Martyrium ( Latin ) или martyrion ( греческий ), множественное martyria, иногда англизировал martyry (пл. Martyries), является церковь или храм построен на могиле христианского мученика. Он связан с определенной архитектурной формой, сосредоточенной на центральном элементе и, таким образом, построен на центральном плане, то есть имеет круглую, иногда восьмиугольную или крестообразную форму.
Происхождение названия христианского мученика следующее: древнегреческий мученик, «свидетель», мученику, «свидетельство», позднему и церковному латинскому мученику.
Самые древние христианские мученики были построены на «месте, которое свидетельствует о христианской вере, ссылаясь на какое- либо событие из жизни Христа или Страстей, либо укрывая могилу мученика ». Мартирии, в основном маленькие, были очень распространены после начала 4 века, когда Константин стал первым римским императором, заявившим о религиозной терпимости к христианству в Римской империи. У Мартирии не было стандартного архитектурного плана, и их можно найти в самых разных проектах. Часто имелся углубленный пол или его часть, чтобы приблизить верующих к останкам святого, и небольшое отверстие, фенестелла, ведущее от алтаря к самой могиле.
Позднее церкви стали приносить в храм мощи святых, а не возводить храм над могилой; первый перенос мощей был в Антиохии в 354 году, когда останки святого Вавилы, находившиеся в саркофаге, были перенесены в новую церковь.
Архитектурная форма мартирия возникла из римской архитектуры, в основном на основе императорской мавзолеи. Константин Великий применил его для гробницы Иисуса в Анастасии в Иерусалиме (ок. 326–380-е гг.) И Апостольской церкви в Константинополе, а также построил круглую мавзолею для себя и своих дочерей. Первый шаг к созданию церкви на основе императорского мавзолея был сделан около 320 г., когда Константин соединил то, что должно было стать его собственным мавзолеем, с церковной структурой.
Та же самая форма была позже принята ранней исламской архитектурой, которая использовала ее для создания святыни, известной как Купол Скалы в Иерусалиме, построенной во многом в стиле Константиновской ротонды Храма Гроба Господня, который был построен. должен был создать «диалог святынь» с, глядя на него сверху вниз с доминирующей позиции ( Храмовая гора ).
Церковь мученика центрального плана стала формой, используемой для важных церквей, которые не содержали важных реликвий, как это было в случае с Константиновским «Золотым октагоном» в Антиохии, возможно, также с восьмиугольной церковью Кесарии Маритима (построенной около 480–480 гг. 500), Сан-Витале в Равенне (526–547) и Палатинская капелла в Аахене (ок. 792–805).
Мартирии, которые остались в чем-то похожем на их первоначальную форму, включают следующее:
Другие знаменитые Мартирии включают: