Доминирование (экономика)

редактировать

Доминирование на рынке - это показатель силы бренда, продукта, сервис или фирма по сравнению с конкурентными предложениями, например, контроль над значительной долей власти на конкретном рынке. Доминирующее положение - это одновременно юридическая концепция и экономическая концепция, и различие между ними важно при определении доминирующего положения компании на рынке.

В конкурентной среде часто присутствует географический элемент. При определении доминирования на рынке необходимо видеть, в какой степени продукт, бренд или фирма контролируют категорию продукта в данной географической области. Есть несколько способов измерить доминирование на рынке. Самая прямая - это доля рынка. Это процент от общего рынка, обслуживаемого фирмой или брендом. Уменьшение доли рынка характерно для большинства отраслей: то есть, если лидер отрасли имеет, скажем, 50% долю, следующая по величине доля может иметь 25%, следующие 12%, следующие 6% и все оставшиеся фирмы. вместе может иметь 7% акций.

Доля рынка не является идеальным показателем доминирования на рынке. Хотя не существует жестких правил, регулирующих взаимосвязь между долей рынка и доминирующим положением на рынке, следующие общие критерии:

  • Компания, бренд, продукт или услуга, совокупная доля рынка которых превышает 60%, скорее всего, имеет рыночную власть. и доминирование на рынке.
  • Доля рынка более 35%, но менее 60%, принадлежащая одному бренду, продукту или услуге, является показателем силы рынка, но не обязательно доминирования.
  • A рыночная доля менее 35%, принадлежащая одному бренду, продукту или услуге, не является показателем силы или доминирования и не вызовет антиконкурентных опасений со стороны государственных регулирующих органов.

Доли рынка внутри отрасли могут не демонстрировать снижения масштаб. На дуополистическом рынке может быть только две фирмы, каждая с долей 50%; или в отрасли может быть три фирмы, каждая с долей 33%; или 100 фирм с долей в каждой по 1%. коэффициент концентрации отрасли используется как индикатор относительного размера ведущих фирм по отношению к отрасли в целом. Одним из часто используемых коэффициентов концентрации является коэффициент концентрации четырех фирм, который складывается из совокупной доли рынка четырех крупнейших фирм в процентах от всей отрасли. Чем выше коэффициент концентрации, тем больше рыночная власть ведущих фирм.

С юридической точки зрения определение часто бывает более сложным. Дело, которое может быть использовано для определения доминирования на рынке в соответствии с законодательством ЕС, - это дело United Brands v Commission (Дело о «бананах»), в котором суд постановил: «доминирующее положение, указанное в статье [102], относится к положению экономическая мощь, которой обладает предприятие, что позволяет ему предотвращать поддержание эффективной конкуренции на соответствующем рынке, предоставляя ему возможность вести себя в значительной степени независимо от его конкурентов, клиентов и, в конечном итоге, от потребителей ''. Руководство Комиссии предполагает, что рыночные доли только «полезный первый указатель» в процессе оценки рыночной власти.

Другой способ расчета доминирования на рынке, рассматривая конкуренцию как рыночные доли, еще менее полезен при оценке конкурентного давления, оказываемого на предприятие, т. Е. Конкуренции со стороны других фирм, которые еще не работают на рынке, но имеют возможность выйти на него в ближайшем будущем. Особое значение здесь имеют пункты 16 и 17 Руководства Комиссии… 16. Конкуренция - это динамический процесс, и оценка конкурентных ограничений компании не может основываться исключительно на существующей рыночной ситуации. Возможное влияние расширения со стороны реальных конкурентов или выхода на рынок потенциальных конкурентов, включая угрозу такого расширения или выхода на рынок, также имеет значение. Предприятие может быть удержано от повышения цен, если расширение или выход на рынок вероятны, своевременны и достаточны. Чтобы Комиссия сочла расширение или выход на рынок вероятным, оно должно быть достаточно прибыльным для конкурента или участника, принимая во внимание такие факторы, как препятствия для расширения или выхода на рынок, вероятную реакцию предположительно доминирующего предприятия и других конкурентов, а также риски и затраты. неудачи.

Существует также указатель Херфиндаля. Это показатель размера фирм по отношению к отрасли и показатель степени конкуренции между ними. Он определяется как сумма квадратов рыночных долей каждой отдельной фирмы. Таким образом, он может варьироваться от 0 до 10 000, переходя от очень большого количества очень мелких фирм к единственному монополистическому производителю. Снижение индекса Херфиндаля обычно указывает на потерю силы ценообразования и усиление конкуренции, тогда как повышение означает обратное.

Индекс доминирования Квока (D) определяется как сумма квадратов разницы между долей каждой фирмы и следующей по величине долей на рынке:

D = ∑ i = 1 n - 1 (si - si + 1) 2 {\ displaystyle D = \ sum _ {i = 1} ^ {n-1} (s_ {i} -s_ {i + 1}) ^ {2}}D = \ sum _ {i = 1} ^ {n-1} (s_ {i} -s_ {i + 1}) ^ {2}

где

s 1 ≥... ≥ s i ≥ s i + 1 ≥... ≥ sn {\ displaystyle s_ {1} \ geq... \ geq s_ {i} \ geq s_ {i + 1} \ geq... \ geq s_ {n}}s_ {1} \ geq... \ geq s_ {i} \ geq s_ {i + 1} \ geq... \ geq s_ {n} для всех i = 1,..., n - 1.

В рамках процесса проверки слияния мексиканская комиссия по конкуренции использует индекс доминирования Гарсиа Альбы (ID), описанный как индекс Херфиндаля из Херфиндаля индекс (HHI). Формально ID - это сумма возведенных в квадрат вкладов фирм в рынок HHI: ID = ∑ i = 1 nhi 2 {\ displaystyle ID = \ sum _ {i = 1} ^ {n} h_ {i} ^ {2 }}ID = \ sum _ {i = 1} ^ {n} h_ {i} ^ {2} где hi = si 2 / HHI. {\ displaystyle h_ {i} = \ left.s_ {i} ^ {2} \ right / HHI.}h_ {i} = \ left.s_ {i} ^ {2} \ right / HHI.

Индекс асимметрии (AI) определяется как статистическая дисперсия рыночных долей: AI = ∑ i = 1 n (si - 1 n) 2 / n. {\ displaystyle AI = \ left. \ sum _ {i = 1} ^ {n} \ left (s_ {i} - {1 \ over n} \ right) ^ {2} \ right / n.}AI = \ left. \ sum _ {i = 1} ^ {n} \ left (s_ {i} - {1 \ over n} \ right) ^ {2} \ right / n.

Уравновешивающая покупательская сила - это кое-что еще, что следует учитывать при расчете доминирования на рынке. На рынке, где покупатели имеют больше возможностей, чем поставщики в определении цен или изменений на рынке, фирме с высокой долей рынка может быть нелегко реализовать свои полномочия против конкурентов, поскольку она всегда должна быть подотчетна клиентам, которые отдают ей высокую долю рынка и не колеблясь, переключить предпочтение продукта на следующую фирму. Такие клиенты должны будут иметь достаточную силу на переговорах, которая обычно зависит от их размера или коммерческого значения в промышленном секторе

Предыдущие результаты доминирования не могут быть использованы для расчета доминирования, как это согласовано в Комиссии против Coca-Cola. [2000], в котором Суд постановил, что Комиссия должна по-новому взглянуть на рыночные условия каждый раз, когда она принимает решение в отношении статьи 102.

Существуют разные точки зрения на то, что указывает на доминирование, и на то, как установить доминирование. Одним из них является точка зрения Европейской комиссии в отношении применения ими статьи 102 Договора о функционировании Европейского Союза (ранее статья 82 Договора об учреждении Европейского сообщества)., который конкретно касается злоупотребления доминирующим положением на рынке в отношении закона о конкуренции.

Европейская комиссия в своем Руководстве по A102 отождествляет доминирование с экономической концепцией значительной рыночной власти, которая указывает на то, что доминирование может осуществляться и злоупотреблять Приоритеты правоприменения. В параграфе 10 Руководства указывается, что при отсутствии давления со стороны конкурентов предприятие, которое является юридическим лицом, действующим в ходе хозяйственной деятельности, вероятно, способно обладать значительной рыночной властью. Более того, в параграфе 11 это развито, аргументируя это тем, что если предприятие может увеличить объем своей продукции выше конкурентного уровня цен и не сталкивается с экономическими ограничениями, то оно является доминирующим. Например, в общих чертах, если два предприятия продают конкурирующие продукты, и один может повысить их продажную цену и не пострадать от экономических последствий, таких как бойкот их продуктов или переход их клиентов на более дешевый продукт, они доминируют..

Руководство - это не закон, это свод правил, которым должны следовать суды. Однако такое же определение можно найти в другом месте в главе 3 Рабочей тетради по одностороннему поведению. Руководство также подкрепляется параграфом 65 решения Комиссии по делу United Brands v Commission.

«65 ДОМИНАНТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, УКАЗАННОЕ В ДАННОЙ СТАТЬЕ (102), ОТНОСИТСЯ К ПОЛОЖЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИЛЫ, НАСЛАЖДАЕМОМУ ПРЕДПРИЯТИЕМ, КОТОРАЯ ЕГО ПОЗВОЛЯЕТ ЧТОБЫ ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОДДЕРЖАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА СООТВЕТСТВУЮЩЕМ РЫНКЕ, НАДЕВАЯ ЕГО СПОСОБОМ ДЕЙСТВОВАТЬ НЕЗАВИСИМО ОТ СВОИХ КОНКУРЕНТОВ, КЛИЕНТОВ И В НЕОБХОДИМОСТИ ЕГО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ". быть установленным до того, как можно будет рассчитать акции или доминирующее положение компании на этом рынке. Доминирование как экономическая концепция определяется в рамках законодательства ЕС о конкуренции посредством двухэтапного процесса, который сначала требует идентификации соответствующего рынка, как было установлено в деле Continental Can v. Комиссия. Это было подтверждено в пункте 30 постановления по делу AstraZeneca AB против Комиссии, в котором Комиссия заявила, что она должна быть оценена способно ли предприятие действовать независимо от своих конкурентов, клиентов и потребителей.

Определение релевантного и географического рынка оценивается с помощью теста гипотетического монополиста, который ставит под сомнение переход клиента стороны к альтернативному поставщику расположен в другом месте, в ответ на небольшое относительное повышение цен. Следовательно, речь идет о взаимозаменяемости и взаимозаменяемости спроса, то есть о том, может ли один продукт заменять другой и ставит ли рыночная власть предприятия их выше ценовой конкуренции. На втором этапе проверки Комиссия должна изучить различные факторы, чтобы определить, занимает ли компания доминирующее положение на соответствующем рынке.

Факторы

Определение доминирующего положения включает использование нескольких факторы. В Руководстве Европейской комиссии по A102 говорится, что доминирующее положение определяется комбинацией факторов, которые по отдельности не являются определяющими. Следовательно, необходимо учитывать ограничения, налагаемые существующими поставками и положением реальных конкурентов, то есть тех, кто конкурирует с рассматриваемым предприятием. Это включает рассмотрение ежедневного нисходящего давления, которое сохраняет низкие цены на продукцию и конкурентоспособность на рынке, доли рынка которых полезны только в качестве первого признака; за этим должно следовать рассмотрение других факторов, таких как рыночные условия и динамика.

Руководство также заявляет, что ограничения, налагаемые реальной угрозой будущего расширения со стороны реальных конкурентов или выхода на рынок потенциальных конкурентов, являются необходимый фактор рассмотрения. Например, Интеллектуальная собственность в форме патентной защиты представляет собой потенциальный правовой барьер для выхода на рынок новых предприятий, как было показано в Microsoft Corp. В этом случае Суд подтвердил решение Комиссии о том, что Microsoft была доминирующей и злоупотребила своим доминирующим положением в отношении своего отказа предоставить информацию о совместимости для работы ПК Windows с другими системами. Microsoft была вынуждена лицензировать свои данные о совместимости.

Последним моментом, который необходимо принять во внимание, является переговорная сила клиентов предприятия, также известная как компенсационная сила покупателя. Это относится к конкурентным ограничениям, которые могут возникнуть со стороны клиентов, если они являются крупными или коммерчески значимыми для доминирующей фирмы. Однако Комиссия не примет окончательного решения без изучения всех факторов, которые могут иметь значение для ограничения поведения компании.

Актуальность рыночных долей

Согласно Европейской комиссии, рыночные доли обеспечивают полезный первый показатель структуры любого рынка и относительной важности различных предприятий, действующих на нем. В пункте 15 Руководства по A102 Европейская комиссия заявляет, что высокая доля рынка в течение длительного периода времени может быть предварительным признаком доминирования. Международная сеть по конкуренции подчеркивает, что определение того, является ли существенное влияние на рынке очевидным, не должно основываться только на рыночных долях, а вместо этого следует использовать анализ всех факторов, влияющих на конкурентные условия на рынке.

100% рынок акции очень редки, но могут возникать в нишевых областях, например, 91,8% доли рынка в Tetra Pak 1 (лицензия BTG) и 96% доли рынка гипсокартона, принадлежащей BPB в BPB Industries Plc v Commission OJ.

В деле Хоффман-Ла Рош против Комиссии Суд постановил, что большие доли рынка являются «свидетельством существования доминирующего положения», что привело к решению Суда по делу AKZO против Комиссии о том, что при наличии рынка доля не менее 50%, без исключительных обстоятельств, будет презумпция доминирования, которая перекладывает бремя доказывания на предприятие. Европейская комиссия подтвердила этот порог в делах после AKZO. Например, в пункте 100 решения Комиссии в суде первой инстанции в деле France Telecom v Commission Комиссия заявляет, что «… очень большие доли сами по себе, за исключением исключительных обстоятельств, являются свидетельством существования доминирующего положения… 'со ссылкой на решение Суда по делу AZKO, параграф 60, «… так было в случае 50% доли рынка».

Десятый доклад Европейской комиссии о конкуренции подразумевает, что значительная разница между Акции самой крупной и второй по величине фирмы могут указывать на то, что самая крупная фирма занимает доминирующее положение на рынке. В частности, в разделе, озаглавленном «Проверка слияний на предмет совместимости со статьей 86 ЕЭС», в отчете говорится:

Как правило, можно сказать, что доминирующее положение существует, когда достигается рыночная доля в размере порядка 40–45%. [сноска: нельзя исключать доминирующее положение даже в отношении рыночных долей от 20% до 40%; Девятый отчет о политике в области конкуренции, пункт 22.] Хотя эта доля сама по себе не дает автоматического контроля над рынком, если есть большие разрывы между положением соответствующей фирмы и ее ближайших конкурентов, а также другие факторы, которые могут ее поставить при преимуществе в отношении конкуренции вполне может существовать доминирующее положение. (Десятый доклад Европейской комиссии о конкуренции, стр. 103, параграф 150.)
См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-17 11:43:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте