Макс Бенс (1969)
Макс Бенс (7 февраля 1910 г. в Страсбурге - 29 апреля 1990 г. в Штутгарте ) был немецким философом, писателем и публицистом, известным своими работами в области философии науки, логики, эстетики и семиотики. Его мысли объединяют естественные науки, искусство и философию в рамках коллективной перспективы и следуют определению реальности, которое - под термином экзистенциальный рационализм - способно устранить разделение между гуманитарными и естественными науками.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 жизнь
- 2 Философия
- 2.1 Математика в искусстве и языке
- 2.2 Технология и этика
- 2.3 Структурный анализ языка
- 2.4 Обсуждение с писателями
- 2.5 Понимание науки
- 3 Публикации
- 4 Дополнительная литература
- 5 Внешние ссылки
Жизнь
Макс Бенс провел свое раннее детство в своем родном Страсбурге, а в 1918 году его семья была депортирована из Эльзаса-Лотарингии в результате Первой мировой войны. С 1920 года он посещал гимназию в Кельне, а после 1930 года изучал физику, химию, математику, геологию и философию в Боннском университете. Во время учебы его интерес к литературе проявляется в нескольких публикациях в газетах, журналах и радиопередачах, для которых он написал несколько радиопостановок. В 1937 году он получил докторскую степень (Dr. phil. Nat.), Защитив диссертацию «Quantenmechanik und Daseinsrelativität» ( Квантовая механика и относительность Dasein ). Он использовал термин « относительность присутствия», который он заимствовал у Макса Шелера, чтобы объяснить, что новые теории не должны противоречить классической науке. Бенс - заявленный противник национал-социализма - сознательно выступал против Deutsche Physik нацистского режима (см. Йоханнес Юильфс ), который отвергал теорию относительности из-за еврейского происхождения Эйнштейна. Поэтому докторскую квалификацию он не получил.
В 1938 году Бенс сначала работал физиком в компании Bayer AG в Леверкузене. После начала Второй мировой войны он был солдатом, сначала в качестве метеоролога, а затем в качестве медицинского техника в Берлине и Георгентале, где он был мэром в течение короткого времени после окончания войны. В 1945 году Йенский университет назначил его куратором (ректором университета) и предложил ему возможность постдокторской работы ( абилитации ), которая, вероятно, будет кумулятивной, на социально-педагогическом факультете, после чего последовало назначение профессором экстраординарный философ философской и научной пропедевтики.
В 1948 году Бенс бежал от политического развития советской оккупационной зоны в Боппард ; и он был назначен приглашенным профессором философии и теории науки Штутгартским университетом в 1949 году и старшим преподавателем (адъюнкт-профессором) в 1950 году. В 1955 году Бенс поднял полемику, касающуюся мифологизирующих тенденций послевоенной немецкой культуры. После этого он стал объектом публичной полемики, в результате чего его назначение на должность профессора было отложено до 1963 года.
Кроме того, с 1953 по 1958 год он работал в центре обучения взрослых в Ульме и в Ульмской школе дизайна.
Он также был приглашенным профессором Гамбургского колледжа визуальных искусств с 1958 по 1960 год и в 1966/67 году.
Макс Бенс стал почетным профессором 7 февраля 1978 г. и умер в 1990 г. как международно аккредитованный ученый.
Философия
"Raum und Ich" ("Пространство и эго"), первая публикация Бенсе (Берлин, 1934 г.)
Математика в искусстве и языке
Уже в своей первой публикации «Raum und Ich» («Пространство и эго»; 1934) Бенс объединил теоретическую философию с математикой, семиотикой и эстетикой; это оставалось его тематическим акцентом. Впервые он сформулировал рациональную эстетику, которая определяет компоненты языка - слова, слоги, фонемы - как статистический языковой репертуар и которая выступает против литературы, основанной на значении. И наоборот, Бенс изучал концепцию стиля, которую он применил к математике - вслед за Mathesis Universalis Готфрида Вильгельма Лейбница -, создав универсальный язык разметки. "Die Mathematik in der Kunst" ("Математика в искусстве"; 1949) была его отправной точкой для исследования математических принципов формы в истории искусства. Исходя из этого, Бенс развил перспективу увидеть математический дух в произведениях литературного искусства, особенно в показателях и ритме. Мысли Бенсе предполагали соотношение математического и лингвистического сознания, которые имеют общее происхождение и переросли во взаимодополняющие способы мышления. Он считал, что атомистические структуры языковых модусов эквивалентны. Используя неинтерпретируемые базовые элементы (символы) и правила или операторы, эти формы придают смысл, передают информацию и делают возможной стилистически сформированный язык. Он считал, что эстетическая и семантическая информация в целом разделены и не подлежат определению до тех пор, пока они не будут использованы. Это была первая немецкая интеграция работ Людвига Витгенштейна в область эстетики.
Некоторые знания Бенсе основаны на исследованиях американского математика Джорджа Дэвида Биркгофа. Таким образом, некоторые термины, такие как «избыточность» и «энтропия», должны быть приравнены к «Ordnungsmaß» и «Materialverbrauch» (потребление материала) из эстетических исследований Биркгофа.
Технология и этика
Бенс считал разрушение мира социального и интеллектуального среднего класса с начала 20-го века параллелью разрушению концепции бытия в философии. Он видел, как естественный мир заменен искусственным. Как предшественник компьютерной эры, Бенс думал о технических аналогах человеческого существования; В отличие от многих своих современников, он считал машины чистым продуктом человеческого разума, в основе которого лежат алгоритмы, но вскоре он поставил этические вопросы, которые обсуждались в этике технологий лишь десятилетия спустя. Его прагматические взгляды на технологии, основанные на влиянии Вальтера Бенджамина, не имевшего ни веры в прогресс, ни его отрицания, вызвали критику Теодора В. Адорно - и снова поставили его на роль оппозиционера.
Структурный анализ языка
Вдохновленный неврологией, информатикой и работой с электронными вычислительными машинами, а также концепцией языковой игры Витгенштейна, Бенс попытался рассмотреть или расширить традиционный взгляд на литературу. В этом он был одним из первых философов культуры, которые интегрировали технические возможности компьютера в свои мысли и исследовали их, преодолевая дисциплинарные границы. Он статистически и топологический проанализированы языковые явления, подвергал их вопросы семиотического, теорию информации и теория коммуникации с использованием структуралистских подходов. Таким образом Bense стал первым теоретиком конкретной поэзии, который был начат Евгением Гомрингером в 1953 году, и призвал, например, Хельмут Хеихенбуттел, Клаус Бремер, Рейнхард Дол, Людвиг Харинг и Franz Пнд для выполнения дальнейших экспериментов, а также имел влияние на Яндле ' s языковая деконструкция (см. также Stuttgarter Gruppe / Schule ).
Обсуждение с писателями
В своей работе с литературой и литературным языком Бенс не довольствовался только теоретическими соображениями; у него был тесный контакт с такими авторами, как Альфред Андерш и Арно Шмидт. Его построения аналогии с изобразительным искусством внесли большой вклад в понимание кубизма и дадаизма.
Понимание науки
Как теоретик науки Бенс представлял синтетическую интеллектуальную концепцию, в которой классический гуманизм и современные технологии конструктивно дополняют друг друга. Исходя из этой концепции науки, он надеялся на прогрессивные знания, которые всегда должны подвергаться этической проверке, и в то же время для предотвращения регресса. Из-за этого Бенс выступал за просветление и ввел себя в эту традицию.
После 1984 года Макс Бенс применил свои теории визуального искусства на экранах медиа. Из-за этого первые мысли об Интернет- исследованиях в СМИ, особенно о концепции цифровой поэзии, можно проследить до Бенсе.
Публикации
Все публикации на немецком языке.
- Raum und Ich. Eine Philosophie über den Raum. Люкен и Люкен, Берлин, 1934 г.
- Aufstand des Geistes. Eine Verteidigung der Erkenntnis. Deutsche Verlags-Anstalt, Штутгарт, 1935 г.
- Anti-Klages oder Von der Würde des Menschen. Widerstands-Verlag (Анна Никиш), Берлин, 1937 г.
- Кьеркегор-Бревье. Инзель, Лейпциг, 1937 г.
- Quantenmechanik und Daseinsrelativität. Eine Untersuchung über die Prinzipien der Quantenmechanik und ihre Beziehung zu Schelers Lehre von der Daseinsrelativität der Gegenstandsarten. Вельцель, Кёльн, 1938 г.
- Vom Wesen deutscher Denker или Zwischen Kritik und Imperativ. Ольденбург, Мюнхен / Берлин, 1938 г.
- Die abendländische Leidenschaft или Zur Kritik der Existenz. Ольденбург, Мюнхен / Берлин, 1938 г.
- Geist der Mathematik. Abschnitte aus der Philosophie der Arithmetik und Geometrie. Ольденбург, Мюнхен / Берлин, 1939 г.
- Aus der Philosophie der Gegenwart. Штауфен, Кельн 1940
- Einleitung in die Philosophie. Eine Einübung des Geistes. Ольденбург, Мюнхен 1941 г.
- Серен Кьеркегор. Leben im Geist. Hoffmann und Campe, Гамбург, 1942 г.
- Physikalische Welträtsel. Эйн-Бух фон Атомен, Кернен, Стрален и Зеллен. Штауфен, Кельн, 1942 г.
- Briefe großer Naturforscher und Mathematiker. Штауфен, Кёльн, 1943 г.
- Das Leben der Mathematiker. Bilder aus der Geistesgeschichte der Mathematik. Штауфен, Кёльн, 1944 г.
- Über Leibniz. Leibniz und seine Ideologie. Der geistige Mensch und die Technik. Раух, Йена, 1946 г.
- Konturen einer Geistesgeschichte der Mathematik. Die Mathematik und Die Wissenschaften. (2 тома) Claassen amp; Goverts, Гамбург, 1946-1949 гг.
- Философия как Forschung. Штауфен, Кельн, 1947 г.
- Umgang mit Philosophen. Очерки. Штауфен, Кёльн, 1947 г.
- Гегель и Кьеркегор. Eine prinzipielle Untersuchung. Штауфен, Кельн, 1948 г.
- Von der Verborgenheit des Geistes. Хабель, Берлин, 1948 г.
- Была ли это экзистенц-философия? Бутцон и Беркер, Кевелар, 1949 г.
- Moderne Naturphilosophie. Бутцон и Беркер, Кевелар, 1949 г.
- Technische Existenz. Очерки. Deutsche Verlags-Anstalt, Штутгарт, 1949 г.
- Geschichte der Wissenschaften в Табеллене. Бутцон и Беркер, Кевелар, 1949 г.
- Literaturmetaphysik. Der Schriftsteller in der technischen Welt. Deutsche Verlags-Anstalt, Штутгарт, 1950 г.
- Ptolemäer und Mauretanier oder Die theologische Emigration der deutschen Literatur. Kiepenheuer amp; Witsch, Кельн / Берлин, 1950 г.
- Была ли ist Elektrizität? Бутцон и Беркер, Кевелар 1950
- Die Philosophie. Зуркамп, Франкфурт-на-Майне, 1951 г.
- Plakatwelt. Очерки Виера. Deutsche Verlags-Anstalt, Штутгарт, 1952 г.
- Die Theorie Kafkas. Kiepenheuer amp; Witsch, Кельн / Берлин 1952 г.
- Der Begriff der Naturphilosophie. Deutsche Verlags-Anstalt, Штутгарт, 1953 г.
- Эстетика (I). Metaphysische Beobachtungen am Schönen. Deutsche Verlags-Anstalt, Штутгарт, 1954 г.
- Декарт унд ди Фольген (I). Ein aktueller Traktat. Агис, Крефельд / Баден-Баден, 1955 г.
- Эстетика (II). Aesthetische Information. Агис, Баден-Баден, 1956 г.
- Rationalismus und Sensibilität. Präsentationen. (Мит Элизабет Вальтер) Агис, Крефельд / Баден-Баден, 1956 г.
- Эстетика (III). Ästhetik und Zivilisation. Theorie der ästhetischen Zivilisation. Агис, Крефельд / Баден-Баден 1958 г.
- Kunst und Intelligenz как Problem der Moderne. Культурамт, Дортмунд, 1959 г.
- Эстетика (IV). Programmierung des Schönen. Allgemeine Texttheorie und Textästhetik. Агис, Крефельд / Баден-Баден 1960
- Гриньян-Серия. Beschreibung einer Landschaft. Der Augenblick, Штутгарт, 1960
- Декарт унд ди Фольген (II). Ein Geräusch in der Straße. Агис, Крефельд / Баден-Баден 1960
- Die Idee der Politik in der technischen Welt. Культурамт, Дортмунд, 1960 г.
- aprèsfiche für uns hier und für andere von Max Bense. Werbung für «Rheinlandschaft». Буркхардт, Штутгарт, 1961 г.
- Bestandteile des Vorüber. Dünnschliffe Mischtexte Montagen. Кипенхойер и Витч, Кельн, 1961 г.
- Rosenschuttplatz. (Совместно с Клитусом Готвальдом) Майер, Штутгарт, 1961 г.
- Reste eines Gesichtes. (Совместно с Карлом-Георгом Пфалером). Майер, Штутгарт, 1961 г.
- Entwurf einer Rheinlandschaft. Kiepenheuer amp; Witsch, Кельн / Берлин, 1962 г.
- theorie der texte. Eine Einführung in neuere Auffassungen und Methoden. Кипенхойер и Витч, Кельн, 1962 г.
- Die präzisen Vergnügen. Versuche und Modelle. Лаймс, Висбаден, 1964 г.
- Aesthetica. Einführung in die neue Aesthetik. Агис, Баден-Баден, 1965 г.
- Zufällige Wortereignisse. Майер, Штутгарт, 1965 г.
- Brasilianische Intelligenz. Eine cartesianische Reflexion. Лаймс, Висбаден, 1965 г.
- Jetzt. Майер, Штутгарт, 1965 г.
- таллозе берге. Майер, Штутгарт, 1965 г.
- Ungehorsam der Ideen. Abschließender Traktat über Intelligenz und Technische Welt. Kiepenheuer amp; Witsch, Кельн / Берлин, 1965 г.
- zusammenfassende grundlegung moderner ästhetik. галерея пресс, Санкт-Галлен, 1966 г.
- Epische Studie zu einem epikureischen Doppelspiel. Хек, Кельн, 1967.
- Die Zerstörung des Durstes durch Wasser. Einer Liebesgeschichte zufälliges Textereignis. Kiepenheuer amp; Witsch, Кельн, 1967
- Семиотик. Allgemeine Theorie der Zeichen. Агис, Баден-Баден, 1967
- kleine abstrakte ästhetik. edition rot, Штутгарт 1969
- Einführung in die informationstheoretische Ästhetik. Grundlegung und Anwendung in der Texttheorie. Ровольт, Рейнбек 1969
- Der Monolog der Terry Jo. (Совместно с Людвигом Харигом) В: Клаус Шёнинг (Ред.): Neues Hörspiel. Текст. Partituren. Зуркамп, Франкфурт-на-Майне, 1969, стр. 59–91.
- Artistik und Engagement. Präsentation ästhetischer Objekte. Кипенхойер и Витч, Кельн 1970
- Existenzmitteilung aus San Franzisko. Хек, Кельн 1970
- Нур Глас Ист Ви Глас. werbetexte. Фьеткау, Берлин 1970 г.
- Die Realität der Literatur. Autoren und ihre Texte. Kiepenheuer amp; Witsch, Кельн, 1971 г.
- Zeichen und Design. Семиотище Эстетик. Агис, Баден-Баден, 1971 г.
- Wörterbuch der Semiotik. (Совместно с Элизабет Вальтер) Кипенхойер и Витч, Кельн, 1973
- Semiotische Prozesse und Systeme in Wissenschaftstheorie und Design, Ästhetik und Mathematik. Semiotik vom höheren Standpunkt. Агис, Баден-Баден, 1975 г.
- Vermittlung der Realitäten. Semiotische Erkenntnistheorie. Агис, Баден-Баден, 1976 г.
- Das Auge Epikurs. Indirektes über Malerei. Deutsche Verlags-Anstalt, Штутгарт, 1979 г.
- Die Unwahrscheinlichkeit des Ästhetischen und die semotische Konzeption der Kunst. Агис, Баден-Баден, 1979 г.
- Axiomatik und Semiotik in Mathematik und Naturerkenntnis. Агис, Баден-Баден, 1981
- Zentrales und Occasionelles. Poetische Bemerkungen. Издание Künstlerhaus, Штутгарт 1981
- Das Universum der Zeichen. Essays über die Expansionen der Semiotik. Агис, Баден-Баден, 1983 г.
- Das graue Rot der Poesie. Gedichte. Агис, Баден-Баден, 1983 г.
- Космос Афеос. Gedichte. Агис, Баден-Баден 1985
- Repräsentation und Fundierung der Realitäten. Фазит семиотишер Перспективен. Агис, Баден-Баден 1986
- Nacht-Euklidische Verstecke. Poetische Texte. Агис, Баден-Баден 1988 г.
- Poetische Abstraktionen. Gedichte und Aphorismen. Манус Пресс, Штутгарт, 1990 г.
- Der Mann, an den ich denke. Фрагмент Эйна. (из его неопубликованных работ, под ред. Элизабет Вальтер) edition rot, Штутгарт, 1991 г.
- Die Eigenrealität der Zeichen. (из его неопубликованных работ, под ред. Элизабет Вальтер) Агис, Баден-Баден, 1992 г.
Вторичная литература
Все ссылки на немецком языке.
- Эккардт, Михаэль: «... sich in die wissenschaftliche Welt Allerbestens einführen können». Макс Бенс, Вальтер Вольф и Георг Клаус, участвующие в сотрудничестве и конфликте в Йенском университете в Ден Джарене, 1945–1949 годы; в: HOSSFELD, U./KAISER, T./MESTRUP, H. (Ed.) (2007): Hochschule im Sozialismus. Studien zur Friedrich-Schiller-Universität Jena (1945–1990). Кельн / Веймар / Вена 2007, 1929-1970.
- Эккардт, Михаэль: «Макс Бенс в Тюрингии», в: Palmbaum 14 (2006) 1, 104–111.
- Эккардт, Михаэль: «Бенсес Кьеркегор в Йене», Frankfurter Allgemeine Zeitung, 31 января 2006 г., с. 8.
- Эрнст, Кристоф: «Макс Бенс: Der Essay zwischen Poesie und Prosa», в: ders., Essayistische Medienreflexion. Билефельд, стенограмма 2005 г., 135–144, ISBN 3-89942-376-3
- Thomé Хорст: "Einheit де Wissens им Zeichen„Technischer Existenz“- Макс Bense", в: Becker, Norbert унд Quarthal, Franz (ред.) (2004), Die Университет Штутгарта пасЬ 1945: Geschichte - Entwicklungen - Persönlichkeiten, Остфильдерн, Thorbecke 2004, 345–348, ISBN 3-7995-0145-2
- Эккардт, Михаэль: «Краткое описание опыта Георга Клауса и Макса Бенсе», в: Fuchs-Kittowski, Klaus und Piotrowski, Siegfried (Ed.), Kybernetik und Interdisziplinarität in den Wissenschaften. Берлин: Trafo-Verlag 2004, 391–392.
- Бюшер, Барбара; Herrmann, Hans-Christian von; Хоффманн, Кристоф (ред.): Эстетическая программа: Макс Бенс. Daten und Streuungen. Берлин, Vice Versa 2004, 307 стр., С иллюстрациями, ISBN 3-00-014180-4
- Эккардт, Михаэль: "Angewandte Wissenschaftsrevison - Überschneidungen und Parallelen im Schaffen von Max Bense und Georg Klaus", in: Grundlagenstudien aus Kybernetik und Geisteswissenschaft / Humankybernetik, 43 ( 2002152) 4, 143–143.
- Эккардт, Майкл: «Философия и философия в Йене: Макс Бенс и Георг Клаус», в: Weißbecker, M. (Ed.), Gewalten, Gestalten, Erinnerungen. Beiträge zur Geschichte der FSU Jena in den ersten Jahren nach 1945. Jena, Thüringer Forum für Bildung und Wissenschaft 2002, стр. 51–69, ISBN 3-935850-12-3
- Майкл Эккардт и Энгелл, Лоренц (ред.): Das Programm des Schönen. Ausgewählte Beiträge der Stuttgarter Schule zur Semiotik der Künste und der Medien. Weimar, VDG Verlag und Datenbank für Geisteswissenschaften 2002, 334 стр., Ил., График. изображено., ISBN 3-89739-315-8
- Элизабет Вальтер: "Max Bense und die Kybernetik", в: Computer Art Faszination, 1999, с. 360
- Гарри Вальтер : Макс Бенс в Штутгарте, 1994. 16 страниц, 11 изображений. Сшитые скобами. Deutsches Literaturarchiv Marbach ISBN 3-929146-25-8
Внешние ссылки
- Макс Бенс в каталоге Немецкой национальной библиотеки
- max-bense.de
- Stuttgarter Schule
- Элизабет Вальтер: "Max Bense und die Kybernetik", netzliteratur.net
- Элизабет Вальтер-Бенс: хронологическая библиография публикаций и передач Бенсе, stuttgarter-schule.de
- Герберт В. Франке: "Das sogenannte Schöne. Макс Бенс, Informationsästhetik und naturwissenschaftliche Erklärung der Kunst", Telepolis, 9 апреля 1998 г.
- Тильман Баумгертель: «Die präzisen Vergnügen». "Kreativität mit Großrechenanlagen: Zur Wiederentdeckung der 'Stuttgarter Schule' um Max Bense." Телеполис, 20 марта 2005 г.
- Герман Ротермунд: "Keine Anrufung des großen Bären. Макс Бенс как Wegbereiter für Konkrete Poesie und Netzliteratur", Радио Бремена, 2001
- Марлис Герхардт: "Modern ist, wer seiner Zeit gewachsen ist. Макс Бенс: ein Porträt", SWR2, 19 июня 2007 г., загружаемый файл в формате rtf, 17 стр., 64 кБ
- Даниэль Фетцнер : «Fogpatch» Творческий исследовательский проект (2007-2010) о тексте «Existenzmitteilung aus San Franzisko»