Мариян Трепше

редактировать
Мариян Трепше
Родившийся ( 1887-03-25)25 марта 1887 г. Загреб, Королевство Хорватия-Славония, Австро-Венгрия
Умер 4 октября 1964 г. (1964-10-04)(77 лет) Загреб, СР Хорватия, СФР Югославия
Национальность хорватский
Образование Прага, Париж
Известен живопись, графика, витраж, сценография
Движение экспрессионист

Мариян Трепше (25 марта 1887 г. - 4 октября 1964 г.) был хорватским живописцем, графиком и сценографом, который считался одной из ключевых фигур в хорватском искусстве в начале 20 века. В 1919 году в Загребской школе ремесел открылась седьмая выставка «Весеннего салона». Впервые выставляясь вместе, Миливой Узелац, Вилко Гечан, Марьян Трепше и Владимир Варлай доминировали на выставке своими экспрессионистскими работами. Пражская четверка, как они стали называться, вернулась в Загреб в том же году после учебы в Пражской академии, и работа этих молодых художников принесла новые экспрессионистские идеи, которые должны были доминировать на хорватской художественной сцене 1920-х годов.

Вместе с Геканом, Узелацем и Варлаем, с которыми он позже должен был выставляться как Группа четырех, Мариян Трепше представляет собой звено, благодаря которому стиль Мирослава Кралевича превратился в экспрессионизм. Собственное искусство Трепше перешло от раннего экспрессионизма и классицизма к более открытым цветам и свободе жестов. Его ранние работы характеризовались интерьерами с фигурами, обычно изображающими одинокую женщину. После 1933 года он создал серию пейзажей со всего Загреба и мотивов с юга, а также работал художником-декоратором в Хорватском национальном театре в Загребе.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Биография
  • 2 Наследие
  • 3 Работы
    • 3.1 Картины
    • 3.2 Графические иллюстрации
    • 3.3 Театральные декорации
  • 4 выставки
    • 4.1 Персональные выставки
    • 4.2 Групповые выставки
    • 4.3 Публичные коллекции
  • 5 ссылки
биография

Мариян Трепше родился в Загребе 25 марта 1887 года. Он учился в Высшей художественной школе в Загребе (1914–1918), где учился у Белы Чикоша Сесии. Его обучение продолжилось в Академии изящных искусств в Праге у Макса Швабинского, затем с 1920 по 1922 год в Париже, в Académie de la Grande Chaumière.

С 1919 года Марьян Трепше выставлял свои работы в Загребском весеннем салоне, а затем в составе «Группы четырех» (Гечан, Трепше, Узелац, Варлай). В 1926 году он был награжден золотой медалью за искусство на международной выставке в Филадельфии.

С 1925 года до выхода на пенсию в 1956 году он работал художником-декоратором в Хорватском национальном театре в Загребе, а с 1926 по 1931 год преподавал в Национальной школе ремесел в Загребе. С 1950 года работал с Задарским и Загребским театрами кукол.

Мариян Трепше скончался 4 октября 1964 года в Загребе.

Наследие

Трепше - один из тех художников, которые достигли своих лучших результатов в юности. Хотя Трепше получил образование в Загребской академии Белы Чикоша Сесии, в его ранних работах нет следов модерна и символизма его учителя. После окончания Загреба осенью 1918 года он переехал в Прагу, где Миливой Узелац проживал с 1915 года. Владимир Варлай и Вилко Гечан также прибыли в Прагу, где встретились с Иво Режеком и Франо Кршиничем, чтобы сделать город важным ориентиром для хорватов. современное искусство. Отсюда они подхватили новые идеи сепаратизма и экспрессионизма, которые они вернули в хорватское искусство.

Большое влияние на Трепше и его современников оказал художник Мирослав Кралевич, скончавшийся в 1913 году в возрасте 27 лет. В то время как Кралевич изображал богатых господ в компании куртизанок в Париже, Трепше и его коллеги-художники в Праге изображали рабочих. Типичная сцена на картинах Трепше - мрачные люди в шляпах, сидящие за деревянным столом в баре, играющие в карты и пьющие, некоторые засыпают на месте. Место мало освещено, полно дыма, и обычно в компании только одна женщина.

Большая ретроспективная выставка его работ открылась в 2010 году в Художественном павильоне Загреба. Он включал работы маслом, акварелью и гравюрами, а также некоторые из его оригинальных дизайнов для театральных декораций. Более обширная, чем предыдущая ретроспектива, проведенная на том же месте в 1975 году, выставка дала возможность по-новому взглянуть на работы Трепше. Фактически, большая часть его работ не была широко известна публике, и это был первый показ некоторых из его лучших работ. По словам искусствоведа Звонко Матковича, ответственного за организацию выставки, Марьян Трепше принадлежит к числу самых выдающихся хорватских художников первой половины 20 века. Он был одним из тех, кто возродил стиль Мирослава Кралевича и приблизил его к экспрессионизму. Вместе со своими современниками (Узелац, Гекан и Варлай) он внес важные изменения в Весенний салон, ключевую часть развития искусства в Хорватии в период между мировыми войнами.

Продукция Trepše была разнообразной. Он считается одним из лучших художников-графиков сразу после Первой мировой войны. В начале 1920-х годов в Париже возникли тенденции классицизма с округлыми твердыми формами, которые можно увидеть во многих произведениях искусства Трепше. Дерен и Пикассо были важными деятелями того времени. В середине 1920-х Трепше начал работать с витражами, за что получил много заказов. Его важнейшая работа «Голгофа» ( Golgota), которая в 1935 году была помещена в часовне страданий Иисуса ( Trpećeg Isusa) в Загребе. В 1925 году он начал работать в Хорватском национальном театре в Загребе, в то время, когда декорации развивались в новых захватывающих направлениях.

Работает

Картины

  • Оливковое дерево ( Маслиник), 1919 г.
  • Голгофа ( Голгота), 1920 г.
  • Портрет Крлежи ( Portret Krleže), 1920 г.
  • Портрет мальчика ( Portret dječaka), 1920 г.
  • Автопортрет (Автопортрет), около 1920 г.
  • Весна ( У природы), 1921 г.
  • Площадь Ильича ( Ilički trg), 1921 г.
  • Карточный игрок ( Карташ), 1920/21
  • Женщина перед сном ( Žena prije spavanja), 1921/22
  • Женщина с кувшином ( Žena s vrčem), 1926 год
  • Лежащая женщина ( Žena koja leži)
  • Женщина с веером ( Дама с лепезом), 1930 г.
  • Женщина с кошкой ( Žena s mačkom), 1931 г.
  • Деревня ( Село), 1930-е гг.

Графические иллюстрации

  • Из сказок Гофмана ( Iz Hoffmannovih priča), 1919 г.
  • Из кабаре ( Iz cabareta), 1919 год
  • Убийство ( Ubojstvo), 1919
  • Громовая птица ( Гром), 1919 год
  • Страдающие ( Бижедницы), 1919
  • Самсон и Далила ( Samson i Dalila), 1919 год.
  • Мы хотим Варрабаса ( Хочемо Барабу), 1919 год.

Театральные декорации

Декорации и костюмы для постановок Национального театра, в том числе

  • Евангелие Кальдерона Лаволице, 1925 г.
  • Джонни играет ( Джонни свира), 1928 год
  • Х. Рабауда Маруфа (1929)
  • Кость ( Коштана), 1931 г.
  • Самсон и Далила ( Samson i Dalila), 1937 год.
  • Каменщик ( Каменик) 1946/1947
  • Равноденствие ( Эквинокий), 1950/1951 гг.
Выставки

При жизни Марьян Трепше выставлялся в весеннем салоне Загреба и вместе с Группой четырех.

Персональные выставки

Недавние выставки его работ включают:

Групповые выставки

  • 1997 Реализм 1920-х: магия, классика, цель в хорватском искусстве. ArTresor Studio, Загреб
  • 1980 Экспрессионизм и хорватское искусство, Художественный павильон Загреб

Публичные коллекции

Работы Мариана Трепше находятся в следующих публичных коллекциях

Хорватия

Сербия

  • Музей современного искусства, Белград
Рекомендации
Последняя правка сделана 2023-04-17 02:56:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте