Святой Знак Эфеса | |
---|---|
Икона преподобного Марка Эфесского | |
Защитник и Столп Православия Архиепископ Эфесский | |
Родившийся | c. 1392 Константинополь, Византийская империя |
Умер | 23 июня 1444 г. (52 года) Константинополь, Византийская империя |
Почитается в | Восточное православие |
Канонизированный | 1734 г., Константинополь Патриархом Константинопольским Серафимом |
Главный храм | Монастырь Святого Лазаря, Галата, современный Каракей, Турция |
Праздник | 19 января |
Атрибуты | Длинная белая борода, наделяются как епископ, держа свиток в одной руке и Кресте в других |
Марк Эфесский (род Manuel Евгеник) был исихастская богослов конца Palaiologan периода в Византии, который стал известен своим отказом от Совета Ферраро-Флорентийский (1438-1439). Будучи монахом в Константинополе, Марк был плодовитым гимнографом и преданным паламитом. Как богослов и ученый, он сыграл важную роль в подготовке к Ферраро-Флорентийскому собору, а как митрополит Эфесский и делегат Александрийского патриарха был одним из самых важных голосов на синоде. Отказавшись от Собора как безнадежное дело, Марк стал лидером православной оппозиции Флорентийской унии, тем самым закрепив свою репутацию защитника восточного православия и столпа Восточной православной церкви.
Марк родился Мануэль в 1392 году в Константинополе Джорджу, sakellarios от собора Святой Софии, православного диакона, и Марии, дочери врача набожной имени Лука. Марк научился читать и писать от своего отца, который умер, когда Марк и его младший брат Джон Евгеникос были еще детьми. Мария заставила Марка продолжить свое образование под руководством Иоанна Кортасменоса, который позже стал митрополитом Селимбрийским Игнатием, а также математиком и философом по имени Гемист Плетон.
Марк был единственным восточным епископом, который отказался подписать соглашение с Римско-католической церковью о компромиссной формуле «ex filio» для разногласий по пункту Filioque во время Собора Феррары. Он считал, что в Риме продолжались как ересь, так и раскол. Точно так же католическая церковь считала его еретиком. Он также отверг доктрину Чистилища, возражая против существования очищающего огня, который «очищает» души верующих.
Он мирно скончался в возрасте 52 лет 23 июня 1444 года после мучительной двухнедельной борьбы с кишечной болезнью. На смертном одре Марк умолял Георгиоса Схолариоса, своего бывшего ученика, который позже стал патриархом Константинопольским Геннадием, быть осторожным в связи с западным христианским миром и защищать Православие. По словам его брата Иоанна, его последними словами были: «Иисус Христос, Сын Бога Живого, в руки Твои я предаю дух мой». Марк был похоронен в монастыре Мангана в Константинополе.
Семья Евгеника отмечала каждую годовщину смерти Марка панегириком, состоящим из службы (аколутии) и синаксарий короткой жизни Марка. Во многом благодаря Патриарху Геннадию Схоларию почитание Марка распространилось в Церкви. В 1734 году Патриарх Константинопольский Серафим председательствовал в Священном Синоде Константинопольской Церкви и торжественно прославил (канонизировал) Марка и добавил шесть богослужений к двум старым.
Есть сообщение о посмертном чуде, совершенном святым Марком Эфесским. Врачи отказались от попыток спасти жизнь неизлечимо больной сестры Деметриоса Зурбайоса после того, как их усилия ухудшили ее состояние. После потери сознания в течение трех дней она вдруг проснулась, к радости ее брат, который спросил ее, почему она проснулась залитой в воде. Она рассказала, что епископ проводил ее к фонтану, омыл ее и сказал ей: «Возвращайся; у тебя больше нет болезней». Она спросила его, кто он, и он сказал ей: «Я митрополит Ефесский, Марк Евгеник». После чудесного исцеления она сделала икону Святого Марка и прожила благочестиво еще 15 лет.
Православная Церковь считает Марк Эфесский к святому, назвав его, вместе с Санкт - Фотия Великого и святого Григория Паламы, в столп Православия. Преподобный Никодим Святой Горы, служа святителю, назвал его «Атласом Православия». Его праздник - 19 января, день, когда его мощи были перенесены в монастырь Лазаря в Галате.
Богословская продукция Марка была обширной и охватывала широкий спектр жанров и тем, типичных для монашеских писателей.
Марк написал множество поэтических текстов, прославляющих Бога и святых, многие из которых были предназначены для использования в литургической обстановке. Помимо канонов и богослужений Иисусу Христу, Богородице и ангелам, Марк почтил своих любимых отцов Церкви: св. Григория Паламу, св. Иоанна Дамаскина, св. Симеона Метафраста, а также множество более древних. святые. Кроме того, Марк сочинял стихи, посвященные жизни и достижениям своих героев, таких как Иосиф Бриенниос.
Марк был преданным учеником Григория Паламы. На протяжении своей жизни он написал несколько трактатов в защиту различия сущности и энергии, и он защищал уникальный вклад богословия исихаста перед лицом обвинений в нововведениях.
Одним из наиболее важных богословских вкладов Марка была его оппозиция римско-католической филиокве. На Флорентийском соборе рассмотрение этого противоречия имело как текстовые, так и экзегетические аспекты, поскольку участники обсуждали достоверность источников, точность грамматических построений и канон авторитетных святоотеческих текстов. Марк сыграл одну из первых ролей в сборе рукописей, и его оспариваемые чтения на синоде с тех пор подтверждаются своей точностью и точностью.
Повторяя многовековую полемику, восходящую к Фотию, дебаты вокруг Filioque допускали резонанс более поздних дискуссий, таких как дискуссии Иоанна Беккоса и Григория Кипрского. В конце концов, Марк не мог допустить, что Святой Дух исходит от Сына так же, как и от Отца, даже используя православную фразу «через Сына», поскольку Марк считал это двусмысленностью в свете очевидных богословских разногласий. между Востоком и Западом. Для Евгеника Святой Дух исходит только от Отца, и фраза «через Сына» не выражает ничего подобного богословию Филиокве.
Критика Марком доктрины Чистилища, другой важной темы во Флоренции, вовлекла его в вопросы, касающиеся природы человеческого тела. Основываясь на представлениях паламитов о человеке, Марк сформулировал теорию человеческой личности, уходящую корнями в христологию и православные доктрины Творения. В этой связи дискурсы Марка во Флоренции дополняются сочинениями, написанными им в ответ на платонизм Гемисфа Плетона, который проповедовал радикальное отождествление человеческой личности с душой в ущерб воплощенной жизни.
Палеологанский период, в котором жил Марк, стал свидетелем перевода произведений св. Фомы Аквинского на греческий язык, события, последствия которого еще не были полностью задокументированы и разъяснены. Тем не менее, несмотря на сохраняющуюся двусмысленность, становится все более очевидным, что исихастам было известно латинское богословие.
Некоторые ученые выдвинули гипотезу, что Марк принимает гиломорфизм Фомы Аквинского в своей защите Воскресения и что он экспериментирует с аргументами из «Summa contra Gentiles» Фомы Аквинского, чтобы доказать наличие милосердия в осуждении Богом нераскаявшихся грешников в ад. «Далее, трактат Евгеника Peri anastaseôs (изд. A. SCHMEMANN,« Une œuvre inédite de St Marc d'Ephèse: Peri anastaseôs », в: Theología 22 (1951): 51-64; текст на стр. 53–60) является просто защитой рациональной возможности доктрины воскресения и рациональным опровержением некоторых философских возражений против нее, почти полностью основанных на описании Фомой Аквинским естественного единства человеческой души с телом в явно гиломорфных и антиплатонических терминах (см. Summa contra Gentiles IV, 79-81; ср. НДС, гр. 616, сл. 289r-294v) ". Кроме того, выдающиеся православные ученые уже высказали предположение, что во время вежливого и апологетического периода подготовки Марка к Флорентийскому собору в Ефесине явно не упоминалось осуждение Фомы Аквинского по имени, даже если его два «Антиретика против Мануила Калека» содержали осуждение томистского тринитаризма. теологии, особенно неявное отрицание Томасом различия сущности и энергии и утверждение Фомы о том, что аристотелевские «привычки» очень похожи на харизмы или Святой Дух (например, вера, надежда и милосердие). Более того, Марк очень любил святого Августина Гиппопотамского, тратя деньги во Флоренции на покупку рукописей того же самого. Фактически, во Флоренции он обильно цитирует работы Августина и Пс. Августина, одобряя авторитет в пользу Православия. Наконец, Марк был достаточно смекалистым, чтобы понять сочинения св. Бернара Клервоского по неизвестному переводу (вероятно, через его бывшего ученика Схолария). Он использовал Бернарда, чтобы отстаивать позицию паламитов в отношении блаженного видения. Фактически, либеральное использование Марком Эфесского латинских авторитетов подготовило почву для более полного синтеза его ученика Геннадия Схолария после смерти его учителя.
Даже если Марк изначально ревностно относился к «божественной работе союза» (τὸ θεῖον ἔργον τῆς εἰρήνης καὶ ἑνώσεως τῶν ἐκκλησιῶν) в своей вступительной речи перед Папой Евгением IV, Марк испытывал отвращение к латинским усилиям и заговорам, чтобы помешать ему зачитывать эти действия. Вселенских соборов вслух, в которых каноны запрещают дополнения к Никейско-константинопольскому символу веры. В начале Собора в той же вступительной речи Марк отметил, что необходимы только два вопроса, чтобы преодолеть исторические разногласия между Латинской и Греческой Церквями; а именно: (1) проблема утверждения филиокве или латинян о том, что Отец и Сын являются одновременно причиной Святого Духа, и (2) проблема пресного хлеба, в результате чего латиняне исторически отказались от ортодоксальных ( vs. армянский) практика использования квасного хлеба ради ферментов. Поскольку Марк нашел причины отвергать исключительно латинские авторитеты, соборы и тексты, недоступные на греческом языке или не одобренные совместно каноническими синодами, он все больше раздражался латинскими попытками ввести множество новых авторитетов в дебаты, которые часто оказывались ложными. В конце концов, Марк отказался подписать документы Совета после дебатов с Джоном Монтенеро, OP, который утверждал, что существует разница в достоинстве людей в Отце, Сыне и Святом Духе. Это имело эффект убедить Марка в том, что томисты были субординационистами, поскольку доминиканцы были готовы защищать различие между людьми в соответствии с «достоинством» (dignitas или axiôma).
Неудивительно, что Марк сосредоточился на антилатинской пропаганде, обращаясь к различиям, которые были наиболее очевидны для простого греческого населения. Например, он отметил, что у латинян не было трона, закрепленного за их иерархом в святилище, латинские священники брили лица, «как женщины, совершающие мессу», и другие различные мелочи. В этом Марк не игнорировал различные абстракции метафизики, однако он был более реалистичным и практичным в своей апологетике и отличным пропагандистом. Следовательно, нужно читать постфлорентийскую и антилатинскую пропаганду Марка через призму его целей. Даже если Марк и не соглашался с Флоренцией по традиционным теологическим мотивам, он быстро приводил практические разногласия, подчеркивающие пропасть между латинянами и греками.
Тропарь (Тон 4)
Кондак (Тон 3)