Маргарет Клеменс

редактировать
Маргарет Клеменс
Маргарет Клеменс.jpg
Brookside персонаж
Актер Никола Стефенсон
Продолжительность 1990–1994
Первое появление 14 сентября 1990 г.
Последнее появление Апрель 1994
Классификация Бывший; обычный
Профиль
Занятие Няня
Дом Босния

Маргарет Клеменс - вымышленный персонаж британской мыльной оперы Channel 4 Brookside, которую играет Никола Стефенсон. Персонаж дебютировал на экране во время трансляции эпизода 14 сентября 1990 года. Маргарет характеризуется как бросившая колледж, не уверенная в своем будущем. Она покидает свой родной город Олдхэм, чтобы сбежать от своего бывшего парня Кирана (Эндрю Шакос), и переезжает в Ливерпуль. Она устраивается на работу няней у Макса ( Стивен Пиндер ) и Патрисии Фарнхэм ( Габриэль Глейстер ) и становится их квартирантом. Стивенсон описал Маргарет как домашнего и организованного персонажа, но когда дело доходит до романтики, она сбита с толку и нестабильна.

Сценаристы рассказали Стивенсону о серии сложных сюжетных линий на протяжении всего периода ее пребывания в должности, часто с участием табуированных романов. В своей первой заметной истории Маргарет начинает отношения с католическим священником Дереком О'Фарреллом (Клайв Мур). Их роман расстраивает других персонажей, в том числе сестру Дерека, Д.Д. Диксон ( Ирен Марот ), которая пытается помешать их счастью. Они расстаются, когда Дерек переезжает работать в Боснию. История вызвала как жалобы, так и похвалы со стороны различных религиозных и случайных зрителей. Не испугавшись споров, которые уже вызвала Маргарет, создатель Brookside Фил Редмонд и исполнительный продюсер Мал Янг создали еще один табуированный роман. На этот раз Маргарет подружится с Бет Джордак ( Анна Фрил ), у которой развиваются романтические чувства, и это завершается поцелуем. Это был первый раз, когда однополый поцелуй между двумя женщинами транслировался до водораздела в Соединенном Королевстве. История вызвала споры, вошла в историю телевидения и установила стандарт для других шоу. Сцена приобрела культовый статус в ЛГБТ-культуре и истории британского телевидения. Он также стал одним из Brookside ' определяющих моментов s. Стивенсон назвал Маргарет гетеросексуалом, но ее связь с Бет привела ее в замешательство. Стивенсон покинула сериал в 1994 году, и сценаристы создали еще одну драму, чтобы облегчить ее уход. У Маргарет роман с женатым мужчиной Карлом Бэнксом (Стивен Дональд), но в конечном итоге она уезжает в Боснию, чтобы воссоединиться с Дереком.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Развитие
    • 1.1 Отливка и характеристика
    • 1.2 Отношения с Дереком О'Фарреллом
    • 1.3 Однополый поцелуй
    • 1.4 Роман с Карлом Бэнксом и отъезд
  • 2 Прием
  • 3 ссылки
Разработка

Кастинг и характеристика

Стефенсон начала играть этого персонажа в 1990 году. Это была ее первая текущая телевизионная роль. Как и ее экранный двойник, Стивенсон из Олдхэма. Маргарет бросила колледж, она покидает свой родной город Олдхэм и переезжает в Ливерпуль. Она устраивается на работу няней, работая у Макса ( Стивен Пиндер ) и Патрисии Фарнхэм ( Габриэль Глестер ), присматривая за их сыном Томасом. Маргарет рассматривала эту работу как временное решение для заработка, пока она решала, что делать в будущем. В одной из ее ранних историй рассказывается, как Маргарет поссорилась с Фарнхэмами и вернулась в Олдхэм. Маргарет обвиняет Макса и Патрицию в том, что они воспользовались ею, и они предлагают ей прибавку к зарплате, чтобы остаться. Стефенсон охарактеризовал Маргарет как отнюдь не амбициозную; она «домашняя девочка, семейная девушка, и ничто не сделает ее счастливее, чем наличие кучи детей». Она также назвала себя «очень домашней и организованной», чему Стивенсон надеялся научиться. Маргарет была представлена ​​в сериале, когда ей было шестнадцать. Маргарет легко влюбляется, и Стивенсон сказал, что из-за возраста «она не контролирует свои эмоции».

В своей предыстории Маргарет «всегда увлекалась мальчиками». Ее решение переехать в Ливерпуль было мотивировано необходимостью сбежать от бывшего парня Кирана (Эндрю Шакос). Он хотел, чтобы Маргарет обручилась и вышла за него замуж, но она не хотела. Киран также был «чрезвычайно физическим» и совершал сексуальные домогательства, из-за чего Маргарет не знала о нем. В книге « Бруксайд - первые десять лет» Стивенсон сказал автору Джеффу Тибболлсу, что Киран «всегда примерял это с Маргарет, и она не позволяла ему приближаться». Другой ранней историей Маргарет было влечение к Майку Диксону (Пол Байетт), но писатели не превратили ее в роман.

Отношения с Дереком О'Фарреллом

Писатели создали запретный роман между Маргарет и священником Дереком О'Фарреллом (Клайв Мур). Изначально планировалось, что Дерек появится в двух сериях Brookside. Продюсеры продлили контракт Мура после того, как увидели потенциальную историю между Маргарет и Дереком. История вызвала споры, потому что Маргарет было всего восемнадцать, а Дерек был католическим священником. История никогда раньше не изображалась в британской мыльной опере. Стивенсон изначально не знал, что Маргарет и Дерек собираются вместе. Продюсеры не сообщили Стивенсону о своем долгосрочном плане сюжета. Несмотря на то, что сюжет был правдоподобным, она опасалась, как ее воспримут зрители. Она назвала это «действительно хорошим вопросом для освещения, которого никогда не было раньше». Чтобы подготовиться к рассказу, Стивенсон исследовал реальные истории священников, имеющих тайные семьи. На экране история начинается в 1991 году, когда Маргарет встречает Дерека, и вскоре они становятся друзьями. Дерек - младший брат Д.Д. Диксона ( Ирен Марот ). Они связываются, когда разбирают стену, которую зять Дерека Рон Диксон ( Винс Эрл ) построил на Бруксайд Клоуз. Тибболлс, автор книги Фила Редмонда «Brookside - Life in the Close», написал, что Маргарет нравится «теплота и честность Дерека, и, кроме того, она чувствовала себя с ним в безопасности». Маргарет думала, что Дерек был единственным мужчиной, которого она не интересовала в романтических отношениях. Вскоре она начинает испытывать к нему романтические чувства и даже преодолевает мили, чтобы помочь ему в приходской церкви.

Дерек изначально не подозревает о чувствах Маргарет и считает, что она хочет помочь церкви. Вскоре он понимает ее истинные намерения и предупреждает, что их дружба ставит под угрозу его карьеру. Отец Торнтон и Д.Д. с подозрением относятся к дружбе Маргарет и Дерека. Мур сказал Тибболсу, что это история о Дереке, который «мысленно борется» со своими чувствами. Он добавил, что Дерек «просто не мог принять решение. Но потом он понял, что должен смотреть правде в глаза - Маргарет была больше, чем другом». Ее мать, Энн Клеменс (Кристин Мур) также не одобряет романов. Маргарет не прислушивается ни к одному из их советов, что приводит к враждебному отношению к ней ДД. Д.Д. - «ревностный католик» и предупреждает Маргарет держаться подальше от своего брата. Она убеждается, что Дерек разрушит его карьеру и планы по их разлучению. Маргарет признается Патрисии, которая затем позволяет паре тайно встречаться в доме Фарнхэмов. Вскоре Д.Д. обнаруживает их встречи и сообщает о Дереке отцу Торнтону. Дерек отправили в новый приход в Озерном крае, и Д.Д. считает, что она спасла своего брата. Мать Маргарет противится ей, и впоследствии она выставляет Дереку ультиматум, чтобы он покинул церковь или потерял ее навсегда. На экране Дерек бросает священство и официально начинает отношения с Маргарет. ДД обвиняет Маргарет в соблазнении своего брата. Стивенсон защищал ее характер и считал, что Маргарет и Дерек оба виноваты. Она сказала Тибболсу, что «раньше мне было очень жалко Дерека, потому что он не просил эту чрезвычайно наивную девушку влюбиться в него. Но и тогда он не сделал много, чтобы отговорить ее на ранних этапах их отношений. Он был ужасно дружелюбен по отношению к Маргарет и стал довольно кокетливым во время одного эпизода, когда он пришел выпить кофе и помог ей высушить кастрюли ».

Мур опасался, что у Маргарет и Дерека были сексуальные отношения до брака, учитывая его религиозные взгляды. Он сказал Марше Хэнлон из TVTimes, что «если вы любите кого-то достаточно, чтобы отказаться от всего, вы не должны чувствовать себя виноватым из-за того, что выражаете эту любовь». Он добавил, что Дерек изначально опасался заниматься сексом с Маргарет, но «он уже прошел эту стадию». Они решают заняться сексом, несмотря на то, что Маргарет осталась с Томасом на ее попечении. Патрисия приходит домой и застает Маргарет и Дерека в постели вместе. Она в ярости, что они пренебрегли Томасом, который заболел, оставшись один в своей спальне. Стивенсон не смог защитить поведение своего персонажа после инцидента. Она сказала Тибболсу, что «я боюсь, что Маргарет настолько пренебрегла Томасом, что чуть не получила мешок». Патрисия соглашается оставить Маргарет няней Томаса, но Макс устает от ее ненадежного поведения. Когда Маргарет и Дерек спонтанно уезжают, Макс злится и решает вместо этого отдать работу няни Маргарет Анне Вольской ( Казия Пелка ).

Вскоре Маргарет находит работу няни в другом месте и соглашается выйти замуж за Дерека. Они сталкиваются с большим количеством проблем, когда публично заявляют о своих отношениях и вынуждены рассказывать враждебно настроенному DD о своих планах. Они также утверждают, что у Дерека нет дохода, и он предпочитает заниматься волонтерской работой. Стивенсон сказал Хэнлону, что Маргарет чувствует себя виноватой из-за того, что Дерек оставил свою карьеру. Она также считала, что в восемнадцать лет Маргарет слишком молода для замужества. Она объяснила, что «он отдал всю свою жизнь ради нее. Теперь она должна заполнить эту пустоту для него, и она чувствует, что их отношения должны работать». Стефенсон описал это как «ужасную ситуацию», в которую можно попасть, и высказал мнение, что на месте Маргарет она бы посоветовала Дереку остаться в священстве. Мур хотел, чтобы у персонажей был счастливый конец, потому что «они через многое прошли». Стивенсон пришел к выводу, что она хотела, чтобы у них был «счастливый конец». Сценаристы закончили рассказ уходом Дерека. Из-за отсутствия перспектив работы он решает искать работу в Боснии. Маргарет соглашается уехать с Дереком, но передумывает в аэропорту. Маргарет заканчивает их отношения, и Дерек уезжает без нее.

Писатели были обеспокоены тем, что эта история разозлит католиков, но реакция была лучше, чем они предполагали. Бруксайд получил жалобы от протестантских телезрителей, обеспокоенных тем, что этот роман расстраивает католиков. Сам Янг показал, что католическая реакция была более положительной. Он напомнил, что многие католики писали анонимные письма и благодарили его за изучение запретной темы, свидетелями которой они стали в своих приходах. Сам Янг был католиком и лично интересовался этой историей. Он сказал Джеффу Тибболсу, автору книги « Бруксайд - Ранние годы», что «люди из моего прихода не замедлили высказать мне свою критику истории. Мы хотели сделать историю деликатно - мы не хотели, чтобы Дерек просто сбросил штаны. Я не хотел шокировать только ради этого ». Янг пришел к выводу, что положительный отклик католических новостных агентств мог нанести ущерб сообществу, хотя он подчеркнул, что Мур дал ответственный образ, чтобы оставаться чувствительным к зрителям. Стефенсон заявила, что она получила письма, призывающие Маргарет и Дерека стать добросовестной парой. Изображение священников людьми с чувствами также было хорошо встречено. Первоначально Мур получил письма, в которых утверждалось, что с настоящими священниками такие истории не случаются.

Однополый поцелуй

Еще одной неоднозначной историей для Маргарет стал однополый поцелуй с Бет Джордак ( Анна Фрил ). Сюжетная линия была разработана создателем Brookside Филом Редмондом и исполнительным продюсером Мэлом Янгом. Фрил впечатлила продюсеров своей сильной актерской игрой, и они решили наградить ее сложной сюжетной линией. Они решили, что Бет исследует ее сексуальность, и выбрали Маргарет для роли в ее истории. Янг сказал Tibballs, что «Бет стала первой лесбиянкой с помадой, и объединение ее с Маргарет сработало, потому что никто не ожидал этого от Маргарет, и меньше всего от самой Маргарет». Сценаристы начали развивать сюжетную линию с создания тесной дружбы между двумя персонажами. По мере того, как они сближаются, Бет начинает испытывать романтические чувства к Маргарет. Во время рождественских эпизодов сериала 1993 года чувства Бет усиливаются. Первоначально Редмонд не был уверен в сюжетной линии, потому что тогда это было запретной темой. Сценарист Шон Дагган написал эпизоды с поцелуем и те, что ему предшествовали. Он хотел репрезентации и был полон решимости показать историю по телевидению, потому что он недавно вышел.

Поцелуй транслировался во время трансляции эпизода 14 января 1994 года. Поцелуй длился восемь секунд, после чего Бет шутит: «Ну, ни один из нас еще не был поражен молнией». Бет расстроена тем, что Маргарет не действует в соответствии с ее достижениями. Сценаристы предпочли изобразить Маргарет смущенной поцелуем, но в конечном итоге они остались лучшими друзьями. Фрил сказал Ричарду Арнольду из Inside Soap, что Бет боролась с неуверенностью в себе, и понял, что ей действительно нравится Маргарет. Они изображали поцелуй как естественное продолжение этой неразберихи. Фрил добавил, что «Маргарет тоже очень страшно, потому что Бет - ее лучшая подруга». Стивенсон считал, что Маргарет гетеросексуальна, и просто не понимал, что такое Бет. Фрил сказал, что она была «ужасной» во время съемок сцены, потому что продолжала смеяться. Она добавила, что Стивенсону удалось провести ее через это дружескими советами. Она пришла к выводу, что рассказ был положительным дополнением к шоу.

Вскоре Бруксайд получил похвалу от групп геев и лесбиянок, которые считали историю Маргарет и Бет «позитивным и не шаблонным изображением лесбиянок». В книге «20 лет Бруксайда» Фила Редмонда автор Грэм Киббл-Уайт заявил, что «лесбиянки с губной помадой» были более модными в 1990-х годах из-за персонажей. Янг ожидал получить многочисленные жалобы на эту историю. Он также опасался, что ЛГБТ-сообщество будет раздражено из-за того, что двое гетеросексуалов рассказывают истории о лесбиянстве. Янг неожиданно получил письма от гей-сообщества, в которых они хвалили их за работу. Янг вспомнил, как получил письмо от матери, обеспокоенной тем, что Бруксайд пытается научить девочек быть лесбиянками. Янг напомнил, что это дало ему подтверждение того, что он принял правильное решение транслировать выпуск и просвещать зрителей. Он добавил, что «именно поэтому мы это сделали - чтобы преодолеть такое заблуждение». Фрил также опроверг предположения, что Бруксайд пыталась конкурировать с конкурирующей мыльной оперой « Эммердейл», в которой одна из их персонажей, Зои Тейт ( Лия Брэкнелл ), была лесбиянкой.

Их поцелуй посмотрели шесть миллионов телезрителей. Поцелуй был отредактирован из сводного выпуска шоу, который вышел в эфир в следующую субботу. Хотя Бруксайд получил многочисленные жалобы на поцелуй, все больше людей жаловались на то, что он подвергся цензуре в выпуске омнибуса. Трансляция их поцелуя стала поворотным моментом в истории британской телеиндустрии. Это был первый лесбийский поцелуй в стране перед водоразделом. Кроме того, это был первый раз, когда две женщины поцеловались в британской мыльной опере. Они не были первой однополой парой, которая поцеловалась на британском телевидении перед водоразделом, поскольку в конкурирующей мыльной опере EastEnders пять лет назад целовались двое мужчин. Его часто ошибочно называют первым. Поцелуй неоднократно описывался как «культовый» телевизионный момент. Автор Киббл-Уайт подробно рассказал, как поцелуй стал «культовым изображением» не только Бруксайда, но и телевизионной драмы 1990-х годов.

На летних Олимпийских играх 2012 года во время церемонии открытия кинопродюсер Дэнни Бойл создал монтаж британского наследия. Поцелуй Маргарет и Бет был включен в монтаж, который транслировался по всему миру. Он транслировался в прямом эфире в 76 странах мира, где гомосексуальность является незаконным. Это был первый раз, когда лесбийский поцелуй транслировали по телевидению в Саудовской Аравии. Американская телекомпания NBC столкнулась с обвинениями в попытке подвергнуть поцелуй цензуре. Channel 4 позже выпустил эпизод поцелуя для онлайн-трансляции через свой веб-сайт.

Роман с Карлом Бэнксом и отъезд

Стивенсон покинула сериал в 1994 году, но до ее ухода сценаристы вызвали еще больше споров о ее персонаже. Маргарет начинает сексуальные отношения с новым персонажем, Карлом Бэнксом (Стивен Дональд). Их роман заканчивается открытием, что Карл - армейский дезертир с женой Сарой Бэнкс (Андреа Маршалл) и дочерью Ребеккой. Когда Бет начинает отношения со своим наставником в колледже Крисом Майерсом (Мари Фрэнсис), Маргарет начинает ревновать к Крису. Стивенсон сказал репортеру Inside Soap, что роман Маргарет с Карлом произошел из-за того, что Бет уехала. Она рассказала, что «интрижка с Карлом, очевидно, заключалась в том, чтобы отомстить Бет за то, что она ушла с Крисом, но я думаю, что она натуралка и что в глубине души ей нравятся мужчины». С многочисленными любовными историями за время своего пребывания в должности Маргарет изображалась растерянной женщиной, не знающей, с кем быть. Стефенсон признал, что ее персонаж в замешательстве, добавив, что она «не очень устойчива». Стивенсон отметил, что рассказы Бруксайда обычно длинны, но Маргарет неоднократно меняла свое мнение «внезапно». Она пришла к выводу, что «после всего, что с ней случилось, она словно сошла с ума». За кадром Дональд получил отрицательный ответ на роман. Он сказал Tibballs, что «я получил изрядное количество оскорблений от людей на улицах за то, что играл в паршу и за то, что возился с Маргарет».

В ее финальной истории продюсеры решили воссоединить Маргарет с Дереком. На экране история начинается, когда Патрисия предлагает ей связаться с Дереком в Боснии и помириться. Позже она решает покинуть Brookside Close. Стивенсон считал, что Дерек был самым безопасным выбором для Маргарет. Актриса заявила, что Маргарет «так сильно пострадала и оскорбляла, что Дерек - единственная защита, которая есть у Маргарет». Стивенсон рассказал, что зрители по-прежнему были заинтересованы в отношениях Маргарет и Дерека. Об уходе Маргарет Стивенсон пришел к выводу, что «я получаю так много писем о них, и я думаю, что фанаты готовы к счастливому концу». Принимая решение уехать, Стивенсон сказал Марион Макмаллен из Coventry Telegraph, что «в 22 года, без детей, без ипотеки и денег в банке, что мне было терять?» Ее последние сцены вышли в эфир в апреле 1994 года.

Прием

Несмотря на споры вокруг романа Маргарет с католическим священником, католические новостные агентства хвалили ее реалистичность изображения. Марша Хэнлон из TVTimes сказала, что «никто никогда не обвинял Бруксайда в уклонении от спорных тем», но «запретный роман Маргарет и Дерека» был «шокирующей темой даже для этого дерзкого сериала». Маргарет и Дерек были включены в статью журнала Inside Soap «Величайшие любовные истории из когда-либо рассказанных». Репортер назвал это «незабываемым событием» и назвал ее «рыжеволосой няней Маргарет». Внутри Soap репортер выразил мнение, что отношения Маргарет и Дерек закончилось «классическим стиль мыла» и что она «заманил» Дерек от его обетов. Репортер Evening Standard заявил, что история Маргарет с Дереком была одной из многих историй Бруксайда о католицизме, которые были «краеугольным камнем мыла». Что касается ее романа с Карлом, Джеффри Филлипс из публикации высказал мнение, что «даже по стандартам Бруксайда последний опыт послесвечения Маргарет был недолгим. Ей еще предстоит узнать, что не каждый молодой человек, который говорит, что ему нравится свободная и одинокая жизнь, свободен и Один." Из-за противоречивых романов Маргарет Лорна Хьюз из Manchester Evening News пошутила, что Маргарет «загнала рынок в угол в шокирующих схватках».

В 1998 году Inside Soap опубликовал статью, в которой были собраны «100 величайших мыльных историй из когда-либо рассказанных». Поцелуй Маргарет и Бет был их 49-м выбором. В книге « Настоящее мыло: Бруксайд» автор Кей Николлс написала: «Кто мог забыть« тот »поцелуй между Маргарет Клеменс и Бет Джордак?» Она также назвала это «скандалом» и «очередным первым в истории фантастическим мылом». Тилли Пирс из Metro включила однополый поцелуй в «знаковые телевизионные моменты ЛГБТ». За поцелуй проголосовали 59-е место в опросе Channel 4 о величайших телевизионных моментах всех времен. Вики Спэвин из Daily Record назвала это одним из «моментов славы» шоу. Падди Шеннан недооценил силу экранных поцелуев, потому что «все помнят» этот поцелуй. Как часть популярной культуры, сцена была воссоздана ведущими Radio 1, включая Криса Мойлза и Доминика Бирна.

Стюарт Джеффрис из The Guardian заявил, что однополый поцелуй «видели в 1994 году шесть миллионов зрителей, возможно, двое из которых написали на Channel 4, что этот сладкий, даже неуверенный поцелуй превратил Мерсисайд в Содом и Гоморру». Джеффрис выразил мнение, что поцелуй «действительно захватил нацию», и назвал его «красивым ответом на узаконенный фанатизм предыдущего десятилетия». Джеффрис пришел к выводу, что это был пример того, как Бруксайд смел рассказывать истории, которых избегали все остальные мыльные оперы. Другой репортер издания заявил, что это «возможно, самый известный момент Бруксайда». Их коллега Джули Биндель включила его в «10 лучших лесбийских поцелуев всех времен». Биндель объяснил, что «это ознаменовало изменение отношения и заставило многих из нас визжать от восторга от лесбийской любви и страсти, представленных в мыльной опере, между счастливыми, функциональными подростками, а не горькими и грубыми типами». Гарет Маклин ( The Irish Times ) похвалил Brookside за включение и сказал, что более широкие новости рассматривают лесбиянок по-другому и «сапфизм внезапно стал крутым». В 2008 году Маклин встревожила отсутствие на телевидении персонажей-лесбиянок. Он заявил, что всякий раз, когда возникает эта тема, всегда упоминается поцелуй Маргарет и Бет, что «указывает на ужасное состояние лесбийской репрезентации».

В июле 2017 года Nisha Mal of Wales Online назвала его одним из «самых знаковых поцелуев всех времен». В декабре 2017 года репортер Inside Soap написал, что «сюжет стал одним из определяющих моментов Brookside и проложил путь для геев в мыле». В январе 2021 года Хилари Митчелл из PinkNews заявила, что «непреходящее наследие» поцелуя Маргарет и Бет нельзя «недооценивать». Она отметила, что о поцелуе часто говорят в Твиттере, несмотря на то, что он транслировался двадцатью восемью годами ранее. Она добавила, что «сказать, что поцелуй вызвал огромную сенсацию, - это немного преуменьшить, учитывая, как часто он все еще поднимается в качестве темы для разговоров, когда поднимается вопрос о представительстве ЛГБТ + на британском телевидении». Кейран Саузерн из Belfast Telegraph назвал поцелуй «возможно, самым известным ЛГБТ-моментом в истории британской мыльной оперы». HuffPost журналист писал, что они «целовались шторм» и изменил историю телевидения.

использованная литература
Библиография
  • Хейворд, Энтони (1991). Кто есть кто из мыльных опер. ISBN издательства Guinness Publishing Ltd.   978-0-85112-966-2.
  • Тибболс, Джефф (1992). Бруксайд - первые десять лет. Бокстри. ISBN   1-85283-197-9.
  • Тибболс, Джефф (1994). Бруксайд Фила Редмонда - Жизнь в конце. Бокстри. ISBN   1-85283-946-5.
  • Тибболс, Джефф (1995). Бруксайд - Ранние годы. Бокстри. ISBN   0-7522-1051-3.
  • Николлс, Кей (1999). Настоящее мыло: Brookside. Generation Publications Ltd. ISBN   1-903009-07-3.
  • Киббл-Уайт, Грэм (2002). 20 лет Бруксайда Фила Редмонда. Книги Карлтона. ISBN   1-84222-764-5.
Последняя правка сделана 2023-03-29 01:31:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте