Матильда, настоятельница Эссена

редактировать
Аббатиса Эссена
Матильда
Оттон Матильда croix.jpg Матильда и ее брат Отто на портрет донора Креста Отто и Матильды
игумения Эссенской
царствования973-5 ноября 1011 года
предшественницы
преемницыСофии
Родился949
Умер(1011-11-05) 5 ноября 1011. Эссен
Дом Оттонская династия
ОтецЛюдольф, герцог Швабии
МатьИда Швабская
РелигияКатолик

Матильда (также Махтильд или Матильда ; 949-5 ноября 1011) была игуменей Эссенского аббатства с 973 года до своей смерти. Как внучка императора Священной Римской империи Отто Великого, она была членом династии Людольфинг и стала одной из самых важных аббатис в истории Эссена. Она отвечала за аббатство, за его здания, драгоценные реликвии, литургические сосуды и рукописи, его политические контакты, а также за переводы и надзор за образованием. В ненадежном списке аббатств Эссена от 1672 года она указана как вторая аббатиса Матильда, и в результате ее иногда называют "Матильдой II", чтобы отличить ее от более ранней одноименной аббатисы, которая, как предполагается, правила Эссеном. Аббатство с 907 по 910 год, но существование которого оспаривается.

Содержание

  • 1 Источники
  • 2 Семья и молодежь
  • 3 Аббатиса
    • 3.1 Политик
    • 3.2 Покровитель искусств
    • 3.3 Матильда Программа строительства
    • 3.4 Теории основания аббатства Реллингхаузен
  • 4 Матильда и ее тезка
  • 5 Последние годы, смерть и погребение
  • 6 Наследники и память
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Внешние ссылки

Источники

Письменные источники о жизни Матильды и особенно о ее работах немногочисленны. Что касается истории Эссенского аббатства с 845 по 1150 год, всего существует всего около двадцати документов, ни один из которых не является современной хроникой или биографией. Хотя информация о жизни Матильды известна из-за ее принадлежности к семье Людольфинг, ее поступки подтверждаются только десятью упоминаниями в хартии или хрониках из других мест. Недавно ученые попытались сделать выводы о характере Матильды на основе произведений искусства и строительных проектов, которые приписываются ей.

Семья и молодежь

Матильда принадлежала к первой семье Священной Римской Империи, как дочь герцога Людольфа Швабского и Иды, дочь герцога Германа I Швабского, члена династии Конрадин. Ее отец был старшим сыном Отто I из оттонской или династии Людольфингов и его англосаксонской жены Эдгит. Ее брат, Отто был герцогом Швабии с 973 года, а также герцогом Баварии с 976 года до его неожиданной смерти в 982 году. Ее рождение было зарегистрировано в Регино из Хроникона Прюма от продолжателя до 967 года, возможно Адальберта, монаха из Трира, до 949 года: «В том же году дочь Матильда, родилась у сына короля, Людольфа ".

Матильда, вероятно, была связана с аббатством с юности, возможно, училась и тренировалась там с 953 года или, альтернативно, с 957 года (год смерти ее отца). Эссенское аббатство, основанное в 845 году Альтфридом, епископом Хильдесхайма и Герсвида, ставшим первой аббатисой, было связано с Людольфингами с момента своего основания. После пожара 947 года, уничтожившего все документы о ранней истории аббатства, старые права и привилегии аббатства были подтверждены императором Отто I, а затем были получены освобождение, так что аббатство добилось Императорская непосредственность и только духовно подчинялась Папе. Доверие образования принцессы аббатству еще больше повысило бы его престиж, поставив его в один ряд с аббатствами Гандершейм и Кведлинбург, как Людольфинг Хаусклостер (Династический монастырь). Вероятно, в то время уже было решено, что Матильда позже станет настоятельницей; это решение, вероятно, было принято самое позднее в 966 году, когда Матильда впервые засвидетельствована документальными свидетельствами - записью от 1 марта 966 года, в которой ее дедушка подарил монахиням участок земли (a curtis ) в ее просьба. Этот подарок, вероятно, отражает формальное вступление Матильды в орден.

Матильда получила всестороннее образование, соответствующее ее статусу, вероятно, от аббатисы Хатвиг, и помимо Евангелий, книги в Эссене включали религиозные авторы Прудентиус, Боэций и Алкуин, а также светские произведения, такие как Теренс и другие классические авторы, были не только материалом для чтения, но и основой обучения девочек, доверенных аббатству. Благодаря им Матильда была хорошо подготовлена ​​к работе. В сообщенной надписи на святилище Марса было указано, что она могла писать на латыни, а также в некоторой степени владела греческим.

Игуменья

Матильда впервые упоминается в источнике как Игуменья Эссенская в 973 году. Этот документ, выпущенный в Ахене 23 июля 973 года, гласит:

Отто подтверждено монастырем Эссена, основанным епископом Альтфридом по просьбе аббатисы Матильды и в соответствии с советом архиепископа Геро и его родственника Отто, как и его предшественники: свободный выбор настоятельницы, пожертвования, сделанные более ранними владыками и другие верующие, которые были перечислены по именам и титулам собственности, которые были потеряны во время пожара монастыря, и иммунитет с правом настоятельницы выбрать Фогт для отправления правосудия в отношении жителей монастыря, когда это необходимо.

В этом документе упоминаются император Отто II и Геро, важный епископ Кельна, которому Геро-Кросс обязан своим именем, а «Отто, его родственник» - брат Матильды Отто Швабский. На тот момент Матильде было около 24 лет и, следовательно, она еще не достигла возраста, в котором она технически могла получить назначение на должность настоятельницы.

Матильда не была настоятельницей, которая оставалась уединенной в монашеском молчании. Помимо поездки в Аахен в 973 году, зарегистрированы и другие поездки: в Ашаффенбург в 982 году, Хайлигенштадт в 990 и 997 годах, Дортмунд и Торр.. Также предполагается, что она совершила поездку в Майнц в 986 году на похороны своей матери. Кроме того, она должна была поддерживать широкую сеть контактов; исторические параллели указывают на контакты в Хильдесхайме, Трире и Кельне, в то время как она приобрела реликвии в Кобленце ( Святой Флорин ) и Лион () и передал землю, принадлежавшую ее матери, Айнзидельнскому аббатству. Там она была записана в качестве благотворительницы и удостоена титула дукиссы (герцогини). Она переписывалась с англосаксоном графом Этельвердом, который перевел для нее свою хронику на латынь (см. Ниже). Вся эта деятельность Матильды служила, прежде всего, для удовлетворения интересов ее аббатства и для обеспечения спасения ее умерших членов семьи. Это особенно ясно видно в «Хрониках Этельверда», в которых Этельвард уделяет особое внимание генеалогическим отношениям, отмечая во введении общее происхождение Матильды и самого себя от короля Этельвульфа из Уэссекса.

Политик

Эссенское аббатство было имперским аббатством, как Гандершейм и Кведлинбург, а сама аббатиса происходила из императорской семьи. Документов о том, что она принимала участие в итальянской кампании своего молодого дяди Отто II, как и ее одноименной тети Матильды, аббатисы Кведлинбургской, и ее младшего брата Отто нет. Однако ее участие в похоронах своего брата в коллегиальной церкви, которая была основана в Ашаффенбурге ее отцом после того, как он умер в Италии в 982 году, документально подтверждается запись в рукописи св. Петра и Александра. Ее дядя Отто II умер в Риме годом позже.

Роковая итальянская кампания Отто II стала поворотным моментом в жизни Матильды. В результате смерти брата она стала последним членом швабской ветви династии Людольфинг и, следовательно, управляющей владениями семьи. Кроме того, смерть ее брата и дяди Отто II во время кампании катапультировала ее в центр имперской политики, поскольку ее кузен Генрих Вранглер, который в 976 году уступил герцогство Баварии брату Матильды Отто., похитил наследника Отто II, трехлетнего Отто III и потребовал регентства. Основываясь на отсутствии письменных свидетельств деятельности Матильды в то время, традиционно считалось, что Матильда больше не имела политического влияния после смерти ее брата. Однако они утверждали, что Матильда определенно не пользовалась благосклонностью Генриха Вранглера и что победа Генриха привела бы к уменьшению имперского патронажа Эссенского аббатства и, следовательно, к потере значения для аббатства. На портрете донора Креста Отто и Матильды, созданном по приказу Матильды, возможно, во время кризиса, Матильда изображена стоящей вертикально в костюме члена высшего дворянства, в отличие от обычного изображения жертвователь как смиренный молящийся в монашеском костюме. Таким образом, был сделан вывод, что Матильда сохраняла явную уверенность в себе и не желала оставаться в стороне от светских вопросов. Матильда также была опекуном сестры Отто III Матильды в это время. Что именно Матильда сделала в этом кризисе, когда вдова Отто II Феофану вместе с вдовой Отто I Аделаида Италия оспаривала регентство с Генрихом, не задокументировано. Однако Золотая Мадонна прибыла в Эссен в это время, и ее можно интерпретировать как символ права Феофану заботиться о своем сыне Отто III, как Мария заботилась о своем собственном королевском сыне. В 993 году, когда Отто III посетил Эссенское аббатство, он подарил корону, которой он был коронован как маленький ребенок в 983 году. Отто III также подарил поношенный в боях меч из Дамасская сталь с золотыми ножнами, которая служила церемониальным мечом аббатис Эссенских и в более поздних традициях считалась мечом казни замученных святых Космы и Дамиана. Эти дары в виде королевских знаков отличия, которым нет современных аналогов в других аббатствах, позволяют сделать вывод, что Отто выражал благодарность Матильде за помощь в обеспечении своего правления. Матильда уже встречалась с королем в 990 году. 20 января того же года в Хайлингштадте Отто возобновил дарение матери Матильды по ее просьбе и по совету канцлера Виллигиса :

По предложению архиепископа Виллигиса и по просьбе аббатисы Матильды Эссенской Отто возобновил дарение Роды, которое Ида, выдающаяся женщина, передала каноническому распоряжению дома Хилварта в Эссене

Визиты Отто в Эссен III предполагаются в 984 и 986 годах, поскольку в оба года существует некоторый промежуток времени между аттестациями Отто в Дортмунде и Дуйсбурге. В апреле 997 года Матильда отправилась в Хофтаг Отто в Дортмунде, где Отто передал королевскую собственность на Верхней Лейне Эссенскому аббатству. Возможно, что она провела некоторое время в суде Отто в этом году, поскольку она упоминается как свидетель в документе от Торр в сентябре. Отто также способствовал передаче реликвий, особенно Марса, Эссенскому аббатству, которое стало центром памяти его отца в Саксонии.

Покровитель искусств

Крест Отто и Матильды, одно из пожертвований Матильды.

Намеки на личность Матильды возникают только из уцелевших останков ее художественного покровительства. Принятие на себя управления активами ее семьи, особенно наследством ее бабушки Эадгит и ее матери Иды (после 986 г.), дало Матильде возможность свободно распоряжаться значительным состоянием. На это состояние Матильда финансировала художественные сокровища, чтобы сохранить память о себе и своих близких. Хроника, которую англосаксонский историк Этельверд посвятила Матильде, служила памятником ее англосаксонским предкам через Идгита. Этельверд отмечает, что именно по ее просьбе он перевел (или перевел) его Chronicon de Rebus Anglicis, версию англосаксонских хроник, включая материалы, не найденные в сохранившихся древнеанглийских версии на латынь. Это произошло после 975 года и, вероятно, до 983 года. Текст сохранился только в единственном экземпляре, который сейчас находится в Британской библиотеке, которая была сильно повреждена во время пожара Хлопковой библиотеки в 1731 году, так что более поздние порции теряются. Матильда, вероятно, отплатила Этельварду копией работы Вегетиуса De Re Militari, которая была написана в скриптории Эссена и долгое время находилась в Англии.

Но Матильда особенно известна изделиями ювелирного дела, которые были сделаны по ее заказу или приобретены ею для Эссенского аббатства. К ним относятся два украшенных драгоценными камнями креста, которые она сделала для аббатства, которые сейчас находятся в Сокровищнице Эссенского собора, оба важных произведения Оттонского искусства : на обоих донорские портреты ее эмалью, в первом, Крест Отто и Матильды, она появляется вместе со своим братом Отто (умер в 982 г.), а в «второй крест Матильды, «она изображена с Девой и младенцем. Подобный третий Эссенский крест с крупной эмалью также мог быть продуктом ее покровительства. Самый ранний из сохранившихся декоративных мечей и Золотая Мадонна из Эссена, исключительно редкая статуя, покрытая листовым золотом, оба датируются ее аббатством в Эссене и были либо заказаны ею, либо подарены ей. Большой семирукий позолоченно-бронзовый канделябр, более семи футов высотой, записывает, что Матильда ввела его в эксплуатацию в виде надписи. Все эти работы остаются в Эссене.

У Матильды была дорогая шассе, сделанная в память о императрице Феофану ее сыну Оттону II, что само по себе превосходило бы великолепие сокровищ кельнских церквей. Он приписывается Матильде из-за надписи на дактиловом гексаметре :

латинском :. Hoc opus eximium gemmis auroque decorum. Mechtildis vovit, quae Theophanum quoque solvit. Abbatissa bona Mechthildis chrisea dona. Regi dans regum, quae rex Депозит в aevum. Spiritus ottonis pascit caelestibus oris

Английский язык:. Эта работа, богатая драгоценными камнями и золотом красоты. приказала Матильда, она также освободила Феофану.. добрая аббатиса Матильда, дающая царю царей золотые дары., которые король требует вечно,. питает дух Отто в небесных царствах

Эта коллекция реликвий позже была известна как после самой важной реликвии, хранившейся в нем, и был самым старым реликварием в Империи, предшественником рейнских гробниц, из которых наиболее известным является Храм Трех Королей в Кельне. Святыня Марса была сделана из золота и украшена многочисленными позолоченными эмалевыми бляшками и драгоценными камнями. Самым большим из них было изображение императора Отто II на задней стороне святыни, которое основано на изображении святыни в алтаре, изображающем Отто в богослужении, а также действовало как мемориал. Эта первая большая шахта была разрушена из-за глупости слуг аббатства, ответственных за эвакуацию в 1794 году, когда она была спасена от французского грабежа. Останки переплавили, и шедевр оттоновского искусства был безвозвратно утерян.

Матильда, вероятно, также является жертвователем более чем в натуральную величину в Ашаффенбурге монастырской церкви Святых Петра и Александра, чья окраска соответствует окантовке Креста Отто и Матильды. Поскольку в этой церкви был похоронен брат Матильды Отто, этот крест, вероятно, был частью его памятника.

Строительная программа Матильды

Реконструированный вид westwerk Эссенского аббатства

Георг Хуманн, первый историк искусства, интересовавшийся зданиями и артефактами Эссенского аббатства, с помощью стилистических сравнений приписал westwerk Эссенского собора Матильде. Последующие исследования подтвердили это понимание; Матильда считается инициатором западного строительства, которое после раскопок предшествующего здания в 1955 году Циммерманом считалось главным образом творением игуменьи Феофану, правившей в 1039-1058 гг. Таким образом, Матильда также ответственна за самую раннюю водопроводную систему, найденную в Эссене, свинцовую трубу, которая проходила поперек под Весверком и через все здания аббатства. Такие водопроводные трубы были редкостью в раннем средневековье и встречались только в роскошных зданиях; поэтому они указывают на престиж строителя.

Вопрос о том, Матильда это или Феофану, не вызывает споров, но в это время все же произошло изменение стиля здания. Если бы Эссенское западное сооружение - шедевр оттоновского строительства - сначала было построено при Феофану, оно было бы построено позже, чем один из шедевров последующего романского стиля, в Кельне (который построена сестрой Феофана). С другой стороны, Феофану хвалят за восстановление монастыря Эссена в семейной хронике Браувейлера семьи Эззонидов (членом которой был Феофану). Работа, проведенная Циммерманом, поддерживала последнюю позицию, которая также считала, что предыдущее здание было завершено в 965 году. В этом случае Матильде фактически было построено новое здание, только для того, чтобы его заменить современным Собором.

Ланге обратил внимание на символику строительной программы, которую он узнал в плане вестверка. На Октагон явно повлияли Ахенский собор и политика Отто III по восстановлению Империи. Во времена Феофана эта система больше не имела смысла. Эта точка зрения интерпретирует часть Хроник Браувейлера, в которой говорится, что Феофану обновил здания аббатства, как просто ссылку на духовное восстановление общины Феофану. Надежной даты строительства вестверка более раннего здания не существует. Поэтому сторонники раннего датирования нынешнего здания также датируют предыдущее здание более ранним, указывая на тот факт, что вестверки обычно создавались сразу после достижения иммунитета, которого Эссен, вероятно, достиг до 920 г. В этом случае более ранний Вестверк не имел бы больше не было новым зданием, когда строительство началось при Матильде.

Также возможно, что обе настоятельницы вели строительные работы на Эссенском соборе, поскольку есть признаки долгосрочного строительного проекта. В этом случае ссылка в Brauweiler Chronicle будет истолкована как указание на то, что Феофану завершил строительный проект, начатый Матильдой.

Теории об основании аббатства Реллингхаузен

Матильда также была названа основателем аббатства в (ныне пригород Эссена), поскольку предполагалось найти могильную надпись в своей церкви аббатства, согласно которой она основала аббатство в 998 году и была похоронена там по ее просьбе. Ее основание Реллингхаузена подвергается сомнению в новых исследованиях, поскольку прямые свидетельства отсутствуют, а надгробная надпись была идентифицирована как ранняя современная подделка. Однако аббатство Реллингхаузен упоминается в завещании аббатисы Феофану от 1058 года как основание одного из ее предшественников. Настоятельница, правившая между Матильдой и Феофану, София, сестра Отто III, одновременно являвшаяся аббатисой Гандершейма, вряд ли была основательницей Реллингхаузена. София жила преимущественно в Гандерсхайме и оставила лишь небольшие следы в Эссене. Сестринское аббатство Гандершейма, вероятно, было основано в 940-х годах, а сестринское аббатство Кведлинбурга было определенно основано в 986 году, и кажется маловероятным, что Эссен основал сестринское аббатство до этих более богатых и более важных аббатств, поэтому основание Реллингхаузена до того, как Матильда начала свое владение в 971 году, вероятно, можно исключить. Таким образом, фундамент Реллингхаузена Матильдой явно нельзя считать доказанным, но он не невозможен.

Матильда и ее тезка

Не следует путать аббатису Эссен с ее младшей кузиной Матильдой Германской, графиней Палатиной Лотарингийской (979–1025), дочерью из Отто II, которую в очень молодом возрасте доверили опеке своего кузена в аббатстве. Предполагалось, что Матильда останется в аббатстве и станет аббатисой, как ее двоюродная сестра и старшие сестры Адельхейд I, аббатиса Кведлинбургская, и София I, аббатиса Гандерсхайм, но она была в конце концов женился на Эццо, графе Палатине из Лотарингии около 1000 г. Это произошло несмотря на сильные возражения аббатисы Матильды, так что Эццо пришлось отправиться в Эссен, чтобы забрать свою невесту. Брак, похоже, был разработан, чтобы урегулировать спор об оттонских землях, на которые претендовал Эццо, но, по-видимому, был очень счастлив. Он произвел на свет десять детей, включая Феофану, позже еще одну настоятельницу Эссенскую (умерла в 1056 г.).

Последние годы, смерть и захоронение

Деньги, которые Матильда пожертвовала на сохранение своей памяти. Этот снимок, сделанный в 2010 году, показывает, что канделябр загорелся в ее памяти в день 999-й годовщины ее смерти.

Смерть Отто III, который сильно поддерживал Эссенское аббатство, вероятно, стала переломным моментом для Матильды. Преемником Отто стал Генрих II, сын Генриха Спорщика. Генрих действительно подтвердил привилегии Эссенского аббатства в документе 1003 года, но споры, вероятно, возникли по поводу личного имущества Матильды, унаследованного от ее брата и матери. Ни одно из пожертвований Матильды в Казначейство Эссена не может быть датировано периодом после 1002 года. Есть явные признаки того, что строительство на Вестверке остановилось, поэтому предполагается, что доход Матильды от швабско-оттонской линии внезапно снизился с коронацией Генриха. II. В этом случае Генрих преждевременно присвоил наследство, которое в любом случае перешло бы к нему после смерти Матильды, поскольку он был последним членом династии Оттонов. Следовательно, Матильда, вероятно, участвовала в противодействии его преемственности, которое было особенно сильным в Нижнем Рейне. Лидерами этой оппозиции были Гериберт, архиепископ Кельна, и особенно Эццо, граф Палатин Лотарингский, муж сестры Отто III Матильда, получившая образование в Эссене, который, вероятно, претендовал на престол от имени своих детей. Эццо оказался в аналогичной ситуации с Матильдой, поскольку он утверждал, что династическая собственность оттоновской линии перешла к нему из-за его брака с сестрой бездетного Отто III, предложение, которое Генрих II отказался принять. Этот спор о престолонаследии длился до 1011 года, когда Генрих, должно быть, сдался. Если Матильда также вернула свою собственность, к тому времени было уже слишком поздно возобновлять проекты, которые она начала. пенни Генриха II (HENRICVS REX), найденный в современной Польше в 1996 году, с именем Матильды на реверсе (+ MATHILD ABBATISSA ASNI DENSIS), указывает на то, что Матильда пользовалась такой большой любовью у Генрих II, по крайней мере на некоторое время, назвал ее в честь его денег. Таким образом, эта монета могла быть создана после 1002 года, возможно, памятная серия, созданная после смерти Матильды для примирения между Генрихом II и рейнской оппозицией, возглавляемой Эззонидами.

Матильда, при которой Эссенское аббатство пользовалось большим успехом. период процветания, умер в Эссене 5 ноября 1011 года. В Анналах Кведлинбургского аббатства, основанном дедом Матильды Отто Великим, говорится:

Abstulit [sc. mors] et de regali stemmate gemmam Machtildam abbatissam, Ludolfi filiam.
([смерть] забрала аббатису Матильду, дочь Луидольфа, жемчужину королевской линии).

Со времен могилы Матильды в Реллингхаузене находились Она была определена как подделка и, вероятно, была похоронена на видном месте в склепе Эссен-Минстер. Во время раскопок в церкви в 1952 году в склепе перед главным алтарем была обнаружена могила, в которой часто хоронили важных людей. В то время эта могила была идентифицирована как могила игумении, которая умерла в 1085 году, и было известно, что она была похоронена перед этим алтарем. Однако, согласно позднесредневековым записям, члены аббатства думали, что здесь были похоронены две аббатисы, из которых одна не была названа по имени. Следовательно, впоследствии было высказано предположение, что Суанхильд была похоронена в высокой могиле на вершине могилы Матильды, и в результате место захоронения Матильды стало неизвестным.

Наследники и память

Крест Матильды, который игумения Феофану изготовила в память о Матильде

Прямым преемником Матильды была София, дочь Оттона II. Вероятно, она была заменой своей сестры Матильде, которая получила образование в Эссене, но тогда вышла замуж за Эццо и поэтому не могла быть настоятельницей. Ее назначение, вероятно, было также политическим решением, поскольку София получила образование в Гандершейме у сестры Генриха Вранглера и была сторонницей Генриха II, поэтому она заверила Генриха в политическом контроле над Эссенским аббатством и против рейнской оппозиции. София предпочла аббатство Гандершейм, в котором она была аббатисой с 1002 года. В результате проекты, начатые Матильдой, к тому времени остались незавершенными.

Преемник Софии, Феофану, была дочерью Эццо и Матильды, которая была предполагаемой преемницей Матильды. Она выполнила планы Матильды. Так называемый Крест Матильды в сокровищнице Эссенского собора изображает Матильду в монашеском костюме у ног возведенной на престол Марии, подаренный Феофану в память о Матильде. Ремонт Феофану склепа монастырской церкви перенес могилу Матильды в центр склепа и окружил ее мощами святых, которыми она особенно дорожила. Возведение этого мемориального комплекса было направлено на литургическое продвижение Матильды.

Память Матильды стала особенно отмечаться в Эссене четырьмя мессами и освещением могилы двенадцатью свечами. В Liber Ordinarius, рукописи Эссена, созданной около 1300 года, Матильда называется Mater ecclesiae nostrae (Мать нашей церкви). Аббатиса Матильда была изображена на затерянных западных окнах собора, подаренных членом эссенского ордена Мехтильд фон Гарденбург между 1275 и 1297 годами. Там ее называли:

Mechthildis abbatissa huius conventus olim mater pia
игуменья Мехтильдис, когда-то набожная мать этого монастыря.

Заметки

Литература

  • ван Хаутс, Элизабет. «Женщины и написание истории в раннем средневековье: дело аббатисы Матильды Эссенской и Этельверда». Раннесредневековая Европа, 1 (1992): 53–68.
  • Клаус Гереон Беккерс: Das Otto-Mathildenkreuz im Essener Münsterschatz. Überlegungen zu Charakter und Funktion des Stifterbildes. В: Herrschaft, Liturgie und Raum - Studien zur mittelalterlichen Geschichte des Frauenstifts Essen. Klartext Verlag, Essen 2002, ISBN 3-89861-133-7, стр. 51–80. (на немецком языке)
  • Биргитта Фальк, Андреа фон Хюльсен-Эш (ред.): Матильда - Glanzzeit des Essner Frauenstifts. Klartext Verlag, Essen 2011, ISBN 978-3-8375-0584-9. (на немецком языке)
  • Эдгар Фрейз (1990), «Матильда II»., Neue Deutsche Biographie (NDB) (на немецком языке), 16, Берлин: Дункер и Хамблот, стр. 374–375 ; (полный текст онлайн )
  • Ласко, Питер, Ars Sacra, 800-1200, Yale University Press, 1995 (2-е изд.) ISBN 978-0300060485

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-29 10:11:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте