Архитектура майя

редактировать

Архитектура майя насчитывает несколько тысяч лет, несколько эпох политических перемен и архитектурных инноваций до испанской колонизации Америки. Часто здания наиболее драматические и легко узнаваемые, как творения народов майя являются ступенчатыми пирамидами из Терминала доклассических майя периода и за его пределы. Основываясь на общих мезоамериканских архитектурных традициях, майя использовали геометрические пропорции и сложную резьбу для строительства всего, от простых домов до богато украшенных храмов. Эта статья посвящена наиболее известным доклассическим и классическим примерам архитектуры Maya. Храмы, подобные тем, что находятся в Паленке, Тикале и Ушмале, представляют собой зенит искусства и архитектуры майя. Благодаря наблюдению за многочисленными элементами и стилистическими различиями остатки архитектуры майя стали важным ключом к пониманию их религиозных верований и культуры в целом.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Городской дизайн
  • 2 Строительный процесс
  • 3 Известные конструкции
    • 3.1 Церемониальные платформы
    • 3.2 Дворцы
    • 3.3 E-группы
    • 3.4 Триадные группы
    • 3.5 Пирамиды и храмы
    • 3.6 Обсерватории
    • 3.7 Бальные площадки
  • 4 пещерных места
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Городской дизайн

Дополнительная информация: город Майя

Поскольку города майя распространились по разнообразной географии Мезоамерики, степень планирования участков, похоже, была минимальной, их города были построены несколько случайно, в соответствии с топографией каждого независимого местоположения. Архитектура майя имеет тенденцию сочетать в себе большую часть природных особенностей. Например, некоторые города, существовавшие на плоских известняковых равнинах северного Юкатана, превратились в огромные разросшиеся муниципалитеты, в то время как другие, построенные на холмах Усумасинта, использовали естественный рельеф местности, чтобы поднять свои башни и храмы на впечатляющую высоту. Однако некое подобие порядка, которого требует любой крупный город, все же преобладало. В начале крупномасштабного строительства заранее определенная ось обычно устанавливалась в соответствии с основными направлениями. В зависимости от местоположения и наличия природных ресурсов, таких как пресноводные колодцы или сеноты, город рос за счет соединения больших площадей с многочисленными платформами, которые создавали подструктуру почти для всех зданий майя, посредством дамб сакбеоб. По мере того как было добавлено больше структур, а существующие структуры перестраивались или реконструировались, великие города майя, казалось, приобретали почти случайную идентичность, которая резко контрастировала с другими великими мезоамериканскими городами, такими как Теотиуакан и его жесткая сетчатая конструкция.

Археологические раскопки в Паленке, Чьяпас, Мексика

В центре города майя существовали большие площади, окруженные их наиболее ценными правительственными и религиозными зданиями, такими как королевский акрополь, великие храмы-пирамиды, а иногда и площадки для игры в мяч. Хотя планировка городов развивалась в соответствии с требованиями природы, особое внимание было уделено направленной ориентации храмов и обсерваторий, чтобы они были построены в соответствии с интерпретацией майя орбит звезд. Непосредственно за пределами этого ритуального центра находились постройки меньшей знати, меньшие храмы и отдельные святыни: менее священные и менее важные постройки имели большую степень уединения. За пределами постоянно развивающегося городского ядра находились менее постоянные и более скромные дома простых людей.

Классический городской дизайн эпохи майя можно легко описать как разделение пространства на великие памятники и дороги. В этом случае открытые общественные площади были местом сбора людей и центром городского дизайна, в то время как внутреннее пространство было совершенно второстепенным. Только в позднюю постклассическую эпоху великие города майя превратились в более похожие на крепости оборонительные сооружения, которым по большей части не хватало больших и многочисленных площадей классического периода. В постклассический период в Петене, Гватемала, небольшие охраняемые поселения возникли в защищаемых местах, например, на полуостровах и островах в бассейне Петен. На этих участках были крошечные площади и меньшие церемониальные сооружения, и каноны архитектурного дизайна были изменены по сравнению с предыдущим классическим периодом, но были узнаваемыми изменениями дизайна от классического рисунка.

Строительный процесс

Все данные свидетельствуют о том, что большинство каменных зданий располагалось на платформе, высота которой варьировалась от менее метра до 45 метров в зависимости от важности здания. Каменные ступени часто разделяют большие платформы с одной стороны, что способствует общему би-симметричному облику архитектуры майя. В зависимости от преобладающих стилистических тенденций в районе, эти платформы чаще всего строились из штукатурки и тесаного камня снаружи, заполненного плотным гравием. Как и в случае со многими другими рельефами майя, те, что на платформах, часто были связаны с предполагаемым назначением жилой конструкции. Таким образом, когда были завершены подструктурные платформы, величественные резиденции и храмы майя были построены на прочном фундаменте платформ. Поскольку все сооружения были построены, мало внимания уделялось их утилитарной функциональности и много - внешней эстетике; тем не менее, определенный повторяющийся аспект, изогнутая арка, часто использовался, чтобы имитировать внешний вид и ощущение простой хижины майя.

Храм Креста, Паленке

Хотя это и не было эффективным инструментом для увеличения внутреннего пространства, так как требовались толстые каменные стены для поддержки высокого потолка, в некоторых храмах использовались повторяющиеся арки или сводчатый свод, чтобы построить то, что майя называли пибналом, или баней для пота, например, в Храм Креста в Паленке. По мере завершения строительства на слой штукатурки обычно добавлялись обширные рельефные работы. Тем не менее, было обнаружено много резных фигурок на перемычках, а также настоящая резьба по камню, используемая в качестве фасада. Обычно они продолжаются непрерывно вокруг всей конструкции и содержат множество произведений искусства, относящихся к обитателям или назначению здания. Хотя не во всех местах проживания майя, также было обнаружено широкое использование расписной лепнины.

Хотя у майя не использовалась конкретная единица измерения, их здания все же были пропорциональны золотой середине. Для своих домов майя начинали с квадрата, а затем использовали шнур или виноградную лозу, чтобы измерить квадрат от угла до угла. Затем с помощью дуги вниз можно установить новую базовую длину на основе предыдущего квадрата. Длина нового прямоугольника будет квадратным корнем из трех, что является естественной пропорцией. Поскольку у майя были религиозные коннотации, для определения того, какие пропорции они использовали и когда, их форма измерения называется сакральной геометрией. Его также практиковали египтяне. Майя играли с разными пропорциями в своих храмах и домах, чтобы получить симметричный и гармоничный дизайн, и все это без использования реальных единиц.

Было высказано предположение, что в соответствии с Календарем длинного счета майя каждые пятьдесят два года или цикла храмы и пирамиды реконструировались и перестраивались. Теперь выясняется, что процесс восстановления часто инициировался новым правителем или по политическим причинам, а не соответствовал календарному циклу. Однако процесс восстановления поверх старых конструкций действительно является обычным. В частности, Северный Акрополь в Тикале, кажется, представляет собой совокупность архитектурных изменений за 1500 лет.

Строительные материалы

Цивилизации майя использовали очень простые инструменты для создания своих структур. Чаще всего использовались инструменты из камня, найденного в окрестностях. Известняк был огромной частью изготовления инструментов майя, так как известняк был очень распространен в большинстве поселений с географической точки зрения. Локации городов майя были выбраны с учетом доступа к необходимым камням. Это позволило расположить большинство карьеров прямо за городом, что облегчило доступ к блокам, необходимым для строительства. Лучшими известняковыми карьерами были Паленке и Тикаль. Хотя известняк был самым важным материалом, они по-прежнему собирали песчаник из Киригуа и вулканический туф из Копана.

Люди майя использовали строительный раствор в большинстве строительных проектов. Майя использовали очень сложный процесс обработки известняка при большом количестве тепла для создания раствора. Раствор был настолько широко использован, что майя даже использовали его для скульптур, фасадов и полов. Их строительный раствор был очень эффективен в течение всего срока службы больших зданий, но влажный климат может отрицательно сказаться на строительном растворе.

Для более важных строительных проектов майя покрывали всю внешнюю часть строений штукатуркой, а затем красили яркими красками, отдавая приоритет красному, желтому, зеленому и синему цветам.

Известные постройки

Церемониальные платформы

Обычно это были известняковые платформы, обычно менее четырех метров в высоту, на которых проводились публичные церемонии и религиозные обряды. Построенные в стиле типичной фундаментной платформы, они часто украшались резными фигурами, алтарями и, возможно, цомпантли, колом, который использовался для демонстрации голов жертвам или побежденным месоамериканским противникам в игре с мячом.

Дворцы

Остатки дворца Сайил, Юкатан

Большие и часто богато украшенные дворцы обычно располагались недалеко от центра города и служили домом для элиты населения. Каждый чрезвычайно большой королевский дворец или дворец, состоящий из множества комнат на разных уровнях, можно назвать акрополем. Однако часто они были одноэтажными и состояли из небольших комнат и, как правило, по крайней мере, одного внутреннего двора; Эти структуры, по-видимому, учитывают необходимую функциональность, требуемую от жилища, а также украшения, необходимые для роста их обитателей. Археологи, похоже, согласны с тем, что во многих дворцах находятся различные гробницы.

В Копане (одном из самых могущественных и важных городов), после более чем четырехсотлетней реконструкции, была обнаружена гробница одного из древних правителей, а Северный Акрополь в Тикале, по- видимому, был местом многочисленных захоронений во время Терминальный доклассический и ранний классический периоды.

E-группы

« Группа E » - это классификация, данная майянистами определенным структурным комплексам, присутствующим в ряде поселений майя, расположенных в центральной и южной низменностях майя (например, в регионе Петен ). Комплексы этого типа представляют собой ступенчатую пирамидальную основную конструкцию, расположенную на западной стороне четырехугольной площади или платформы. Возвышенное, но довольно удлиненное строение появляется вдоль восточной стороны площади, идущей с севера на юг; в варианте есть три меньших храмовых кургана на вершине или вместо этой платформы, при этом середина этих подструктур расположена прямо напротив основного сооружения. Часто две другие вспомогательные постройки появляются на северной и южной сторонах площади соответственно. Основная западная структура, как правило, террасированная (т.е. имеет несколько уровней), со вставными лестницами на каждой из четырех сторон, и только восточная лестница, ведущая от площади, обеспечивает доступ к вершине. Лестницы имеют большие выступающие из пирамиды балюстрады, украшенные большими лепными масками и панно архитектурного искусства. В других примерах, предположительно более поздних, эта конфигурация четырехсторонней лестницы отсутствует.

Комплексы E-группы названы в честь их прототипа, структуры E-VII-sub на сайте Uaxactun. Впервые они были идентифицированы как значимый комплекс археологом Франсом Бломом в 1924 году, проводившим раскопки под эгидой Вашингтонского института Карнеги.

Было высказано предположение, что эти E-группы являются обсерваториями, потому что одноименная группа в Уаксактуне содержит выравнивания, приблизительно соответствующие восходам солнца в дни солнцестояния и равноденствия. Однако архитектурная последовательность, задокументированная в отчетах о раскопках, показывает, что эти выравнивания соединяют элементы из разных периодов и, таким образом, никогда не могли быть функциональными с точки зрения наблюдений. Кроме того, все другие E-группы имеют различную ориентацию, что относится к широко распространенным группам астрономических ориентиров, которые также встроены в ряд зданий других типов. Следовательно, учитывая, что их основное использование было ритуальным и погребальным, нет никаких оснований для обозначения E-группы в качестве обсерваторий. Другие идеи, кажется, проистекают из возможной истории создания, рассказанной рельефом и произведениями искусства, которые украшают эти структуры.

Триадические группы

Они состоят из возвышенной платформы (либо обширного акрополя, либо крутой пирамиды) с монументальной лестницей, с центральным зданием, обращенным к лестнице, и двумя боковыми сооружениями, обращенными друг к другу по обе стороны платформы. Этот формальный комплекс был приписан земному воссозданию Небесного Очага (современное созвездие Ориона) или этапу ритуалов интронизации. Совсем недавно Триадические группы интерпретировались как святилища, посвященные воскресению Бога кукурузы на Цветочной горе. Такие комплексы появляются в поздние доклассические времена и постепенно уменьшаются в количестве, пока не исчезнут в раннем постклассике.

Пирамиды и храмы

Тикаль, храмовая пирамида с выступающим гребнем на крыше

Часто самые важные святилища располагались на вершинах пирамид майя, некоторые из которых имели высоту более двухсот футов, например, в Эль-Мирадоре. Святилище наверху обычно возвышалось гребнем или гребнем на крыше. Хотя недавние открытия указывают на широкое использование пирамид в качестве гробниц, сами храмы, кажется, редко, если вообще когда-либо, содержат захоронения.

В Чичен-Ице есть пирамида под названием Эль-Кастильо («замок»). С четырьмя лестницами, каждая из которых имеет 91 ступеньку (с верхней платформой они составляют 365), и с другими архитектурными элементами, встречающимися в астрономически значимых количествах, это хороший пример мифа майя и астрономических циклов, объединенных в архитектуру. Это сооружение, также называемое пирамидой Кукулькана, представляет собой замечательное зрелище, которое тысячи современных посетителей наблюдают в дни равноденствия. Лучи заходящего солнца проецируются на северную балюстраду, создавая иллюзию змеи, спускающейся по ступеням пирамиды. Змея состоит из нескольких треугольников, что придает ей вид змеи с ромбовидной спиной. В основании северной лестницы установлены массивные скульптуры головы змеи, что делает этот эффект еще более убедительным. Хотя широко распространено мнение, что этот светотеневой эффект был достигнут специально для записи равноденствий, эта идея крайне маловероятна: было показано, что это явление можно наблюдать без значительных изменений в течение нескольких недель, близких к равноденствиям., что делает невозможным определение даты, наблюдая только за этим эффектом.

Архитектура майя сильно отличается от других в мезоамериканских культурах. Смесь мифологии и астрономических событий можно найти почти во всех дворцах и пирамидах майя. Также можно заметить сильное влияние тольтеков на архитектуру Чичен-Ицы. В тольтеках вторглись майя и объединили свои культурные традиции около 1000 года.

Обсерватории

Эль-Караколь, обсерватория, Чичен-Ица, Мексика

Майя были увлеченными астрономами и нанесли на карту фазы небесных объектов, особенно Солнца, Венеры и Луны. Во многих храмах есть дверные проемы и другие элементы, соответствующие небесным событиям. Круглые храмы, часто посвященные Кукулькану, пожалуй, чаще всего называют «обсерваториями» современные гиды по руинам. Однако теперь известно, что многие здания разных типов и назначения были ориентированы на астрономические соображения, в основном на восходы и закаты в определенные даты. Зарегистрированные даты сконцентрированы в четырех важных для сельского хозяйства сезонах и, как правило, разделены множеством элементарных периодов календарной системы (13 и 20 дней), что позволяет предположить, что ориентация позволила использовать календари наблюдений, предназначенные для облегчения надлежащего планирования сельскохозяйственных и сопутствующие церемониальные мероприятия. Хотя большинство важных зданий майя были ориентированы на основе астрономических критериев, их основные функции были религиозными, жилыми или административными; Таким образом, ярлык «обсерватория», применяемый к любому структурному типу, вряд ли оправдан.

Бальные площадки

См. Также: Мезоамериканская площадка для игры в мяч Большая площадка для игры в мяч в Чичен-Ице

Как неотъемлемый аспект мезоамериканского образа жизни, корты для ритуальных игр с мячом были построены по всему царству майя, часто в больших масштабах. Игровые дорожки площадок для игры в мяч определялись двумя длинными стенами. Дворы, построенные ранее в истории майя (например, в Кобе ), имели наклонные стороны, в то время как суды, построенные позже (например, в Чичен-Ице ), имели вертикальные стороны. Часто концы были закрыты так, чтобы Я, сильно засеченный.png при взгляде сверху образовать корт в форме буквы «α».

Когда майя играли на площадках для игры в мяч, мяч был сделан из твердой резины и иногда достигал 30 см в диаметре. Его передавали команды, расположенные на противоположных концах площадки. Игроки могли ударить его только коленями или бедрами, как в сегодняшнем футболе или футболе. Очки могли быть начислены, когда соперник не смог правильно отбить мяч. В центральной Мексике, а в последнее время на Юкатане, каменные кольца были установлены высоко в боковых стенах двора. Выбивание мяча через кольцо считалось особым триумфом.

Пещерные сайты

Основная статья: Пещеры майя

Есть также пещеры, важные для майя. Пещеры майя включают пещеру Джолджа, пещеру Надж Тунич, пещеры Канделария и Пещеру ведьмы. У майя также есть мифы о создании пещер. Некоторые пещеры до сих пор используются современными майя в высокогорье Чьяпас в Мексике. Некоторые из этих пещер были полностью или частично искусственными.

Смотрите также

использованная литература

  • Хансен, Ричард Д., Непрерывность и разъединение: доклассические предшественники классической архитектуры майя. Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе [1]
  • Хьюстон, Стивен Д. (ред.), Функция и значение в классической архитектуре майя. Думбартон-Окс 1998.
  • Мартин, Саймон и Мэри Миллер, Куртуазное искусство древних майя. Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 2004.
  • Шиманский, Ян, «Между смертью и божеством. Переосмысление значения триадических групп в древней культуре майя». Варшава 2013.

. О'Кон, Джеймс А., Утраченные секреты технологии майя, Нью-Йорк. Карьера Пресс, 2012

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-02 03:11:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте