редактировать
Чтобы узнать о школе, см . Национальную среднюю школу Марсело Х. дель Пилар. Не следует путать с Грегорио дель Пилар.

В этом испанском имени первая или отцовская фамилия - Иларио дель Пилар, а вторая или материнская фамилия - Гатмайтан.
Марсело Х. дель Пилар
MHdelPilaryGatmaitan.jpg Дель Пилар в Мадриде, Испания, ок.1890 г.
Родился Марсело Иларио дель Пилар-и-Гатмайтан 30 августа 1850 г. Булакан, Булакан, генерал-капитанство Филиппин, Испанская империя
Умер 4 июля 1896 г. (1896-07-04)(45 лет) Барселона, Испания
Место отдыха Храм Марсело Х. дель Пилар, Булакан, Булакан, Филиппины
Национальность филиппинский
Другие имена Пларидель ( псевдоним )
Альма-матер Colegio de San José University of Santo Tomas
Занятие Писатель, юрист, журналист и масон
Организация Ла Солидаридад
Супруг(а) Марчиана дель Пилар (1878–1896; его смерть)
Дети 7 (см. ниже)
Родители
Родные
Подпись
Пларидел подпись.png

Марсело Иларио дель Пилар и Гатмайтан ( испанский:  [maɾˈθe.lo iˈla.ɾjo ðel piˈlaɾ] ; тагальский:  [maɾˈse.lo ɪˈla.ɾjo del pɪˈlaɾ] ; 30 августа 1850 г. - 4 июля 1896 г.), широко известный как Марсело Х. дель Пилар, также известный под псевдонимом Пларидель, был филиппинским писателем, юристом, журналистом и масоном. Дель Пилар вместе с Хосе Рисалем и Грасиано Лопесом Хаэна стали известны как лидеры Движения за реформы в Испании.

Дель Пилар родился и вырос в Булакане, Булакан. Он был отстранен от занятий в Университете Санто-Томас и заключен в тюрьму в 1869 году после того, как он и приходской священник поссорились из-за непомерной платы за крещение. В 1880-х годах он расширил свое движение против монахов от Малолоса до Манилы. Он уехал в Испанию в 1888 году после того, как против него был издан приказ о высылке. Через двенадцать месяцев после прибытия в Барселону он сменил Лопеса Хаэну на посту редактора La Solidaridad (Солидарность). Издание газеты прекратилось в 1895 г. из-за отсутствия средств. Потеряв надежду на реформы, он стал благосклонно относиться к революции против Испании. Он возвращался домой в 1896 году, когда в Барселоне заболел туберкулезом. Позже он умер в государственной больнице и был похоронен в могиле нищего.

15 ноября 1995 года Технический комитет Комитета национальных героев, созданный Указом № 5 бывшего президента Фиделя В. Рамоса, рекомендовал дель Пилар вместе с восемью филиппинскими историческими деятелями стать национальными героями. Рекомендации были представлены секретарю Министерства образования Рикардо Т. Глории 22 ноября 1995 г. В отношении этих рекомендованных исторических личностей не было предпринято никаких действий. В 2009 году этот вопрос был вновь поднят в одном из материалов 14-го съезда.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Молодость (1850–1880)
    • 1.2 Антимонахская деятельность на Филиппинах (1880–1888 гг.)
    • 1.3 Пропагандистское движение в Испании (1888–1895 гг.)
    • 1.4 Более поздние годы, болезнь и смерть (1895–1896)
  • 2 Реакции после смерти
  • 3 Возвращение останков дель Пилар и окончательное захоронение
  • 4 Личная жизнь
    • 4.1 Брак, дети и внуки
    • 4.2 Трудности в Испании
    • 4.3 Здоровье
  • 5 Связь с Катипунаном
    • 5.1 Предполагаемые показания некоторых Катипунеро
      • 5.1.1 Пио Валенсуэла
      • 5.1.2 Хосе Дизон
      • 5.1.3 Агедо дель Росарио
  • 6 Историческая память
    • 6.1 «Отец филиппинской журналистики»
    • 6.2 «Отец филиппинского масонства»
  • 7 Историческая память
  • 8 Дель Пилар в популярной культуре
  • 9 известных работ
    • 9.1 Опубликовано при жизни дель Пилар
    • 9.2 Опубликовано посмертно
    • 9.3 Неопубликованные работы
  • 10 См. также
  • 11 ссылок
    • 11.1 Примечания
    • 11.2 Цитаты
    • 11.3 Библиография
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

биография

Ранняя жизнь (1850–1880)

Реестр крещения Марсело Х. дель Пилар (Книга № 15, лист 355) Реплика родового дома и места рождения Марсело Х. дель Пилар в Булакане, Булакан. Сейчас это музей-библиотека, в которой хранятся памятные вещи дель Пилар.

Марсело Х. дель Пилар родился в родовом доме своей семьи в Ситио Купанг, район Сан-Николас, Булакан, Булакан, 30 августа 1850 года. Он был крещен как «Марсело» 4 сентября 1850 года в Iglesia Parroquial de Nuestra Señora. де ла Асунсьон в Булакане. о. Крещение совершил Д. Томас Исон, филиппинский светский священник, а Лоренцо Альвир, дальний родственник, выступил в роли крестного отца. «Иларио» была первоначальной фамилией семьи по отцовской линии. Фамилия бабушки Марсело по отцовской линии, «дель Пилар», была добавлена ​​в соответствии с реформой именования генерал - губернатора Нарцисо Клавериа в 1849 году.

Родители Марсело принадлежали к принципалам. Оба владели обширными фермами по выращиванию риса и сахарного тростника, рыбными прудами и мельницей, приводимой в движение животными. Отец Марсело, Хулиан Иларио дель Пилар (1812–1906), был сыном Хосе Иларио дель Пилар и Марии Рокеса. Дон Хулиан был известным тагальским грамматиком, писателем и оратором. В муниципалитете Булакан он служил «трехкратным» гобернадорсильо городского пуэбло (1831, 1854, 1864–1865), а затем занимал должность официального де - меса мэра алькальда. В начале 1830-х годов Хулиан познакомился и женился на Бласе Гатмайтан (1814–1872?), Потомке древней тагальской знати. Известная как «Донья Бласика», она была дочерью Николаса Гатмайтана и Серапии Де Торрес. У дона Хулиана и доньи Бласики было десять детей: Торибио (священник, депортированный на Марианские острова в 1872 году), Фернандо (отец Грегорио дель Пилар ), Андреа, Доротея, Эстанислао, Хуан, Хилария (замужем за Деодато Арельяно ), Валентин, Марсело, и Мария.

С раннего возраста дель Пилар научился играть на скрипке, фортепиано и флейте. Он также овладел паласанской или ротанговой тростью. В середине 1850-х годов дель Пилар получил раннее образование у своего дяди по отцовской линии Алехо дель Пилар. Позже он изучал латынь в частной школе, принадлежащей сэру Хосе Флоресу. Получив образование у старшего Флореса, дель Пилар поступил в Коллегию Сан-Хосе, где в 1867 году получил степень бакалавра искусств. Он изучал философию (1867–1871) и право (1871–1881) в Университете Санто-Томас. .

Исторический маркер восстания Кавите в 1872 году.

В 1869 году дель Пилар выступил крестным отцом при крещении в Сан-Мигель, Манила. Удивленный высокой платой за крещение в приходе, он поспорил с местным приходским священником. Судья, старший Феликс Гарсия Гавьерес, предпочел приходского священника дель Пилар. После суда его немедленно отправили в Carcel y Presidio Correccional. Дель Пилар был помилован и выпущен из тюрьмы через тридцать дней.

После освобождения дель Пилар продолжил обучение в СТЮ. Он получил степень Bachiller en Filosofía 16 февраля 1871 года. Когда в 1872 году вспыхнуло восстание Кавите, дель Пилар жил в доме о. Друг Торибио, о. Мариано Севилья. о. Севилья был филиппинским священником, который поддерживал о. Бургос и дело филиппинского светского духовенства. Для защиты о. Севилья от возможного ареста и депортации, дель Пилар сжег все письма бывшего в своих покоях. Однако некоторые из о. Севилья и о. Письма Торибио были найдены в покоях о. Бургос. В результате оба были арестованы и депортированы на Марианские острова. Дель Пилар умолял власти позволить его старшему брату увидеть их больную мать. Однако его просьба была отклонена. Перед депортацией о. Торибио пытали и тащили из Малолоса в Булакан. Это привело к кончине Доньи Бласики.

Вне школы дель Пилар работал официальным лицом в Пампанге (1874–1875) и Кьяпо (1878–1879). В 1876 году он возобновил изучение права в Университете Санто-Томаса. Он получил licenciado en jurisprudencia, эквивалентный степени бакалавра права, 4 марта 1881 года. В юридической школе дель Пилар заработал: (1871-1872) Каноническое право 1, Fair ; римское право 1, очень хорошо ; (1873-1874) Каноническое право 2, Ярмарка ; Римское право 2, отлично ; (1876–1877) Гражданское и торговое право, очень хорошо ; (1877-1878) Расширение гражданского права и испанского гражданского кодекса, очень хорошо ; уголовное право, очень хорошо ; (1878-1879) публичное право, ярмарка ; Административное право, Ярмарка ; Колониальное законодательство, справедливое ; Экономика, Ярмарка ; Политическая и статистика, Ярмарка ; (1879-1880) Судебные процедуры, отлично ; Практика и криминалистика ораторского искусства 1, отлично ; Элементы общей литературы и испанской литературы, отлично. За 1880–1881 годы оценок не было, так как дель Пилар взял шестимесячный отпуск.

С 1882 по 1887 год дель Пилар работал советником по защите Real Audiencia de Manila. В это время он стал активно разоблачать существующие условия на Филиппинах. Дель Пилар присутствовал на многих мероприятиях, таких как поминки, крестины, свадьбы, городские праздники и петушиные бои в кабинах. Используя тагальский язык, он разговаривал с разными людьми, такими как рабочие, фермеры, рыбаки, профессионалы и бизнесмены. В своем доме в Трозо, Тондо, дель Пилар проповедовал националистические и патриотические идеи молодым студентам Манилы. Мариано Понсе, в то время старшеклассник, был одним из его активных слушателей. Другими слушателями, которые позже станут его учениками, были Бриччио Пантас, Нумериано Адриано и Аполинарио Мабини.

Действия против монахов на Филиппинах (1880–1888 гг.)

Дель Пилар был одним из активных антимонашеских деятелей на Филиппинах до начала филиппинской революции 1896 года. После депортации его брата и смерти его матери в 1872 году он работал над уничтожением авторитета и влияния монахов на дела страны. В La Soberanía Monacal en Filipinas (Монашеское превосходство на Филиппинах) дель Пилар объяснил, как монахи доминировали в стране:

«Монахи контролируют все основные силы общества на Филиппинах. Они контролируют систему образования, поскольку им принадлежит Университет Санто-Томаса, и они являются местными инспекторами каждой начальной школы. Они контролируют умы людей, потому что в В стране, где преобладает католицизм, настоятели приходов могут использовать кафедру и исповедальни для публичного или тайного влияния на людей, они контролируют все муниципальные и местные органы власти и средства связи, а также выполняют все распоряжения центрального правительства».

Дель Пилар вместе с Базилио Теодоро Мораном и Паскуалем Х. Поблете 1 июня 1882 года основали недолговечную тагальскую газету Diariong Tagalog. Diariong Tagalog была первой двуязычной газетой на Филиппинах и финансировалась богатым испанским либералом Франсиско. Кальво-и-Муньос. Дель Пилар стал редактором тагальского раздела. Эссе Хосе Ризаля « Эль Амор Патрио » было опубликовано в тагальском журнале «Диарионг » 20 августа 1882 года. Дель Пилар перевел его на тагальский язык « Анг Пагибиг са Тинубуанг Лупа» («Любовь к родной земле»). Позже Diariong Tagalog столкнулся с финансовыми трудностями, и 31 октября 1882 г. газета прекратила выпуск.

Литографическая фотография собора Малолоса до 1863 года до землетрясения, разрушившего его башню с часами в 1863 году. Это было одно из мест антимонахской деятельности дель Пилар.

В 1884 году в городе Малолос прошли выборы на должность гобернадорсильо. В то время было два кандидата: одного поддержал монах-викарий города, а другого, Мануэля Крисостомо, поддержали дель Пилар и его соратники. После того, как результаты выборов были обнародованы, Крисостомо был провозглашен новым губернатором Малолоса. Дель Пилар посчитал это событие победой; первый шаг к уничтожению влияния монахов в стране. 6 мая того же года был издан Королевский указ о сборе налогов. Сеньор Чиншилла, интендант, реализовал указ, предложив правила от 30 июня 1885 года. В соответствии со статьями 52 и 53 правил, cabezas de barangay могут составлять свои собственные налоговые списки без участия монахов. Мера сэра Шиншиллы, однако, продлилась недолго: позже его заменил сэр Луна, промонах. Граждане Малолоса, особенно дель Пилар, осудили меры сеньора Луны, и вскоре после того, как последний отменил приказ сеньора Чиншиллы, все горожане протестовали. Немного позже дель Пилар и кабесас столкнулись с приходским священником из списка налогоплательщиков. Кабесас не хотели сравнивать ( asesorar или конфронтар) свои налоговые списки с приходскими списками. Однако их требование не было удовлетворено. Сеньор Луна и мэр алькальда Висенте Пардо-и-Бонанса встали на сторону монахов, особенно о. Фелипе Гарсия, заявивший, что asesorar или конфронтар означает копировать. По словам дель Пилар, в приходские списки было внесено большое количество умерших и престарелых. Монахи увеличили свою стипендию с 12,50% до 60%, а остаток казны был уменьшен с 87,50% до 40%. Эти неточности долгое время обременяли кабесас, потому что они платили налоги с умерших и престарелых лиц в приходских списках.

Бениньо Кирога и Лопес Бальестерос, генеральный директор гражданской администрации Манилы. Снято около 1894 года.

В 1887 году, во время предстоящего праздника Богоматери Розария в Бинондо, возник конфликт между gremio de naturales (гильдия коренных жителей), gremio de chinos (китайская гильдия) и gremio de mestizos de sangley (китайская гильдия метисов).. Gobernadorcillo de naturales (местный губернатор) Бинондо Тимотео Лануса хотел, чтобы монах-викарий Бинондо, о. Хосе Эвиа де Кампоманес, чтобы отдать предпочтение местным жителям перед китайцами на фиесте. о. Хевия, вставший на сторону китайцев, не удовлетворил просьбу Ланузы. Согласно о. Эвиа, китайцы и метисы должны возглавить праздник из-за их прошлого вклада в строительство церкви Бинондо. 30 сентября 1887 года Лануса и дель Пилар написали петицию генерал-губернатору Эмилио Терреро, требуя права туземцев на проведение фиесты. Терреро, либерал и антиклерикал, одобрил их просьбу. Он постановил, что gobernadorcillos de naturales должны руководить всеми общественными функциями в стране. Озлобленный решением Терреро, о. Эвиа не присутствовала на празднике. Большинство участников фиесты были туземцами и gobernadorcillos de naturales Манилы. Оскорбленный о. действия Эвиа, Терреро снял его с поста монаха-викария Бинондо. Все gobernadorcillos китайцев и метисов также были удалены. Организатор фиесты Хуан Зулуэта опирался на указания дель Пилар.

В октябре 1887 года, во время смертельной эпидемии холеры, между группой дель Пилар и монахами возникла еще одна напряженность. Чтобы ограничить распространение эпидемии, Бениньо Кирога издал запрет на внесение трупов в церкви. Запрет вступил в силу 18 октября 1887 года. В Малолосе Мануэль Крисостомо и дель Пилар объявили указ Кироги посредством парада. о. Фелипе Гарсия, монах-викарий Малолоса, нарушил запрет якобы из-за гонораров, которые церковь заработала на поминках. В знак протеста о. Гарсия пронес по улицам Малолоса труп жертвы холеры. Дель Пилар поручил Крисостомо обратиться к Мануэлю Гомесу Флорио, испанскому губернатору Булакана, по поводу инцидента. Гомес Флорио, союзник дель Пилар и реформистов Малолоса, приказал арестовать о. Гарсия.

Педро Пайо-и-Пиньейро, OP (1814–1889), был 24-м архиепископом Манилы, который принял власть в 1876 году до своей смерти в 1889 году.

21 января 1888 года дель Пилар составил мемориал гражданскому губернатору Булакана об учреждении школы «Искусств, ремесел и сельского хозяйства». Подписавшимися под документом были gobernadorcillos, бывшие gobernadorcillos, предприниматели, землевладельцы, юристы, педагоги и видные граждане провинции. Терреро, Кирога, Сентено, Гомес Флорио, Хулио Галиндо (капитан гражданской гвардии ) и другие официальные лица поддержали проект. В 1889 году школа открылась в Маниле, несмотря на возражения монахов-августинцев и архиепископа Манилы.

В 1887 и 1888 годах дель Пилар написал серию петиций против монахов колониальным властям и королеве-регентше. 20 и 21 ноября 1887 года он написал гражданскому губернатору жалобы двух жителей Навотаса, Матео Мариано и гобернадорсилло де Навотаса. Дель Пилар также подготовил 20 февраля 1888 г. петицию гобернадорсильо и жителей Манилы к генерал-губернатору. 1 марта 1888 года жители районов Манилы и близлежащих провинций во главе с Доротео Кортесом и Хосе Анаклето Рамосом прошли маршем к офису гражданского губернатора Манилы Хосе Сентено Гарсии. Они представили манифест, адресованный королеве-регентше. Этот манифест под названием Viva España! Вива Эль Рей! Viva el Ejército! Fuera лос Frailes! (Да здравствует Испания! Да здравствует король! Да здравствует армия! Выбросьте монахов!), Считалось, что написали Кортес и дель Пилар. Он потребовал изгнания монахов с Филиппин, в том числе архиепископа Манилы Педро П. Пайо. Несколько дней спустя Сентено ушел с поста гражданского губернатора Манилы. Срок полномочий генерал-губернатора Терреро также истек в следующем месяце. Генерал Антонио Мольто, преемник Терреро, приказал арестовать организаторов демонстрации против монахов, отменил указ Кироги о похоронах и помиловал о. Хевия за его предыдущие преступления. Однако эти меры не коснулись дель Пилара и его группы. Они продолжили свою деятельность против монахов в Малолосе, где им удалось избрать Висенте Гатмайтана преемником Мануэля Крисостомо.

Генерал-губернатор Валериано Вейлер, ок.1890 г.

о. Хосе Родригес, приходской священник-августинец, написал брошюру под названием «Caiñgat Cayó!: Sa mañga masasamang libro,t, casulatan» («Остерегайтесь !: плохих книг и сочинений», 1888 г.). Монах предупредил филиппинцев, что, читая « Noli Me Tángere» Ризала («Не прикасайся ко мне»), они совершают «смертный грех». 3 августа того же года дель Пилар написала Caiigat Cayó («Будь скользким, как угорь») под псевдонимом Долорес Манапат. Это был ответ о. ¡Caiñgat Cayó Родригеса !.

Валериано Вейлер сменил Молто на посту генерал-губернатора Филиппин. Известный как Мясник, Вейлер приказал арестовать и депортировать участников демонстрации против монахов. Не пощадили даже испанских чиновников. Через несколько дней после прибытия Вейлера Мануэль Гомес Флорио, испанский губернатор Булакана, был снят со своего поста. Был выдан ордер на арест дель Пилара, обвиняя его в том, что он флибустьер и еретик. По совету своих друзей и родственников дель Пилар уехал из Манилы в Испанию 28 октября 1888 года. В ночь перед отъездом из страны дель Пилар остановился в доме своего товарища Булакеньо, Педро Серрано-и-Лактао. Вместе с Рафаэлем Энрикесом они написали « Дасалан в Токсохане» («Молитвы и насмешки»), сборник пародийных молитв, высмеивающий испанских монахов. Они также написали Pasióng Dapat Ipag-alab nang Puso nang Tauong Babasa sa Calupitán nang Fraile («Страсть, которая должна воспламенять сердца тех, кто читает о жестокости монахов»). Грегорио дель Пилар, племянник дель Пилар, помогал распространять эти брошюры в церквях. Был один случай в Малолосе, когда Грегорио украл копии о. Cuestiones de Sumo Interes (Вопросы, представляющие высший интерес) Хосе Родригеса от о. Фелипе Гарсия, имевший привычку распространять контрреволюционные материалы после мессы. Эти книги должны были быть распространены после мессы. Грегорио снял обложки книг Cuestiones de Sumo Interes и вставил внутрь брошюры Марсело, прежде чем распространять их после.

Факсимиле письма, написанного Ризалем в Лондоне от 22 февраля 1889 года и адресованного дель Пилар.

Незадолго до своего отъезда дель Пилар сформировал Caja de Jesús, María y Jose. Его целью было продолжение пропаганды и предоставление образования малоимущим детям. Ему удалось это с помощью соотечественников Мариано Понсе, Грегорио Сантильяна, Мариано Крисостомо, Педро Серрано-и-Лактао, Хосе Гатмайтана, Бриччио Пантаса, Теодоро Сандико, Аполинарио Мабини, Нумериано Адриано и о. Рафаэль Канлапан (коадьютор Малолоса с 1885 по 1893 год). Позже Caja de Jesús, María y José была прекращена и заменена Comité de Propaganda (Комитет пропаганды) в Маниле.

Пропагандистское движение в Испании (1888–1895 гг.)

Дель Пилар прибыл в Барселону 1 января 1889 года. Он возглавлял политическую секцию Asociación Hispano-Filipina de Madrid (Испаноязычная филиппинская ассоциация Мадрида), организации филиппинских и испанских либералов. 17 февраля 1889 года дель Пилар написал письмо Ризалу, восхваляя молодых женщин Малолоса за их храбрость. Эти двадцать одна молодая женщина попросили разрешения у генерал-губернатора Вейлера разрешить им открыть вечернюю школу, где они могли бы научиться читать и писать по-испански. С одобрения Вейлера и вопреки возражениям о. Фелипе Гарсия, вечерняя школа, открытая в 1889 году. Дель Пилар призвал Ризала написать письмо на тагальском « лас мучачас де Малолос », добавив, что это будет «помощью нашим чемпионам там и в Маниле». В своем ответе дель Пилар Ризал поделился рукописной рукописью письма, которое он написал « лас малолесас ».

Газета La Solidaridad, выходящая раз в две недели и раз в две недели, служит главным органом Движения за реформы. Иллюстрация Мигеля Морайта-и-Саграрио в El País. Выпуск от 25 марта 1903 года.

16 апреля 1889 года дель Пилар встретился с Мигелем Морайта-и-Саграрио в Барселоне. Морайта, антиклерикал и последователь Эмилио Кастелара, был одним из испанских либералов, поддерживавших дело филиппинцев. Он был профессором истории Ризаля в Центральном университете Мадрида и Великим мастером масонов Gran Oriente Español. 25 апреля 1889 года дель Пилар и другие филиппинцы в Испании устроили банкет в честь Морайты.

В середине 1889 года, чтобы еще больше подорвать влияние и авторитет монахов на Филиппинах, дель Пилар и его соратники спонсировали о. Николас Манрике Алонсо Лаллаве, бывший доминиканский монах (ныне протестантский пастор ), назначенный в Урданете, Пангасинан. Генерал-губернатор Рафаэль Искьердо депортировал Лаллаве в Испанию после того, как последний поддержал указ 1870 года Сегизмундо Море. В 1872 году Лаллаве написал подстрекательскую брошюру под названием « Los Frailes en Filipinas » («Монахи на Филиппинах»), в которой он разоблачал зверства монахов и просил упразднить религиозные ордена. Он вернулся на Филиппины в 1889 году, чтобы основать протестантскую часовню в Маниле. Дель Пилар хотел помочь Лаллаве через Серрано-и-Лактао и Сандико, но до прибытия помощи священник умер от болезни 5 июня 1889 года. Некоторые ученые считали, что монахи отравили Лаллаве.

Мануэль Бесерра, испанский политик и революционер.

15 декабря 1889 года дель Пилар сменил Грасиано Лопеса Хаэну на посту редактора La Solidaridad. Под его редакцией цели газеты расширились. Используя пропаганду, он преследовал желания: ассимиляции Филиппин как провинции Испании; устранение монахов и секуляризация приходов ; свобода собраний и слова; равенство перед законом ; и филиппинское представительство в кортесах, законодательном органе Испании. Неутомимый редактор, дель Пилар писал под несколькими псевдонимами: Пларидель, Долорес Манапат, Пайпинг Дилат, Силинг Лабуйо, Купанг, Майтияга, Патос, Кармело, Д.А. Мургас, Л.О. Краме, Селонг, М. Калеро, Фелипеньо, Иларио, Пудпох, Грегория де Луна, Долорес Манаксак, М. Дати и VZKKQJC.

В феврале 1890 года дель Пилар познакомился с бывшим тагальским коллегой по Диарионг Франсиско Кальво-и-Муньосом. Муньос был одним из испанских либералов, которые помогали дель Пилар в кампании за филиппинское представительство. Первые усилия Муньоса были предприняты 3 марта 1890 года. В то время он представил членам кортесов поправку к статье 25 испанского законопроекта о всеобщем избирательном праве. Поправка Муньоса, подписанная шестью депутатами, предусматривала восстановление филиппинского парламентского представительства и избрание трех депутатов от Филиппин. На презентации Муньоса присутствовали известные испанские политики и либералы: Мануэль Бесерра, министр иностранных дел при Пракседесе Матео Сагасте ; и Антонио Рамос Кальдерон, член Либеральной партии Сагасты. Оба выступили после презентации Муньоса. Они высоко оценили намерение Муньоса восстановить филиппинское парламентское представительство; однако эти двое отвергли досрочное введение поправки. Несмотря на их заявления и суждения, дель Пилар с помощью Испано-филиппинской ассоциации Мадрида провела банкеты в честь Кальво-и-Муньоса, Бесерры и Рамоса Кальдерона. Дель Пилар также представил свои выступления в следующем выпуске La Solidaridad. В письме от 29 апреля 1890 г. дель Пилар сказал, что, если Агустин де Бургос-и-Лламас сменит Вейлера на посту генерал-губернатора, он может назначить Кальво-и-Муньоса новым генеральным директором гражданской администрации, но сначала последний должен внести законопроект. о филиппинском представительстве в кортесах. Муньос согласился с советом дель Пилар и в следующем месяце предложил более взвешенный законопроект. Пока Муньоса не было, дель Пилар поговорил со многими депутатами, чтобы помочь в утверждении законопроекта. Однако планы Дель Пилар и Муньоса не осуществились; 3 июля 1890 года либерал Сагаста был заменен консерватором Антонио Кановасом дель Кастильо на посту премьер-министра Испании. Дель Пилар поддерживал хорошие отношения с либералами, несмотря на падение Сагасты.

Дель Пилар рядом с Ризалем (в центре) для группового портрета в Мадриде, Испания. Снято в 1890 году.

В конце 1890 года между дель Пилар и Ризалем возникло соперничество. В основном это произошло из-за разницы между редакционной политикой дель Пилар и политическими убеждениями Ризаля. 1 января 1891 года в Мадриде собралось около 90 филиппинцев. Они договорились об избрании Ответственного (лидера). Лагеря разделились на два: пиларистов и ризалистов. Первое голосование за Ответственного началось в первую неделю февраля 1891 года. Ризал выиграл первые два выбора, но подсчитанные за него голоса не достигли необходимой фракции в две трети голосов. После того, как Мариано Понсе по указанию дель Пилар обратился к пиларистам, Ризал был избран ответственным. Ризал, зная, что Пиларистам не нравятся его политические убеждения, почтительно отказался от этой должности и передал ее дель Пилар. Затем он собрал свои вещи и сел на поезд, отправляющийся в Биарриц, Франция. Неактивный в Движении за реформы, Ризал прекратил писать статьи о La Solidaridad.

После инцидента дель Пилар написала Ризалу письмо с извинениями. Ризал ответил и сказал, что перестал писать для La Solidaridad по причинам: во-первых, ему нужно было время для работы над своим вторым романом El Filibusterismo (Власть жадности); во-вторых, он хотел, чтобы другие филиппинцы в Испании тоже работали; и, наконец, он не мог возглавить организацию без солидарности в работе. Дель Пилар и Ризал продолжали переписываться до изгнания последнего в Дапитан в июле 1892 года.

В последние годы своей жизни дель Пилар отверг ассимиляционистскую позицию. В письме своему зятю Деодато Арельяно 31 марта 1891 года он объяснил свою конечную цель:

«В филиппинской колонии не должно быть разделения, и его нет: одни чувства, которые нами движут, одни идеалы, которые мы преследуем; устранение на Филиппинах всех препятствий на пути к нашим свободам, и в свое время и надлежащим образом, а также упразднение флага Испании».

Эмилио Джуной, ок.1906 г.

11 декабря 1892 года Сагаста вернулся в качестве премьер-министра Испании с Антонио Маурой в качестве нового министра иностранных дел. 15 декабря 1892 г. и 15 января 1893 г. дель Пилар опубликовал две статьи о «Солидарности » под названием « Ya es tiempo » («Не пора ли!») и «Insistimos» («Мы настаиваем»), в которых он вспоминал обещания либералов и внесенную поправку. Кальво-и-Муньос в 1890 году. Несколько месяцев спустя Маура издал на Филиппинах два указа, все из которых вступили в силу в 1895 году. Первый указ, Королевский указ от 19 мая 1893 года, был законом, заложившим основы муниципального управления в Филиппины. Он учредил трибуналы, муниципалитеты и провинциальные хунты. Второй указ, Королевский указ от 13 февраля 1894 года, был известен как Закон Мауры и вырос из предложения, сделанного в 1820-х годах Мануэлем Бернальдесом, долгое время работавшим колониальным чиновником. В его преамбуле говорилось, что он «застрахует туземцев в будущем, когда это будет возможно, необходимой землей для обработки в соответствии с традиционными обычаями». Несмотря на принятие этих законов, переговоры о филиппинском представительстве не велись. В марте 1894 года Маура ушел с поста министра иностранных дел, и его заменил Бесерра. Однако Бесерра стал менее сочувствовать представительству Филиппин и предложенным им реформам. Зная об этом, дель Пилар обратился к Эмилио Джуною, дружественному заместителю и главному редактору La Publicidad. 21 февраля 1895 года Жюной представил кортесам петицию, подписанную семью тысячами человек. Две недели спустя, 8 марта 1895 года, Джуной выступил с речью в Конгрессе Испании, в которой обсудил предложенный законопроект, представляющий Филиппины. Законопроект, однако, не был реализован, и 23 марта 1895 года Кановас дель Кастильо снова сменил Сагасту на посту премьер-министра Испании.

После нескольких лет публикации с 1889 по 1895 год финансирование La Solidaridad стало скудным. Вклад Comité de Propaganda в газету прекратился, и дель Пилар финансировал газету почти самостоятельно. По совету Мабини дель Пилар прекратил публикацию « Солидарности » 15 ноября 1895 г., выпустив 7 томов и 160 выпусков. В прощальной редакционной статье дель Пилар он сказал:

«Сталкиваясь с препятствиями, которые реакционные преследования создают против распространения этой газеты на Филиппинах, мы вынуждены на некоторое время приостановить выпуск нашей газеты. В настоящее время, когда есть способы обуздать трудности, мы не перестанем работать над их преодолением. Мы убеждены, что никакие жертвы не будут слишком малы, чтобы завоевать права и свободу нации, угнетенной рабством.Мы работаем в рамках закона и поэтому продолжим издавать эту газету здесь или за границей, в зависимости от остроты борьбы. в котором филиппинские реакционеры пришли, чтобы внушить всем филиппинцам, что в их душе бьется какое-то чувство достоинства и стыда. Будь то здесь или за границей, мы продолжим развивать нашу программу ».

Поздние годы, болезнь и смерть (1895–1896)

Дель Пилар заболел туберкулезом в ноябре 1895 года. В следующем году он решил вернуться на Филиппины, чтобы возглавить революцию. Его болезнь обострилась, и ему пришлось отменить поездку. 20 июня 1896 года его доставили в госпиталь Санта-Крус в Барселоне. Дель Пилар умер в 1:15 утра 4 июля 1896 года, более чем за месяц до Крика Пугада Лавина. Согласно рассказу Мариано Понсе о его смерти, его последними словами были: «Пожалуйста, скажите моей семье, что я не смог попрощаться, но что я умер, окруженный моими настоящими друзьями… Молитесь Богу о счастье нашего стране. Продолжайте свою работу, чтобы добиться счастья и свободы нашей любимой страны». На следующий день он был похоронен в заимствованной могиле на Cementerio del Sub-Oeste (Юго-Западное кладбище). Перед смертью дель Пилар отказался от масонства и принял таинства церкви.

Реакции после смерти

Генерал-губернатор Рамон Бланко-и-Эренас

Новости о смерти дель Пилар достигли Филиппин. 15 июля 1896 года La Politica de España en Filipinas, издание испанских священников, почтило его:

«Марсело Х. дель Пилар был самым важным журналистом чисто филиппинской расы.

Мы не считали его искусным флибустьером; временами мы видели в нем расчетливого заговорщика, сбившегося с пути журналиста, у которого не было настоящей ненависти к суверенной стране, поскольку он показывал, что испытывает ее к положению дел, сложившемуся на Филиппинах.

Но какова бы ни была истина, мы не должны упускать из виду, что именно Марсело Тагалог, как публицист, внушал нам величайшее уважение, когда безмятежно и, по-видимому, с величайшей искренностью излагал свои взгляды на самые трудные политические проблемы.

Правильный по форме, чем кто-либо другой, искусный в дебатах, упорный в отстаивании своих выводов, личность Марсело Х. дель Пилара как пропагандиста, несомненно, является величайшим произведением тагальской расы. Хотя он не обладал культурой и целеустремленностью своего соотечественника Ризала, он, тем не менее, обладал тем преимуществом, что умел тонко внедрять свои мысли в умы своих последователей.

Он был противником, соперником; он оскорблял нас время от времени; мы никогда не могли одобрить направленность его политической деятельности; но он был трудолюбив, он был умен и, возможно, стал жертвой своих собственных обязательств».

Рамон Бланко-и-Эренас, 109-й генерал-губернатор Филиппин, восхвалял дель Пилар как:

«Самый умный лидер, настоящая душа сепаратистов, намного превосходящая Ризала».

Мариано Понсе в La Independencia (1898 г.) сказал:

«Неутомимый пропагандист, знаток политической войны, грозный в нападении и обороне, искусный владелец пера, непоколебимый в своих доводах; его знания и могучий ум пользовались уважением даже у его врагов, которых он не раз разбивал в мирное состязание мыслей».

Возвращение останков дель Пилар и окончательное захоронение

Марсело Х. Дель Пилар Национальный храм Марсело Х. дель Пилар в Сан-Николас, Булакан, Булакан Основная статья: Храм Марсело Х. дель Пилар

В 1920 году Норберто Ромуальдесу было поручено найти останки дель Пилар. С помощью Хоакина Пеллисены-и-Камачо тело было эксгумировано и помещено в урну. Аликанте, корабль с останками дель Пилар, прибыл в Манилу 3 декабря 1920 года. С пирса 3 тело было передано в Funeraria Nacional. Его доставили в Малолос, Булакан, 6 декабря 1920 года. На следующий день его перевезли на место рождения дель Пилар в Булакан, Булакан. 11 декабря 1920 года тело лежало в Большом оперном театре Манилы. Некрологическая служба прошла в Салоне де Мармоль 12 декабря 1920 года. На службе присутствовали филиппинские официальные лица: Мануэль К. Брионес, представитель 1-го округа Себу; Рафаэль Пальма, сенатор Филиппин от 4-го сенаторского округа; Теодоро М. Калав, министр внутренних дел и местного самоуправления; коллеги дель Пилар в Барселоне и Мадриде, Тринидад Пардо де Тавера и Доминадор Гомес ; Викторино М. Мапа, второй главный судья Филиппин; Мануэль Л. Кесон, председатель сената Филиппин; и Серхио Осменья, 1-й спикер Палаты представителей Филиппин. На церемонии присутствовали жена Дель Пилар и две дочери. После службы дель Пилар был похоронен в Mousoleo de los Veteranos de la Revolución на Северном кладбище Манилы.

Останки Дель Пилара были перенесены на место его рождения 30 августа 1984 года. Его останки были захоронены под его памятником.

Личная жизнь

Памятник Марсело Х. дель Пилару в провинциальном парке героев Булакана в Булаканском государственном университете.

Брак, дети и внуки

В феврале 1878 года дель Пилар женился на своей троюродной сестре Марсиане (Чанай) в Тондо. У пары было семеро детей, пять девочек и два мальчика: София, Хосе, Мария Росарио, Мария Консоласьон, Мария Консепсьон, Хосе Мариано Леон и Ана (Анита). София и Анита, старший и младший ребенок, дожили до совершеннолетия. 12 марта 1912 года Анита вышла замуж за Висенте Марасигана-старшего, бизнесмена из Таала, Батангас. У нее и ее мужа было шестеро детей: Летисия, Висенте, Бенита, Жозефина, Антония и Марсело.

Трудности в Испании

В последние годы жизни Дель Пилара в Испании он впал в крайнюю нищету. В письме к своей жене Марциане от 17 августа 1892 года он писал: «Чтобы поесть, мне приходится день за днем ​​обращаться к друзьям за ссудой. Чтобы иметь возможность курить, я дошел до крайности, собирая окурки. на улицах." В другом письме к жене от 3 августа 1893 года он рассказал ей о своих частых кошмарах: «Мне всегда снится, что Анита у меня на коленях, а София рядом с ней; что я целую их по очереди, и что обе говорят мне: Останься с нами, папа, и не возвращайся в Мадрид». Я просыпаюсь весь в слезах, и в тот самый момент, когда я пишу это, я не могу сдержать слезы, катящиеся из моих глаз». В июне 1893 года родственники дель Пилара смогли отправить деньги, чтобы он мог вернуться на Филиппины. Однако его друзья ( Рехидор, Торрес, Блюментрит, Морайта и Кирога) посоветовали ему остаться в Испании. В письме к жене от 21 декабря 1893 г. он писал: «Я боюсь быть слишком поспешным, потому что, при нынешнем моем положении, неверный шаг с моей стороны повредит многим людям, и даже если я потеряю сознание этой жизни, мои соотечественники продолжали бы обвинять меня в неосторожности. Обратите внимание, что ошибка Ризала навредила многим (беда 1887 года в Каламбе )».

Здоровье

Здоровье Дель Пилара ухудшалось до того, как он заболел туберкулезом в 1895 году. Он страдал бессонницей, лихорадкой денге, гриппом, ревматизмом и опухолью шеи.

Связь с Катипунаном

Деодато Арельяно, зять дель Пилар, был первым президентом Катипунана. Основная статья: Катипунан

Некоторые историки считают, что дель Пилар имел непосредственное отношение к Катипунану и его организации из-за его роли в пропагандистском движении и его выдающегося положения в филиппинском масонстве ; большинство основателей и членов Катипунана были масонами. В Катипунане были церемонии инициации, скопированные с масонских обрядов. У него также была иерархия рангов, похожая на масонскую.

Испанский биограф Ризала Венсеслао Ретана и филиппинский биограф Хуан Раймундо Лумаваг видели в формировании Катипунана победу дель Пилар над Ризалом:

«Ла Лига умирает, и Катипунан поднимается на ее место. План Дель Пилар побеждает план Ризаля. У Дель Пилар и Ризаля был один и тот же конец, даже если каждый из них пошел к нему разными путями».

В Revista Filipina Эпифанио де лос Сантос объяснил роль дель Пилар в утверждении статутов Катипунана:

«Очень правильно сказано, что Андрес Бонифачо приказал Теодоро Плата составить статуты Катипунана, и что он сделал это с помощью Ладислао Дивы и Валентина Диаса. После обсуждения статутов Бонифачо с согласия Деодато Арельяно представил их на одобрение Марсело Х. дель Пилару. После письма последнего об одобрении статутов Бонифачо использовал их для приобретения адептов».

Бонифачо также руководствовался письмами дель Пилар, считая их «священными реликвиями» революции.

Предполагаемые показания некоторых Катипунеро

Пио Валенсуэла-и-Алехандрино, филиппинский врач и член Катипунана.

Некоторые Катипунеро свидетельствовали, что дель Пилар спровоцировал Катипунан. Однако д-р Джим Ричардсон поставил под сомнение обоснованность их заявлений.

Пио Валенсуэла

3 сентября 1896 года Пио Валенсуэла сказал, что дель Пилар был президентом ассоциации Катипунан в Испании.

Хосе Дизон

Когда Катипунан был раскрыт, Хосе Дизон был среди сотен арестованных за мятеж. 23 сентября 1896 года Дизон был допрошен испанскими властями. Когда его спросили, кто передал инструкции по созданию Катипунана, Дизон ответил: «Мойсес Сальвадор, он принес с собой инструкции Марсело Х. дель Пилар из Мадрида... Сальвадор переслал инструкции Деодато Арельяно и Андресу Бонифачо».

Агедо дель Росарио

28 июня 1908 года Агедо дель Росарио заявил, что дель Пилар инициировал формирование Катипунана. Дель Пилар на момент основания Катипунана жил в Барселоне.

Историческая память

«Отец филиппинской журналистики»

За свои 150 эссе и 66 редакционных статей, в основном опубликованных в La Solidaridad и различных брошюрах против монахов, дель Пилар широко известен как «отец филиппинской журналистики».

Samahang Plaridel, организация ветеранов-журналистов и специалистов по связям с общественностью, была основана в октябре 2003 года в честь идеалов дель Пилар. Он также способствует взаимопомощи, сотрудничеству и взаимопониманию между филиппинскими журналистами.

Масонский храм Пларидель, штаб-квартира Самой почитаемой Великой Ложи Свободных и Принятых Масонов Филиппин.

«Отец филиппинского масонства»

Основная статья: Масонство на Филиппинах

Дель Пилар был посвящен в масонство в 1889 году. Он стал активным членом ложи Revolución в Барселоне. Другими членами ложи были Селсо Мир Деас, Понсе, Хосе Мария Панганибан, Лопес Хаэна, Хусто Аргудин и Хуан Хосе Канарте. 10 декабря 1889 года дель Пилар присоединился к возрожденной ложе «Солидаридад № 53» в Мадриде. Он стал ее вторым маститым хозяином, сменив Хулио А. Льоренте.

Дель Пилар работал над созданием филиппинских масонских лож. В 1891 году он отправил Серрано-и-Лактао на Филиппины, чтобы основать Нилад, первую филиппинскую масонскую ложу. В 1893 году дель Пилар также сформировал Gran Consejo Regional de Filipinas, первую национальную организацию филиппинских масонов. Этим он заслужил признание как «отец филиппинского масонства».

Великая масонская ложа Филиппин, расположенная на улице Сан-Марселино, 1440, в Эрмите, Манила, называется Масонским храмом Пларидель.

Историческая память

Дель Пилар и Лопес Хаэна на лицевой стороне филиппинской банкноты номиналом 5 песо (1951–1974). Почтовая марка 5 сентаво, выпуск 1963 г. Дель Пилар на аверсе филиппинской монеты пятьдесят сентаво (1994 г.)

Дель Пилар в популярной культуре

Известные работы

Опубликовано при жизни дель Пилар

  • Ang Pagibig sa Tinubúang Lupà ( Любовь к родной земле, тагальский перевод книги Ризала El Amor Patrio, опубликованной в Diariong Tagalog 20 августа 1882 г.)
  • La Solídaridad (различные статьи и эссе, опубликованные под псевдонимами Pláridel, Carmelo, Patós, DA Murgas и LO Crame)
  • En Filipinas Quien Manda? ( Кто на Филиппинах хозяин?, опубликовано в La Publicidad, 23 декабря 1887 г.)
  • El Monaquismo en Filipinas ( Монашество на Филиппинах, опубликовано в El Diario под псевдонимом Piping Dilat, 12 января 1888 г.)
  • Да здравствует Испания! Вива Эль Рей! Viva el Ejército! Fuera лос Frailes! ( Да здравствует Испания! Да здравствует король! Да здравствует армия! Выбросьте монахов!, 1888 г.)
  • Кайигат Кайо ( «Будь скользким, как угорь », опубликовано под псевдонимом Долорес Манапат, 3 августа 1888 г.)
  • Анг Кадакилаан нанг Диос ( «Величие Бога », 1888 г.)
  • Noli Me Tangere. Анте эль Одио Монакаль. ( Noli Me Tangere. Ненависть монахов., опубликовано в La Publicidad под псевдонимом Pláridel, 10, 11, 12 и 13 июля 1888 г.)
  • Filipinas Ante la Opinion ( «Филиппины и общественное мнение », опубликовано в El Diluvio, 27 июля 1888 г.)
  • La Soberanía Monacal en Filipinas ( «Монашеское превосходство на Филиппинах », опубликовано под псевдонимом MH. Pláridel, 1888 г.)
  • Дасалан в Токсохане ( « Молитвы и насмешки», опубликовано под псевдонимом Долорес Манаксак, 1888 г.)
  • Pasióng Dapat Ipag-alab nang Puso nang Tauong Babasa sa Calupitán nang Fraile ( Страсть, которая должна воспламенять сердца тех, кто читает о жестокости монахов, 1888 г.)
  • Relegacion Gubernativa ( Governmental Relegation, опубликовано в El Diluvio под псевдонимом Piping Dilat, 24 января 1889 г.)
  • La Asociacion Hispano-Filipina ( The Asociacion Hispano-Filipina, опубликовано в La Publicidad под псевдонимом Pláridel, 30 января 1889 г.)
  • La Frailocracía Filipina ( Friarocracy на Филиппинах, опубликовано под псевдонимом MH. Pláridel, 1889 г.)
  • Sagót nang España sa Hibíc nang Filipinas ( Ответ Испании на крики Филиппин, 1889 г.)
  • El Triunfo de la Remora en Filipinas ( «Триумф врагов прогресса на Филиппинах », опубликовано в El País под псевдонимом Пларидель, 28 февраля 1890 г.)
  • Пролого ( Пролог к ​​филиппинцам ан лас Кортес, 1890 г.)
  • Arancel de los Derechos Parroquiales en las Islas Filipinas publicado con su traduccion tagala (тагальский перевод Arancel de los Derechos Parroquiales en las Islas Filipinas, 1890 г.)
  • Exposicion de la Asociacion Hispano-Filipina ( Мемориал Испано-филиппинской ассоциации, 1 февраля 1892 г.)
  • Para Rectificar ( «Исправление », опубликовано в La Justicia 11 февраля 1892 г.)
  • Otro Peligro Colonial ( Другая колониальная опасность, опубликовано в El Globo, 19 января 1895 г.)
  • Канал Баши ( The Bashi Channel, опубликовано в El Globo, 26 января 1896 г.)
  • Министерио дела República Filipina ( Министерство Филиппинской Республики, 1896 г.)
  • La Patria ( Отечество, 1896)

Опубликовано посмертно

  • Дюплюхан... Далиты... Багтонги ( Поэтическое состязание в повествовательной последовательности, Псалмы, Загадки, 1907)
  • Pagina Especial Para la Mujer Filipina ( Специальная страница для филиппинских женщин, опубликованная в El Renacimiento, 28 августа 1909 г.)

Неопубликованные работы

  • Са Бумабасанг Кабабаян
  • Discurso en El Meeting del Teatro Martin de Madrid ( Выступление на собрании в Театро Мартин, Мадрид)
  • Esbozos de Un Codigo Internacional (испанский перевод «Очерков международного кодекса » Дэвида Дадли Филда)
  • Proyecto de Estatutos de la Sociedad Financiera de Socorros Mutuos, Титулада-ла-Пас ( Предлагаемый устав Sociedad Financiera de Socorros Mutuos, Титулада-ла-Пас)
  • Reglas de Sintaxis Inglesa (испанский перевод правил английского синтаксиса)
  • Progreso del Jefe Gomez: Rapida y Prontamente el Rebelde Principal Trastorna Todas las Combinaciones Españoles ( Прогресс вождя Гомеса: главный лидер повстанцев быстро и безотлагательно расстраивает все испанские комбинации)

Смотрите также

использованная литература

Заметки

Цитаты

Библиография

дальнейшее чтение

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-01 07:35:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте