Месса до мажор (Бетховен)

редактировать

Месса до мажор
от Людвига ван Бетховена
Бетховен 3.jpg Бетховен около 1805, детали портрета на Джозефе Виллиброрд Mahler
Ключ До мажор
Каталог Соч. 86
Текст
Преданность
Выполнила 13 сентября 1807 г.: Айзенштадт  ( 1807-09-13)
Опубликовано 1812: Лейпциг  ( 1812)
Издатель Breitkopf amp; Härtel
Подсчет очков
  • солисты
  • хор
  • оркестр

Людвиг ван Бетховен написал мессу до мажор, соч. 86, в комиссии от князя Николая Эстергази II в 1807. массовой, гол забил четыре вокальных солистов, хора и оркестра, премьера в этом году музыкальными силами князя в Айзенштадт. Бетховен исполнил ее части в своем концерте 1808 года, в котором состоялись премьеры четырех крупных произведений, в том числе Пятой симфонии. Месса была опубликована в 1812 году компанией Breitkopf amp; Härtel.

И принц, и современный критик Э.А. Хоффманн были в целом недовольны произведением, хотя последний по-прежнему считал его «полностью достойным великого мастера [из-за его] внутренней структуры [и] умной оркестровки ». С тех пор работа была омрачена более поздней и более известной Missa solemnis, хотя критики, такие как Майкл Мур, отмечали превосходство мессы до мажор в «прямоте и эмоциональном содержании».

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История и состав
    • 1.1 Премьера и спектакль
    • 1.2 Публикация
  • 2 Структура и оценка
  • 3 Прием
  • 4 записи
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 цитируемых источников
  • 8 Внешние ссылки

История и состав

Бетховен изучал контрапункт в Вене у Иоганна Георга Альбрехтсбергера, авторитета в этой области, но не обращался к духовной музыке до конца своей карьеры. Он получил заказ от принца Николауса Эстерхази II в 1807 году, продолжив традицию, заложенную Йозефом Гайдном, который на протяжении десятилетий служил капельмейстером семьи (музыкальным руководителем). После своего возвращения из Англии в 1795 году Гайдн составлял одну мессу в год для семьи Эстерхази, чтобы отметить именины жены принца. Гайдн прекратил эту традицию после того, как его здоровье ухудшилось в 1802 году. Бетховен полностью осознавал традицию, установленную Гайдном, и она сильно повлияла на него при написании мессы до мажор. В письме к князю Бетховен признался: «Могу я просто сказать, что с большим трепетом передам вам мессу, поскольку ваше светлость привыкло исполнять неповторимые шедевры великого Гайдна». Музыковед Льюис Локвуд писал:

Принимая поручение князя, Бетховен восхвалял массы Гайдна, называя их «неповторимыми шедеврами». Бетховен имел в виду это. Он явно изучал массы Гайдна, сочиняя свои собственные, несомненно, по причинам, выходящим далеко за рамки того факта, что Эстерхазис заказал это, как мы видим из его эскизов для Глории. Эскизы включают два отрывка, скопированные из Schöpfungsmesse («Месса творения») Гайдна, одной из четырех поздних месс Гайдна, легко доступных Бетховену в опубликованных изданиях.

Премьера и спектакль

Премьера мессы Бетховена состоялась 13 сентября 1807 года музыкальными силами принца в Айзенштадте, родовой резиденции Эстерхази недалеко от Вены. Неизвестно, в каком здании проходило представление, но двумя вероятными кандидатами являются Бергкирхе, где проходили несколько премьер Гайдна, и часовня главной резиденции принца - Замок Эстерхази.

Первое выступление было недотрепетированным; музыковед Штольцфус охарактеризовал генеральную репетицию как «неудовлетворительную», отметив, что в припеве присутствовал только один из пяти альтов. Премьера была встречена не очень хорошо, особенно со стороны человека, заказавшего ее, принца Эстерхази. Локвуд рассказал эпизод, рассказав анекдот

Согласно рассказу, князь, услышав произведение - и, вероятно, заметив его резкое отличие от стилей массовой композиции, которые он почитал у Гайдна, - сказал Бетховену: «Но, мой дорогой Бетховен, что вы снова сделали?» После этого, как продолжает рассказ, послышался смех начальника придворной капеллы - это был не кто иной, как Иоганн Непомук Хаммель, композитор и пианист, который сам написал мессы для двора Эстерхази, в том числе одну в том же ключе, до мажор, только что предыдущий год. Гневно отреагировав на вопрос принца и разгневанный напыщенным смехом Хаммеля, а также непривлекательным гостевым домом, предоставленным ему в Айзенштадте, Бетховен в ярости ушел.

Чарльз Розен назвал эпизод Бетховена "самым унизительным публичным провалом". Возможно, принц приглушил свою реакцию, обращаясь непосредственно к Бетховену, поскольку в более позднем письме графине Генриетте фон Зелинской он зашел так далеко, что сказал: «Бетховенская месса невыносимо смешна и отвратительна, и я не уверен, что это когда-либо возможно. выполнено правильно. Я зол и огорчен ».

Бетховен дирижировал частями мессы, Gloria и Sanctus, на концерте 22 декабря 1808 года, в ходе которого состоялись публичные премьеры его Симфонии № 5, Симфонии № 6, Концерта для фортепиано № 4 и Хоровой фантазии.

Публикация

Николаус II Эстерхази, заказавший мессу и устроивший ее премьеру. Йозеф Ланзеделли, 1803 г.

Бетховен предложил мессу после редактирования композиции издателю Breitkopf amp; Härtel вместе с Пятой и Шестой симфониями. Первоначально месса была посвящена принцу Эстерхази; это посвящение появляется в партитуре рукописи, использованной на премьере. Возможно, неудивительно, учитывая исход первого спектакля и реакцию принца, Бетховен посвятил опубликованную версию (1812 г.) другому человеку - князю Кинскому. Первая публикация состояла из печатной партитуры с рукописными копиями оркестровых партий по запросу.

Издатель прислал Бетховену альтернативный немецкий текст Кристиана Шрайбера, который Бетховен прокомментировал 16 января 1811 г.: «Мне кажется, что перевод« Глории »подходит мне, а для« Кирие »- не очень, хотя начало« tief im Staub anbeten » wir »[глубоко в пыли, которой мы поклоняемся] подходит очень хорошо, но мне кажется, что некоторые выражения, такие как« ew'gen Weltenherrscher »[вечный правитель мира]« Allgewaltigen »[всемогущий], более подходят для Глории. общий характер [...] в Kyrie - сердечное смирение, откуда глубина религиозных чувств Gott erbarme dich unser [Бог смилостивится над нами] без грусти, мягкость - основа всей работы, [...] хотя «елисон, помилуй нас» - все же в целом есть бодрость. Католик ходит в свою церковь по воскресеньям, украшенный праздничной веселостью. Кирие Элисон также является вступлением ко всей мессе, с такой сильной силой. Выражения мало что осталось для пла там, где они действительно должны быть сильными ".

Структура и оценка

Композиция рассчитана для четырех солистов ( сопрано, альт, тенор, бас ), четырехчастного хора ( SATB ) и симфонического оркестра флейт, гобоев, кларнетов, фаготов, валторн, труб, литавр, струнных и органа. Сеттинг Латинского Ордена Месс состоит из пяти частей. В следующей таблице движений голоса, отметки, клавиши и размеры взяты из партитуры.

Нет. Часть Начало Вокал Маркировка Ключ Время
1 Кайри Кайри САТБ + солисты Andante con moto assai vivace quasi Allegretto ma non troppo До мажор 2 4
2 Глория Глория САТБ + Т Аллегро кон брио До мажор сократить время
Qui tollis peccata mundi A + SATB Анданте Моссо Фа минор 3 4
Quoniam tu solus sanctus САТБ + солисты Allegro ma non troppo До мажор обычное время
3 Кредо Кредо SATB Аллегро кон брио 3 4
Et incarnatus est солисты + САТБ Адажио Ми-бемоль мажор 2 4
Et resurrexit B + SATB Аллегро До мажор обычное время
Et in Spiritum Sanctum ATBS + SATB Аллегро
Et vitam venturi saeculi САТБ + солисты Allegro ma non troppo сократить время
4 Sanctus Sanctus SATB Адажио Основным обычное время
Pleni sunt coeli, Осанна SATB Аллегро
Бенедикт солисты + САТБ Allegretto ma non troppo Фа мажор
Осанна SATB Аллегро Основным
5 Agnus Dei Agnus Dei SATB Поко Анданте До минор 12 8
Dona nobis pacem солисты + САТБ Allegro ma non troppo До мажор обычное время
SATB Andante con moto, Tempo del Kyrie

Прием

ЭТА Хоффманн написал в обзоре 1813 года, ожидая мощи Пятой симфонии Бетховена, о «выражении детского безмятежного ума, который, полагаясь на свою чистоту, верит в милосердие Бога и умоляет его как отца, который хочет лучшее для своих детей и выполняет их просьбы ("den Ausdruck eines kindlich heiteren Gemüths, das, auf seine Reinheit bauend, gläubig der Gnade Gottes vertraut und zu ihm fleht wie zu dem Vater, der das Beste seinrertten Kinder унд их В до минор Agnus Dei он услышал «чувство внутренней боли, которое не разрывает сердце, но полезно для него и растворяется, как печаль из другого мира, в неземном наслаждении» («ein Gefühl der inneren Wehmut, die aber das Herz nicht zerreisst, sondern ihm wohlthut, und sich, wie der Schmerz, der aus einer andern Welt gekommen ist, in überirdische Wonne auflöst "). Критик Николас Марстон характеризует этот обзор как" неспособный найти много чего "..

Сегодня месса ценится критиками (такими как Розен), но, вероятно, это одна из наименее исполняемых из больших произведений Бетховена. Работа обычно затмевается более поздней Missa solemnis Бетховена. Руководство Penguin по компакт-дискам (издание 2007 г.) называет эту работу «давно недооцененным шедевром», в то время как Майкл Мур писал, что «в ней есть прямолинейность и эмоциональное содержание, которых иногда не хватает [Missa solemnis]».

Записи

Месса до мажор была описана дирижером Тревором Харви как «несправедливо пренебрегаемая» в отношении истории ее записи. По состоянию на 2008 год было всего около 10 записей мессы до мажор; мероприятие Missa solemnis было зарегистрировано как минимум 21 раз. Из них два являются записи обеих масс вместе: Carlo Maria Giulini с филармоническим оркестром и филармонического хора (1971), а также Колин Дэвис с Лондонский симфонический оркестр и хор London Symphony (2008). Граммофон считает бывший сильнее записи, благодаря своей энергии и жизненной силы. Среди других отмеченных записей - продуманная интерпретация Ричарда Хикокса и Collegium Musicum 90 (2003); освежающая запись Джона Элиота Гардинера с Революционным и Романтическим Оркестром и Хор Монтеверди ; а также близкое знакомство Джорджа Геста с Академией Святого Мартина на полях и хором Колледжа Святого Иоанна в Кембридже.

Примечания

использованная литература

Цитированные источники

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-01 10:19:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте