Марионетка

редактировать
Эта статья о типе марионетки. Для использования в других целях, см Марионетка (значения).

Жан-Пьер Норблен де ла Гурден, Les Marionettes polonaises ( Национальный музей, Варшава )

Марионетка ( / ˌ м Aer ɪ ə п ɛ т / ; французские : кукловоды, [ma.ʁjɔ.nɛt] ) - марионетка, управляемая сверху с помощью проводов или веревок, в зависимости от региональных особенностей. Кукольника марионетки называют марионеткой. Марионетки управляются с кукловодом, скрытым или раскрытым публике с помощью вертикальной или горизонтальной панели управления в различных формах театров или развлекательных заведений. Их также использовали в фильмах и на телевидении. Крепление струн зависит от их характера или назначения.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Этимология
  • 2 История
    • 2.1 Древние времена
    • 2.2 Сицилийские марионетки
    • 2.3 Марионеточные оперы
    • 2.4 Марионетки и театр марионеток в наше время
    • 2.5 Телевизионный фильм
  • 3 типа панели управления марионетками
    • 3.1 Китайское / азиатское управление веслом
    • 3.2 Горизонтальный контроль
    • 3.3 Вертикальный контроль
    • 3.4 Управление самолетом
  • 4 стиля марионеток
    • 4.1 Немецкие марионетки
    • 4.2 Британские марионетки
    • 4.3 сицилийские марионетки
    • 4.4 Чешские марионетки
    • 4.5 Бирманские марионетки
  • 5 Галерея
  • 6 См. Также
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Этимология

По-французски марионетка означает «маленькая Мэри». Во Франции в средние века марионетки на веревочках часто использовались для изображения библейских событий, а Дева Мария была популярным персонажем, отсюда и название. Кроме того, одной из первых фигур, которую превратили в марионетку, была Дева Мария.

Во Франции слово « марионетка» может относиться к любому виду марионеток, но в других странах оно обычно относится только к марионеткам на веревочках.

История

Древние времена

Древнегреческие керамические куклы из терракоты, V – IV века до нашей эры, Национальный археологический музей, Афины. Основная статья: Кукольный театр

Кукольный театр - это древняя форма спектакля. Некоторые историки утверждают, что они появились раньше актеров театра. Есть свидетельства того, что они использовались в Египте еще в 2000 году до нашей эры, когда деревянные фигурки, приводимые в действие веревкой, использовались для замешивания хлеба и других предметов, управляемых веревкой. В египетских гробницах были найдены шарнирные марионетки с проводным управлением, сделанные из глины и слоновой кости. Марионетки марионеток использовались для показа ритуалов и церемоний с использованием этих фигурок с приводом от струны еще в древние времена и используются до сих пор.

Кукольный театр практиковался в Древней Греции, и самые старые письменные упоминания о кукольном искусстве можно найти в произведениях Геродота и Ксенофонта, датируемых V веком до нашей эры. Греческое слово переводится как «марионетка» является «νευρόσπαστος» ( nevróspastos), что буквально означает «нарисованные строки, строку-тянущие», от «νεῦρον» ( Nevron), что означает либо «сухожилия, сухожилие, мышцы, строку», или «проволока» и «σπάω» ( spáō), что означает «тянуть, тянуть».

Аристотель (384–322 до н. Э.) Обсуждает марионеток в своей работе « О движении животных» :

Движения животных можно сравнить с движениями автоматических марионеток, которые запускаются при малейшем движении; рычаги отпускаются и наталкивают скрученные струны друг на друга.

Известно, что Архимед работал с марионетками. В творчестве Платона также есть ссылки на марионетку. « Илиада» и « Одиссея» были представлены в кукольном стиле. Корни европейского кукольного искусства, вероятно, восходят к греческим пьесам с куклами, которые играли для «простых людей» в V веке до нашей эры. К III веку до нашей эры эти пьесы должны были появиться в Театре Диониса на Акрополе.

В Древней Греции и Риме в детских гробницах находили куклы из глины и слоновой кости, датируемые примерно 500 годом до нашей эры. У этих кукол были шарнирные руки и ноги, у некоторых из них был железный стержень, выходящий из макушки головы. Этот стержень использовался для управления куклой сверху, точно так же, как это делается сегодня в сицилийском кукольном театре. У некоторых из этих кукол вместо стержней были веревочки. Некоторые исследователи полагают, что эти древние фигурки были всего лишь игрушками, а не марионетками из-за своего небольшого размера.

Индийское слово сутрадхара, от сутры, относится к постановщику театральных представлений (или марионеточному исполнителю), а также буквально означает «натягиватель струны» или «держатель струны».

Сицилийские марионетки

Основная статья: Opera dei Pupi

Бока повозки с осликами украшены замысловатыми нарисованными сценами из франкских романтических поэм, таких как «Песня о Роланде». Те же самые сказки разыгрываются в традиционных кукольных театрах с использованием деревянных марионеток ручной работы. Это искусство называется «L'Opera deî Pupi» («Опера кукол») на сицилийском языке. Опера марионеток и сицилийская традиция cantastorî (певцов сказок) уходят корнями в провансальскую традицию трубадуров на Сицилии во время правления Фридриха II, императора Священной Римской империи, в первой половине 13 века. Прекрасное место, чтобы увидеть это искусство марионеток, - кукольные театры Палермо, Сицилия.

Марионеточные оперы

В XVIII веке оперы создавались специально для марионеток. Моцарт в детстве видел марионеток. Глюк, Гайдн, де Фалья и Респиги сочиняли оперы для взрослых марионеток. Льюис Кэрролл сочинял оперы-марионетки и пьесы для развлечения своих братьев и сестер. Сегодня в Зальцбурге, Австрия, Зальцбургский театр марионеток продолжает традицию представления полнометражных опер с использованием марионеток в собственном театре.

Опера ди Пупи, сицилийский кукольный театр, был relisted на репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества в 2008 году.

Марионетки и театр марионеток в наше время

Марионеток иногда называют «марионетками», но термин «марионетки» является более точным, что отличает их от других форм марионеток, таких как пальчиковые, перчаточные, стержневые и теневые куклы.

В Великобритании возрождение марионеток в конце 19-го и начале 20-го века было вызвано У. Х. Ванслоу и Уолдо Ланчестер, двумя соучредителями Британской гильдии марионеток и модельных театров. Единственный специально построенный театр марионеток в Великобритании - это Театр кукол Арлекин (построенный в 1958 году) в Рос-он-Си, Северный Уэльс, основанный Эриком Брамаллом FRSA и продолженный Крисом Сомервиллом. Другие театры, которые иногда выступают с марионетками, - это Театр Маленького Ангела, основанный Джоном и Линди Райт в Ислингтоне, Лондон, чей первый спектакль «Дикая ночь ведьм» был пьесой марионеток. Он открыл театр в 1961 году и был возрожден к 50-летнему юбилею в 2011 году. Норвичский кукольный театр, основанный Рэем и Джоан ДаСильва, иногда представляет спектакли марионеток, а Баржа кукольного театра, основанная Греном Миддлтон и Джульет Роджерс, продолжает выступать на длинной струне. марионетки круглый год. Зимой баржа базируется в Маленькой Венеции в Лондоне, а летом совершает поездки в такие места, как Ричмонд-на-Темзе.

В Шотландии доктор Малькольм Найт отстаивал эту форму искусства, и за последние 25 лет Шотландский центр масок и кукол выступал в качестве катализатора, ведущего агентства и ресурсного центра для всех, кто интересуется театром масок и кукол..

В Германии Augsburger Puppenkiste с 1948 года ставит театральные постановки сказок и серьезных пьес. В 1953 году он начал производство телесериалов с такими постановками, как « Джим Кнопф и Лукас дер Локомотивфюрер» и « Урмель аус дем Эйс».

В Австрии Зальцбургский театр марионеток был основан в 1913 году профессором Антоном Айхером. На Айхера сильно повлиял граф Франц Поччи, который в 1855 году основал в Германии Мюнхенский театр марионеток. До 2012 года Зальцбургский театр марионеток находился под художественным руководством его внучки Гретль Айхер, которая так прокомментировала ее неизменный интерес к марионеткам: «Что тогда очарование жизни с марионетками? удовольствие от выступления? привлекательность владения «инструментом» до виртуозности? трансформация самого себя? для меня это процесс сопереживания разуму и душе чувства единства с музыкой и движением, которые оживляют этих столь любимых существ. Зальцбургский театр марионеток ставит в основном оперы, такие как Летучая мышь и Волшебная флейта, а также небольшое количество балетов, таких как Щелкунчик. Спектакли Зальцбургского театра марионеток предназначены для взрослых, хотя дети приветствуются.Есть также театр марионеток во дворце Шенбрунн в Вене.

В Чешской Республике театр марионеток имеет очень долгую историю развлечений в Праге. Важной организацией является Национальный театр марионеток. В его репертуаре в основном марионеточная постановка знаменитого Дон Жуана Моцарта. В постановке использованы старинные костюмы и красиво оформленная обстановка 18 века. Есть множество других компаний, в том числе Buchty a Loutky («Торты и куклы»), основанная Мареком Бечкой. «Рокки IX» и « Тибет» - всего два произведения в репертуаре.

В Австралии, как и во многих других странах, продолжается традиция кукольного представления марионеток. Норман Хетерингтон ОАМ, Питер Скривен (основатель Австралийского театра марионеток ) Ричард Брэдшоу ОАМ и Дэвид Сплатт (Театр оспы), Дэвид Гамильтон и Мюррей Рейн - известные кукловоды. Покойный Филлип Эдмистон исполнил со своим Театром марионеток Квинсленда ряд постановок, включая захватывающее «Великое приключение».

В Пикардии, Lafleur является марионеткой из Амьена. В Cabotans d'Амьен ручной резьбой, с использованием дерева, с центральным стержнем и струны для рук и ног. Во Франции самой известной марионеткой является Гиньоль, ручная кукла, созданная в Лионе в 1808 году.

В Соединенных Штатах несколько групп создали постоянные театры или гастрольные программы, посвященные представлению марионеток. The Cole Marionettes были основаны Джорджем и Люсиль Коул в Чикаго примерно в 1934 году. Театр марионеток Боба Бейкера в Лос-Анджелесе теперь считается исторической достопримечательностью и представляет множество шоу марионеток в кабаре. Театр Puppetworks в Нью-Йорке под руководством Ника Копполы работает с 1980 года. Центр кукольного искусства в Атланте занимается развитием и воспитанием артистов-марионеток со всего мира. Le Theater de Marionette в Далласе воссоздает традиционный театр марионеток с кукольным мостом и полноценными сценическими постановками. Театр открыт круглый год. Национальный театр марионеток с Дэвидом Syrotiak на своем посту разработал некоторые из наиболее художественно устроили шоу украсит американскую сцену. Сценические шоу Fratello Marionettes из Данвилла, Калифорния, хорошо скроены и демонстрируют качество почти в стиле Диснея. Театр Билла Байрда в Гринвич-Виллидж закрылся в 1987 году, но был признанным национальным достоянием, на протяжении более десяти лет представлявшим семьям бесчисленные шоу, в том числе их вклад в кино и телевидение со знаменитой сценой Одинокого пастуха из «Звуков музыки». Марионетки Frisch в Цинциннати были основаны Кевином Фришем, который считался одним из лучших художников-марионеток своего времени. Его манипуляции и способность передавать живые движения неодушевленным сравнивают с немецким мастером-кукловодом Альбрехтом Розером. Джозеф Кашор гастролировал по Соединенным Штатам более 30 лет с коллекцией марионеток собственного дизайна.

Телевизионный фильм

Титульная карта Энди Пенди 1952 года. На самом деле карта не была картой, поскольку блоки поворачивались, открывая титульный блок по одному. Привет Дуди, известная телевизионная марионетка США.

С ростом популярности телевидения и кино марионетки стали популярнее, особенно в детских программах. История Пиноккио и его диснеевской адаптации ( Пиноккио ), вышедшая в 1940 году, - это история о марионетке. В 1947 году Хоуди Дуди представил марионеток на детском телевидении, причем Хоуди Дуди (главный герой) был марионеткой, а также некоторыми другими персонажами.

В 1950-х годах Бил Бэрд и Кора Айзенберг представили большое количество шоу марионеток для телевидения, а также были ответственны за эпизод «Одинокий пастух» из классического фильма «Звуки музыки». Бил Бэрд также написал классическую книгу о своей работе. В Австралии программа под названием « Мистер Сквиггл», в которой использовалась одноименная героиня-марионетка, длилась чуть более 40 лет (1959–1999). Другой программой для детей, использующих куклы, был Клуб Magic Circle с участием кукол Кассиуса Куку и Леонардо де Фанберда.

Начиная с 1940-х годов, BBC в Соединенном Королевстве производила широкую серию программ о марионетках для детей, а затем в 1955–1964 годах создала телевизионный кукольный театр BBC в студии Lime Grove Studios, обычно под названием Watch With Mother. Whirligig, The Woodentops, Bill and Ben, Muffin The Mule, Rubovia - сериал, созданный Гордоном Мюрреем и Энди Панди. Позже, в 1960-х, Джерри Андерсон со своей женой, Сильвией Андерсон и коллегами сняли ряд сериалов « Fireball XL5», « Stingray» и « Thunderbirds», в которых была впервые использована техника, сочетающая марионетки и электронику. Это позволяло радиоуправлять перемещением рта марионетки. Методика была запатентована и получила название « супермарионация ». Программы были показаны по всему миру и теперь широко распространяются на DVD. Андерсон также снял два фильма, Thunderbirds Are Go и Thunderbird 6. В 1970-е годы в британских сериалах с использованием марионеток были «Приключения медведя Руперта», « Мамфи» и « Замок Клоппа». Некоторые марионетки появляются в Pipkins, а именно Octavia Ostrich. В последнее время марионетки снова начинают появляться на телеэкранах. Coca-Cola использовала марионеток для создания серии рекламных роликов в офисе, а в музыкальных клипах они регулярно использовались в качестве метафор.

Марионетки показаны в фильме 1999 года « Быть Джоном Малковичем». Джон Кьюсак сыграл манипулятора, который называл себя кукловодом.

Детское шоу BBC Playbus (позже Playdays ) использовало много марионеток во время их работы, особенно поющую и танцующую марионетку по имени Lizzie Dreams, иногда в паре с другой марионеткой по имени Ник.

Команда Америка: Мировая полиция - это фильм 2004 года, созданныйсоздателями Южного парка Мэттом Стоуном и Треем Паркером, в котором используется грубый, наивный, детский стиль Supermarionation, как в Thunderbirds. Мэтт Стоун и Трей Паркер окрестили свою версию «Supercrappyutation» из-за того, что они намеренно оставили видимыми струны, среди прочего.

В 2004 году также появился отмеченный наградами полнометражный фантастический фильм о марионетках « Струны», режиссер датчанин Андерс Роннов Кларлунд.

Марионетка также использовалась в эпизоде Доктора Кто « Код Шекспира ».

Типы панели управления марионетками

Китайское / азиатское управление веслом

Этот тип управления имеет множество струн, прикрепленных к закругленной прямоугольной лопатке с короткой ручкой, все струны прикреплены и свисают с внешнего края лопасти и используются путем выбора каждой струны противоположной рукой и вытягивания для управления фигурой, которая висит внизу.

Горизонтальный контроль

Этот элемент управления представляет собой планку, которую держат в руке в горизонтальной плоскости. Может быть множество стержней под прямым углом к ​​центральной перекладине, которые, в свою очередь, прикрепляются проволокой к рукам, плечам, спине и т. Д. Под основной перекладиной обычно вешается пластина меньшего размера, на которой находятся струны для головы; Точно так же съемный зажим обычно удерживает штангу для ног. Этот стиль управления обычно используется в США для человеческих фигур и известен также как американский контроль. Подобный контроль почти повсеместно используется для четвероногих животных; поскольку он имитирует основную форму животного, покачивание его из стороны в сторону будет контролировать движения ног в унисон. Зальцбургский театр марионеток в Австрии также использует вариант этого стиля для своих человеческих персонажей.

Вертикальный контроль

Этот тип управления представляет собой вертикальную штангу, в которую под прямым углом вставлены различные штанги меньшего размера, к которым прикрепляются струны для головы, плеча, спины и т. Д. И т. Д. Этот элемент управления обычно имеет съемную ножную перекладину, которая контролирует ходьбу, когда ее держат в противоположной руке. Плечи управляются проводами, которые вставляются в отверстие в штанге, изогнутой под углом примерно 45 градусов к штанге, и свободно свисают с петлей на конце для прикрепления струн для рук, которые затем перемещаются пальцами, удерживающими основной шток. Наклон основной стойки управляет головой и телом с тонким нюансом. Этот тип управления обычно называют британским контролем. Другой вариант вертикального регулятора встречается в Европе, обычно жесткий проволочный стержень проходит от центра головы вверх и жестко прикреплен к регулятору. Ножная штанга вставляется через основную стойку, но поворачивается на штифте, позволяя перемещать штангу. ноги.

Управление самолетом

Имеет съемную перекладину для ног и 2 завязки на голове.

Фасоны марионеток

Немецкие марионетки

У них есть восемь струн, которые прикреплены к ногам, рукам, голове, плечам и спине. Органы управления расположены горизонтально.

Британские марионетки

Британские марионетки похожи на немецких марионеток. Обычная человеческая форма имеет девять струн - по одной на каждое колено, руку и плечо, две струны на голову и одна струна на поясницу. Контроль обычно представляет собой британский вертикальный контроль с отдельной ножной перекладиной. Дополнительная привязка включает локти, лоб или нос.

Марионетки Пелхэма - это коммерчески производимые британские марионетки, у которых обычно есть семь струн, прикрепленных к ногам, рукам, голове и спине. Органы управления обычно представляют собой горизонтальную складывающуюся поперечину. Боб Пелхэм разработал британских марионеток в 1947 году.

Сицилийские марионетки

Сицилийские марионетки - одни из самых простых в использовании марионеток. Обычно они вырезаны из дерева и имеют прочный стержень, который проходит через тело в голову. Этот стержень и одна веревка, прикрепленная к руке, контролируют манипуляции марионеткой.

Чешские марионетки

Чешские стержневые марионетки похожи на сицилийские, но более сложные. Они вырезаны вручную, обычно из древесины липы. У марионеток есть центральный стержень, как у сицилийской марионетки, но также есть завязки для рук и ног. Иногда они также используют веревку для управления ртом или подвижными ушами. Это требует более умелого обращения. У чехов также есть марионетки, у которых нет центрального стержня и завязок, прикрепленных к голове, плечам и спине. Это самые сложные марионетки из-за отсутствия центрального стержня. Мирослав Трейтнар - признанный мастер-кукольник и преподаватель традиционных чешских навыков изготовления марионеток.

В статье BBC объясняется, как это ремесло спасло чешскую культуру и язык от уничтожения в пользу немецкого.

Бирманские марионетки

Традиционная бирманская марионетка главнокомандующего Основная статья: Yoke thé

Все бирманские марионетки управляются струной и являются популярным искусством в Бирме. Марионетки называются Yoke thé (букв. Миниатюры) и почти всегда исполняются в операх. В труппе бирманских марионеток должно быть 27 персонажей, в том числе король, животные, такие как лошадь, слон, тигр, обезьяна и попугай, министры, принц, принцесса и скоморохи. Традиционный бирманский оркестр hsaing waing обычно исполняет музыку. Бирманские марионетки очень сложны и ловки, поскольку они используют 18 (для мужских персонажей) или 19 (для женских) проводов, каждая марионетка управляется только одним кукловодом.

Галерея
  • Маленький театр марионеток, Италия, 1959 год.

  • Марионетка от компании марионеток семьи Тиллер, 1870-1890-е гг.

  • Марионетка

  • Дети смотрят марионеток в Нью-Йорке, 1935 год.

  • Марионетка в Праге

  • Марионетки в действии в приложении "Сказка о двух мышах" Сидни Делл Донн

  • Марионетка из калабаса

Смотрите также
дальнейшее чтение
  • Бэрд, Бил (1966). Искусство куклы. Пьесы. ISBN   0-8238-0067-9.
  • Биньон, Хелен (1966). Кукольный театр сегодня. Лондон: Studio Vista Limited.
  • Двиггинс, Уильям Аддисон (1939). Марионетка в движении; схема, описание системы Püterschein. Отпечатки кукол, справочник XII. Детройт.
  • Битон, Мэйбл; Битон, Лес (1948). Марионетки: хобби для всех. Нью-Йорк.
  • Каррелл, Дэвид (1992). Введение в куклы и изготовление кукол. Лондон: New Burlington Books, Quintet Publishing Limited. ISBN   1-85348-389-3.
  • Дубска, Алиса; Новак, Ян; Маликова, Нина; Зденкова, Мари (2006). Чешский театр кукол. Прага: Театральный институт. ISBN   80-7008-199-6.
  • Латшоу, Джордж (2000). Полная книга кукол. Лондон: Dover Publications. ISBN   978-0-486-40952-8.
  • Логан, Дэвид (2007). Кукольный театр. Компания драматического искусства Брисбена. ISBN   9780980456301.
  • Робинсон, Стюарт; Робертсон, Патрисия (1967). Изучение кукольного искусства. Лондон: Mills amp; Boon Limited.
  • Синклер, Анита (1995). Справочник кукольного искусства. Ричмонд, Виктория, Австралия: Издательство Ричарда Ли. ISBN   0-646-39063-5.
  • Суиб, Леонард; Бродман, Мюриэль (1975). Марионетки на сцене!. Нью-Йорк: Harper amp; Row, Publishers. ISBN   0-06-014166-2.
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-05 01:35:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте