Макс Билл | |
---|---|
Макс Билл в 1970 году. | |
Родившийся | ( 1908-12-22)22 декабря 1908 г. Винтертур, Швейцария |
Умер | 9 декабря 1994 г. (1994-12-09)(85 лет) Берлин |
Национальность | Швейцарский |
Занятие | Архитектор Художник Художник Дизайнер шрифтов Промышленный дизайнер Графический дизайнер |
Макс Билл (22 декабря 1908 - 9 декабря 1994) был швейцарским архитектором, художником, живописцем, дизайнером шрифтов, промышленным дизайнером и графическим дизайнером.
Билл родился в Винтертуре. Пройдя обучение на серебряного мастера в 1924–1927 годах, Билл начал обучение в Баухаусе в Дессау у многих учителей, включая Василия Кандинского, Пауля Клее и Оскара Шлеммера, с 1927 по 1929 год, после чего переехал в Цюрих.
После работы над графическим дизайном для нескольких построенных современных зданий, он построил свою первую работу, свой собственный дом и студию (1932–193) в Цюрихе-Хенгге. С 1937 года он был одним из основных участников группы швейцарских художников Allianz.
Считается, что Билл оказал наибольшее влияние на швейцарский графический дизайн, начиная с 1950-х годов благодаря его теоретическим работам и прогрессивным работам. Его связь со днями современного движения дала ему особый авторитет. Его работа как промышленного дизайнера отличается четкостью дизайна и точными пропорциями. Примеры - элегантные часы, разработанные для Junghans, постоянного клиента. Среди наиболее заметных разработок Билла - стул Ulmer Hocker 1954 года, который также можно использовать в качестве элемента полки, письменного стола оратора, планшета или прикроватного столика. Хотя стул был разработан школьным дизайнером Билла и Ульма Гансом Гугелотом, его часто называют « Биллом Хокером », потому что первый набросок на салфетке для коктейлей был его работой.
Как дизайнер и художник, Билл стремился создавать формы, визуально представляющие Новую физику начала 20 века. Он стремился создавать объекты так, чтобы новая наука о форме могла быть понята чувствами: то есть как конкретное искусство. Таким образом, Билл не рационалист, как обычно думают, а скорее феноменолог. Тот, кто понимает воплощение как высшее выражение конкретного искусства. Таким образом, он не столько расширяет, сколько переосмысливает теорию Баухауза. Тем не менее, что любопытно, критические интерпретаторы Билла не совсем поняли этот фундаментальный вопрос. Он делал запасные геометрические картины и сферические скульптуры, некоторые из которых были сделаны на основе ленты Мебиуса, из камня, дерева, металла и гипса. Его архитектурные работы включали офисное здание в Германии, радиостудию в Цюрихе и мост в восточной Швейцарии.
Он продолжал создавать архитектурные проекты, например, для музея современного искусства (1981) во Флоренции и для архива Баухауса (1987) в Берлине. В 1982 году он также участвовал в конкурсе на пристройку к Новой национальной галерее в Берлине, построенной по проекту Мис ван дер Роэ. Павильон-Скульптур (1979–83), большая гранитная скульптура, была установлена рядом с Банхофштрассе в Цюрихе в 1983 году. Как это часто бывает с современным искусством в общественных местах, установка вызвала некоторые споры. Endlose Treppe (1991), скульптура из североамериканского гранита, была разработана для философа Эрнста Блоха.
В 1982 году он был награжден премией сэра Миши Блэка и был добавлен в Коллегию медалистов.
В 1944 году Билл стал профессором Kunstgewerbeschule Zürich. В 1953 году вместе с Инге Айхер-Шолль и Отл Айхер он основал Ульмскую школу дизайна (нем. Hochschule für Gestaltung - HfG Ulm) в Ульме, Германия, школу дизайна, первоначально созданную в традициях Баухауза, а затем новый подход к дизайнерскому образованию, объединяющий искусство и науку. Школа была известна включением семиотики в качестве области обучения. Школа закрылась в 1968 году. Среди преподавателей и студентов были Томас Мальдонадо, Отл Айхер, Йозеф Альберс, Йоханнес Иттен, Джон Лоттес, Вальтер Цайшегг и Питер Зейтц.
Билл был профессором Hochschule für bildende Künste Hamburg и заведующим кафедрой экологического дизайна с 1967 по 1974 год. В 1973 году он стал ассоциированным членом Королевской фламандской академии наук, литературы и изобразительного искусства в Брюсселе. В 1976 году он стал членом Берлинской академии художеств. Помимо преподавания, Билл писал и читал лекции по искусству, архитектуре и дизайну, выступая на симпозиумах и конференциях по дизайну по всему миру. В частности, он написал книги о Ле Корбюзье, Кандинском, Людвиге Мис ван дер Роэ и теории искусства.
Билл выполнил множество общественных скульптур в Европе и широко выставлялся в галереях и музеях, включая ретроспективу в Кунстхаусе Цюриха в 1968–69. Его первая выставка в Соединенных Штатах в галерее Staempfli в Нью-Йорке в 1963 году была предметом ретроспективы в Художественной галерее Олбрайт-Нокс в Буффало и Музее искусств округа Лос-Анджелес в 1974 году, а также в Музее искусств Соломона Р. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке в 1988 году. Он участвовал в работе над документами I (1955), II (1959) и III (1964). В 1993 году он получил премию Praemium Imperiale за скульптуру, присуждаемую Императором Японии.
Биллу приписывают роль «искры, которая зажгла фитиль бразильской художественной революции» и «движение страны к конкретному искусству» с его ретроспективой 1951 года в Музее современного искусства Сан-Паулу. Он оказал сильное влияние на бразильских художников, таких как Франц Вайсманн.
После связи с Нуш-Элюаром Билл женился на виолончелистке и фотографе Бинии Матильде Спёрри в январе 1931 года. Она умерла в 1988 году. С 1974 года он жил вместе с историком искусства Анжелой Томас; они поженились в 1991 году.
Билл также был вовлечен в политику. Он был избран в муниципальный совет Цюриха в 1961 году. С 1967 по 1971 год он был членом Швейцарского национального совета.
Билл умер по пути в больницу после того, как потерял сознание от сердечного приступа в аэропорту Берлин-Тегель. Ему было 85 лет, он жил в Цумиконе, пригороде Цюриха.
В 1996 году Якоб Билл, сын Макса, основал Swiss Max Bill Foundation ( max, binia + jakob bill stiftung) и реализовал идею своего отца. Целью фонда является сбор и уход за произведениями, находящимися во владении семьи Биллов, а также содействие научным исследованиям.
Ульмер Хокер (Ulmer Stool) (1954)
Часть работы Familie von fünf halben Kugeln (Семья пяти полуболов) (1966) в Карлсруэ
Säule mit 3-6-eckigen Querschnitten (Колонна с 3-6 угловыми поперечными сечениями) (1966) в Марле
Pavillon-Skulptur (скульптура павильона) (1983) в Цюрихе
Bildsäulen-Dreiergruppe (трехсторонняя группа с изображением колонки) (1989) в Штутгарте
Эйнштейн Денкмаль (памятник Эйнштейну) (1982) в Ульме
Endlose Treppe (Бесконечная лестница) (1991) в Людвигсхафене
4 кубика в Блюмфилд Гарден в Иерусалиме