Марк Антокольский

редактировать
Марк Антокольский
Марк Матвеевич Антокольский
Марк Антокольский.jpg Марк Антокольский
Родился ( 1843-10-21)21 октября 1843 г. Вильнюс, Российская Империя
Умер 26 июня 1902 г. (1902-06-26)(58 лет) Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ, Германская империя
Образование Член Академии художеств (1871 г.) Профессор по званию (1880 г.) Действительный член Академии художеств (1893 г.)
Альма-матер Императорская Академия Художеств
Известен Скульптура

Марк Матвеевич Антокольский ( русский : Марк Матве́евич Антоко́льский ; 2 ноября 1840 - 14 июля 1902) был российским императорским скульптором литовского еврейского происхождения.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
  • 2 Галерея
  • 3 ссылки
  • 4 Дальнейшее чтение
  • 5 Внешние ссылки

биография

Портрет Антокольского - Илья Репин, 1914 г.

Мордух Матысович Антокольский родился в Вильнюсе ( район города Антоколь ), Литва (в то время входившая в состав Российской империи ). Учился в Императорской Академии художеств (1862–68) в Петербурге. Сначала он начал с еврейских сюжетов, статуй: «Еврейский портной», «Натан Мудрый», «Нападение инквизиции на евреев», «Талмудические дебаты».

В 1868–1870 годах Марк Антокольский жил в Берлине. Его статуя Ивана Грозного (1870 г.) была приобретена для Эрмитажа императором Александром II. Последний одобрил его работу и присвоил скульптору звание Академика. Антокольский считал скульптуру социальным и гуманным идеалом. Чтобы поправить подорвавшееся здоровье, в 1871 году он переехал на итальянские курорты, а шесть лет спустя поселился в Париже.

Каждый год Антокольский возвращался в свой родной Вильнюс на летние каникулы. Именно здесь он создал свою первую значительную работу - горельеф «Еврейский портной» во время летних каникул 1864 года.

Работа молодого скульптора вызвала споры в Академии в Петербурге. 28 октября 1864 года Совет Академии большинством голосов постановил наградить Антокольского Малой серебряной медалью «Портного».

Находясь в Вильнюсе на следующий год, Антокольский создал еще один горельеф - «Скупой человек», который иногда называют «Скупой еврей, считающий свои монеты». Художник родился в бедной семье и видел, как улучшилось материальное положение отца. Скульптура могла отразить чувства Антокольского к его родному городу Вильнюсу, и в первую очередь к отцу. Эту работу, как и первую скульптуру, положительно оценил Василий Стасов, увидевший в творчестве художника «черты простой истины, то, о чем раньше никто не решался думать в скульптуре». В 1865 году горельеф «Скупой» был награжден Большой серебряной медалью Академии наук. В последующие годы скульптор продолжил работу над еврейской тематикой, которая вылилась в сложные, но незаконченные композиции: «Талмудский спор» (1866–1868) и «Инквизиция нападает на евреев» (1868–1869). «Инквизиция» была последней работой М. Антокольского на еврейскую тему в студенческие годы.

Согласно рецензии Академии художеств, 7 апреля 1870 года Антокольскому присвоено личное имя почетного гражданина «За прекрасные познания в искусстве». Этот факт также занесен в архивную книгу. Более того, осталась надпись, что Мордухас исключен из ревизионного реестра еврейской общины Антакальниса как лицо, удостоенное имени почетного гражданина.

В 1871 году Антокольский начал свою первую «русскую» скульптуру «Иван Грозный», которая произвела огромное впечатление на всех оценщиков и ценителей искусства. Увидев скульптуру, император Александр II попросил сделать ее бронзовую копию и выделил скульптору аванс в размере 4000 рублей. Павел Третьяков заказал мраморную копию для своей галереи. Полученные средства позволили артисту решить свои личные проблемы. В 1871 году (в Вильнюсе) Антокольский познакомился с Еленой (Гене), дочерью богатого вильнюсского купца Юделиса Гиршовичюса Апатоваса. Они поженились 6 сентября 1872 года.

Марк Антокольский в своей парижской мастерской.

Антокольский потратил на «Ивана Грозного» 4 тысячи рублей на покупку половины большого дома в Вильнюсе, другая часть которого ранее принадлежала его жене. В 1876 году, регулярно приезжая в Вильнюс, Антокольский перестраивал дом. После 1876 года Антокольский был редким гостем в родном городе из-за болезней, работы и выставок в Париже и Италии, отнимавших почти все его время. Однако связи с еврейской жизнью художник не разорвал. Обеспокоенность своим народом побудила Антокольского вернуться к своей работе «Инквизиция атакует евреев», начатой ​​30 лет назад в Вильнюсе.

В Риме Антокольский завершил статую Петра Великого для дворца Петергофа в 1872 году, его копии для Таганрога и Архангельска. В 1878 году Антокольский выставил большую часть своих работ на Всемирной выставке в Париже и получил Гран-при. В 1880 году в Санкт-Петербурге прошла персональная выставка художника, и ему было присвоено звание профессора. В том же году Антокольский уехал в Париж и оставался во французской столице до конца своей жизни, не считая периодов на озере Маджоре в северной Италии. Здесь он реализовал следующие произведения: «Спиноза» (1881), «Мефистофель» (1884), «Ярослав Мудрый» (1889), «Нестор-летописец» (1889) и «Ермак Тимофеевич» (1891). Некоторые из его небольших скульптур находятся в коллекции европейского искусства Музея Израиля в Иерусалиме.

Он также запланировал памятник Екатерине II в Вильнюсе. Однако в связи с обострением хронической болезни желудка художник внезапно скончался 9 июля (27 июня по старому календарю) во Франкфурте (Германия). Последняя работа была завершена И. Гинзбургом уже после смерти скульптора. Памятник не сохранился.

Антокольский похоронен в Санкт-Петербурге. Поезд со специальным вагоном шел через Вильнюс. Похоронен Антокольский 18 (6 по старому стилю) июля 1902 года в еврейской части Преображенского кладбища в Санкт-Петербурге. Его могила и надгробие все еще можно найти там, недалеко от входных ворот, но они не содержались в хорошем состоянии и за ними ухаживали, по крайней мере, до 1990-х годов.

Галерея

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Ольга Литвак, «Рим и Иерусалим: образ Иисуса в творении Марка Антокольского», в книге Барбары Киршенблатт-Гимблетт и Джонатана Карпа (редакторы), Искусство быть евреем в наше время (Филадельфия, University of Pennsylvania Press, 2007) (Еврейская культура и контексты)

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-21 02:33:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте