Мари Лафоре | |
---|---|
Мари Лафоре в 1994 году | |
Родился | Майтена Мари Брижит Думенах ( 1939-10-05)5 октября 1939 г. Сулак-сюр-Мер, Жиронда, Франция |
Умер | 2 ноября 2019 г. (2019-11-02)(80 лет) Женолье, Швейцария |
Национальность | |
Занятие |
|
Супруг (а) | Жан-Габриэль Альбикокко (в разводе) |
Партнер (ы) | Иуда Азуэлос |
Дети | 3 (включая Лизу Асуелос ) |
Мари Лафоре (урожденная Маитена Мари Брижит Думенак ; 5 октября 1939 - 2 ноября 2019) была французской певицей и актрисой, особенно хорошо известной своей работой в 1960-х и 1970-х годах. В 1978 году она переехала в Женеву и получила швейцарское гражданство.
Ее имя Маитена, баскского происхождения, означает «возлюбленная» и иногда используется жителями Лангедока, особенно Пиренеев, а также напоминает уменьшительное от имени Мари-Тереза, «Маите».
Думенах, ее фамилия, по происхождению каталонская - Domènec по-каталонски. Ее имя при рождении Майтена Мари Брижит Думенах и ее репертуар, включающий произведения, вдохновленные мировым фольклором, привели к предположениям об армянском происхождении ее родителей. Сама певица иногда называла себя «ariégeoise», то есть из региона Арьеж на юге Франции.
Мари Лафоре родилась в Сулак-сюр-Мер, в Медоке, на вилле «Рите-Рилу», названной в честь ее тети и ее матери: Мари Терез и Мари Луиз Сен-Гийи. Семья ее отца, Думенах, была родом из Олетта, деревни в Восточных Пиренеях, на границе с Тетом. Ее прадед по отцовской линии, Луи Думенак, руководил текстильной фабрикой в Лавелане в Арьеже, а его сын Шарль-Жозеф Думенак был полковником и муниципальным советником.
Дед певицы по материнской линии построил домики на курорте Сулак-сюр-Мер в Жиронде в 1886 году. Во время Второй мировой войны отец художника, промышленник, попал в плен и содержался под стражей как военнопленный в Германии до 1948 года. освобождение в мае 1945 года. Лафорет, ее сестра Александра и их мать пережили период многих невзгод. В трехлетнем возрасте Лафоре перенесла сексуальную травму, которая надолго ее сказалась. Во время войны думенахи нашли убежище в Каоре и в провинции своих предков Арьеж, в деревне Лавелане. После войны семья переехала в Валансьен, где отец руководил фабрикой железнодорожной утвари. Позже они поселились в Париже. Став более религиозным и рассмотрев возможность стать монахиней, Лафорэ продолжила учебу в лицее Ла Фонтен в Париже. Там она начала проявлять интерес к драматическому искусству, и ее первые опыты в этой области оказались терапевтически полезными для нее благодаря своему катарсическому эффекту.
Ее карьера началась случайно в 1959 году, когда она заменила свою сестру в последний момент на французском радиотелеграфном конкурсе Naissance d'une étoile (рождение звезды) и выиграла. Режиссер Луи Маль затем снял юную звездочку в фильме « Либерте», который он снимал в то время, - от проекта, от которого он в конце концов отказался, сделав первое появление Лафоре на экране своим противником Аленом Делоном в драме Рене Клемана 1960 года « Плен Солей».
После этого фильма она стала очень популярной и в 60-х годах исполнила множество ролей. Она вышла замуж за режиссера Жана-Габриэля Альбикокко, который снял ее в некоторых из своих собственных работ, в том числе в La Fille aux Yeux d'Or ( Девушка с золотыми глазами ) по рассказу Бальзака, который стал ее прозвищем.
Во втором своем фильме, Saint Tropez Blues, в сопровождении молодого Жака Хигелина, играющего на гитаре, она спела заглавную песню и сразу же начала выпускать синглы. Ее первым хитом стала Les Vendanges de l'Amour 1963 года. Ее песни предлагали более зрелую, поэтическую, нежную альтернативу легким подростковым мелодиям йе-йе, которые тогда играли во Франции. Ее мелодии больше заимствованы из экзотической народной музыки, особенно из южноамериканской и восточноевропейской, чем из современных американских и британских поп-исполнителей. Лафоре работала со многими известными французскими композиторами, музыкантами и лириками, такими как Андре Попп и Пьер Кур, которые предоставили ей множество красочных, сложных оркестровых аранжировок с использованием десятков музыкальных инструментов и созданием разнообразных звуков, иногда почти средневековых, эпохи Возрождения. или барокко, иногда довольно современное и новаторское.
С бизнесменом Judas Azuelos, в марокканском еврея из сефардов происхождения, у нее было двое детей, дочь и сына. Дочь, Азуэлосо, является французским режиссером, сценаристом и продюсером, который сделал фильм о другой известной французской певице, Далидах, в 2017 году.
В конце 1960-х Лафоре стал заметной фигурой на французской поп-сцене. Ее музыка выделялась, возможно, слишком сильно для ее нового лейбла CBS Records, который ожидал от нее более оптимистичных и простых песен. Она была заинтересована в создании большего количества личных записей, но в конце концов сдалась. Хотя ее самые успешные с финансовой точки зрения синглы (" Viens, Viens ", кавер на немецкий хит " Rain Rain Rain ") и "Il a neigé sur Yesterday", баллада о распаде Битлз ) были выпущены в 1970-х годах, Лафор постепенно теряла интерес к своей певческой карьере, переехав в Женеву, Швейцария, в 1978 году, где она открыла художественную галерею и отказалась от музыки.
В 1980-х годах Лафоре сосредоточилась на своей актерской карьере, снявшись в нескольких французских и итальянских фильмах. Некоторые музыкальные синглы были выпущены, но не пользовались популярностью. Однако в 1993 году она вернулась со своим последним альбомом, для которого написала тексты песен. В 1990-х годах она снова продолжила работать актрисой, как на экране, так и на сцене. На протяжении многих лет она играла в ряде пьес в Париже, получивших признание публики и критиков. В сентябре 2005 года она снова спела, впервые с 1972 года отправившись в тур по Франции. Все билеты на концерт были распроданы. Лафоре проживал в Женеве и получил швейцарское гражданство.
Мари Лафоре умерла 2 ноября 2019 года в Женолье (Швейцария), небольшом городке в районе Ньон недалеко от Женевы, от последствий первичного рака кости, обнаруженных одной из ее дочерей, Деборой Кан-Срибер, в 2020 году. Церемония состоялась в Париже, церковь Сент-Эсташ, 24 ноября; затем захоронение в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез (отдел 49). Ей было 80.
Лафорэ увлекалась народной музыкой с тех пор, как начала записываться в начале 1960-х годов. Она помогла популяризировать песню Боба Дилана « Blowin 'in the Wind » во Франции с ее интерпретацией 1963 года. На стороне B того же EP она поет классическую американскую фолк-балладу " House of the Rising Sun ". Среди других ее фолк-записей: "Viens sur la montagne", французская адаптация афроамериканского духовного " Go Tell It on the Mountain " 1964 года, записанная американским фолк-трио Питером, Полом и Мэри годом ранее, "Coule doux" (Hush-a-Bye), еще одна песня Питера, Пола и Мэри, "Sur les chemins des Andes" 1966 года, французская версия традиционной перуанской песни " El Cóndor Pasa ", и "La voix du безмолвие", кавер 1966 года. первого хита американского дуэта Саймона и Гарфанкеля " The Sound of Silence ".
Она также записала несколько рок-песен в 1960-х, самой известной из которых была "Marie-douceur, Marie-colère", кавер на хита Rolling Stones 1966 года " Paint It Black ". Другой популярной записью была женская группа 1965 года в стиле "A demain, my darling", известная англоязычным языком как " The Sha La La Song ", написанная Марианн Фейтфулл на ее дебютном одноименном альбоме.
Некоторые из ее самых запоминающихся поп-песен - это песни, написанные или аранжированные французским композитором Андре Поппом, такие как "Entre toi et moi", "L'amour en fleurs", "Les noces de campagne", " Mon amour, mon ami ", и "Манчестер и Ливерпуль". Мелодия последней песни получила известность в странах бывшего Советского Союза в качестве фоновой музыки к прогнозу погоды в программе новостей « Время » в 1970-е годы.
Тихая, сладко-горькая и минималистичная баллада «Je voudrais tant que tu comprennes» (1966), написанная Фрэнсисом Лаем, является фаворитом Мари Лафоре. Посвящение песне было дано в 1980-х, когда суперзвезда французской поп-музыки Милен Фармер добавила ее в свой концертный репертуар.
Хит 1973 года " Viens, viens " был кавер-версией немецкой песни " Rain, Rain, Rain " в исполнении Саймона Баттерфляй.
Хит Лафоре 1977 года "Il a neigé sur Yesterday", пожалуй, самая известная ее запись, был написан музыкантом Жан-Клодом Пети и лириком Мишелем Журданом (известным своей работой с Далидой, Наной Мускури, Мишелем Фугеном и Майком Брантом ) и кто написал слова для более ранних песен Лафорэ, таких как « Les vendanges de l'amour » и «L'orage».
Фильмы
Год | Заголовок | Роль | Директор | Примечания |
---|---|---|---|---|
1960 г. | Purple Noon (оригинальное название: Plein Soleil) | Мардж Дюваль | Рене Клеман | |
1961 г. | Сен-Тропе Блюз [ фр ] | Анна Мария | Марсель Мусси | |
Девушка с золотыми глазами | девушка | Жан-Габриэль Альбикокко | (сегмент "Les comédiennes") | |
Знаменитые любовные связи | Мадам Жорж | Мишель Буазрон | ||
1962 г. | Левиафан [ фр ] | Анжель | Леонар Кейгель [ фр ] | |
1963 г. | Причина, причина d'une femme | Агата | Мишель Девиль | |
Крысиная ловушка | Мария | Жан-Габриэль Альбикокко | ||
1964 г. | Cherchez l'idole | Мишель Буазрон | В титрах не указан | |
Мужская охота | Жизель | Эдуард Молинаро | ||
1965 г. | Cent briques et des tuiles | Ида | Пьер Гримблат [ фр ] | |
Последователи лагеря | Eftikia | Валерио Зурлини | ||
Мари-Шанталь contre le docteur Kha | Мари-Шанталь | Клод Шаброль | ||
1967 | Le Treizième Caprice [ fr ] | Фанни | Роджер Буссино [ фр ] | |
Бубновый валет | Ольга Водкина | Дон Тейлор | ||
1972 г. | Le Petit Poucet [ фр ] (Tom Thumb) | Королева | Мишель Буазрон | |
1979 г. | Полицейский или Худ | Эдмонд Пюже-Ростан | Жорж Лотнер | |
1982 г. | Звонок Les Diplômés du dernier [ fr ] | Доминик | Кристиан Гион | |
Que les gros salaires lèvent le doigt! | Роза, жена Джофа | Дени Гранье-Деферр | В титрах не указан | |
1984 | Les Morfalous | Элен Ларош-Фреон | Анри Верней | |
Христос воскрес | Софи Маржель | Жорж Лотнер | ||
1985 г. | Le Pactole [ фр ] | Грета Русселе | Жан-Пьер Моки | |
Танго, изгнание Гарделя | Мариана | Фернандо Соланас | ||
1987 г. | Распродажа destin | Марта Марбони | Сильвен Мэдиган | |
Бля Фернан [ фр ] | Lotte | Жерар Мордийа [ фр ] | ||
Il est génial papy! [ fr ] | Луиза | Мишель Драк | ||
1989 г. | La folle journée ou Le mariage de Figaro | Графиня | Роджер Коджио | |
1990 г. | Скупой | Графиня Изабелла Спинози | Тонино Черви | |
Presumé dangereux | Теа | Жорж Лотнер | ||
Уна фредда маттина ди маджо | Витторио Синдони | |||
1992 г. | Кто хочет убить Сару? | Мать сары | Джанпаоло Тескари [ it ] | |
1995 г. | Ainsi soient-elles | Mère de Marie | Патрик Алессандрин и Лиза Асуелос | |
Dis-moi oui... | Мадам Вильерс | Александр Аркадий | ||
1996 г. | Тихо Мун | Éva | Энки Билал | |
1997 г. | Пустыня огня | Рама | Энцо Дж. Кастеллари | 3 серии |
Héroïnes | Сильви | Жерар Кравчик | ||
Любовь, математика и секс | Петра ла Веритэ / Актриса театра в красном платье | Шарлотта Сильвера | ||
2000 г. | Jeux pour mourir | Бруно Роми | ||
2008 г. | Les Bureaux de Dieu [ фр ] | Мартина | Клэр Саймон [ фр ] |
Телевизионные фильмы
Студийные альбомы
Живые альбомы
Испанские альбомы
Итальянские альбомы
Португальские альбомы
Синглы и EP 1960-х годов
Пластинки 1960-х годов