Масанобу Фукуока | |
---|---|
Масанобу Фукуока, 2002 год. | |
Родился | ( 1913-02-02)2 февраля 1913 г. Иё, Япония |
Умер | 16 августа 2008 г. (2008-08-16)(95 лет) Иё, Япония |
Национальность | Японский |
Занятие | Ученый- агроном, фермер, автор |
Известен | Философия, натуральное земледелие |
Известная работа | Революция одной соломинки |
Награды | Премия Рамона Магсайси, Премия Десикоттама, Премия Совета Земли |
Масанобу Фукуока ( яп. 福岡 正 信, Хепберн : Фукуока Масанобу, 2 февраля 1913 - 16 августа 2008) был японским фермером и философом, известным своим естественным земледелием и восстановлением растительности на пустынных землях. Он был сторонником методов нулевой обработки почвы, выращивания без гербицидов и пестицидов, на основе которых он создал особый метод ведения сельского хозяйства, обычно называемый «естественным земледелием» или «земледелием без дела».
Фукуока был автором нескольких книг, научных статей и других публикаций, а с 1970-х годов фигурировал в телевизионных документальных фильмах и интервью. Его влияние вышло за рамки сельского хозяйства, чтобы вдохновить людей на движения за естественную пищу и образ жизни. Он был откровенным защитником ценности соблюдения принципов природы.
Фукуока родился 2 февраля 1913 года в Иё, Эхимэ, Япония. Он был вторым сыном Камеичи Фукуока, образованного и богатого землевладельца и местного лидера. Он учился в сельскохозяйственном колледже префектуры Гифу и получил образование микробиолога и ученого-агронома, начав карьеру научного сотрудника, специализирующегося на патологии растений. В 1934 году он работал в отделе инспекции растений Таможенного управления Иокогамы в качестве инспектора сельскохозяйственной таможни. В 1937 году он был госпитализирован с пневмонией и, выздоравливая, заявил, что получил глубокий духовный опыт, который изменил его мировоззрение и заставил усомниться в практике современной «западной» сельскохозяйственной науки. Он немедленно ушел со своего поста научного сотрудника и вернулся на семейную ферму на острове Сикоку на юге Японии.
Холм Фукуока в Иё, ЭхимэС 1938 года Фукуока начал практиковать и экспериментировать с новыми техниками на органических цитрусовых садах и использовал полученные наблюдения для развития идеи «естественного земледелия». Среди прочего, он отказался от обрезки цитрусовых деревьев, из-за чего деревья были поражены насекомыми, а ветви запутались. Он заявил, что этот опыт научил его различать природу и невмешательство. Его усилия были прерваны Второй мировой войной, во время которой он работал на экспериментальной сельскохозяйственной станции префектуры Коти над такими предметами, как исследования в области сельского хозяйства и производство продуктов питания.
Вид на семейную ферму Фукуока (в центре справа) и холм в Иё, ЭхимэВ 1940 году Фукуока женился на своей жене Аяко, и у них родилось пятеро детей. После Второй мировой войны его отец потерял большую часть семейных земель в результате послевоенной земельной реформы, и ему осталось три восьмых акра рисовой земли и цитрусовые сады на склоне холма, которые его сын унаследовал до войны. Несмотря на эти обстоятельства, в 1947 году он снова с успехом занялся натуральным земледелием, используя методы нулевой обработки почвы для выращивания риса и ячменя. В том же году он написал свою первую книгу Mu 1: The God Revolution или Mu 1: Kami no Kakumei (無 〈1〉 神 の 革命) на японском языке и работал над распространением информации о преимуществах своих методов и философии.. Его более поздняя книга, Революция одной соломинки, была опубликована в 1975 году и переведена на английский язык в 1978 году.
С 1979 года Фукуока много путешествовал по миру, читал лекции, работал непосредственно над семенами и восстановлением вегетации территорий и получал ряд наград в различных странах в знак признания его работы и достижений. К 1980-м годам Фукуока записал, что он и его семья ежегодно отправляли в Токио около 6000 ящиков цитрусовых общим объемом около 90 тонн.
Во время своего первого заграничного путешествия Фукуока сопровождал его жена Аяко, встретил лидеров макробиотической диеты Мичио Куши и Германа Айхара, а также руководствовался его ведущим сторонником и редактором переводов Ларри Корном. Они посеяли семена в опустыниванию, посетил Калифорнийский университет в Беркли и Лос - Анджелес, тем Грин Ущелье Farm Zen Center, тем Lundberg Family Farms, и встретились с ООН КБО ООН представителей, включая Мориса Стронга, который поощрял практическое участие Фукуока в «Плане действий по борьбе с опустыниванием ". Он также побывал в Нью-Йорке и его окрестностях, таких как Бостон и Амхерст-колледж в Массачусетсе.
В 1983 году он отправился в Европу на 50 дней, проводя семинары, обучая фермеров и сея семена. В 1985 году он провел 40 дней в Сомали и Эфиопии, засевая семена для восстановления растительности в пустынных районах, в том числе работая в отдаленных деревнях и лагерях беженцев. В следующем году он вернулся в Соединенные Штаты, выступая на трех международных конференциях по естественному земледелию в штате Вашингтон, Сан-Франциско, и на факультете сельского хозяйства Калифорнийского университета в Санта-Круз. Фукуока также воспользовался возможностью посетить фермы, леса и города, читая лекции и встречаясь с людьми. В 1988 году он читал лекции в Индийском научном конгрессе, государственных сельскохозяйственных университетах и других местах.
Фукуока ездил в Таиланд в 1990 и 1991 годах, посещая фермы и собирая семена для восстановления растительности пустынь в Индии, куда он вернулся в ноябре и декабре того же года в попытке восстановить их. В следующем году он участвовал в официальных встречах в Японии, связанных с Саммитом Земли в Рио, Бразилия, а в 1996 году он вернулся в Африку, сея семена в пустынных районах Танзании, наблюдая за деревьями баобабов и страной джунглей. Он обучал изготовлению и посеву глиняных семенных шариков во Вьетнаме в 1995 году.
В 1998 году он отправился на Филиппины, где проводил исследования в области естественного земледелия, а позже в том же году посетил Грецию, чтобы помочь планам по восстановлению растительности на 10 000 гектаров (40 кв. Миль) вокруг озера Вегоритида в региональной единице Пелла и для создания фильм о главном усилии семенного шарика. В следующем году он вернулся в Европу, посетив Майорку.
Он посетил Китай в 2001 году, а в 2002 году он снова вернулся в Индию, чтобы выступить на семинаре «Природа как учитель» на ферме Навданья и в Университете Земли Биджа Видьяпит в Дехра Дун, Уттаракханд на севере Индии. В День Ганди он прочитал третью ежегодную лекцию памяти Альберта Ховарда для участников со всех шести континентов. Той осенью он должен был посетить Афганистан с Юко Хонма, но не смог приехать, отправив вместо него восемь тонн семян. В 2005 году он прочитал краткую лекцию на Всемирной выставке в префектуре Айти, Япония, а в мае 2006 года он появился в часовом интервью японской телекомпании NHK.
Масанобу Фукуока умер 16 августа 2008 года в возрасте 95 лет после длительного пребывания в постели и в инвалидном кресле.
Фукуока назвал свою сельскохозяйственную философию сизен нохо ( 自然 農 法 ), что чаще всего переводится на английский как « естественное земледелие ». Его также называют «методом Фукуока», «естественным способом ведения сельского хозяйства» или «земледелием без бездействия».
Система основана на признании сложности живых организмов, которые формируют экосистему, и сознательной эксплуатации ее. Фукуока рассматривал сельское хозяйство не только как средство производства продуктов питания, но как эстетический и духовный подход к жизни, конечной целью которого было «выращивание и совершенствование людей».
Четыре принципа естественного земледелия заключаются в следующем:
Фукуока заново изобрел и усовершенствовал использование глиняных семенных шариков. Шарики с глиняными семенами изначально были древней практикой, при которой семена для урожая следующего сезона смешивались вместе, иногда с перегноем или компостом для микробных инокулянтов, а затем скатывались в глине, чтобы сформировать маленькие шарики. Этот метод сейчас широко используется в партизанском садоводстве для быстрого засева закрытых или частных участков.
В 1988 году Фукуока получил Премию Desikottam Университета Висва-Бхарати, а также Премию Рамона Магсайсая за государственную службу на Филиппинах, которую часто называют «Нобелевской премией Азии».
В марте 1997 года форум «Саммит Земли + 5» в Рио-де-Жанейро вручил ему Премию Совета Земли, полученную лично на церемонии в Токио 26 мая того же года, в честь его вклада в устойчивое развитие.
В 1998 году Фукуока получил грант в размере 10 000 долларов США от Фонда братьев Рокфеллер, но грант был возвращен, поскольку преклонный возраст помешал ему завершить проект.
В международном развитии движения за органическое земледелие Фукуока считается одним из «пяти великих личностей, которые вдохновили это движение» наряду с австрийцем Рудольфом Штайнером, немецко-швейцарским Гансом Мюллером, леди Евой Бальфур в Соединенном Королевстве и Дж. И. Родейлом в Великобритании. Соединенные Штаты.
Его книги считаются как справочниками по сельскому хозяйству, так и путеводителями по образу жизни.
Революция одной соломинки была переведена на более чем 20 языков и продана тиражом более одного миллиона экземпляров, и Фукуока имел широкое влияние, вдохновляя международное движение людей, открывающих и применяющих его принципы в разной степени, таких как Акинори Кимура, Давид Мас Масумото и Ёсиказу Кавагути и оказал значительное влияние на альтернативные движения на Западе, такие как пермакультура.
Розана Тоситракул, тайский активист и политик, в течение года училась у Фукуока на его ферме. Затем она организовала визит Фукуоке в Куте Чам района в провинции Yasothon на северо - востоке Таиланда, который, вместе с его книгами, оказали значительное влияние на быстрое и широкое внедрение органического и химического свободного риса хозяйства в районе.
В предисловии к американским изданиям The One-Стро революции, Уэнделл Берри писал, что методы Фукуоке не являются «непосредственно применимы к большинству американских ферм», но в конце концов приходит к выводу, что это было бы «ошибкой считать, что практические отрывки из этой книги бесполезны... », предполагая, что естественное земледелие потребует от фермеров свежего взгляда и правильной заботы о своей земле, чтобы придумать методы, актуальные для их собственных хозяйств.
Техники Фукуока оказались сложными в применении даже на большинстве японских ферм и были описаны как сложные методы, несмотря на их простой внешний вид. В первые годы перехода от традиционного земледелия наблюдается потеря урожайности. Фукуока оценил их в 10%, в то время как другие, такие как Ёсиказу Кавагути, обнаружили, что попытки строго следовать методам Фукуоки приводят к неурожаям и требуют многих лет адаптации, чтобы принципы работали.
Теодор Фридрих и Йозеф Кинцле из Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН высказали мнение, что его отказ от механизации не оправдан для современного сельскохозяйственного производства и что эта система не может эффективно взаимодействовать с традиционными сельскохозяйственными системами.
В Японии, где у Фукуоки было мало последователей или соратников, его критики утверждают, что «внутренний мир и связь между людьми и природой, однако, не исчерпывают реальность» и что он не уделял достаточного внимания межличностным отношениям или обществу.
Ферма Фукуока в Сикоку была захвачена его сыном и невесткой в конце 1980-х, когда Фукуока достиг преклонного возраста. Его внук тоже занялся земледелием. Многие из деревьев иёкан и аманацу-микан на ферме сохранились, хотя некоторые старые иёкан были заменены новыми сортами фруктов. Лесные массивы остаются вместе с фруктовыми садами, в том числе некоторые участки диких овощей, которые все еще растут среди них. Некоторые районы возделывания с мульчированием соломой продолжают производить зерновые и овощи. На ферме также есть фруктовый сад с деревьями гинкго, грибами шиитаке, растущими на бревнах в тенистых лесах, а также насаждениями лаймов, грейпфрутов, фейхоа, авокадо и манго.
Ферма теперь управляется с использованием некоторых методов естественного земледелия: без химикатов, без обработки земли и без использования компостирования. Были изменены другие техники; схема орошения более традиционна, чтобы уменьшить конфликты с соседями. На вершине холма, окружающего хижину Фукуоки, следовали философии ничего не делать. Здесь он превратился в естественный плодоносящий лес с минимальным вмешательством.