Марсель Раймонд (20 декабря 1897 г. в Женеве - 28 ноября 1981 г. в Женеве) был швейцарским литературным критиком, специализировавшимся на французской литературе. Его обычно относят к так называемой « женевской школе ».
Марсель Раймон сначала учился в Женеве, а затем переехал во Францию, чтобы учиться в Сорбонне в Париже у ученых Анри Шамара (специалист по La Pléiade ) и Абеля Лефранка. Он получил докторскую степень в 1927 году, защитив диссертацию о влиянии Пьера де Ронсара на французскую поэзию (1550–1585); опубликованное вскоре после этого, произведение стало классическим (оно было переиздано в 1965 году). Последующее исследование Раймонда французской поэзии с конца девятнадцатого до начала двадцатого - De Baudelaire au surréalisme (1933) - принесло ему всеобщую критическую оценку. В нем он развил идею о том, что поэзия - это полноценный акт и что стихотворение следует ценить как органическое произведение, требующее интимного акта чтения.
Раймонд преподавал в Лейпцигском университете, в Базельском университете, а в 1936 году удалось Альберт Тибоде в Женевском университете, где он будет оставаться до своей отставки в 1962 году в Женеве, он подружился с Джорджем Пуле и Альберта Беген, и вместе с Жаном Старобински и Жаном Руссе они составили ядро того, что впоследствии стало называться Женевской школой литературной критики.
Во время Второй мировой войны Раймон потерял отца и нескольких друзей (в том числе Бенджамина Кремье, который умер в концентрационном лагере ), но он посвятил себя эссе, критическим изданиям и антологиям Монтескье, Агриппы д'Обинье, Виктора Гюго и Поля Валери. После войны эта работа продолжалась над Пьером Бейлем, Пьером де Ронсаром, Артуром Рембо, Полем Верленом, Сенанкуром, Бодлером и т. Д. Но большая часть его послевоенных работ была сосредоточена на Жан-Жаке Руссо, и ему было предложено участвовать. с Бернаром Гагнебином о критическом издании работ Руссо для Bibliothèque de la Pléiade. Его книга 1955 года « Поэзия барокко и возрождения» завершит его работу над поэзией 16 и 17 веков.
В 1962 году он ушел с преподавательской деятельности. Его жена умерла в 1963 году. Его более поздние работы включают в себя как стихи ( Poèmes pour l'absente, посвященные его жене), так и автобиографические произведения ( Le Sel et la cendre, Souvenirs d'un enfant sage ), фрагменты дневника ( Le Trouble et la присутствие, Écrit au crépuscule ), философские размышления ( Par-delà les eaux sombres ), теория литературы ( Vérité et poésie, ietre et dire ) и исследования Сенанкура, Фенелона и Жака Ривьера.
Во всех его работах над французской поэзией и Жан-Жаком Руссо основным принципом подхода Раймона было сосредоточение внимания на том, как литература возникает из созерцательного открытия себя в мире.