в знак протеста его адвокатов по поводу состояния его здоровья, а 25 августа 2015 года было решено, что повторное судебное разбирательство по делу 2013 года может признать Риоса Монтта виновным или нет. но что приговор будет условным. Риос Монтт умер 1 апреля 2018 года от сердечного приступа.

Наследие майя

Гватемальские девушки в традиционной одежде из городка Санта-Катарина Палопо на озере Атитлан

Народ майя известны своей яркого, пряжа основы, текстиль, которые вплетены в накидках, рубашки, блузы, huipiles и платья. Каждая деревня имеет свой характерный узор, позволяющий отличить родной город человека. Женская одежда состоит из рубашки и длинной юбки.

Религия майя - это римский католицизм в сочетании с местной религией майя, чтобы сформировать уникальную синкретическую религию, которая преобладала по всей стране и все еще существует в сельских регионах до 2010-х годов, когда христианские православные миссионеры «правили» западные сельские районы. Однако, начав с незначительных корней до 1960-х годов, протестантское пятидесятничество превратилось в преобладающую религию в Гватемале и других городских центрах, а позже, к 2010-м годам, почти все майя в нескольких сельских районах Западной Гватемалы, живущие в сельской местности, были в основном обращены в массовую веру. от католицизма или, возможно, религии майя по разным причинам до восточного или восточного православия покойного о. Андрес Хирон и некоторые другие православные миссионеры, а также небольшие и средние города также медленно обращаются в христианство с 2013 года. Уникальная религия отражена в местном святом Максимоне, который ассоциируется с подземной силой мужского плодородия и проституции. Всегда изображаемый в черном цвете, он носит черную шляпу и сидит на стуле, часто с сигарой во рту и пистолетом в руке, с предложениями табака, алкоголя и кока-колы у его ног. Местные жители знают его как Сан-Симон из Гватемалы.

Максимон, божество майя

« Пополь Вух» - наиболее значительное произведение гватемальской литературы на языке кичеу и одно из самых важных произведений доколумбовой американской литературы. Это сборник историй и легенд майя, призванный сохранить традиции майя. Первая известная версия этого текста датируется 16 веком и написана на языке киче и транскрибируется латинскими буквами. Он был переведен на испанский язык доминиканским священником Франсиско Хименесом в начале 18 века. Из-за сочетания исторических, мифических и религиозных элементов ее назвали Библией майя. Это жизненно важный документ для понимания культуры доколумбовой Америки. Рабиналь Ачи драматическое произведение, состоящее из танца и текст, который сохраняется, как он был представлен. Считается, что он датируется 15 веком и повествует о мифическом и династическом происхождении правителей Тодж Койчэ из Рабинала и их отношениях с соседними Кичэу Кумаркаджа. Рабинал Ачи исполняется во время праздника Рабинал 25 января, в день Святого Павла. В 2005 году он был объявлен ЮНЕСКО шедевром устной традиции человечества. В 16 веке появились первые коренные гватемальские писатели, писавшие на испанском языке.

Первая волна миграции

Из-за войны в Гватемале многие майя были убиты. Обе стороны в войне наносили ущерб основным условиям жизни людей майя, разрушая инфраструктуру, такую ​​как железные дороги, сельскохозяйственные угодья, фабрики, они также сожгли большую часть книг майя. Уничтожение этих основных инструментов создало для людей майя очень трудную среду, в которой они могли зарабатывать на жизнь. Не имея возможности поддерживать себя, многие люди майя решили переехать в место, где они могли жить. Многие люди переехали в Мексику, а некоторые переехали в Соединенные Штаты, что также было их первой встречей с США. Многие майя, переехавшие в США, в основном переехали в такие районы, как Флорида, Хьюстон и Лос-Анджелес.

Вторая волна миграции

После мирного соглашения между обеими сторонами в Гватемале после 36-летней войны обе стороны построили новое правительство. Но новое правительство также не защищает блага людей, особенно коренных жителей, таких как народ майя. Новое правительство пыталось объединить всю культуру вместе, иными словами, пытается ассимилировать всю культуру народа майя. Вдобавок новое правительство не только пыталось уничтожить культуру, но и удерживало земли у себя, а не возвращало их народу майя. Не имея возможности выращивать урожай и продукты питания, люди майя жили в крайней нищете. Им нужно найти способ заработать на жизнь, которым они начали второе миграционное движение в Соединенные Штаты.

Культурное наследие майя, туризм

Семья майя из Юкатана Файл: Мальчик играет на трубе майя напротив Национального дворца, Мехико, Мексика. Webm Воспроизвести медиа Мальчик играет на трубе майя напротив Национального дворца в Мехико.

Часто существует взаимосвязь между культурным наследием, туризмом и национальной самобытностью. В случае с майя многие национальные идентичности были созданы из-за растущих требований, предъявляемых к ним культурным туризмом. Сосредоточение внимания на образе жизни с помощью костюмов, ритуалов, диеты, ремесел, языка, жилища или других характеристик превращает экономику с продажи рабочей силы в торговлю культурой.

Глобальный туризм в настоящее время считается одним из самых масштабных перемещений товаров, услуг и людей в истории и значительным катализатором экономического развития и социально-политических изменений. По оценкам, от 35 до 40 процентов туризма сегодня представлено культурным туризмом или историческим туризмом, эта альтернатива массовому туризму предлагает возможности для местного взаимодействия, которое создает контекст для взаимодействия жилого пространства и повседневной жизни других народов, а также памятники и объекты мирового исторического значения. В этом производстве туризма использование исторических символов, знаков и тем формирует новую сторону, которая характеризует нацию и может играть активную роль в построении нации.

Люди утверждают, что с помощью этого типа туризма этноторговля может открыть беспрецедентные возможности для создания различных ценностей. Туристы путешествуют с культурными ожиданиями, которые создают туристический опыт, иногда сталкивающийся с необходимостью изобретать традиции искусственных и надуманных достопримечательностей, часто развивающиеся за счет местных традиций и смыслов.

Пример этого можно увидеть в книге «Туризм майянизма на острове Роатан, Гондурас: археологические перспективы наследия, развития и унижения». Алехандро Дж. Фигероа и др. Объединяют археологические данные и этнографические идеи, чтобы исследовать остро спорную экономику туризма в своем обсуждении того, как места на острове Роатан в Гондурасе за последнее десятилетие стали все более «майянизированными». По мере того как туроператоры и застройщики продолжают изобретать идеализированное прошлое майя для острова, археологические памятники и культурное наследие других народов постоянно находятся под угрозой и разрушаются. Хотя культурно-исторический туризм предоставляет некоторые экономические возможности, он может обесценить вклад менее знакомых групп.

Известные люди майя

См. Также: Категория: Люди майя

Цитаты

  • «Мы не мифы прошлого, руины в джунглях или зоопарки. Мы люди, и мы хотим, чтобы нас уважали, а не быть жертвами нетерпимости и расизма». - Ригоберта Менчу, 1992.

Фильмы и телевидение

  • Забытый район (2008), документальный фильм об экотуризме майя на юге Белиза, Центральная Америка
  • Возрождение майя (2012), Ригоберта Менчу в главной роли
  • Апокалипто (2006), приключенческий фильм режиссера и продюсера Мэла Гибсона, действие которого происходит примерно во время европейского контакта со всеми диалогами, произнесенными в Юкатеке.
  • Sons of Anarchy и его продолжение, спин-офф Mayans MC, обе серии FX, созданные Куртом Саттером, представляют собой вымышленный латиноамериканский мотоклуб вне закона, который адаптирует большую часть культуры цивилизации майя, включая их название, патч и терминологию.
  • Сердце неба, сердце Земли (2011), документальный фильм о сегодняшних майя и их борьбе за спасение своей культуры и окружающей среды.
  • La Llorona (2019), фильм ужасов о геноциде майя в Гватемале

Смотрите также

использованная литература

Библиография

  • ван Аккерен, Рууд (июль 1999 г.). «Жертвоприношение на кукурузном дереве: Рабинал Ачи в его историческом и символическом контексте». Древняя Мезоамерика. 10 (2): 281–295. DOI : 10.1017 / s0956536199102104.
  • Чиаппари, Кристофер Л. (март 2002 г.). «К теологии освобождения майя: переформулировка« традиционной »религии в глобальном контексте». Журнал научного изучения религии. 41 (1): 47–67. DOI : 10.1111 / 1468-5906.00099.
  • Грубе, Николай (2006). «Майя сегодня - от индейцев, лишенных прав, к движению майя». У Николая Грубе; Ева Эггебрехт; Маттиас Зайдель (ред.). Майя: Божественные короли тропического леса. Кельн: Könemann Press. С. 417–425. ISBN   3-8331-1957-8. OCLC   71165439.
Муни, Джеймс, Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Индейцы майя» . Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Рестолл, Мэтью (1997). Мир майя. Юкатеканская культура и общество, 1550–1850 гг. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN   978-0-8047-3658-9.

дальнейшее чтение

  • Восс, Александр (2006). «Астрономия и математика». В Николая Грубе (ред.). Майя: Божественные короли тропического леса. Ева Эггебрехт и Маттиас Зайдель (ассистент). Кельн: Könemann. С. 130–143. ISBN   3-8331-1957-8. OCLC   71165439.
  • Вагнер, Элизабет (2006). «Мифы о сотворении мира майя и космография». У Николая Грубе; Ева Эггебрехт; Маттиас Зайдель (ред.). Майя: Божественные короли тропического леса. Кельн: Könemann. С. 280–293. ISBN   3-8331-1957-8. OCLC   71165439.
  • Кастаньеда, Хочитль; Манц, Беатрис; Дэвенпорт, Эллисон (30 июня 2017 г.). «Мексиканизация: стратегия выживания гватемальских майя в районе залива Сан-Франциско». Migraciones Internacionales. 1 (3): 103–123. doi : 10.17428 / rmi.v1i3.1285 (неактивен 31 мая 2021 г.).CS1 maint: DOI неактивен с мая 2021 г. ( ссылка )
  • Базо Виенрих, Алессандра (13 декабря 2018 г.). «Коренные иммигранты из Латинской Америки (IILA): расовая / этническая идентичность в США». Социологический компас: e12644. DOI : 10.1111 / soc4.12644.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-02 03:12:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте