Британские тяжелые танки Первой мировой войны | |
---|---|
A Британский « мужской »танк Mark I около Thiepval 25 сентября 1916 года, снабженная проволочной сеткой для отклонения гранат и начальное рулевое оперение, показано поднятым | |
Тип | Танк |
Место происхождения | Соединенное Королевство |
История обслуживания | |
На вооружении | (Mk I) с 1916 г. |
Используется | Соединенным Королевством (Mk I - IX). Германская империя (Mk IV). Японская империя (Mk IV). Российская империя (Белое движение ) (Mk V). Советский Союз (Mk V). США (Mk V, V *, VIII). Франция (Mk V *). Канада (Mk V, V *). Эстония (Mk V). Латвия (Mk V) |
Войны | Первая мировая война. Гражданская война в России. Немецкая революция 1918–1919 гг.. Вторая мировая война (минимальная) |
История производства | |
Дизайнер | Уильям Триттон, майор Уолтер Гордон Уилсон |
Разработан | 1915 |
Manufactur эр | (Mk I) William Foster Co. из Lincoln. Metropolitan Carriage, Бирмингем |
Произведено | ( Mk I) 1916 |
№ построен | 150 |
Варианты | Mark II, Mark III, Mark IV, Mark V, Марка V *, Марка V **, Марка VI, Марка VII, Марка VIII, Марка IX, Марка X, Знак носителя оружия I |
Технические характеристики (Танк, Марка I) | |
Масса | Самец: 28 длинных тонн (28 т). Самка: 27 длинных тонн (27 т) |
Длина | 32 фута 6 дюймов (9,91 м) с хвостом. 25 футов 5 дюймов (7,75 м) без |
Ширина | 13 футов 9 дюймов (4,19 м) [самец]. 14 футов 4 ⁄ 2 дюйма (4,38 м) [женщина] |
Высота | 8 футов 2 дюйма (2,49 м) |
Экипаж | 8 (командир / тормозник, водитель, два механика и четыре стрелка) |
Броня | 0,24–0,47 дюйма (6–12 мм) |
Основное. вооружение | Мужчина: Два 6- фунтовых пулеметов Hotchkiss QF. Женский: четыре .303 в пулеметах Vickers |
Вторичное. вооружение | Мужчины: три.303 в Hotchkiss Machine Gu ns. Женский: Один.303 в пулемете Hotchkiss |
Двигатель | Daimler-Knight 6-цилиндровый с клапаном-втулкой 16-литровый бензиновый двигатель. 105 мощность (78 кВт) |
Мощность / вес | Мужчина: 3,7 л.с. / LT (2,7 кВт / т). Женский: 4,0 л.с. / LT (2,9 кВт / т) |
Трансмиссия | первичный редуктор: 2 передних и 1 задний. вторичный: 2 скорости |
Подвеска | 26 неподрессоренных роликов |
Запас топлива | 50 британских галлонов (230 л; 60 галлонов США) внутренний |
Рабочий. диапазон | 23,6 мили (38,0 км) радиус действия, 6,2 часа автономной работы |
Максимальная скорость | 3,7 миль / ч (6,0 км / ч) максимум |
Британские тяжелые танки представляют собой серию связанных боевых бронированных машин, разработанных Великобритании во время Первой мировой войны.
Mark I был первым в мире танк, гусеничная, вооруженная и бронированная машина для вступления в бой. Название «танк» изначально было кодовым названием, чтобы сохранить секретность и замаскировать его истинное предназначение, сделав его похожим на водный транспорт для доставки войскам на передовой. Этот тип был разработан в 1915 году, чтобы выйти из тупика позиционная война. Он мог выдержать огонь из пулемета и стрелкового оружия в "No Man's Land ", перемещаться по труднопроходимой местности, преодолевать колючую проволоку и пересекать траншеи для штурма укрепленных позиций с помощью мощного вооружения.. Танки также несли припасы и войска.
британские тяжелые танки отличаются необычной ромбовидной с высоким ростом, предназначенной для пересечения широких и глубоких фронтальных траншей, распространенных на полях сражений Западный. Из-за высоты, необходимая башня для этой формы, вооруженная система сделала бы слишком высокую и неустойчивую. Вместо этого вооружение размещалось в спонсонах сбоку от машины. На прототипе, названном "", с каждого борта установлены 6-фунтовая (57 мм) пушка и пулемет Гочкиса. Позднее выпускались подтипы только с пулеметами, получившие обозначение «Женский», тогда как первоначальный вариант с выступающей 6-фунтовой пушкой назывался «Мужской».
Mark I поступил на вооружение в 1916 году и впервые был использован в боевых действиях утром 15 сентября 1916 года во время битвы при Флерс-Курселет, в рамках наступления на Сомму.. За исключением нескольких промежуточных танков Mark II и Mark III, за ним последовал степени аналогичный Mark IV, впервые участвовал в боях в июне 1917 года. Mark IV использовалось в массовом порядке, около 460 танков, в Боевой Камбре в ноябре 1917 г.. Mark V с улучшенной трансмиссией поступил на вооружение в середине 1918 года. Было произведено более двух тысяч британских тяжелых танков. Производство было прекращено в конце войны.
Mark I был развитие Little Willie, экспериментального танка, построенного для Landship Committee лейтенантом Уолтером Уилсоном из Королевской военно-морской авиации и Уильям Триттон из William Foster Co., в период с июля по сентябрь 1915 года. Он был разработан Уилсоном в ответ на проблемы с гусеницами и способностью преодолевать траншеи, обнаруженные во время разработки Маленького Вилли. Орудийная башня над корпусом могла бы сделать центр тяжести слишком высокий при подъеме на немецкий траншейный парапет (который обычно был четырех футов высотой), поэтому гусеницы располагались ромбовидной формы вокруг корпуса и корпуса. Пушки размещались в спонсонах по бокам танка. Переделанная конструкция также соответствовала требованиям армии по возможности траншею шириной 8 футов (2,4 м).
Макет идеи Уилсона был показан Комитету по наземным кораблям, когда они смотрели демонстрацию Маленького Уилли. Представителей своего выступления в Комитет. Благодаря этим контактам в конструкцию вошли требования армии к броне и вооружению. Прототип Mark I, готовый в декабре 1915 года, наался «» (предыдущие названия были «Машина Вильсона», «Большой Вилли» и «Наземный корабль Его Величества Сороконожка»). Мать была успешноана Комитету по наземным кораблем в начале 1916 года; он проходил вокруг трассы, имитирующая фронт, включая траншеи, парапеты, кратеры и препятствия из колючей проволоки. Демонстрация повторилась 2 февраля перед кабинетета кабинета и высшими военными. Китченер, государственный секретарь по вопросам войны, был настроен скептически, но остальные были впечатлены. Ллойд Джордж, в то время министр боеприпасов, распорядился, чтобы его министерство отвечало за производство танков.
Комитет по сухопутным кораблям был преобразован в «Комитет по снабжению танков» под председательством Альберта Стерна; Эрнест Суинтон, продвигающая идею танка с армейской точки зрения, также был участником. Генерал Хейг тот действл штабного офицера Хью Эллеса, чтобы в качестве связного с Комитетом по снабжению. Суинтон станет главой нового подразделения, а Эллес - командиром танков во Франции.
Первый заказ на танки был размещен 12 февраля 1916 года, а второй - 21 апреля. Фостерс построил 37 (все «мужчины»), Metropolitan Carriage, Wagon и Finance Company из Бирмингема - 113 (38 «мужчин» и 75 «женщин»), всего 150.
Когда появились новости Ллойд Джордж пишет:
Что ж, мы не должны ожидать от них слишком многого, но пока они работают очень хорошо, и не думаете ли вы, что они отдают должное тем, кто несет ответственность за их? На самом деле г-ну Уинстону Черчиллю следует отдать должное больше, чем кому-либо другому. Он с энтузиазмом воспринял идею их изготовления очень давно. Он обратил меня, а в заведении боеприпасов сделал их. Специалисты адмиралтейства были бесценны и оказали всемерную помощь. Они, конечно, знатоки брони. Майор Стерн, бизнесмен из Министерства боеприпасов, отвечал за их постройку, и он справился с этой служкой очень хорошо. Полковник Суинтон и другие тоже проделали ценную работу.
— Дэвид Ллойд ДжорджМарк I был ромбовидным автомобилем с низкой повышенной тяжести и большая длина гусеницы, позволяющая преодолевать пересеченную местность и пересечение траншей. Основное вооружение размещалось в спонсонах по бортам корпуса.
Корпус был неделим внутри; экипаж находился в том же помещении, что и двигатель. Обстановка внутри была крайне неприятной; вентиляция была недостаточной, атмосфера была загрязнена ядовитым угарным газом, парами топлива и масла от двигателя и кордитом дымом от оружия. Температура внутри может достигать 50 ° C (122 ° F). Целые экипажи теряли сознание внутри танка или иногда, падали в обморок при повторном попадании на свежий воздух.
Чтобы противостоять опасности разбрызгивания пули или осколков, оторвавшихся от внутренней части корпуса, экипажам выдавали кожаную и... кольчужные маски. Также был выпущен кожаный шлем для защиты головы от выступов внутри танка. Противогазы также были стандартной проблемой, как и все солдаты на данном этапе войны (см. Химическая война ). Изначально бортовая броня толщиной 8 мм делала их в степени невосприимчивыми к стрельбе из стрелкового оружия, но они могли быть пробиты недавно разработанными бронебойными пулями K. Также существовала опасность быть захваченной пехотой и атакованной гранатами. Следующее поколение имело более толстую броню, что делало их почти невосприимчивыми к пулям K. В ответ немцы разработали 13,2-мм противотанковое ружье Mauser , а также Geballte Ladung («Сгруппированный заряд») - несколько гранат, собранных вместе для гораздо более мощного взрыва.
Ближний удар артиллерийского или минометного снаряда мог привести к повреждению топливных баков (которые были размещены высоко в передних выступах гусеничных рам по обеим сторонам зоны водителя, чтобы гравитации кормить) на разрыв; прямого попадания любого артиллерийского снаряда было более чем достаточно, чтобы пробить броню и уничтожить машину. Сгоревшие поврежденные танки удалены специальными средствами спасения.
Рулевое управление было затруднено, регулировалось изменением скорости двух гусениц. Четыре члена экипажа, два водителя (один из которых выполняет функции командира; он управлял тормозами, другой - первичным редуктором) и два «редуктора» (по одному для вторичных передач каждой гусеницы) необходимы для управления направлением и скоростью. последнее никогда не больше шага ходьбы. Сначала шум внутри был оглушительным, водитель, после включения первичной коробки передач, общался с редукторами жестами рукой, сначала привлекая их внимание, ударив по блоку двигателя тяжелым гаечным ключом. Для небольших поворотов водитель мог использовать рулевое управление: за баком тащилось огромное устройство, состоящее из двух больших колес, каждое из которых можно было заблокировать, потянув за стальной трос, заставляя всю машину скользить в одном направлении. Если двигатель глохнет, редукторы будут использовать пусковую рукоятку - большой кривошип между двигателем и коробкой передач. Многие из этих машин вышли из строя в пылу боя, что сделало их легкой мишенью для немецких артиллеристов. Не было беспроводной связи (радио ); Связь с командными пунктами осуществлялась посредством двух голубей, имевших собственный небольшой выходной люк в спонсонах, или бегунов. Из-за шума и вибрации ранние эксперименты показали, что радиоприемники были непрактичными, поэтому лампы, флажки, семафор, цветные диски и почтовые голуби были частями стандартного оборудования различных марок.
Во время Первой мировой войны. Мировая война британская пропаганда часто используется танки, изображая их как чудо-оружие, быстро выиграет войну. Они были показаны в фильмах и популярных песнях.
При первом запуске британские танки были окрашены в четырехцветную камуфляжную схему, разработанную художником Соломоном Джозефом Соломоном. Выяснилось, что они быстро покрылись грязью, из-за чего сложные схемы маскировки стали излишними. В конце 1916 года от схемы Соломона отказались, и танки были окрашены в один оттенок темно-коричневого.
На задней части танка трех-, четырех- или пятизначный серийный номер был окрашен в белый или желтый цвет. фабрика. На фронте имелась большая тактическая маркировка, префиксная буква, обозначающая роту или батальон, и номер (на учебных танках не было буквы, а было три цифры). У некоторых танков тактический номер был нанесен на крышу для распознавания с воздуха. Позжельные красные и белые полосы были нарисованы на передней части, чтобы облегчить распознавание после того, как немцы начали размещать захваченные британские танки.
Танкам часто давали индивидуальные имена и иногда их рисовали снаружи. Известно, что небольшая горстка несла художественные работы (аналогичные самолетам носовой арт ).
Первые танки были известны как Mark I. После того, как были представлены последующие конструкции. Mark I были вооружены двумя 6-фунтовые пулеметы и три пулемета.303 Hotchkiss назывались танками «Male »; танки с четырьмя пулеметами Vickers и одним Hotchkiss назывались «Female ». Эрнест Суинтон придумал эти термины.
Для облегчения рулевого управления позади танка была добавлена пара больших колес. Они оказались не такими эффективными, как ожидалось, и были отброшены.
Последующие танки Mark
Метка оружейника I была особая конструкция, предназначенная для вооружения полевого орудия или гаубица, которая могла стрелять из машины. На вооружении он в основном использовался для перевозки припасов и боеприпасов. Их было построено 48 штук.
Первоначальное производство Mark I должно было производиться Фостерсом и Метрополитен: 25 у Фостерс и 75 у Метрополитен, у которых была большая вместимость в Веднсбери в Старом парке. сайт компании Патентный вал, дочерней компании Метрополитен. Metropolitan также получила заказ еще на 50, чтобы армия могла собрать шесть танковых рот по 25 танков в каждой и наладить дальнейшее производство под своей компанией Oldbury Wagon and Carriage. На все 150 танков не хватало 6-фунтовых орудий, было решено вооружить половину из них только пулеметами. Была произведена новая конструкция спонсона с двумя пулеметами «Виккерс» во вращающихся щитах.
Позже во время войны, когда вошли в употребление более новые танки, некоторые Mark Is были переоборудованы для перевозки припасов. Несколько женщин Mark использовались в качестве мобильных беспроводных станций благодаря установке беспроводного передатчика. Радио можно было использовать только после того, как танк остановился и установил очень официальную мачту, на которой установлена антенная решетка.
Mark II включал в себя незначительные улучшения по сравнению с Mark I. Евросоюз заявил, что Mark I все еще развит для использования, Mark II продолжит свое существование. будут построены, но будут читать только для тренировок. Были высказаны некоторые сомнения в этом утверждении, как в начале 1917 года были высказаны некоторые сомнения в этом утверждении. Первоначально 20 были отправлены во Францию, а 25 остались на полигоне в Шерсть, Дорсет в Британии; остальные пять оставлены для использования в качестве тестовых автомобилей. Мы обещанные танки Mark IV не прибыли к началу 1917 года, было решено, несмотря на протесты Стерна (см. Ниже), отправить 25 учебных машин из Великобритании во Францию, где они присоединились к другим 20 Mark II и 15 Mark Is. в битве при Аррасе в апреле 1917 года. Немцы смогли пробить броню танков Mark I и Mark II в Аррасе с помощью своих бронебойных пулеметов.
Марк II строился с декабря 1916 года по январь 1917 года компаний Foster Co и Metropolitan (25 мужчин и 25 женщин соответственно).
Пять Mark II взяты для экспериментов по усовершенствованию силовых установок и трансмиссии.. Они были предоставлены фирмам, чтобы показать, какие улучшения они могут внести по сравнению с системой Mark I в условиях открытого конкурса. На демонстрациях, состоявшихся в марте 1917 года, только трое из них смогли соревноваться вместе с матерью, которая была оснащена бензиново-электрической системой Daimler. Эпициклическая зубчатая передача Уилсона, которая заменила вторичную шестерню и зубчатые передачи, была явно лучше и принята в более поздних конструкциях.
Mark III был учебным танком и использовал пулеметы Льюиса и меньший спонсон для женщин. Было построено пятьдесят. Первоначально предполагалось, что Mark III будет иметь все предлагаемые новые конструктивные особенности Mark IV. Вот почему было два разных типа обучения, Mark II представлял собой немного больше, чем слегка улучшенный Mark I. Однако разработка новых функций была настолько медленной, что переход от Mark II был очень постепенным. Последние два Mark III переплавились во время Второй мировой войны. Они не видели действий за границей.
Mark IV представлял собой более тяжелобронированную версию Mark I и был запущен в производство в мае 1917 г. Изначально планировались фундаментальные механические улучшения, но их пришлось отложить. Основным изменением стало использование более короткоствольных 6-фунтовых орудий. Все топливо хранилось в едином внешнем баке (расположенном между задними гусеницами) в попытке повысить безопасность экипажа. Спонсоны можно было поворачивать на шарнирах, чтобы уменьшить ширину цистерны для железнодорожных перевозок (предыдущие модели требовали частичной разборки, чтобы уместиться в пределах габарита ). Рельсы на крыше несли расцепляющую балку. Всего было построено 1220 единиц: 420 самцов, 595 самок и 205 танков-танков, которые представляли собой цистерны снабжения.
Mark IV успешно использовались на хребте Мессин в июне 1917 года, где они опередили пехоту на суше, но в Третьем Ипре июля и августа они сочли болотистую землю трудной и бесполезной. Около 432 танков Mark IV было использовано вовремя битвы при Камбре в ноябре 1917 года.
Первый бой между танками Mk IV и немецкими A7V в Второй битве при Виллер-Бретоннё в апреле 1918 года.
Mark V изначально задумывался как танк совершенно новой конструкции, деревянный макет которого был закончен. Однако, когда в декабре 1917 года стали доступны новый двигатель и трансмиссия, изначально предназначенные для Mark IV, от первого совершенного дизайна Mark V отказались из-за опасений нарушить производственный цикл. Обозначение «Mark V» перешло на улучшенную версию Mark IV, не оснащенную новыми системами. Первоначальный дизайн Mark IV должен стать большим улучшением Mark III, но был уменьшен до небольшого улучшения из-за технических задержек. Таким образом, Mark V оказался очень похожим на оригинальный дизайн Mark IV, то есть сильно модифицированный Mark III.
Было построено четыреста, по двести мужчин и женщин. Некоторые из них были преобразованы в гермафродитов (также известных как «композиты») путем установки одного мужского и одного женского спонсона, так что каждый танк имел 6-фунтовые орудия. Эта мера была направлена на то, чтобы женские танки не уступили в вооружении при столкновении с захваченными британскими танками мужского пола, используемыми в Германии, или собственными немцами A7V.
Mark V был впервые использован в битве при Хамеле 4 июля 1918 года, когда 60 танков внесли свой вклад в успешный штурм немецких позиций австралийскими частями. Во время войны он принял участие еще в восьми крупных сражениях. Несколько человек участвовали в интервенции союзников в Гражданскую войну в России на стороне белых русских. Большинство из них было захвачено и использовалось Красной Армией в Гражданской войне в России. Четыре были удержаны эстонскими войсками, а два - Латвией.
Mark V * был версией с удлиненным корпусом, удлинявшим его на 6 футов (1,8 м). У него было купол большего размера на крыше и двери в боковой части корпуса (предыдущие версии имели небольшие люки под спонсонами у женщин или маленькие двери в задней части спонсона у мужчин, а также небольшой люк в корме). Дополнительный отсек также был предназначен для размещения отряда пехоты. Вес 33 тонны. Из заказов на 500 мужчин и 200 женщин было построено 579 заказов в результате перемирия - заказ был выполнен Metropolitan Carriage в марте 1919 года.
Потому что марка V * имела удлинен, его первоначальное соотношение длины к ширине было испорчено. Боковые силы в повороте теперь стали неприемлемо высокими, вызывая выбрасывание гусениц и огромный радиус поворота. Поэтому майор Уилсон модернизировал гусеницу в мае 1918 года, сделав более сильный изгиб в сторону нижнего хода, уменьшив контакт с землей, а гусеницы расширились до 26,5 дюйма (673 мм). Двигатель Mark V был расточен, чтобы выдать 225 л.с. (168 кВт), и его поместили глубже в корпус. Кабина водителя совмещена с кабиной командира; теперь сзади была отдельная пулеметная позиция. Из пересмотренного заказа на 700 танков (150 женщин и 550 мужчин) к концу 1918 года было построено только 25 и только один из них.
Марк VI был одним из двух связанных проектов по разработке танка, начатых в конце 1916 года. В Mark V будет применено столько дополнительных функций, сколько можно было бы реализовать на корпусе Mark I., и Mark VI был бы полным разрывом с корпусом Mark I. Mark V не будет построен как таковой из-за задержек с Mark IV, и это Будет другой Mark V. Проект Mark VI имеет совершенно новый корпус - более высокими и с закругленными гусеницами. Единственное главное орудие находилось в передней части корпуса. Это не продвинулось дальше стадии деревянного макета; проект был отменен в декабре 1917 года, чтобы можно было реализовать танк, предлагаем совместно с США (Mark VIII).
Марк Кнот, офицер по техническим вопросам связи между Стерном, Эллесом и Энли, участвовал в разработке танка, спроектировав более длинный Mark I с гидравлической трансмиссией Williams-Janney. ; один из Mark II, использовавшийся в качестве тестовых автомобилей, имел гидравлическую трансмиссию. В октябре 1917 г. в Эдинбурге был заключен контракт на дальнейшее развитие этого направления исследований. В июле 1918 года прототип был готов. Его приводная система была очень сложной. Двигатель Ricardo мощностью 150 л.с. (112 кВт) приводило в действие насосы Variable Speed Gear Ltd., которое, в свою очередь, приводило в действие два гидравлических двигателя, перемещаемых по одной гусенице с помощью нескольких цепей. Чтобы предотвратить очевидную опасность перегрева, было установлено множество вентиляторов, жалюзи и радиаторов. Однако рулевое управление было легким и запущенным, и эта версия была запущена в производство для оснащения одного танкового батальона. Три были построены, и только один был доставлен из-за заказа на 74, когда война закончилась. Он был заменен на VIII, который был заказан в то же время. Корпус был немного удлинен по сравнению с Mark V. Никакие Mark VII не сохранились.
Когда Стерн был снят со своим поста из-за разногласий с военным министерством, он был отстранен по назначению в новый отдел для работы над кооперативом проект между союзниками - сборка во Франции, корпуса, орудия и боеприпасы к ним из Великобритании и другие компоненты (в основном двигатели) из США. Участие американцев в разработке конструкции танка создание к созданию Марк VIII, также известное как «Либерти» или англо-американский танк (хотя использовались участвовали частично).
Двигатель был отделен от экипажа, конструкция башенки включала передний и задний пулеметы для стрельбы. Из запланированных (совместное производство) 1500 экземпляров каждый британский прототип был готов к концу войны. Британцы построили всего 24, американцы построили 100 в период с сентября 1918 по 1920 год на Арсенале Рок-Айленда по цене 35 000 [8750 фунтов стерлингов] за штуку (430 000 долларов [226 000 фунтов стерлингов] в 2006 году). Около 40 корпусов для US Liberty были произведены Manchester Tank Syndicate, 11 британских Type Mark VIII - North British Locomotive Co.
. Они использовались и модернизировались до 1930-х годов, когда они были переданы Канаде для обучения; Некоторые M1917 были проданы канадцам по номинальной стоимости металлолома. Сам танк длинна более 34 футов (10 м), и планировалась, но так и не была произведена еще более длинная версия длиной 44 фута (13 м) (Mark VIII *). К 1930-м годам этот танк устарел из-за своей скорости (менее 6 миль / ч / 10 км / ч) и брони (16–6 мм), но у него одна из самых длинных способностей самостоятельного пересечения траншей всех бронированных боевых машин (ББМ). когда-либо сделал. Основные боевые танки и ББМ используют танки-мостовики для преодоления больших глубоких траншей.
Mark IX был военным транспортом или машина снабжения пехоты - среди первых гусеничных БТР не считая экспериментов с удлиненными Mk Vs. Тридцать четыре были построены из на 200.
Mark X был бумажным проектом для улучшения Mark V, использу известного как Mark V ***. По сути, это был план действий на случай непредвиденных обстоятельств, если проект Mark VIII потерпит неудачу (в таком случае на 1919 год предусматривалось производство 2000 года), в котором пытались создать танк максимально возможным количеством деталей от Mark V, но с улучшенной маневренностью и комфортом экипажа.
Первые танки были добавлены в пулеметный корпус в «тяжелой ветви» до отдельный танковый корпус был сформирован 28 июля 1917 года королевским ордером. Небольшое количество танков Mark I принимало участие в битве на Сомме во время битвы при Флерс-Курселет в сентябре 1916 года. Они использовались для прорезания колючей проволоки, чтобы расчистить путь для пехоты, и даже проходили через дома, чтобы уничтожить огневые точки пулеметчиков. Хотя многие из них вышли из строя или застряли, почти треть атаковавших прошла нейтральную полосу, и их влияние на врага было достигнуто, что привело к запросу британского главнокомандующего Дуглас Хейг на тысячу больше. Это стало неожиданностью: Уильям Триттон уже начал работать более тяжелого танка: Летающий слон. К несчастью для союзников, это также дало немцам время на устройство специально разработанного противотанкового оружия для пехоты: бронебойная пуля 7,92 мм K.
Восемь танков Mk I были использованы против турецких войск в Вторая битва при Газе в апреле 1917 г. во время кампании на Синае и в Палестине. После трех замены подбитых танков на Mk IV танковая рота участвовала в Третьей битве за Газу.
. Британские танки использовались с переменным успехом в наступлении 1917 года на Западном фронте; однако первое их крупномасштабное использование в совместных операциях было в битве при Камбре в ноябре 1917 года, когда около 400 танков работали в тесном взаимодействии с наступающей пехотой и ползущим заградительным огнем захватили немецкие линии в начальной атаке. Во время битвы при Амьене в августе 1918 года несколько сотен танков Mark V вместе с новыми танками Whippet и Mk V * прорвали немецкие рубежи, предвосхищая современную бронетанковую войну.
Танки Марк V, захваченные Красной Армии в Белой Армии в ходе Гражданской войны в России, использовались в 1921 году во время вторжения Красной Армии в Грузию и способствовал победе СССР в битве за Тбилиси.
В 1945 году оккупационные войска наткнулись на два сильно поврежденных танка Mk V в Берлине. Фотографические свидетельства показывают, что они были выжившими во время Гражданской войны в России и ранее выставлялись как памятник в Смоленске, Россия, прежде чем их привезли в Берлин после немецкого вторжения в Советский Союз в 1941 году. Активное участие в битве за Берлин не подтверждено.
Уцелели которых несколько танков, хотя некоторые из них представляют собой просто снаряды, у которых были все внутренние компоненты удалено. Самая большая коллекция находится в Танковом музее в Бовингтоне в Соединенном Королевстве, в котором хранится восемь резервуаров. Два из них поддерживаются в рабочем состоянии: Mark IV Male, Отлично и Mark V Male номер 9199. Последний раз отлично пробегал в 1980-х, а 9199 - в 2000-х. Музей Бовингтона не намерен запускать их снова из-за износа, который будет нанесен теперь хрупким историческим автомобилем. Вместо этого музей приобрел реплику танка Mark IV (сконструированный для фильма Боевой конь ), который используется для публичных демонстраций.
Маленький Вилли выживает в Танковом музее Бовингтона. Его спасли от утилизации в 1940 году под предлогом того, что он помогал защищать базу Бовингтон от возможных немецких атак. Многие другие прототипы были переплавлены во время паники вторжением.
Выживает единственный мужчина. Это единственный уцелевший Mark I и самый старый в мире боевой танк. Это часть коллекции Танкового музея Бовингтона. На нем изображен номер 705, C19, клан Лесли, хотя его личность и военная история неизвестны. Есть признаки того, что он, возможно, использовался в качестве танка для обучения водителей, и было предложено, что это номер 702, что сделает его вторым построенным Mark I. Между 1919 и 1970 годами он находился на территории Хэтфилд-хауса в ознаменование того факта, что это был полигон для испытаний танков во время их самых ранних разработок.
В Танковом музее Бовингтона есть единственный более или менее полный уцелевший Mark II, F53: «Летучий шотландец» (см. Ниже). Этот танк до сих пор имеет боевые повреждения, полученные в битве при Аррасе в апреле 1917 года. Изначально эта машина была Мале, была перестроена как машина снабжения, отреставрирована и какое-то время отображалась как Mark I с Женский барбет справа, позже был показан как Mark II.
Сохранившиеся детали от Mark II No. 799 (D26), включая гусеницы и щиты, можно увидеть в Musée Jean et Denise Letaille, Bullecourt.
Семь Mark IV выжили.
Выживают одиннадцать Марк V. Большинство из них находятся в танках посланы туда для помощи Белым войскам во время Гражданской войны в России.
Единственный восстановленный машина выживает в Бовингтоне.
танк Mark IV в Музее жизни Линкольншира
Женский танк Mark IV сохранился в Эшфорде, Кент
Танк Mark IV во время австралийской войны Мемориал
Mark IV Женский танк Свобода на Абердинском полигоне
Танк Mark V в Архангельске
Цитаты
Библиография
На Викискладе есть материалы, связанные с танком Mark I. |