Маргарет Шютте-Лихоцки | |
---|---|
Родился | ( 1897-01-23)23 января 1897 г. Вена |
Умер | 18 января 2000 г. (2000-01-18)(102 года) Вена |
Национальность | Австрийский |
Альма-матер | Венский университет прикладных искусств |
Занятие | Архитектор |
Супруг (а) | Вильгельм Шютте |
Дизайн | Франкфуртская кухня |
Маргарет «Грета» Шютте-Лихоцки (родилась 23 января 1897 г. в Маргаретен -Бей, Австро-Венгрия - 18 января 2000 г.) была австрийским архитектором и коммунистическим активистом в австрийском сопротивлении нацизму. Сегодня ее больше всего помнят за то, что она разработала так называемую франкфуртскую кухню.
Маргарет Лихоцки родилась 23 января 1897 года в буржуазной семье в Маргаретен, с 1850 года частью Вены. Ее дед Густав Лихоцкий был мэром Черновца, герцогства Буковина, а ее мать Джули Боде приходилась родственницей Вильгельму фон Боде. Ее отцом был либерально настроенный государственный служащий Эрвин Лихоцки, пацифизм которого заставил его приветствовать конец империи Габсбургов и основание республики в 1918 году. Лихоцки стала первой студенткой Kunstgewerbeschule, ныне Венского университета прикладных искусств. ), где преподавали такие известные художники, как Йозеф Хоффманн, Антон Ханак и Оскар Кокошка. Лихоцкий почти не попал. Ее мать уговорила близкую подругу попросить у известного художника Густава Климта рекомендательное письмо. В 1997 году, отмечая свое 100-летие и вспоминая свое решение изучать архитектуру, она заметила, что «в 1916 году никто и представить себе не мог, что женщине будет поручено построить дом - даже я».
Лихоцки изучала архитектуру у Оскара Стрнада, получая призы за свои проекты еще до ее окончания. Стрнад был одним из пионеров создания sozialer Wohnbau в Вене, доступного, но удобного социального жилья для рабочего класса. Вдохновленный им, Лихоцкий понял, что соединение дизайна с функциональностью - это новая тенденция, которая будет востребована в будущем. После учебы, помимо других своих проектов, она сотрудничала с Адольфом Лоосом, планируя поселения для инвалидов и ветеранов Первой мировой войны. В это время она также работала вместе с архитектором Йозефом Франком и философом Отто Нейратом в контексте недавно созданной Австрийской ассоциации поселений и садовых участков, где она разработала основные дома. Ее воспоминания об этих и многих других австрийских архитекторах и интеллектуалах собраны в ее книге Warum ich Architektin wurde («Почему я стал архитектором»).
В 1926 году архитектор и градостроитель Эрнст Мэй вызвал ее в Hochbauamt городского совета Франкфурта-на-Майне, Германия, где она работала над проектом « Новый Франкфурт ». Мэй получил политическую власть и финансовые ресурсы для решения проблемы нехватки жилья во Франкфурте. Он и Шютте-Лихоцки вместе с остальной частью архитектурного коллектива мая успешно привнесли функциональную ясность и гуманитарные ценности в тысячи жилых домов города.
Лихоцки продолжила свою работу, спроектировав детские сады, студенческие дома, школы и аналогичные общественные здания. Шютте-Лихоцки спроектировала павильоны для детских садов по идеям Марии Монтессори. Во Франкфурте она познакомилась с коллегой Вильгельмом Шютте, за которого вышла замуж в следующем году.
В рамках проекта « Новый Франкфурт» в 1926 году Лихоцки создал «Франкфуртскую кухню», которая стала прототипом встроенной кухни, широко распространенной в западном мире. Основываясь на научных исследованиях американского эксперта по менеджменту Фредерика Уинслоу Тейлор и ее собственном исследовании, Лихоцки использовала кухню вагона-ресторана в качестве своей модели, чтобы спроектировать «лабораторию домохозяйки», используя минимум места, но предлагая максимум комфорта и оборудования. Размер кухни всего 1,9 х 3,4 метра. Поверхности кухни были окрашены в сине-зеленый цвет, поскольку ученые утверждали, что этот цвет отталкивает мух. В конце концов, городской совет Франкфурта установил 10 000 ее серийных сборных кухонь в недавно построенных квартирах для рабочего класса.
В свой 100-летний юбилей Шютте-Лихоцки прокомментировала: «Вы будете удивлены, что до того, как я задумал Франкфуртскую кухню в 1926 году, я никогда не готовил сам. Дома в Вене готовила моя мама, во Франкфурте я пошел в Wirthaus [ресторан-паб]. Я проектировал кухню как архитектор, а не как домохозяйка ».
Когда политическая ситуация в Веймарской республике ухудшилась и сместилась в сторону правых политических сил, Шютте-Лихоцки присоединилась к команде из семнадцати архитекторов «Майская бригада» во главе с архитектором Эрнстом Мэем, включая ее мужа и Эриха Маутнера, также из Вены. В 1930 году они отправились в Москву поездом. Там группа была введена в эксплуатацию, чтобы помочь реализовать первый из сталинского «s пятилетка по строительству промышленного города Магнитогорск в южном Урале. По их прибытии город состоял из глиняных хижин и бараков. Через несколько лет он должен был насчитывать 200 000 жителей, большинство из которых были заняты в сталелитейной промышленности. Хотя Майской бригаде приписывали строительство 20 городов за три года, политические условия были плохими, а результаты неоднозначными. Мэй уехал из России в 1933 году, когда его контракт истек.
За исключением коротких деловых поездок и поездок с лекциями в Японию и Китай, Шютте-Лихоцки оставалась в Советском Союзе до 1937 года. Она и ее муж переехали сначала в Лондон, а затем в Париж. Кроме того, в 1933 году Шютте-Лихоцки представила некоторые из своих работ на всемирной выставке в Чикаго « Век прогресса ».
В 1938 году Шютте-Лихоцки вместе со своим мужем была вызвана в Стамбул, Турция, чтобы преподавать в Академии изящных искусств и воссоединиться с изгнанным немецким архитектором Бруно Таутом. (К сожалению, Таут умер вскоре после их прибытия.) Накануне Второй мировой войны Стамбул был убежищем для изгнанных европейцев, обычным местом для изгнанных немцев, и Шюттес встретил художников, таких как музыканты Бела Барток и Пауль Хиндемит.
В Стамбуле Шютте-Лихоцки познакомился с австрийцем Гербертом Эйххольцером, архитектором, который в то время был занят организацией коммунистического сопротивления нацистскому режиму. В 1939 году Шютте-Лихоцки присоединилась к Австрийской коммунистической партии (KPÖ), а в декабре 1940 года по собственному желанию вместе с Эйххольцером вернулась в Вену, чтобы тайно связаться с австрийским коммунистическим движением сопротивления. Шютте-Лихоцки согласился встретиться с ведущим членом Сопротивления по прозвищу «Гербер» Эрвином Пушманном и помочь установить линию связи со Стамбулом. Она встретила Гербера в кафе «Виктория» 22 января 1941 года, где они были застигнуты врасплох и арестованы гестапо, всего через 25 дней после ее прибытия. В то время как Эйххольцер и другие боевики сопротивления, которые также были схвачены, были обвинены в государственной измене, приговорены к смертной казни Фольксгерихтсхофом и казнены в 1943 году, Шютте-Лихоцки был приговорен к 15 годам тюремного заключения и отправлен в тюрьму в Айхахе, Бавария. Освобождена войсками США 29 апреля 1945 года.
После войны она уехала работать в Софию, Болгария, и в конце концов вернулась в свою родную Вену в 1947 году. Ее сильные политические взгляды (она оставалась коммунисткой) не позволяли ей получать какие-либо крупные общественные заказы в послевоенной Австрии, несмотря на то, что бесчисленные здания были разрушены и их пришлось восстанавливать ( Wiederaufbau). Следовательно, помимо проектирования некоторых частных домов, Шютте-Лихоцки работала консультантом в Китае, на Кубе и в ГДР. В 1951 году она рассталась со своим мужем Вильгельмом Шютте.
С опозданием ее заслуги были официально признаны в Австрии. Впервые она получила признание за свою неархитектурную деятельность: в 1977 году она получила медаль за миротворческую деятельность, а в 1978 году - знак отличия за свою работу в Сопротивлении. В 1980 году она получила архитектурную премию города Вены. В 1985 году она опубликовала свои мемуары Erinnerungen aus dem Widerstand («Воспоминания о сопротивлении»). В 1988 году она отказалась получить награду от федерального президента Австрии Курта Вальдхайма на основании сомнительного военного рекорда Вальдхайма. В конце концов, она получила награду в 1992 году. В 1995 году она была одной из группы австрийцев, переживших Холокост, которые подали в суд на Йорга Хайдера после дебатов в австрийском парламенте по поводу взрывов бомб на цыганах, в которых Хайдер называл нацистские концентрационные лагеря «лагерями для военнопленных».
В 1990 году масштабная модель Франкфуртской кухни была выставлена в Австрийском музее прикладного искусства в Вене.
В 1997 году она отпраздновала свое 100-летие, станцевав короткий вальс с мэром Вены и заметив: «Для разнообразия мне бы понравилось спроектировать дом для богатого человека».
Маргарет Шютте-Лихоцки умерла в Вене 18 января 2000 года в возрасте 102 лет, за пять дней до своего 103-летия, от осложнений после заражения гриппом. Она была похоронена на Центральном кладбище Вены.
Австралийская певица, писательница и режиссер Робин Арчер написала пьесу по мотивам жизни Шютте-Лихоцки. Architektin с участием Хелен Морс, Ксении Логос, Крейга Бехенны, Дункана Грэма, Антье Гюнтер, Майкла Хабиба и Ника Пеломиса, продюсера Государственной театральной труппы Южной Австралии и режиссера Адама Кука, открылась 2 сентября 2008 года в театре Данстан. Аделаида, Южная Австралия. Песня «Франкфуртская кухня» Ротифера - еще одна дань ее творчеству.
СМИ, связанные с Маргарет Шютте-Лихоцки на Викискладе?