Марти | |
---|---|
Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Делберт Манн |
Сценарий от | Пэдди Чаевски |
На основе | Марти Пэдди Чаевски |
Произведено | |
В главной роли | |
Кинематография | Джозеф ЛаШель |
Под редакцией | Алан Кросланд мл. |
Музыка | Рой Уэбб |
Производственная компания | Hecht-Lancaster Productions |
Распространяется | Объединенные художники |
Дата выхода | |
Продолжительность | 90 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | английский |
Бюджет | 350 000 долл. США |
Театральная касса | 2000000 долларов США (аренда в США / Канаде) 1500000 долларов США (зарубежная аренда) |
Марти - американский романтический драматический фильм 1955 года, снятый Делбертом Манном в его режиссерском дебюте. Сценарий был написан Пэдди Чаефски, расширяя его одноименный телесериал 1953 года, который транслировался на The Philco-Goodyear Television Playhouse с участием Рода Стайгера в главной роли.
В фильме снимались Эрнест Боргнин и Бетси Блэр. Помимо награды « Оскар» за лучший фильм, фильм получил международный успех, став четвертым американским фильмом, получившим Золотую пальмовую ветвь. Марти, «Затерянные выходные» (1945) и « Паразит» (2019) - единственные три фильма, получившие главные призы обеих организаций.
В 1994 году Марти был признан «культурно, исторически или эстетически значимым» и выбран для сохранения в Библиотеке Конгресса " Национальный реестр кинокартин.
Марти Пилетти - итало-американский мясник, который живет в Бронксе со своей матерью. Не состоящий в браке в свои 34 года добродушный, но неуклюжий в общении Марти сталкивается с постоянными уговорами со стороны семьи и друзей, чтобы он остепенился, поскольку они указывают, что все его братья и сестры уже женаты, большинство из них имеют детей. Не прочь жениться, но разочарованный отсутствием перспектив, Марти неохотно смирился с холостяцкой жизнью.
Однажды субботним вечером после того, как его мать заставила его пойти в бальный зал «Звездная пыль», Марти встречается с Кларой, простой учительницей естествознания в средней школе Бенджамина Франклина, которая тихо плачет на крыше после того, как ее жестоко бросило в бальный зал ее свидание вслепую. Они проводят вечер вместе, танцуя, гуляя по оживленным улицам и разговаривая в закусочной. Марти охотно делится историей своей жизни и амбициями, и они поддерживают друг друга. Он приводит Клару в свой дом, и они неловко выражают свое взаимное влечение, незадолго до возвращения его матери. Марти отвезет ее домой на автобусе, пообещав позвонить ей в 2:30 следующего дня после мессы. На обратном пути домой обрадованный, он пробивает знак автобусной остановки и плетется между машинами, вместо этого ища такси.
Тем временем тетя Марти Кэтрин переезжает жить к Марти и его матери. Она предупреждает его мать, что Марти скоро женится, и бросит ее. Опасаясь, что роман Марти может означать ее отказ, его мать принижает Клару. Друзья Марти со скрытой завистью высмеивают Клару за ее простоту и пытаются убедить его забыть ее и остаться с ними, холостыми, в их угасающей молодости. Призванный к подчинению своими друзьями, Марти не звонит Кларе.
В ту ночь, вернувшись в ту же одинокую колею, Марти понимает, что бросает женщину, которая ему не только нравится, но и делает его счастливым. Несмотря на возражения друзей, он бросается к телефонной будке, чтобы позвонить Кларе, которая безутешно смотрит телевизор со своими родителями. Когда его друг спрашивает, что он делает, Марти взрывается, говоря:
Она тебе не нравится, моя мама не любит, она собака, а я толстый некрасивый человек! Что ж, все, что я знаю, это то, что я хорошо провел время прошлой ночью! Я собираюсь хорошо провести время сегодня вечером! Если у нас будет достаточно хороших моментов вместе, я встану на колени и умоляю эту девушку выйти за меня замуж! Если мы устроим вечеринку на Новый год, у меня будет свидание на эту вечеринку. Она тебе не нравится? Это очень плохо!
Марти закрывает дверь телефонной будки, когда Клара отвечает на звонок. В последней строке фильма он предварительно говорит: «Привет... Привет, Клара?»
В фильме Эстер Минчиотти, Августа Чолли и Джо Мантелл исполнили свои роли из телетрансляций в прямом эфире. Сценарий изменил название «Waverly Ballroom» на «Stardust Ballroom». Фильм расширил роль Клары и добавил сюжеты о карьере Марти, его матери и ее сестре.
Род Стайгер, сыгравший Марти в телеспектакле, отклонил предложение повторить роль после того, как Гарольд Хехт и Берт Ланкастер, продюсеры фильма, потребовали от Стайгера подписать соглашение о нескольких картинах в качестве условия сохранения его роли. Эрнест Боргнин взял на себя главную роль вместо Штайгера.
Съемки фильма начались 7 сентября 1954 года в Бронксе и включили в фильм многие аспекты района, такие как Гранд-Зал, Артур-авеню, Ган-Хилл-роуд, Уайт-Плейнс-роуд, а также несколько линий метро и эстакад Бронкса, в том числе линии Concourse, Third Avenue, White Plains Road и Jerome Avenue. Съемки на съемочной площадке проходили на студии Samuel Goldwyn Studios 1 ноября 1954 года. Уроженец Бронкса Джерри Орбах дебютировал в кино в неизвестной роли покровителя бального зала. У Чайфски в титрах не было камео в роли Лео.
Первоначально роль Клары должна была исполнять актриса Нэнси Маршанд, позже прославившаяся Лу Грантом и Кланом Сопрано, сыгравшая персонажа в телевизионной версии. Однако актриса Бетси Блэр была заинтересована в этой роли и лоббировала ее. В то время Блэр, которая была замужем за актером Джином Келли, была занесена в черный список из-за ее марксистских и коммунистических симпатий. Только благодаря лоббированию Келли, который использовал свой звездный статус и связи в MGM для давления на United Artists, Блэр получил эту роль. Как сообщается, Келли пригрозила сняться с фильма «Всегда хорошая погода», если Блэр не получит роль Клары.
Манн снял фильм за 16 дней и еще три дня на пересадки.
После премьеры 11 апреля 1955 года (за которой последовал широкий прокат 15 июля) Марти получил исключительно положительные отзывы критиков. Рональд Холлоуэй из Variety писал: «Если Марти является примером материала, который можно почерпнуть, то редакторам студийных сюжетов лучше проводить больше времени дома и смотреть телевизор». Time охарактеризовал фильм как «замечательный». Луэлле Парсонс фильм понравился, но она чувствовала, что вряд ли он будет номинирован на «Оскар». При бюджете в 343 000 долларов фильм принес в США 3 миллиона долларов, что сделало его кассовым успехом.
Rotten Tomatoes дает ему оценку 99% "Certified Fresh" на основе 70 отзывов со средней оценкой 8/10. Консенсус сайта гласит: « Солидный диалог сценариста Пэдди Чаевски подкреплен сильными выступлениями Эрнеста Боргнайна и Бетси Блэр в этом привлекательном сдержанном исследовании персонажей».
Фильм признан Американским институтом кино.
Марти получил первую в истории награду « Золотую пальмовую ветвь». Марти, «Потерянные выходные» и « Паразит» - единственные фильмы, когда-либо удостоенные как премии Оскар за лучший фильм, так и высшей награды Каннского кинофестиваля ( Марти и Паразит оба получили Золотую пальмовую ветвь, которая, начиная с фестиваля 1955 года, заменил Grand Prix du Festival International du Film как высшую награду).