Марио Варгас Льоса

редактировать

В этом испанском имени первая или отцовская фамилия - Варгас, а вторая, или материнская, фамилия - Льоса.
Самый выдающийся Маркиз Варгас Льоса OSP OAE LH OCC
Марио Варгас Льоса (обрезка 2).jpg Марио Варгас Льоса в 2016 году
Личная информация
Родился Хорхе Марио Педро Варгас Льоса ( 1936-03-28)28 марта 1936 г. (85 лет) Арекипа, Арекипа, Перу
Гражданство Перу, Испания
Политическая партия Движение за свободу (1990–1993) Демократический фронт (1988–1990)
Супруг (а)
Сожитель Изабель Прейслер (2015 – настоящее время)
Дети 3, в том числе Альваро Варгас Льоса
Альма-матер
Награды Премия Мигеля де Сервантеса 1994 Нобелевская премия по литературе 2010
Подпись
Веб-сайт www.mvargasllosa.com

Хорхе Марио Педро Варгас Льоса, первый маркиз Варгас Льоса (родился 28 марта 1936), более известный как Марио Варгас Льоса ( / ˌ v ɑːr ɡ ə s J oʊ s ə /, испанский:  [maɾjo βaɾɣaz ʎosa] ), является Перуанский писатель, журналист, эссеист, профессор колледжа и бывший политик, также имеющий испанское гражданство. Варгас Льоса - один из самых значительных романистов и эссеистов Латинской Америки, а также один из ведущих писателей своего поколения. Некоторые критики считают, что он имел большее международное влияние и всемирную аудиторию, чем любой другой писатель латиноамериканского бума. В 2010 году он получил Нобелевскую премию по литературе «за его картографию структур власти и резкие образы индивидуального сопротивления, восстания и поражения». Он также получил премию Ромуло Гальегоса 1967 года, премию принца Астурийского 1986 года, премию Мигеля де Сервантеса 1994 года, премию Иерусалима 1995 года, Международную премию Карлоса Фуэнтеса 2012 года и Орден Пабло Неруды за художественные и культурные заслуги в 2018 году.

Варгас Льоса приобрел международную известность в 1960-х благодаря таким романам, как «Время героя» ( La ciudad y los perros, буквально «Город и собаки», 1963/1966), «Зеленый дом» ( La casa verde, 1965/1968), и монументальная « Беседа в соборе» ( Conversación en la catedral, 1969/1975). Он много пишет о самых разных литературных жанрах, включая литературную критику и журналистику. Его романы включают комедии, тайны убийств, исторические романы и политические триллеры. Некоторые из них, такие как « Капитан Пантоха и спецслужба» (1973/1978) и « Тетя Джулия и сценарист» (1977/1982), были адаптированы в качестве художественных фильмов.

Многие работы Варгаса Льосы созданы под влиянием восприятия писателем перуанского общества и его собственного опыта как уроженца Перу. Он все больше расширяет свой кругозор и занимается темами, которые возникают в других частях света. В своих эссе Варгас Льоса неоднократно критиковал национализм в разных частях света. Еще одно изменение в его карьере - это переход от стиля и подхода, связанных с литературным модернизмом, к иногда игривому постмодернизму.

Как и многие латиноамериканские писатели, Варгас Льоса на протяжении всей своей карьеры был политически активным. Первоначально он поддерживал кубинское революционное правительство Фиделя Кастро, но позже Варгас Льоса разочаровался в его политике, особенно после заключения в тюрьму кубинского поэта Эберто Падиллы в 1971 году, и теперь идентифицирует себя как либерал. Он баллотировался на пост президента Перу в 1990 году с правоцентристской коалицией Frente Democrático, выступая за классические либеральные реформы, но проиграл выборы Альберто Фухимори. Он - человек, который в 1990 году «придумал фразу, которая облетела земной шар», заявив по мексиканскому телевидению: «Мексика - идеальная диктатура», заявление, которое стало пословицей в течение следующего десятилетия.

Варгас Льоса также является одним из 25 ведущих деятелей Комиссии по информации и демократии, созданной организацией « Репортеры без границ».

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Ранняя жизнь и семья
  • 2 Писательская карьера
    • 2.1 Начало и первые основные работы
    • 2.2 1970-е годы и «открытие юмора»
    • 2.3 Более поздние романы
  • 3 Политическая карьера
    • 3.1 Обращение к либерализму
    • 3.2 Кандидатура президента
  • 4 Более поздняя жизнь
    • 4.1 Политическая работа
      • 4.1.1 Испания
      • 4.1.2 Перу
    • 4.2 Документы Панамы и Пандоры
  • 5 Стиль письма
    • 5.1 Сюжет, сеттинг и основные темы
    • 5.2 Модернизм и постмодернизм
    • 5.3 Чередование диалогов
    • 5.4 Литературные влияния
  • 6 Личная жизнь
  • 7 Удар
  • 8 наград и наград
    • 8.1 Почести
    • 8.2 Награды
    • 8.3 Приглашенные начальные адреса
    • 8.4 Нобелевская премия
  • 9 рук
  • 10 Избранные работы
    • 10.1 Художественная литература
    • 10.2 Научная литература
    • 10.3 Драма
  • 11 См. Также
  • 12 Ссылки
  • 13 Источники
  • 14 Внешние ссылки

Ранняя жизнь и семья

Тезис Марио Варгаса Льосы «Основы для интерпретации Рубена Дарио », представленный его альма-матер, Национальному университету Сан-Маркос ( Перу ), в 1958 году.

Марио Варгас Льоса родился в семье среднего достатка 28 марта 1936 года в южном перуанском провинциальном городе Арекипа. Он был единственным ребенком Эрнесто Варгаса Мальдонадо и Доры Льоса Урета (бывший радист в авиационной компании, второй - дочерью старой семьи криолло ), которые расстались за несколько месяцев до его рождения. Вскоре после рождения Марио его отец рассказал, что у него роман с немкой; Следовательно, у Марио есть два младших сводных брата: Энрике и Эрнесто Варгас.

Варгас Льоса жил со своей семьей по материнской линии в Арекипе до тех пор, пока через год после развода родителей его дед по материнской линии не был назначен почетным консулом Перу в Боливии. Затем со своей матерью и ее семьей Варгас Льоса переехал в Кочабамбу, Боливия, где он провел первые годы своего детства. Его семью по материнской линии, Льосас, содержал дедушка, который управлял хлопковой фермой. В детстве Варгас Льоса был убежден, что его отец умер - его мать и ее семья не хотели объяснять, что его родители разошлись. Во время правления президента Перу Хосе Бустаманте-и-Риверо дед Варгаса Льосы по материнской линии получил дипломатический пост в северном перуанском прибрежном городе Пьюра, и вся семья вернулась в Перу. Находясь в Пьюре, Варгас Льоса посещал начальную школу религиозной академии Колехио Салезиано. В 1946 году в возрасте десяти лет он переехал в Лиму и впервые встретился со своим отцом. Его родители восстановили свои отношения и в подростковые годы жили в Магдалене-дель-Мар, пригороде Лимы, принадлежащем к среднему классу. Находясь в Лиме, ​​он учился в христианской средней школе Colegio La Salle с 1947 по 1949 год.

Когда Варгасу Льоса было четырнадцать, отец отправил его в Военную академию Леонсио Прадо в Лиме. В 16 лет, еще до окончания учебы, Варгас Льоса начал работать журналистом-любителем в местных газетах. Он отказался от военной академии и закончил учебу в Пьюре, где работал в местной газете La Industria и стал свидетелем театрализованного представления своего первого драматического произведения La huida del Inca.

В 1953 году, во время правления Мануэля А. Одриа, Варгас Льоса поступил в Лимский национальный университет Сан-Маркос, чтобы изучать право и литературу. Он женился на Джулии Уркиди, невестке своего дяди по материнской линии, в 1955 году в возрасте 19 лет; она была на 10 лет старше. Варгас Льоса всерьез начал свою литературную карьеру в 1957 году с публикации своих первых рассказов «Вожди» («Los jefes») и «Дедушка» («El abuelo»), работая в двух перуанских газетах. После окончания Национального университета Сан-Маркос в 1958 году он получил стипендию для обучения в Мадридском университете Комплутенсе в Испании. В 1960 году, когда истек срок его стипендии в Мадриде, Варгас Льоса переехал во Францию, полагая, что получит стипендию для обучения там; однако по прибытии в Париж он узнал, что его запрос на стипендию был отклонен. Несмотря на неожиданное финансовое положение Марио и Джулии, пара решила остаться в Париже, где он начал плодотворно писать. Их брак продлился еще несколько лет и закончился разводом в 1964 году. Годом позже Варгас Льоса женился на своей двоюродной сестре Патриции Льоса, от которой у него было трое детей: Альваро Варгас Льоса (род. 1966), писатель и редактор; Гонсало (1967 г.р.), международный гражданский служащий; и Моргана (1974 г.р.), фотограф.

Писательская карьера

Начало и первые крупные работы

Первый роман Варгаса Льосы, «Время героя» ( La ciudad y los perros), был опубликован в 1963 году. Действие книги разворачивается в среде кадетов военного училища в Лиме, ​​а сюжет основан на собственном опыте автора в Лиме. Военная академия Леонсио Прадо. Это раннее произведение получило широкое общественное внимание и сразу же стало популярным. Его жизнеспособность и умелое использование сложных литературных приемов сразу же впечатлили критиков, и он получил премию Premio de la Crítica Española. Тем не менее, резкая критика перуанского военного истеблишмента вызвала споры в Перу. Несколько перуанских генералов напали на роман, заявив, что это работа «дегенеративного ума», и заявили, что Варгас Льоса «заплатил Эквадор», чтобы подорвать престиж перуанской армии.

В 1965 году Варгас Льоса опубликовал свой второй роман «Зеленый дом» ( La casa verde) о борделе под названием «Зеленый дом» и о том, как его квази-мифическое присутствие влияет на жизнь персонажей. Главный сюжет следует за Бонифачией, девушкой, которая вот-вот должна принять обеты церкви, и ее превращением в Ла Селватику, самую известную проститутку «Зеленого дома». Роман сразу же получил признание, что подтвердило, что Варгас Льоса - важный голос латиноамериканского повествования. В 1967 году «Зеленый дом» выиграл первую международную премию « Ромуло Гальегос» за новеллы, конкурируя с произведениями ветерана уругвайского писателя Хуана Карлоса Онетти и Габриэля Гарсиа Маркеса. Один только этот роман собрал достаточно наград, чтобы поместить его автора в число ведущих деятелей латиноамериканского бума. Некоторые критики до сих пор считают «Зеленый дом » лучшим и самым важным достижением Варгаса Льосы. Действительно, латиноамериканский литературный критик Джеральд Мартин предполагает, что «Зеленый дом» - «один из величайших романов, появившихся в Латинской Америке».

Третий роман Варгаса Льосы, « Разговор в соборе» ( Conversación en la catedral), был опубликован в 1969 году, когда ему было 33 года. Этот амбициозный рассказ представляет собой историю Сантьяго Завала, сына государственного министра, и Амбросио, его шофера. Случайная встреча в собачьем загоне приводит пару к захватывающему разговору в соседнем баре, известном как «Собор». Во время встречи Завала ищет правду о роли своего отца в убийстве печально известного перуанского преступного мира, проливая свет на работу диктатуры на своем пути. К несчастью для Завалы, его поиски заканчиваются тупиком, без ответов и без признаков лучшего будущего. Роман атакует диктаторское правительство Одриа, показывая, как диктатура контролирует и уничтожает жизни. Настойчивая тема безнадежности делает « Разговор в соборе » самым горьким романом Варгаса Льосы.

Он читал лекции по испанской американской литературе в Королевском колледже Лондона с 1969 по 1970 год.

1970-е и «открытие юмора»

В 1971 году Варгас Льоса опубликовал книгу « Гарсиа Маркес: История богоубийцы» ( García Márquez: Historia de un deicidio), которая была его докторской диссертацией для Мадридского университета Комплутенсе. Хотя Варгас Льоса написал это исследование о своем тогдашнем друге, колумбийском лауреате Нобелевской премии, писателе Габриэле Гарсиа Маркесе, они больше не разговаривали друг с другом. В 1976 году Варгас Льоса ударил Гарсиа Маркеса по лицу в Мехико, во Дворце изящных искусств, положив конец дружбе. Ни один из писателей публично не назвал основных причин ссоры. Фотография Гарсиа Маркеса с синяком под глазом была опубликована в 2007 году, что возродило общественный интерес к вражде. Несмотря на десятилетия молчания, в 2007 году Варгас Льоса согласился разрешить использовать часть своей книги в качестве предисловия к изданию « Сто лет одиночества» Гарсиа Маркеса, которое было переиздано в Испании и по всей Латинской Америке. этот год. Historia de un Deicidio также была переиздана в том же году как часть полного собрания сочинений Варгаса Льосы.

После монументальной работы « Разговор в соборе» в творчестве Варгаса Льосы отошли от более серьезных тем, таких как политика и проблемы с обществом. Латиноамериканский литературовед Раймонд Л. Уильямс описывает этот этап своей писательской карьеры как «открытие юмора». Его первой попыткой написать сатирический роман был « Капитан Пантоха и специальная служба» ( Pantaleón y las visitadoras), опубликованный в 1973 году. Этот короткий комический роман предлагает эпизоды диалогов и документов о перуанских вооруженных силах и отряде проституток, назначенных для посещения военных. заставы в отдаленных районах джунглей. Эти элементы сюжета похожи на более ранний роман Варгаса Льосы « Зеленый дом», но в другой форме. Таким образом, « Капитан Пантоха и Специальная служба» по сути является пародией как на «Зеленый дом», так и на литературный подход, который представляет этот роман. Мотивация Варгаса Льосы к написанию романа возникла из-за того, что на самом деле он был свидетелем того, как перуанская армия наняла проституток и отправила их служить солдатам в джунглях.

С 1974 по 1987 год Варгас Льоса сосредоточился на писательстве, но также нашел время, чтобы заняться другими делами. В 1975 году он стал одним из режиссеров неудачной экранизации своего романа « Капитан Пантоха и секретная служба». В 1976 году он был избран президентом PEN International, всемирной ассоциации писателей и старейшей правозащитной организации, и занимал эту должность до 1979 года. В течение этого времени Варгас Льоса постоянно ездил с докладами на конференции, организованные международными организациями, такими как Еврейский университет им. Иерусалим и Кембриджский университет, где он был профессором Симона Боливара и зарубежным научным сотрудником Колледжа Черчилля в 1977–1978 годах.

В 1977 году Варгас Льоса был избран членом Перуанской языковой академии, членом которой он является и по сей день. В том же году он опубликовал « Тетя Джулия и сценарист» ( La tía Julia y el escribidor), частично основанный на его браке с первой женой Джулией Уркиди, которой он посвятил роман. Позже она написала мемуары Lo que Varguitas no dijo ( Что не сказал маленький Варгас), в которых она лично рассказывает об их отношениях. Она заявляет, что рассказ Варгаса Льосы преувеличивает многие отрицательные моменты в их ухаживании и браке, при этом сводя к минимуму ее роль в содействии его литературной карьере. «Тетя Джулия и сценарист» считается одним из самых ярких примеров того, как язык и образы популярной культуры могут быть использованы в литературе. В 1990 году по роману был экранизирован голливудский художественный фильм « Настраивайся завтра».

Поздние романы

Варгас Льоса в 1982 году

Четвертый крупный роман Варгаса Льосы, Война конца света ( La guerra del fin del mundo), был опубликован в 1981 году и стал его первой попыткой написать исторический роман. Эта работа инициировала радикальное изменение стиля Варгаса Льосы в отношении таких тем, как мессианизм и иррациональное человеческое поведение. Он воссоздает войну Канудоса, инцидент в Бразилии 19-го века, в котором вооруженный культ тысячелетия несколько месяцев сдерживал осаду национальной армии. Как и в самом раннем произведении Варгаса Льосы, этот роман несет трезвую и серьезную тему, и его тон мрачен. Смелое исследование Варгаса Льосы склонности человечества к идеализации насилия и его описание антропогенной катастрофы, вызванной фанатизмом со всех сторон, принесли роману существенное признание. Из-за амбиций и исполнения книги критики утверждали, что это одно из величайших литературных произведений Варгаса Льосы. Несмотря на то, что роман получил признание в Бразилии, поначалу он был плохо воспринят, потому что иностранец писал на бразильскую тему. Книгу также критиковали как революционную и антисоциалистическую. Варгас Льоса говорит, что эта книга - его самая любимая книга и самое трудное достижение.

После завершения «Войны конца света» Варгас Льоса начал писать романы, которые были значительно короче, чем многие из его ранних книг. В 1983 году он закончил «Настоящую жизнь Алехандро Майты» ( Historia de Mayta, 1984). Роман сосредотачивается на левом восстании, которое состоялось 29 мая 1962 года, в Андах города Jauja. Позже в том же году, во время восстания « Сендеро Луминосо», президент Перу Фернандо Белаунде Терри попросил Варгаса Льоса присоединиться к Следственной комиссии, целевой группе по расследованию убийства восьми журналистов, совершенного жителями деревни Учуракчай. Основной целью комиссии было расследование убийств с целью предоставления общественности информации об инциденте. После своего участия в Следственной комиссии Варгас Льоса опубликовал серию статей, чтобы защитить свою позицию в этом деле. В 1986 году он завершил свой следующий роман « Кто убил Паломино Молеро» ( ¿Quién mató a Palomino Molero?), Который он начал писать вскоре после окончания расследования Учураккая. Хотя сюжет этого детективного романа похож на трагические события в Учураккае, литературный критик Рой Боланд отмечает, что это была не попытка реконструировать убийства, а скорее «литературный экзорцизм» собственного опыта Варгаса Льосы во время комиссии. Этот опыт также вдохновил на создание одного из более поздних романов Варгаса Льосы « Смерть в Андах» ( Lituma en los Andes), первоначально опубликованного в 1993 году в Барселоне.

Пройдет почти 20 лет, прежде чем Варгас Льоса напишет еще одну крупную работу: политический триллер «Пир козла» ( La fiesta del chivo), опубликованный в 2000 году (и на английском языке в 2001 году). По словам Уильямса, это самый полный и самый амбициозный роман Варгаса Льосы со времен Войны конца света. Критик Сабина Кёльманн видит это в строке своих ранних романов, таких как «Conversación en la catedral», изображающих влияние авторитаризма, насилия и злоупотребления властью на личность. Основанный на диктатуре Рафаэля Трухильо, который правил Доминиканской Республикой с 1930 года до своего убийства в 1961 году, роман имеет три основных направления: одно касается Урании Кабрал, дочери бывшего политика и сторонника Трухильо, которая возвращается впервые с тех пор. покинуть Доминиканскую Республику после убийства Трухильо 30 лет назад; вторая сосредоточена на самом убийстве, совершивших его заговорщиках и его последствиях; и третья и последняя цепочка касается самого Трухильо в сценах конца его режима. Книга быстро получила положительные отзывы в Испании и Латинской Америке и оказала значительное влияние в Латинской Америке, считаясь одной из лучших работ Варгаса Льосы.

В 1995 году он написал и опубликовал детскую книгу Hitos y Mitos Literarios («Вехи и истории величайших литературных произведений»), иллюстрированную Вилли Глазауэром. Книга включает забавные факты, мелочи и информацию, сопровождаемую фотографиями и иллюстрациями Вилли Глазауэра, таких как « Дивный новый мир » Олдоса Хаксли, « Манхэттенский перевод » Джона Дос Пассоса, «Незнакомец » Альберта Камю, « Лолита » Владимира Набокова, « Один день». в жизни Ивана Денисовича по Александра Солженицына, Смерть в Венеции по Томас Манн, Великий Гэтсби по Ф. Скотт Фицджеральд, Херцог по Сола Беллоу, Восток от Эдема по Джона Стейнбека, Степном по Гессе и A Подвижный праздник по Эрнеста Хемингуэя.

В 2003 году он написал «Путь в рай», в котором изучает Флору Тристан и Поля Гогена.

В 2006 году Варгас Льоса написал «Плохую девочку» ( Travesuras de la niña mala), которую, по мнению журналистки Кэтрин Харрисон, представляет собой переписывание (а не просто переработку) « Мадам Бовари» Гюстава Флобера (1856). В версии Варгаса Льосы сюжет повествует о многолетней одержимости рассказчика, перуанского эмигранта из Парижа, женщиной, в которую он впервые влюбился, когда оба были подростками.

В 2019 году он опубликовал роман Tiempos recios ( Жестокие времена) о перевороте 1954 года в Гватемале.

Политическая карьера

Обратимся к либерализму

Как и многие другие латиноамериканские интеллектуалы, Варгас Льоса изначально был сторонником кубинского революционного правительства Фиделя Кастро. Он глубоко изучал марксизм, будучи студентом университета, и позже был убежден коммунистическими идеалами после успеха Кубинской революции. Постепенно Варгас Льоса пришел к выводу, что социализм несовместим с тем, что он считал общими свободами и свободами. Официальный разрыв между писателем и политикой кубинского правительства произошел в результате так называемого «дела Падильи», когда в 1971 году режим Кастро заключил в тюрьму поэта Эберто Падилью на месяц. Варгас Льоса вместе с другими интеллектуалами того времени, написал Кастро, протестуя против политической системы Кубы и заключения художника в тюрьму. С тех пор Варгас Льоса отождествлял себя с либерализмом, а не с крайне левыми политическими идеологиями. С тех пор как он отказался от своей прежней левизны, он выступил против как левых, так и правых авторитарных режимов.

Аргентинский писатель Эрнесто Сабато (слева) и Марио Варгас Льоса (справа) в 1981 году.

В течение десятилетия Варгас Льоса стал известен как « неолиберал », хотя ему лично не нравится этот термин, он считает его «чистой ерундой» и используется только для насмешек. По словам тогдашнего профессора политики Нью-Йоркского университета Тимоти Митчелла, Варгас Льоса превратился в «бывшего левого, обращенного в неолиберализм [Эрнандо] де Сото », экономистом, которого продвигали неолиберальные аналитические центры в 1980-х годах. Позже Варгас Льоса помогал де Сото основать Институт свободы и демократии и продвигал неолиберального экономиста до тех пор, пока они не отдалились друг от друга в споре.

С его назначением в Комиссию по расследованию резни в Учураккае в 1983 году он пережил то, что литературный критик Жан Франко называет «самым неприятным событием в [его] политической карьере». К несчастью для Варгаса Льосы, его участие в работе Следственной комиссии сразу же вызвало негативную реакцию и клевету со стороны перуанской прессы; многие предположили, что резня была заговором с целью удержать журналистов от освещения присутствия правительственных военизированных формирований в Учураджае. Комиссия пришла к выводу, что в убийствах виноваты сельские жители из числа коренного населения; для Варгаса Льосы этот инцидент показал, «насколько уязвима демократия в Латинской Америке и как легко она умирает при диктатуре левых и правых». Эти выводы и лично Варгас Льоса подверглись интенсивной критике: например, антрополог Энрике Майер обвинил его в «патернализме», а его коллега-антрополог Карлос Иван Дегрегори критиковал его за незнание Андского мира. Варгаса Льоса обвинили в активном сговоре с правительством для сокрытия причастности армии к резне. Американский латиноамериканский литературовед Миша Кокотович резюмирует, что писателю было предъявлено обвинение в том, что он рассматривал «туземные культуры как« примитивное »препятствие на пути к полной реализации его западной модели современности». Потрясенный как самим злодеянием, так и реакцией, которую вызвал его отчет, Варгас Льоса ответил, что его критики, по-видимому, больше озабочены его отчетом, чем сотнями крестьян, которые позже погибнут от рук партизанской организации «Сендеро Луминосо».

Кандидатура президента

Основная статья: всеобщие выборы в Перу 1990 г.

В 1987 году он помог сформироваться и вскоре стал лидером правоцентристской партии Movimiento Libertad. В следующем году его партия вошла в коалицию с партиями двух основных консервативных политиков Перу в то время, бывшего президента Фернандо Белаунде Терри (из партии Народное действие ) и Луиса Бедоя Рейеса (из Партии народного Криштиану ), чтобы сформировать трехстороннюю организацию. правоцентристская коалиция, известная как Демократический фронт (ФРЕДЕМО). Он баллотировался на пост президента Перу в 1990 году как кандидат от коалиции FREDEMO при поддержке США. Он предложил неолиберальную политику, подобную Фухимори, которая включала в себя программу жесткой экономии, напугавшую большинство бедняков страны; в этой программе подчеркивалась необходимость приватизации, рыночной экономики, свободной торговли и, что наиболее важно, распространения частной собственности. Несмотря на то, что он выиграл первый раунд с 34% голосов, Варгас Льоса был побежден неизвестным тогда инженером- агроном Альберто Фухимори в последующем туре. Варгас Льоса включил отчет о своей президентской гонке в мемуарах «Рыба в воде» ( El pez en el agua, 1993). После своего политического поражения он сосредоточился в основном на писательстве, лишь время от времени участвуя в политической жизни.

Через месяц после поражения на выборах Варгас Льоса по приглашению Октавио Паса посетил конференцию в Мексике под названием «ХХ век: опыт свободы». Сосредоточенный на крахе коммунистического правления в Центральной и Восточной Европе, он транслировался по мексиканскому телевидению с 27 августа по 2 сентября. Выступая на конференции 30 августа 1990 года, Варгас Льоса поставил своих хозяев в неловкое положение, осудив мексиканскую систему власти, основанную на Правление Институционально-революционной партии (PRI), находившейся у власти 61 год. Критикуя PRI по имени, он прокомментировал: «Я не верю, что в Латинской Америке был хоть один случай системы диктатуры, которая так эффективно вербовала интеллектуальную среду, подкупая ее с большой тонкостью». Он заявил: «Мексика - это идеальная диктатура. Совершенная диктатура - это не коммунизм, не СССР, не Фидель Кастро; идеальная диктатура - это Мексика. Потому что это замаскированная диктатура». Заявление «Мексика - идеальная диктатура» стало клише в Мексике и на международном уровне, пока PRI не отошла от власти в 2000 году.

Более поздняя жизнь

Варгас Льоса на учредительном акте испанской политической партии UPyD, сентябрь 2007 г.

Варгас Льоса в основном живет в Мадриде с 1990-х годов, но примерно три месяца в году проводит в Перу со своей большой семьей. Он также часто бывает в Лондоне, где иногда проводит подолгу. Варгас Льоса получил испанское гражданство в 1993 году, хотя по-прежнему имеет перуанское гражданство. Писатель часто повторяет свою любовь к обеим странам. В своей Нобелевской речи он заметил: «Я ношу Перу глубоко внутри себя, потому что именно там я родился, вырос, сформировался и пережил те переживания детства и юности, которые сформировали мою личность и сформировали мое призвание». Затем он добавил: «Я люблю Испанию так же сильно, как Перу, и мой долг перед ней так же велик, как и моя благодарность. Если бы не Испания, я бы никогда не поднялся на эту трибуну или не стал бы известным писателем».

Марио Варгас Льоса работал приглашенным профессором латиноамериканских исследований в Гарвардском университете в течение 1992–1993 учебного года. Позже Гарвард признал Варгаса Льоса, присвоив ему степень почетного доктора наук в 1999 году. В 1994 году он был избран членом Real Academia Española (Королевская испанская академия), 15 января 1996 года он занял место L. неолиберальное общество Мон-Пелерин в 2014 году. Он также является членом Вашингтонского аналитического центра « Межамериканский диалог».

Политическая работа

Испания

Он принимал участие в политической жизни Испании. В феврале 2008 года он перестал поддерживать Народную партию в пользу недавно созданного Союза, прогресса и демократии, заявив, что определенные консервативные взгляды, которых придерживалась бывшая партия, расходятся с его классическими либеральными взглядами. Его политические идеологии появляются в книге « Разумная политика», написанной с Фернандо Саватер, Розой Диес, Альваро Помбо, Альбертом Боаделла и Карлосом Мартинесом Горриараном. Он продолжает писать, как журналистику, так и художественную литературу, а также много путешествовать. Он также преподавал в качестве приглашенного профессора в ряде известных университетов.

Перу

В апреле 2011 года писатель принял участие во всеобщих выборах в Перу 2011 года, заявив, что собирается голосовать за Алехандро Толедо (бывший президент Перу в 2001–2006 годах). После голосования он сказал, что его страна должна оставаться на пути законности и свободы.

Варгас Льоса выступает против независимости Каталонии от Испании. На митинге против независимости в октябре 2017 года он сказал: «Испанская демократия никуда не денется. Никакой сепаратистский заговор не сможет ее разрушить». В 2021 году он присутствовал на митинге против помилования каталонских лидеров независимости в Мадриде.

С момента своего прихода в политику Варгас Льоса сложное мнение о крайне правом политике Кейко Фухимори, дочери авторитарного президента Перу Альберто Фухимори. Во время своей кандидатуры на всеобщих выборах в Перу в 2011 году Варгас Льоса заявила, что «худший вариант - это вариант Кейко Фухимори, потому что это означает легитимацию одной из худших диктатур в Перу в своей истории». После того, как Фухимори объявила о своей кандидатуре на всеобщих выборах в Перу в 2016 году, Варгас Льоса заявил в 2014 году: «Кейко - дочь убийцы и вора, которая находится в тюрьме, судится гражданскими судами с международными наблюдателями, приговорена к 25 годам тюремного заключения за убийство и кражу.. Я не хочу, чтобы она выиграла выборы ». Однако во втором туре всеобщих выборов в Перу в 2021 году Варгас Льоса выразил поддержку Кейко, разделив оппозицию крайне левому кандидату Педро Кастильо и назвав Фухимори «меньшим из двух зол».

Документы Панамы и Пандоры

Варгас Льоса был упомянут как в « Панамских документах» (2016 г.), так и в « Документах Пандоры» (2021 г.), опубликованных Международным консорциумом журналистов-расследователей. Согласно IDL-Reporteros, компания Melek Investing Inc. на Британских Виргинских островах, принадлежащая Варгасу Льоса, использовалась для получения прибыли от уплаты роялти и продажи недвижимости в Лондоне и Мадриде. После утечки Панамских документов в 2016 году Кармен Балселлс заявила от имени Варгаса Льосы, что инвестиции были сделаны «без согласия господа Варгаса Льосы», в то время как в 2021 году утечки документов Пандоры произошли, сказал Хавьер Мартин, представитель Варгаса Льосы. "не знал о собственности этой компании". IDL-Reporteros предоставил документ с подписью Варгаса Льосы на форме «Согласие действовать в качестве директора» для Melek Investing Inc. в рамках утечки 2021 года.

Стиль письма

Сюжет, сеттинг и основные темы

Стиль Варгаса Льосы включает в себя исторический материал, а также его личный опыт. Например, в его первом романе «Время героя» его собственный опыт в военной школе Леонсио Прадо помог ему описать коррумпированный социальный институт, который высмеивал моральные стандарты, которые он должен был поддерживать. Кроме того, испорченность книжной школы является отражением коррупции в перуанском обществе на момент написания романа. Варгас Льоса часто использует свои произведения, чтобы бросить вызов недостаткам общества, таким как деморализация и угнетение со стороны тех, кто находится у политической власти, по отношению к тем, кто бросает вызов этой власти. Одна из основных тем, которые он исследовал в своих произведениях, - это борьба человека за свободу в суровой реальности. Например, его двухтомный роман « Разговор в соборе» основан на тиранической диктатуре президента Перу Мануэля А. Одриа. Главный герой, Сантьяго, восстает против удушающей диктатуры, участвуя в подрывной деятельности левых политических групп. В дополнение к таким темам, как коррупция и угнетение, второй роман Варгаса Льосы, «Зеленый дом», исследует «разоблачение основных институтов Перу», затрагивая вопросы жестокого обращения и эксплуатации рабочих в борделе коррумпированными военными.

Многие из ранних романов Варгаса Льосы были установлены в Перу, в то время как в более поздних работах он распространился на другие регионы Латинской Америки, такие как Бразилия и Доминиканская Республика. Его обязанности писателя и лектора позволили ему часто путешествовать и привели к созданию его романов в регионах за пределами Перу. «Война конца света» была его первой крупной работой, действие которой разворачивается за пределами Перу. Хотя сюжет повествует об исторических событиях восстания Канудос против бразильского правительства, роман не основан непосредственно на историческом факте; скорее, его главным источником вдохновения является документальный рассказ об этих событиях, опубликованный бразильским писателем Эвклидом да Кунья в 1902 году. «Пир козла», основанный на диктатуре Рафаэля Трухильо, проходит в Доминиканской Республике ; Готовясь к написанию этого романа, Варгас Льоса предпринял всестороннее исследование доминиканской истории. Роман был характерно реалистичным, и Варгас Льоса подчеркивает, что он «уважал основные факты... Я не преувеличивал», но в то же время указывает: «Это роман, а не книга по истории, поэтому я взял много, много вольностей ".

Действие одного из последних романов Варгаса Льосы, «Путь в рай» ( El paraíso en la otra esquina), происходит в основном во Франции и на Таити. Основанный на биографии бывшего социального реформатора Флоры Тристан, он демонстрирует, как Флора и Поль Гоген не смогли найти рай, но все же смогли вдохновить последователей продолжать работу над социалистической утопией. К сожалению, Варгас Льоса не смог превратить этих исторических фигур в вымысел. Некоторые критики, такие как Барбара Мухика, утверждают, что «Пути в рай» не хватает «смелости, энергии, политического видения и повествовательного гения», которые присутствовали в его предыдущих работах.

Модернизм и постмодернизм

Произведения Марио Варгаса Льосы рассматриваются как модернистские и постмодернистские романы. Несмотря на то, что по-прежнему ведется много споров о различиях между модернистской и постмодернистской литературой, литературовед М. Кейт Букер утверждает, что сложность и техническая сложность ранних работ Варгаса Льосы, таких как «Зеленый дом» и « Разговор в соборе», явно являются элементами концепции. современный роман. Более того, все эти ранние романы несут в себе определенную серьезность отношения - еще один важный определяющий аспект модернистского искусства. Напротив, его более поздние романы, такие как « Капитан Пантоха и спецслужба», « Тетя Джулия и сценарист», «Настоящая жизнь Алехандро Майты» и «Рассказчик» ( El hablador), похоже, следуют постмодернистскому стилю письма. Эти романы имеют гораздо более светлый, фарсовый и комический тон, характерный для постмодернизма. Сравнивая два романа Варгаса Льосы, «Зеленый дом» и « Капитан Пантоха и специальная служба», Букер обсуждает контраст между модернизмом и постмодернизмом, обнаруженный в произведениях писателя: в то время как оба романа исследуют тему проституции, а также работу перуанских вооруженных сил, Букер отмечает, что первое очень серьезно, а второе до смешного комично.

Чередование диалогов

Марио Варгас Льоса, актер в своей пьесе Los cuentos de la peste, с Айтаной Санчес-Хихон, Театр Испании, Мадрид (2015).

Литературовед М. Кейт Букер утверждает, что Варгас Льоса совершенствует технику переплетения диалогов в своем романе «Зеленый дом». Объединив два разговора, происходящие в разное время, он создает иллюзию воспоминаний. Варгас Льоса также иногда использует эту технику как средство изменения местоположения путем объединения двух одновременных разговоров, происходящих в разных местах. Эта техника - основная часть его репертуара, который он начал использовать ближе к концу своего первого романа «Время героя». Однако он не использует одно и то же переплетение диалогов во всех своих романах. Например, в «Зеленом доме» эта техника используется серьезно, чтобы добиться трезвого тона и сосредоточиться на взаимосвязи важных событий, разделенных во времени или пространстве. Напротив, капитан Пантоха и Специальная служба используют эту стратегию для создания комических эффектов и используют более простые пространственные сдвиги. Этот прием похож как на смешивание монологов разных персонажей Вирджинией Вульф, так и на контрапунктную технику Гюстава Флобера, в которой он совмещает беседу с другими событиями, такими как речи. Это снова произошло в последней работе Варгаса Льосы, «Tiempos Recios», когда два диалога, один между Трухильо и Кастильо Армас, а другой между Трухильо и Аббес Гарсия, сопоставлены.

Литературные влияния

Первые литературные влияния Варгаса Льосы оказали относительно малоизвестные перуанские писатели, такие как Мартин Адан, Карлос Окендо де Амат и Сезар Моро. Будучи молодым писателем, он обратился к этим революционным романистам в поисках новых повествовательных структур и техник, чтобы обрисовать более современный и многогранный опыт городского Перу. Он искал стиль, отличный от традиционных описаний земли и сельской жизни, прославленных ведущим писателем Перу того времени Хосе Марией Аргуедасом. Варгас Льоса писал о работе Аргуедаса, что это «пример старомодного регионализма, который уже исчерпал свои воображаемые возможности». Хотя он не разделял страсти Аргуедаса к местной реальности, Варгас Льоса восхищался и уважал писателя за его вклад в перуанскую литературу. Действительно, он опубликовал целую книгу о своей работе La utopía arcaica (1996).

Вместо того, чтобы ограничиваться перуанской литературой, Варгас Льоса также искал литературное вдохновение за границей. Два французских деятеля, экзистенциалист Жан-Поль Сартр и писатель Гюстав Флобер, оказали влияние как на его технику, так и на стиль. Влияние Сартра наиболее заметно в широком использовании разговора Варгаса Льосы. Эпиграф его первого романа «Время героя» также взят непосредственно из творчества Сартра. Художественной независимости, своих Флобера невнимание романы реальности и морали, всегда восхищался Варгас Льоса, который написал книгу полнометражный исследование Флобера эстетики, The Perpetual оргия. В своем анализе Флобера Варгас Льоса ставит под сомнение революционную силу литературы в политической обстановке; это контрастирует с его более ранним взглядом, что «литература - это акт восстания», что знаменует собой переходный период в эстетических убеждениях Варгаса Льосы. Другие критики, такие как Сабина Кёллманн, утверждают, что его вера в преобразующую силу литературы является одной из великих преемственности, характеризующих его художественные и научно-популярные произведения, и связывают его раннее заявление о том, что «Литература - это огонь» с его речью о Нобелевской премии «In Похвала чтению и письму ».

Одним из любимых романистов Варгаса Льосы и, возможно, оказавшим наибольшее влияние на его писательскую карьеру, является американец Уильям Фолкнер. Варгас Льоса считает Фолкнера «писателем, усовершенствовавшим методы современного романа». Стили обоих писателей включают сложные изменения во времени и повествовании. В «Время героя», например, аспекты сюжета Варгаса Льосы, развитие его главного героя и его использование повествовательного времени находятся под влиянием его любимого романа Фолкнера « Августовский свет».

Помимо исследований Аргуедаса и Флобера, Варгас Льоса написал литературную критику других авторов, которыми он восхищался, таких как Габриэль Гарсиа Маркес, Альбер Камю, Эрнест Хемингуэй и Жан-Поль Сартр. Основные цели его научно-популярных произведений - признать влияние этих авторов на его творчество и признать связь между ним и другими писателями; Критик Сара Кастро-Кларен утверждает, что он не предлагает систематического анализа литературных приемов этих авторов. В «Вечной оргии», например, он обсуждает отношения между своей эстетикой и эстетикой Флобера, а не сосредотачивается только на эстетике Флобера.

Личная жизнь

По состоянию на 2015 год Варгас Льоса состоит в отношениях с филиппинской испанской светской львицей и телеведущей Изабель Прейслер и пытается развестись с Патрисией Льосой. Он агностик: «Я не был ни верующим, ни атеистом, а скорее агностиком».

Что касается хобби, то он увлекается ассоциативным футболом и поддерживает Universitario de Deportes. Сам писатель признался в своей книге «Рыба в воде» с детства, он был поклонником команды «кремового цвета» из Перу, которую впервые увидели в поле однажды в 1946 году, когда ему было всего 10 лет. В феврале 2011 года Варгас Льос был удостоен почетным членством жизни этого футбольного клуба, в церемонии, которая проходила в монументальном стадионе в Лиме.

Влияние

Марио Варгас Льоса считается крупным латиноамериканским писателем, наряду с другими авторами, такими как Октавио Пас, Хулио Кортасар, Хорхе Луис Борхес, Габриэль Гарсиа Маркес и Карлос Фуэнтес. В своей книге «Новый роман в Латинской Америке» ( La Nueva Novela) Фуэнтес предлагает глубокую литературную критику положительного влияния творчества Варгаса Льосы на латиноамериканскую литературу. Действительно, для литературного критика Джеральда Мартина, писавшего в 1987 году, Варгас Льоса был «возможно, самым успешным... определенно самым противоречивым латиноамериканским романистом за последние двадцать пять лет».

Большинство рассказов Варгаса Льосы были переведены на несколько языков, что свидетельствует о его международном критическом успехе. Варгас Льоса также известен своим значительным вкладом в журналистику, что характерно для немногих других латиноамериканских писателей. Он известен среди тех, кто наиболее сознательно продвигает литературу в целом, а точнее сам роман, как средство для содержательных комментариев о жизни. За свою карьеру он написал более дюжины романов и множество других книг и рассказов, и на протяжении десятилетий он был голосом латиноамериканской литературы.

Ряд работ Варгаса Льосы был адаптирован для экрана, в том числе «Время героя» и « Капитан Пантоха и« Спецслужба » (оба перуанского режиссера Франсиско Ломбарди ) и « Пир козла » (кузен Варгаса Льосы, Луис Льоса ).. «Тетя Джулия и сценарист» сняли англоязычный фильм « Настраивайся завтра». «Пир козла » также был адаптирован как театральная пьеса колумбийского драматурга и режиссера Хорхе Али Триана.

Награды и отличия

Награды и награды Марио Варгаса Льосы. Слева вверху: докторская степень Honoris Causa Гарвардского университета ; Почетная докторская степень Кембриджского университета ; Почетная докторская степень и степень бакалавра Национального университета Сан-Маркос, его альма-матер ; Медаль и диплом Нобелевской премии по литературе.

Варгас Льоса получил множество наград за свои произведения: от Premio Leopoldo Alas 1959 года и Premio Biblioteca Breve 1962 года до Premio Planeta 1993 года (« Смерть в Андах») и премии Иерусалима 1995 года. Литературный критик Гарольд Блум включил свой роман в книгу. Война конца света в его списке основных литературных произведений в Западном каноне.

Важной наградой, которую он получил, является премия Мигеля де Сервантеса 1994 года, которая считается самой важной наградой в испаноязычной литературе и присуждается авторам, «работа которых внесла заметный вклад в обогащение литературного наследия испанского языка». В 2002 году Варгас был лауреатом ПЕН-премии / Набоковской премии. Варгас Льоса также получил в 2005 году премию Ирвинга Кристола от Американского института предпринимательства и был лауреатом в 2008 году премии Гарольда и Этель Л. Стеллфокс для приглашенных ученых и писателей в колледже Дикинсон.

7 октября 2010 года Шведская академия объявила, что Нобелевская премия по литературе 2010 года была присуждена Варгасу Льоса «за его картографию структур власти и его резкие изображения сопротивления, восстания и поражения личности». Решение о присуждении Варгасу Льоса Нобелевской премии по литературе было хорошо принято во всем мире.

18 ноября 2010 года Варгас Льоса получил почетную степень степень Писем из Городского колледжа Нью - Йорка из Городского университета Нью - Йорка, где он также выступил лекции президента.

4 февраля 2011, Варгас Льоса был воспитан в испанской знати по короля Хуана Карлоса I с наследственным титулом Маркиза де Варгас Льоса (английский: маркиз Варгас Льоса).

Почести

Награды

Приглашенные вступительные адреса

Нобелевская премия

Руки

Избранные работы

Художественная литература

Нехудожественная литература

  • 1958 - Основы для интерпретации Рубена Дарио ( Основа для интерпретации Рубена Дарио )
  • 1971 - Гарсиа Маркес: Historyia de un deicidio ( Гарсиа Маркес: История богоубийцы )
  • 1975 - La orgía perpetua: Флобер и "Мадам Бовари" ( Вечная оргия )
  • 1983 - Contra viento y marea vol. 1 ( Создание волн) - английский перевод содержит отрывки из всех трех томов Contra viento y marea
  • 1986 - Contra viento y marea vol. 2
  • 1990 - Contra viento y marea vol. 3
  • 1990 - La verdad de las mentiras: ensayos sobre la Newa moderna ( Реальность писателя )
  • 1993 - Эль-пез-ан-эль-агуа. Мемориас ( Рыба в воде )
  • 1995 - Hitos y Mitos Literarios ( вехи и истории величайших литературных произведений ) (иллюстрировано Вилли Глазауэром ), ( Círculo de Lectores )
  • 1996 - La utopía arcaica: José María Arguedas y las ficciones del indigenismo ( Архаическая утопия: Хосе Мария Аргуедас и фикции коренных народов )
  • 1997 - Cartas a un joven Романиста ( Письма молодому писателю )
  • 2000 - Nationalismus als neue Bedrohung ( Национализм как новая угроза )
  • 2001 - El lenguaje de la pasión ( Язык страсти )
  • 2004 - La tentación de lo imposible ( Искушение невозможного )
  • 2007 - El Pregón de Sevilla (как введение для LOS TOROS )
  • 2008 - Источники
  • 2009 - El viaje a la ficción: El mundo de Juan Carlos Onetti
  • 2011 - Пробные камни: очерки литературы, искусства и политики
  • 2012 - La civilización del espectáculo
  • 2012 - Хвала чтению и художественной литературе: Нобелевская лекция
  • 2014 - Mi trayectora intelectual ( Мое интеллектуальное путешествие )
  • 2015 - Записки о смерти культуры
  • 2018 - Сабли и утопии
  • 2018 - Ла ламада де ла трибу ( Зов племени )

Драма

  • 1952 - Ла-уида-дель-инка
  • 1981 - Сеньорита де Такна
  • 1983 - Кэти и эль-гипопотамо
  • 1986 - Ла Чунга
  • 1993 - Балконы El loco de los
  • 1996 - Охос бонитос, куадрос феос
  • 2007 - Odiseo y Penélope
  • 2008 - Аль Пие дель Тамезис
  • 2010 - Лас мил и уна ночес

Очерки и публицистические материалы Варгаса Льосы были собраны как Contra viento y marea, выпущенные в трех томах (1983, 1986 и 1990). Подборка была отредактирована Джоном Кингом и переведена и опубликована как Making Waves.

  • 2003 - «Язык страстей»

Смотрите также

использованная литература

Источники

внешние ссылки

Награды
Предшествует Анхель Гонсалес Лауреат премии принца Астурийского в области литературы 1986 г. Преемник Камило Хосе Села
Предшествует Мигель Делибес Лауреат Премии Мигеля де Сервантеса 1994
Предшествует Герта Мюллер Лауреат Нобелевской премии по литературе 2010 г. Преемник Томас Транстрёмер
Испанское дворянство
Новое название Маркиз Варгас Льоса 2011-настоящее время Действующий наследник: Альваро Варгас Льоса
Позиции в некоммерческих организациях
Предшествует VS Притчетт Международный президент Международного ПЕН-клуба 1976–1979 гг. Преемник Пер Вестберг
Последняя правка сделана 2023-04-13 06:06:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте