Мария Шимановская

редактировать
Смотрите также: Шимановский и Воловский
Мария Шимановска
Мария Шимановская около 1830 г. Мария Шимановская около 1830 г.
Исходная информация
Имя при рождении Марианна Агата Воловска
Жанры Классическая музыка
Род занятий Пианист, композитор
Инструменты Пианино

Мария Шимановска ( польское произношение: [marja manɔfska] ; урожденная Марианна Агата Воловска ; Варшава, 14 декабря 1789 - 25 июля 1831, Санкт-Петербург, Россия ) была польским композитором и одной из первых профессиональных пианистов- виртуозов 19 века.. Она много гастролировала по Европе, особенно в 1820-х годах, прежде чем навсегда поселиться в Санкт-Петербурге. В столице Российской империи она сочиняла для двора, давала концерты, преподавала музыку и содержала влиятельный салон.

Ее произведения - в основном фортепианные пьесы, песни и другие небольшие камерные произведения, а также первые фортепианные концертные этюды и ноктюрны в Польше - олицетворяют блестящий стиль эпохи, предшествовавшей Фредерику Шопену. Она была матерью Селины Шимановской, которая вышла замуж за польского поэта-романтика Адама Мицкевича.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
  • 2 выступления
  • 3 Композиции
  • 4 Репутация
  • 5 современных работ
  • 6 Дискография
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
  • 9 Дальнейшее чтение
  • 10 Внешние ссылки

биография

Марианна Агата Воловска родилась в Варшаве, Польша, 14 декабря 1789 года в зажиточной польской семье с франкистскими еврейскими корнями, одним из ее предков был Саломон Бен Элайджа (или Якоб бен Иуда Лейб / Якоб Лейбович), личный помощник Якоба Франка. Ее отец Францишек Воловски был помещиком и пивоваром. Ее мать Барбара Воловска (урожденная Ланцкоронская) происходила из знатной польской семьи Ланцкоронских. История ее ранних лет и особенно ее музыкальных исследований сомнительна; Похоже, она изучала фортепиано у Антони Лисовского и Томаша Гремма, а композицию у Францишека Лесселя, Юзефа Эльснера и Кароля Курпинского. Она дала свои первые публичные сольные концерты в Варшаве и Париже в 1810 году.

В том же году она вышла замуж за Юзефа Шимановского (ум. 1832), от которого у нее было трое детей, живя в Польше: Елена (1811–1861 гг.), Которая вышла замуж за польского юриста Францишека Малевского, и близнецы Селина (1812–55). вышедшая замуж за Адама Мицкевича и Ромуальда (1812–40), ставшего инженером). Дети остались с Марией после ее разлуки с Шимановским в 1820 году. Брак закончился разводом.

Шимановская умерла от холеры во время эпидемии летом 1831 года в Санкт-Петербурге.

Предполагается, что она не связана с Каролем Шимановским, который считается самым известным польским композитором ХХ века.

Выступления

Шимановская за фортепиано; портрет Александра Кокулара.

Ее профессиональная карьера пианино началась в 1815 году с выступлений в Англии в 1818 году, турне по Западной Европе 1823–1826 годов, включая публичные и частные выступления в Германии, Франции, Англии (несколько раз), Италии, Бельгии и Голландии. Некоторые из этих представлений были даны частным образом для королевских особ; только в Англии в течение 1824 года ее график выступлений включал концерты в Королевском филармоническом обществе (18 мая 1824 года), на Ганновер-сквер (с присутствующими членами королевской семьи, 11 июня 1824 года) и другие выступления для нескольких английских герцогов.

Ее игра была очень хорошо встречена критиками и публикой, благодаря чему она прославилась тонким тоном, виртуозным лирическим чувством и оперной свободой. Она была одним из первых профессиональных пианистов-виртуозов в Европе 19-го века и одной из первых пианистов, исполнивших заученный репертуар публично, на десятилетие опередив Ференца Листа и Клару Шуман. После многих лет гастролей она на некоторое время вернулась в Варшаву, а затем в начале 1828 года переехала сначала в Москву, а затем в Санкт-Петербург, где служила придворной пианисткой императрицы России Александры Федоровны.

Композиции

Основная статья: Список произведений Марии Шимановской

Шимановская написала около 100 пьес для фортепиано. Как и многие женщины-композиторы ее времени, она писала музыку преимущественно для инструментов, к которым у нее был доступ, в том числе многие сольные фортепианные пьесы и миниатюры, песни и некоторые камерные произведения. Ее работы, как правило, стилистически называют частью блестящего стиля до романтического периода и польского сентиментализма. Шимановский ученый Славомир Добжаньски описывает ее игру и ее историческое значение следующим образом:

Ее этюды и прелюдии демонстрируют новаторское письмо на клавиатуре; Ноктюрн си-бемоль - ее самое зрелое фортепианное сочинение; Мазурки Шимановской представляют собой одну из первых попыток стилизации танца; Fantasy и Caprice содержат внушительный словарь пианистической техники; ее полонез следуют традиции написания полонеза, созданной Михалом Клеофасом Огиньским. Музыкальный стиль Шимановской параллелен композиционной отправной точке Фредерика Шопена; многие из ее сочинений оказали очевидное влияние на зрелый музыкальный язык Шопена.

В то время как ученые обсуждают масштабы ее влияния на ее соотечественника Шопена, ее карьера пианиста и композитора поразительно предвещает его собственную, а также более широкую тенденцию в Европе 19-го века виртуозного пианиста / композитора, чьи исполнительские способности расширились. ее технические возможности как композитора.

Репутация

Из-за своего статуса артиста-перформанса и из-за своего салона Шимановска установила прочные связи с некоторыми из самых известных композиторов, музыкантов-исполнителей и поэтов своего времени, в том числе: Луиджи Керубини, Джоаккино Россини, Иоганна Хаммеля, Джона. Поле ; Пьер Байо, Джудитта Паста ; Иоганн Вольфганг фон Гете и Адам Мицкевич. Хуммель и Филд посвятили ей свои сочинения. Ходят слухи, что Гете очень в нее влюбился. Созданный ею салон в Санкт-Петербурге привлекал особенно известных людей, повышая ее статус придворной музыканта.

Современные Работы

Дискография

Смотрите также

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Chechlińska, Зофия (2001). Шимановска [урожденная Воловска], Мария Агата, в Grove Music Online, изд. Л. Мэйси. (Проверено 13 февраля 2007 г.).
  • Фиерро, Нэнси (1987). Мария Агата Шимановская, 1789-1831 гг. В: Историческая антология музыки женщин, отредактированная Джеймсом Р. Бриско, 101-102. Блумингтон и Индианаполис: Издательство Индианского университета. Включает выпуск ее Ноктюрна си-бемоль мажор.
  • Сара Хэнкс Карлович (1998). Мария Шимановская (1789–1831). В кн.: Женщины-композиторы. Музыка сквозь века под редакцией Сильвии Гликман и Марты Фурман Шлейфер, Vol. 5, New York 1998, 364–369.
  • Мария Анна Харли (1998). Мария Шимановская (1789–1831). В кн.: Женщины-композиторы. Музыка сквозь века, под редакцией Сильвии Гликман и Марты Фурман Шлейфер, Vol. 4, New York 1998, 396–420.
  • Иванейко, Мария (1959). Мария Шимановская. Краков: ШИМ
  • Киджас, Анна (2010). Мария Шимановская (1789-1831): биобиблиография. Лэнхэм: Scarecrow Press.
  • Шварц, Энн (1985). «Мария Шимановская и салонная музыка начала XIX века». Польский обзор 30 (1): 43–58.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-13 06:01:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте