Святой Мария воплощения ОСУ | |
---|---|
Миссионерка, основательница Ордена урсулинок в Канаде. | |
Рожденный | Мари Гийар 28 октября 1599 г. Тур, Турень, Королевство Франция ( 1599-10-28) |
Умер | 30 апреля 1672 г. ( 1672-04-30)(72 года) Квебек, Канада, Новая Франция |
Почитается в | Римско-католическая церковь (Канада и урсулинки ) и Англиканская церковь Канады |
причисленный к лику блаженных | 22 июня 1980 г., Собор Святого Петра, Ватикан, Папа Иоанн Павел II. |
Канонизированный | 3 апреля 2014 г., Апостольский дворец, Ватикан, Папа Франциск. |
Главный храм | Centre Marie-de-l'Incarnation 10, rue Donnacona Québec, Квебек, Канада |
Праздник | 30 апреля |
Атрибуты | Религиозная привычка |
Мария Воплощения (28 октября 1599 г. - 30 апреля 1672 г.) была монахиней - урсулинкой французского ордена. В составе группы монахинь, отправленных в Новую Францию для основания Урсулинского Ордена, Мария сыграла решающую роль в распространении католицизма в Новой Франции. Более того, ей приписывают основание первой школы для девочек в Новом Свете. Благодаря ее работе католическая церковь объявила ее святой, а англиканская церковь Канады отмечает ее праздником.
Она родилась Мари Гюйар в Туре, Франция. Ее отец был торговцем шелком. Она была четвертой из восьми детей Флорана Гийара и Жанны Мишле и с раннего возраста тянулась к религиозной литургии и таинствам. Когда Марии было семь лет, она рассказала о своей первой мистической встрече с Иисусом Христом. В своей книге « Отношение 1654 года» она рассказала: «Глядя на небо, я увидела нашего Господа Иисуса Христа в человеческом образе, вышедшего и движущегося по воздуху ко мне. Когда Иисус в своем дивном величии приближался ко мне, я почувствовал, что мое сердце окутанный его любовью, и я начал протягивать руки, чтобы обнять его. Затем он обнял меня, нежно поцеловал и сказал: «Ты хочешь принадлежать мне?» Я ответил: «Да!» И, получив мое согласие, вознесся обратно на небо». С этого момента Мари почувствовала «склонность к добру».
Намереваясь принадлежать Христу, четырнадцатилетняя Мария предложила своим родителям начать религиозную жизнь с бенедиктинцами аббатства Бомон, но ее родители проигнорировали ее желание. Вместо этого в 1617 году она вышла замуж за Клода Мартина, мастера по шелку. По ее собственным словам, она была счастлива, хотя и ненадолго, в браке, и через два года у нее родился сын, которого также звали Клод. Ее муж умер всего через несколько месяцев после рождения их сына, оставив Марию вдовой в возрасте девятнадцати лет.
Со смертью мужа Гайар унаследовал его разоряющийся бизнес, который она затем потеряла. Вынужденная переехать в дом своих родителей, Гайар уединилась, чтобы углубить свою приверженность духовному росту. Через год с родителями Гайар пригласили переехать к ее сестре и зятю Полу Бюиссону, который владел успешным транспортным бизнесом. Она согласилась и помогала в управлении их домом и кухней.
Хотя ничто не могло отвлечь Гийара от занятий духовной жизнью. «Меня постоянно занимала интенсивная концентрация на Боге», - писала она в « Отношениях 1633 года». Со временем ее склонность к религиозной жизни только росла и в конце концов привела ее к поступлению в урсулинский монастырь 25 января 1631 года.
Получив свободу следовать своим религиозным наклонностям после смерти мужа, Гийяр дала обет целомудрия, послушания и бедности. 24 марта 1620 года она сообщила о религиозном видении, которое направило ее на новый путь религиозной активности.
В 1627 году Гийяр прочитал « Виду », автобиографию испанского мистика Терезы Авильской. Мари нашла много духовных связей с Терезой и находилась под сильным влиянием ее работы. Прочитав « Виду », Гайяр долго стремилась к той же цели, что и ее испанский образец для подражания, — отправиться в Новый Свет и стать там мучеником. Подпитываемая иезуитской пропагандой и собственными видениями, Гийар все больше и больше побуждала отправиться в Новую Францию. Настолько, что она записала видение, которое вдохновило ее на путешествие в Новый Свет, и в « Отношении 1654 года» она написала: «Я увидела на некотором расстоянии слева от себя маленькую церковь из белого мрамора... Пресвятая Дева сидела. Она держала на коленях Младенца Иисуса.Место это было возвышенно, а под ним лежала величественная и обширная страна, полная гор, долин, густых туманов, пронизывающих все, кроме церкви... Пресвятая Богородица, Богородица, смотрела свысока на эту страну, столь же жалкую, сколь и изумительную... мне показалось, что она говорила об этой стране и обо мне и что у нее в голове был какой-то план, который касался меня». С помощью своего духовного наставника Гийар определила страну как Канаду и еще больше стимулировала ее отъезд в Новую Францию. Несмотря на то, что Гайар так и не стал мучеником, он провел много лет в Новом Свете, стремясь к нему, при этом усердно работая. После ее смерти эти два имени часто ассоциировались, и Мари иногда называли Терезой Канады.
В 1631 году, после многолетней работы с духовным наставником, Гюйар решила поступить в монастырь урсулинок в Туре, чтобы попробовать себя в религиозном призвании, и тогда она получила религиозное имя, под которым теперь известна. Присоединение к монастырю потребовало, чтобы она оставила своего маленького сына, и он очень огорчился разлукой. Клод пытался штурмовать монастырь с группой школьных друзей, и его неоднократно можно было найти плачущим у ворот, пытающимся войти. Она оставила его на попечение семьи Буиссон, но эмоциональная боль разлуки осталась с ними обоими. Позже, когда ее сын стал монахом- бенедиктинцем, они откровенно рассказывали о своих духовных и эмоциональных испытаниях.
До отъезда Гайяр вела замкнутый образ жизни члена Ордена Урсулинок. Дав клятву в 1633 году, она сменила имя на Мари де Л'Инкарнашн; В то Рождество она рассказала о мощном видении, которое послужило катализатором для ее миссии в Новую Францию. В этом мистическом сне Гийар увидела себя идущей рука об руку с подругой-мирянкой на фоне чужого пейзажа, на крыше маленькой церкви в этом далеком, туманном пейзаже сидели Дева Мария и Иисус; она истолковала это как обсуждение матерью и сыном ее религиозного призвания к новой земле. Она рассказала о видении своему священнику в Ордене, который сообщил ей, что страна, которую она описала, была Канадой, и предложил ей прочитать «Отношения иезуитов » ; из этого Гийяр сделал вывод, что ее призвание состояло в том, чтобы помочь установить католическую веру в Новом Свете.
Личные и финансовые препятствия задержали ее отъезд на четыре года. Все это время она поддерживала постоянную переписку с иезуитами в Квебеке, которые поддерживали религиозное присутствие женщин, что могло способствовать христианизации женщин-гуронов; Мать-настоятельница Гийара в Туре и ее религиозный наставник до урсулинской эпохи Дом Раймон де Сен-Бернар в значительной степени не поддерживали, последний предположил, что это было слишком высокомерно для непритязательной мирянки; Гайяр встретил такое же сопротивление со стороны своей семьи. Ее брат Клод Гийар пытался убедить ее отказаться от своей миссии, обвинив ее в родительском пренебрежении и отменив наследство, предназначенное для ее сына; эти меры не остановили ее.
Первоначальные финансовые опасения Гийара по поводу финансирования путешествия и основания монастыря в Новой Франции были решены, когда 19 февраля 1639 года ее представили Мадлен де ла Пелтри. Гюйар признал, что эта религиозно преданная вдова, дочь финансового чиновника, была мирянкой из ее видения четырьмя годами ранее. Вклад Де ла Пелтри в это предприятие встретил резкое сопротивление со стороны ее аристократической семьи; чтобы заручиться их поддержкой, де ла Пелтри устроил фиктивный брак с Кристианом Жаном де Бреньером. Новое семейное положение Де ла Пелтри дало ей законное право передать большую часть своего состояния Ордену Урсулинок, тем самым полностью профинансировав миссию. После этого Урсулин отправилась в Париж и подписала юридические контракты с Компанией ста партнеров и отцами-иезуитами, которые отвечали за политическую и духовную жизнь колонии соответственно. Вскоре после этого Людовик XIII подписал официальную королевскую хартию, санкционирующую создание фонда.
4 мая 1639 года Гийяр и де ла Пелтри отплыли из Дьеппа в Квебек на борту « Сент-Жозефа ». Их сопровождали аристократка Урсулин Мари де Саноньер, молодая простолюдинка Шарлотта Барре, три медсестры и два отца-иезуита.
В августе 1639 года группа высадилась в Квебеке и основала монастырь в нижнем городе. Когда они начали свою первую работу у подножия горы, Квебек был всего лишь названием. На месте, выбранном Шампленом тридцать один год назад, стояло едва ли шесть домов. Она и ее спутники сначала заняли небольшой дом в нижнем городе (Басс-Виль). В 1642 году Урсулинки переехали в постоянное каменное здание в верхнем городе. Группе удалось основать первую школу на территории, которая впоследствии стала Канадой, а также монастырь Урсулинок в Квебеке, который был признан одним из национальных исторических памятников Канады.
Ранние взаимодействия Гайяра с коренным населением в значительной степени определялись ограничениями, созданными различным образом жизни, болезнями и союзами. Разделение ручного и домашнего труда коренных народов по полу и возрасту значительно отличалось от европейских представлений о мужских и женских сферах труда. Это мешало Мари и другим урсулинкам обучать девочек методам, разработанным в Европе.
С европейской колонизацией пришел приток болезней. Вспышки оспы с 1630-х по 1650-е годы опустошили коренное население, заставив их поверить в то, что иезуиты и урсулинки передавали болезни через свои религиозные обряды и атрибуты. Опасения, что крещения, святые иконы и кресты были источником всех эпидемий, сильно ограничивали взаимодействие групп и обостряли отношения Мари с туземцами в первые десятилетия ее пребывания в Новой Франции.
Самые нестабильные отношения, с которыми столкнулись Гайяр и урсулинки, вращались вокруг конфликта, в котором французы, гуроны и другие союзники из числа коренных народов противостояли ирокезам. Враждебность ирокезов по отношению к гуронам, союзным иезуитам, сформировала негативное отношение Гийара к Пяти нациям. Военные победы ирокезов в 1650-х годах и их господство к началу следующего десятилетия довели Гайяра и урсулинок до отчаяния. Их страдания усугубились пожаром, уничтожившим их монастырь в 1650 году; одновременные политические проблемы во Франции заставили европейских урсулинок оказать давление на своих канадских сестер, чтобы они вернулись домой, что усугубило стресс и опасения Гийара и урсулинок. Однако такое чувство беспомощности было подавлено, когда монастырь был восстановлен с, казалось бы, чудесной скоростью; благословение, приписываемое Деве Марии.
Сильный универсализирующий импульс подчеркивал взаимодействие и деятельность Гийара в Новой Франции. Ее восприятие сходства между европейскими христианами и потенциальными новообращенными в Новом Свете было результатом уединенной монастырской жизни и в значительной степени несуществующего опыта общения с другими культурами; такое уединение позволило чрезмерно упростить ее стремление распространять слово Божье на международном уровне. По словам Натали Земон Дэвис, комплексный подход к взаимодействию с коренными жителями, развившийся из такого мышления, не был похож на методы установления отношений иезуитами в Новой Франции. Иезуиты принимали на себя роли коренных жителей в присутствии коренных народов, но быстро теряли эту связь, когда находились за пределами своих поселений; эта двойная жизнь делала невозможным любой полностью интегративный опыт или универсальное мышление.
Гийяр заметил, что индейские девушки обладали похвальными чертами, такими как покорность и добросовестность, которые облегчали бы им принятие христианских обычаев и их приверженность христианскому браку; два столпа полного, универсализирующего обращения.
В 17 веке ключевым столпом образования было религиозное образование. Мари следовала строгому ортодоксальному методу обучения, которому она научилась во время своего пребывания с Урсулинками в Туре. Система была основана на основах веры, французской и латинской литературы и цивилизованности. Основы веры включали катехизис, молитвы и гимны. Основная цель школы урсулинок заключалась в том, чтобы научить молодых французских девушек и коренных жителей стать хорошими христианками. Молодые французские девушки заплатили сто двадцать ливров, чтобы покрыть расходы на образование и пенсию. В то время молодым девушкам из числа коренных народов не нужно было платить за свое образование. Урсулинки поощряли молодых монтанье, гуронов и алгонкинов использовать семинарию в качестве ресурса. Этих девушек учили французским манерам и учили одеваться в соответствии с французской культурой. После обучения молодых студентов-аборигенов поощряли вернуться в свои дома и поделиться своими учениями. Путем обучения молодых девушек из разных племен францизация передавалась от дочери к матери. В своих трудах Гийяр подчеркивала тот факт, что к ученикам-аборигенам в школе относились так же, как к французским ученикам. Они разрешили девушкам петь гимны как на французском, так и на их родном языке. Многие монахини установили материнские отношения со студентами из числа коренных народов. Однако в 17 веке были некоторые проблемы с системой образования. Некоторые ученики не оставались в школе достаточно долго, чтобы получить полное образование. Монахини-урсулинки не имели права держать их, если девушки захотят уйти. Еще одной проблемой была ограниченность экономических ресурсов. Школа могла принять только ограниченное количество учеников из-за нехватки средств.
Гийар умер от болезни печени 30 апреля 1672 года. В некрологическом отчете, отправленном урсулинкам Франции, было написано: «Многочисленные и специфические добродетели и превосходные качества, которые сияли в этой дорогой покойной, заставляют нас твердо верить, что она наслаждается высокий статус в славе Божией».
В дополнение к своим религиозным обязанностям Гайяр написала несколько произведений, в которых отразились ее опыт и наблюдения во время ее пребывания в Новом Свете, а также духовное призвание, которое привело ее туда.
Что касается ее работы с коренным населением, Гийяр выучила монтанье, алгонкинов, гуронов и ирокезов, написав словари и катехизисы на каждом из них (ни один из которых не сохранился до наших дней), а также на своем родном французском языке. Мари также написала две автобиографии, хотя ее вторая « Отношения » сгорела во время пожара в монастыре, когда она еще была в рукописи.
Однако наиболее значительными ее произведениями были 8 000–20 000 писем, которые она написала разным знакомым, большинство из которых досталось ее сыну Клоду. Несмотря на то, что это была личная переписка, некоторые из ее писем разошлись по Франции и появились в «Отношениях иезуитов в любви », когда она была еще жива. Многие из оставшихся были опубликованы ее сыном после ее смерти. Эти письма составляют один из источников по истории французской колонии с 1639 по 1671 год. В ее сборнике работ обсуждаются политические, коммерческие, религиозные и межличностные аспекты колонии, и они помогают в реконструкции и понимании Новой Франции в семнадцатом веке..
Гроб Марии де л'ИнкарнашнГюйар был объявлен почтенным в 1874 году. Затем она была беатифицирована Папой Иоанном Павлом II 22 июня 1980 года. Она была канонизирована Папой Франциском 2 апреля 2014 года. де Лаваля, первого епископа Квебека.
Мария Воплощения — знаменитая основательница Ордена Урсулинок в колониальной Новой Франции. Ее работа с индейцами была признана Англиканской церковью Канады, и они отмечают ее жизнь праздником 30 апреля. Ее именем назван ряд католических школ. В Университете Лаваля в Квебеке есть Центр исследований Марии де л'Инкарнашн, который представляет собой междисциплинарную программу, относящуюся к теологии и религиозной практике.
Эдифис Мари-Гийар, КвебекГийар признана за ее вклад в Канаду со статуей, которая находится перед парламентом Квебека. Скульптура была создана Жозефом-Эмилем Брюне в 1965 году и находится в базилике Святой Анны де Бопре.
История жизни Гийара была адаптирована в документальной драме Жана-Даниэля Лафона в 2008 году под названием Folle de Dieu ( Безумная от Бога). В фильме снялась Мари Тифо в роли Гаяра, и он был произведен Национальным советом по кинематографии Канады. Тифо также сыграл роль Гийара в постановке La Déraison d'a'Aur 2009 года.
Она была изображена Карен Элкин в фильме 2020 года Орел-мать (Le Sang du pélican).
Эта статья включает текст из публикации, находящейся в настоящее время в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). «Досточтимая Мария де л'Инкарнашн». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.