Макс Адлер | |
---|---|
Родился | ( 1873-01-15)15 января 1873 г. Вена |
Умер | 28 июня 1937 г. (1937-06-28)(64 года) Вена |
Национальность | Австрийский |
Альма-матер | Венский университет (доктор юридических наук, 1896 г.) |
Эра | Философия 20 века |
Область | Западная философия |
Школа | Австромарксизм |
Учреждения | Венский университет |
Основные интересы | Социальная философия, реформа образования, социал-демократия |
Влияния | |
Под влиянием | |
Макс Адлер ( / æ d л ər / ; немецкий: [aːdlɐ] ; 15 января 1873 - 28 июня 1937) был австрийский юрист, политик и социальный философ ; его теории имели центральное значение для австромарксизма. Он был братом Оскара Адлера.
Макс Адлер получил докторскую степень в области права в 1896 году и стал профессиональным юристом. Он начал преподавать в «Круге Шенбрунн» в начале лета 1919 года. Макс Винтер, заместитель мэра Вены, смог освободить комнаты в главном здании замка Шенбрунн для Kinderfreunde Österreich (австрийской ассоциации детей и подростков). семьи). В Schönbrunner Erzieherschule, где молодые люди готовились стать учителями, Макс Адлер и его коллеги Вильгельм Иерусалим, Альфред Адлер, Марианна Поллак, Йозеф Луитпольд Штерн и Отто Феликс Каниц смогли осуществить практические реформы образования. В 1920 году он получил образование в Венском университете, где стал экстраординарным профессором социологии и социальной философии. С 1919 по 1921 год он был членом социал-демократической партии в региональном парламенте Нидерландов. Адлер активно участвовал в образовании взрослых, а с 1904 по 1925 год - с Рудольфом Гильфердингом, редактором «Marx-Studien».
Первой заметной теоретической работой Макса Адлера было исследование «Макс Штирнер. Ein Beitrag zur Feststellung des Verhältnisses von Socialismus und Individualismus» (1894). Название определяет повестку дня дальнейшей теоретической деятельности Адлера. Хотя это исследование презираемого оппонента Маркса вызвало серьезное недовольство теоретиков марксистской партии и поэтому оставалось неопубликованным, Штирнер оставался влиянием на мышление Адлера на протяжении всей его жизни. Биограф Адлера Альфред Пфабиган, увидев его неопубликованные статьи, был удивлен его «интеллектуальными отношениями со Штирнером из-за их высокой степени преемственности».
Поскольку Адлер хотел действовать в рамках набирающего силу социал-демократического движения, он был очень осторожен в своих последующих ссылках на Штирнера и, продолжая придавать ему большое значение как «психологический аналог» Маркса, первоначально принял большинство аспектов доктрины Исторический материализм : сущность истории - классовая борьба, и ее реализация влечет за собой союз теории с революционной практикой. Он предвидел «все большую гармонию и совершенство», возникающие из противоречий, присущих тогдашнему состоянию общества, до тех пор, пока пролетариат в ходе своей революции, наконец, не увидит, что «преследование своих собственных классовых интересов» совпадает с «солидарностью общества». общество". Отходя от ортодоксального марксизма, концепция Адлера сводит диалектику к простой социологической методологии, не выражающей какой-либо конкретной диалектики, присущей историческому процессу. Как и другие теоретики Второго Интернационала, такие как Карл Каутский и Карл Либкнехт, Адлер также отвергает связь между научным социализмом и материализмом : истинный марксизм был «в действительности социальным идеализмом». Для Адлера исторический материализм по сути становится субъективным идеализмом. Во всей последовательности, его особый интерес затем обратился к эпистемологической критике социологии, сочетающей марксистские темы с кантовским трансцендентализмом. Согласно Адлеру, «индивидуальное сознание априори социализировано», поскольку каждое логическое суждение уже и обязательно включает ссылку на множество соглашающихся субъектов; «Социальное априори» Адлера трансцендентно предполагает возможность социальной реальности.
Вклад Адлера в марксистскую общую теорию государства проявился в ходе споров с Гансом Кельзеном и Германом Хеллером. Критикуя формальную концепцию демократии, Адлер проводил различие между политической демократией, как проявлением гегемонии буржуазии, и социал-демократией, в которой угнетение должно было быть устранено вместе с социальными различиями, и все это должно быть заменено «основанной на солидарности». административная реформа »общества. Для Адлера создание социалистического общества оставалось связанным с «демонтажом государственного аппарата» в соответствии с марксистскими принципами. Политик Адлер не допускал компромиссов с так называемым « социал-шовинизмом » или социалистическим « реформизмом » большинства. Не менее важным аспектом австромарксизма, поддерживаемого Адлером, Отто Бауэром и Рудольфом Гильфердингом, было его отношение к дискуссиям на левом крыле немецкой социал-демократии до 1933 года.