Массовое движение обозначает политическую партию или движение, которое поддерживается широкими слоями населения. Политические движения, которые обычно выступают за создание массового движения, включают идеологии коммунизма, фашизма и либерализма. И коммунисты, и фашисты обычно поддерживают создание массовых движений как средство свержения правительства и создания своего собственного правительства, а затем массовое движение используется для защиты правительства от самовольного свержения; тогда как либералы стремятся к массовому участию в государственном аппарате представительной демократии.
Социально-научное исследование массовых движений фокусируется на таких элементах, как харизма, лидерство, активные меньшинства, культы и секты, последователи, массовый человек и массовое общество, отчуждение, «промывание мозгов» и идеологическая обработка, авторитаризм и тоталитаризм. Эта область возникла из психологии толпы или масс (Le Bon, Tarde ao), которая постепенно расширила свой охват от мафии к общественным движениям и течениям общественного мнения, а затем к средствам массовой информации и медиа-сообществу. Одним из влиятельных ранних текстов было двойное эссе о стадном инстинкте (1908) британского хирурга Уилфреда Троттера. Это также повлияло на ключевые концепции суперэго и идентификации в Massenpsychologie (1921) Зигмунда Фрейда, ошибочно переведенном как групповая психология. Они связаны с идеями о сексуальном подавлении, ведущем к жесткой личности, в оригинальной «Массовой психологии фашизма» (1933) фрейдомарксиста Вильгельма Райха (не путать с ее полностью переработанной американской версией 1946 года). Затем это воссоединилось с идеями, сформулированными Франкфуртской школой и Теодором Адорно, что в конечном итоге привело к крупному американскому исследованию авторитарной личности (1950) как основы ксенофобии и антисемитизма. Другой ранней темой были отношения между массами и элитами, как вне, так и внутри таких движений (Гаэтано Моска, Вильфредо Парето, Роберт Михельс, Моисей Острогорский).