Мариам-уз-Замани

редактировать

Мариам-уз-Замани
Jodhbai.jpg Художественное изображение Мариам-уз-Замани
Родился c. 1542
Умер 19 мая 1623 г. (1623-05-19)(80–81 лет) Агра, Империя Великих Моголов
Захоронение Могила Мариам-уз-Замани, Агра
Супруг Акбар
Проблема Джахангир
Династия
Отец Бхармал, Раджа из янтаря
Мать Чампавати
Религия индуизм

Мариам-уз-Замани ( персидский : مریم الزمانی, букв.   « Мария эпохи»; ок. 1542-19 мая 1623) была первой женой раджпутов третьего императора Великих Моголов Акбара. Она была одной из трех главных супругов. В последующие века она упоминалась под несколькими другими именами, включая Хира Кунвари и Харха Бай.

Мариам-уз-Замани, рожденная индуистской принцессой раджпутов в 1542 году, была предложена замуж за Акбара ее отцом, Раджей Бхармалом из Амбера. Свадьба, проведенная в Самбхаре, была политической и служила знаком подчинения ее отца Моголам. Ее брак с Акбаром привел к постепенному изменению его религиозной и социальной политики. В современной индийской историографии она широко считается примером терпимости Акбара и Великих Моголов к религиозным различиям и их инклюзивной политике в рамках расширяющейся многоэтнической и многоконфессиональной империи.

Она была матерью старшего выжившего сына Акбара и возможного преемника Джахангира и приемной матерью младшего сына Акбара Данияла.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Имя и предыстория
  • 2 Брак
  • 3 Улучшение семьи
  • 4 Правление Джахангира
  • 5 Смерть
  • 6 В популярной культуре
  • 7 ссылки
Имя и предыстория

Мариам-уз-Замани родилась в 1542 году как дочь Раджи Бхармала из Амбера от его жены Рани Чампавати, дочери Рао Ганги Соланки. Ее дедушкой и бабушкой по отцовской линии были Раджа Притхвирадж Сингх I и Апурва Деви, дочь Рао Лункарана из Биканера.

Ее настоящее имя неизвестно. «Мариам-уз-Замани» на самом деле был титулом, данным ей Акбаром по случаю рождения их сына Джахангира. Это было имя, под которым она упоминалась в современных хрониках Великих Моголов, включая автобиографию Джахангира, Тузк-э-Джахангири. Более поздние исторические отчеты дают несколько предположений относительно ее имени при рождении. Например, в генеалогии ее клана ( Качвахи ) 18-го века она упоминается как «Хархан Чампавати». Другие имена, предоставленные различными источниками, включают Харха Бай, Джия Рани, Маанмати, Харика и Шахи-Бай. Однако имя, под которым она наиболее известна в наше время, - «Джодха Бай».

Среди других ее титулов - Маллика-э-Муэдзама, также известная как Вали-Нимат бегум, означает дар бога. Она использует титул Вали Нимат Мариам уз замани бегум сахиба в своем фирмане.

Название «Джодха Бай» впервые было использовано по отношению к Мариам-уз-Замани в « Анналах и древностях Раджастана» Джеймса Тода, колониальной истории, написанной в начале 19 века. Это название, по-видимому, было ошибкой, учитывая, что оно подразумевает отношения с королевской семьей Джодхпура, а не с раджами Амбера. Вместо этого считается, что «Джодха Бай» на самом деле относится к жене Джахангира, дочери Джагата Госаина Раджи Удаи Сингха из Джодхпура.

Свадьба

Брак Мари-UZ-Zamani был результатом конфликта между ее отцом и Акбаром шурином, Шариф-уд-дин Мирзу, то Хаким из Mewat. Бхармал, столкнувшись с преследованиями со стороны Шариф-уд-дина, подошел к Акбару с просьбой о его вмешательстве. Император согласился выступить посредником при условии личного подчинения Бхармала, а также предложения выдать Мариам-уз-Замани Акбару замуж.

Картина, описывающая сцену рождения 4-го императора Великих Моголов Индии Джахангира.

Брак, таким образом, политический, состоялся 6 февраля 1562 года, когда Акбар возвращался в Агра из Аджмера (после вознесения молитв к могиле Мойнуддина Чишти ) в имперском военном лагере в Самбхаре, Раджастхан, вместо родной дом невесты. Это было признаком того, что брак не был равным, и указывало на более низкий социальный статус семьи Бхармала. Брак с Янтарной принцессой служил ее семье на протяжении всего правления и явился доказательством того, что Акбар решил быть Бадшахом или Шахеншахом всего своего народа, то есть индусов, а также мусульман.

Акбар женился на многих раджпутских принцессах, так как раджас мог многое выиграть от связи с императорской семьей. Он сделал такие браки уважаемыми для раджпутов. Акбар не обращал ни одну из своих индуистских жен в ислам и не разрешал им выполнять свои ритуалы во дворце, а иногда даже участвовал в них.

В 1569 году Акбар услышал новость о том, что его первая жена-индус ожидает ребенка и что он может надеяться на первого из трех сыновей, обещанных ему шейхом Салимом Чисти, известным святым человеком, жившим в Сикри. Будущую императрицу отправили в скромное жилище шейха Сикри в последний период ее беременности. 31 августа 1569 года мальчик родился и получил имя Салим в знак признания веры отца в действенность молитвы святого человека. Хотя она оставалась индуисткой, новая мать впоследствии была удостоена титула Мариам-уз-Замани («Мария века»).

Семейное продвижение

Раджи Амбера (происходившие из очень маленького королевства) особенно извлекли выгоду из своей тесной связи с Моголами и приобрели огромное богатство и власть. Из двадцати семи раджпутов в списке мансабдаров Абу'л-Фазла тринадцать принадлежали к клану Амбер, и некоторые из них достигли таких же высоких должностей, как и имперские князья. Брат Мариам-уз-Замани Раджа Бхагван Дас, например, стал командиром 5000, наивысшей должности, доступной в то время, и носил гордый титул Амирул-Умара (Главный дворянин). Его сын, Ман Сингх I, поднялся еще выше и стал командующим 7000. Его дочь, Манбхавати Бай или Ман Бай, вышла замуж за Джахангира 13 февраля 1585 года. Ман Бай позже стала матерью принца Хусрау Мирзы и получила титул Шах Бегум.

Правление Джахангира

Хотя она могла обладать определенным статусом в императорском доме Акбара после рождения наследника, Мариам-уз-Замани приобрела престиж только во время правления Джахангира (как мать императора), после того как он сменил Акбара на посту императора Великих Моголов в 1605 году. Во времена правления Джахангира она была одной из самых выдающихся женщин-торговцев при дворе Великих Моголов. Похоже, что никакая другая дворянка не была столь предприимчивой торговцем, как королева-мать.

Мариам-уз-Замани принадлежали корабли, которые перевозили паломников в исламский священный город Мекку и обратно. В 1613 году ее корабль « Рахими» был захвачен португальскими пиратами вместе с 600–700 пассажирами на борту и грузом. Рахими был самым большим индийским кораблем, плавающим в Красном море, и был известен европейцам как «великое паломническое судно». Когда португальцы официально отказались вернуть корабль и пассажиров, протест в суде Великих Моголов был необычайно жестоким. Возмущение усугублялось тем, что владельцем и покровителем корабля была уважаемая вдовствующая императрица. Джахангир в отместку приказал захватить португальский город Даман. Этот эпизод считается примером борьбы за богатство, которая позже последовала и привела к колонизации Индийского субконтинента.

Было известно, что каждый год по случаю новогоднего праздника она получала драгоценность от каждого дворянина «в соответствии с его имением». Как и несколько других женщин при дворе Великих Моголов, Мариам-уз-Замани была предоставлена ​​Джахангиром право выдавать официальные документы, которые назывались фирманами, что обычно является исключительной привилегией императора. Выдача таких заказов была ограничена высшими дамами гарема, такими как Хамида Бану Бегум, Нур Джахан, Мумтаз Махал, Надира Бану Бегум, Джаханара Бегум и т. Д. Для женщин благородного происхождения было довольно распространено заказывать архитектуру в Империи Великих Моголов. поэтому Мариам-уз-Замани построила в сельской местности сады, колодцы, мечети и другие постройки.

Эти любезности и щедрость демонстрируют количество уважения и любви, которые Джахангир испытывал к своей матери Мариам-уз-Замани. В доме Мариам-уз-Замани проводился ряд королевских функций, таких как солнечное взвешивание Джахангира, брак Джахангира с дочерью Джагат Сингха и свадьба Шехзады Парвиза с дочерью султана Мурада Мирзы.

Смерть
Могила Мариам-уз-Замани, Сикандра, Агра

Мариам-уз-Замани умерла в 1623 году. Сама могила находится под землей, к ней ведет лестница. Ее могила, построенная в 1623–1627 годах, находится на дороге Тантпур, ныне известной как Джоти Нагар. Гробница Мариам, построенная по заказу ее сына, находится всего в километре от гробницы Акбара Великого.

Мечеть Мариам Zamani Бегум Сахиба был построен Джахангир в ее честь и расположен в городе - крепости Лахора, сегодняшний день Пакистан.

В популярной культуре
использованная литература
Последняя правка сделана 2023-03-20 11:31:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте